Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 августа 2019
Чтоб не пропасть поодиночке…

Чтоб не пропасть поодиночке…

Возможно ли объединение центрально-европейских областей РФ?
Алексей Чичкин
16.11.2010
Чтоб не пропасть поодиночке…

В Воронеже состоялось совещание представителей администраций шести областей европейского Черноземья России – Воронежской, Белгородской, Курской, Липецкой, Орловской и Тамбовской. Это мероприятие широко не освещалось в местных СМИ по очевидным причинам: чтобы никто не смог «заподозрить» тамошние власти в стремлении изменить административную карту Центрально-Европейской России.

Но, как отмечалось на совещании, социально-экономическая ситуация в этих областях вряд ли сможет улучшиться при их нынешних административных границах, и упомянутый форум рекомендовал доработать варианты административно-экономической объединения данных областей в укрупненные субъекты Федерации.

Эти, и многие другие проблемы достались упомянутым областям далеко не в последнюю очередь потому, что в середине 1950-первой половине 1960-х перекройка границ в СССР именно за счет РСФСР непосредственно распространялась не только на российскую Крымскую область. Да, это было наиболее вопиющим проявлением антироссийской, точнее – антирусской политики послесталинского руководства СССР.

Были в тот период и другие переделы той же, то есть антирусской направленности – изменение границ центрально-европейских, поволжских и ряда западносибирских областей.

В Центрально-Европейской России границы менялись часто, что превратило её области в самые малые по размерам территории и количеству жителей в РСФСР. А 25-30% территорий нижневолжских Сталинградской и Астраханской областей было тогда включено в состав восстановленной – уже в новых границах – Калмыцкой АССР и – в соседние области Казахстана.

Многие приграничные с Казахстаном районы западносибирских Омской, Чкаловской (с 1958 г. – Оренбургской) областей, Алтайского края и Горно-Алтайской автономной области (с 1991 г. – Республика Горный Алтай) получила Казахстанская АССР. Напомним и о передаче в те же годы ряда территорий Краснодарского края автономной Адыгее, а многих южных территорий Ставропольского края – соседним Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Чечено-Ингушетии и Дагестану.

Кроме того, многие крупные области в том же регионе (Воронежская, Центрально-Чернозёмная) были раздроблены на более мелкие, а ряд районов всё ещё крупных областей был передан областям соседним. Так, например, Подмосковный угольный бассейн (Сталиногорский район Подмосковья), где, кстати, были разведаны ресурсы серебра, полиметаллов, графита, сланцев, - был в начале 60-х включен в Тульскую область.

А вот Липецкая область в январе 1954-го была, что называется, «выкроена», по распоряжению Президиума Верховного Совета СССР, из районов соседних Воронежской, Тамбовской, Рязанской, Курской и Орловской областей. Что, как считает кандидат экономических наук Валерий Стрелицын (г.Тамбов), сократило не только территорию, но и социально-экономическую жизнеспособность «донорских» областей. По его мнению, причиной «выделения» Липецка послужило то, что по суммарным запасам такого редкого и высокоценного сырья, как магнезит, железосодержащие пески, свинец, барит и малахит, - недра районов, составивших новообразованную Липецкую область, и ныне занимают первое место в Европейской части России.

Однако до сих пор в Липецкой области почти ничего не добывается. А потому резонно предположить, что главной целью создания такой области - в рамках той же линии - было стремление свести к минимуму использование этих ресурсов в интересах всех упомянутых шести русских областей.

Все эти факты остались, можно сказать, в тени передачи Крыма Украине и отказа «хрущевцев» в тот же период от зарубежных советских территорий (Порккалла-Удд, Дальний, Порт-Артур, КВЖД).

Но, повторим, русофобская линия Кремля после 1953-го проводилась во многих регионах, и поэтому неудивительно, что после распада СССР следствием вышеупомянутой политики стал хронический социально-экономический кризис во всём этом регионе.

Географическая и социально-экономическая схожесть центрально-европейских субъектов РФ – главные стимулы более тесного взаимодействия Белгородской, Воронежской, Орловской. Курской, Тамбовской и Липецкой областей. К тому же эти области России – и сегодня наименее крупные по территории и численности населения среди субъектов РФ. Причем, по мнению кандидата географических и экономических наук Сергея Дамина (г. Воронеж), «именно малочисленность населения и территории, а, значит, и экономическая «малодееспособность» стала причиной объединения многих нацокругов с соседними крупными субъектами Федерации в 2007-2009 гг. – с Красноярским краем, Пермской, Иркутской, Камчатской, Читинской областями. Те же причины стимулируют и новое объединение в Центрально-Европейской России».

Что касается формы управления новой административной территорией, если она будет-таки создана, - то официальной информации по этому вопросу нет. Областные губернаторы тоже пока хранят молчание. Зато некоторые местные СМИ отмечают, что, скорее всего, все они могут стать районами новообразованной Центрально-Черноземной области (наподобие существовавшего Центрально-Черноземного края в 1920-30-х гг.). Всё же управлять таким регионом целесообразнее по краевому принципу, когда уровень местной, то есть районной автономии больший, нежели в рамках «обычной» области.

Тем временем местные эксперты всё активнее обсуждают экономические и управленческие преимущества такого межобластного укрупнения. Полагают, в частности, что развитие перерабатывающих отраслей, повышение плодородия сельхозпочв, создание новых рабочих мест, повышение уровня медицинского, курортного обслуживания и другие проблемы будут решаться быстрее в рамках более крупного, а значит, более дееспособного субъекта Федерации. Отмечается также, что новая крупная область позволит сократить не столь уж малочисленную чиновничью надстройку в прежних областях.

Кроме того, освоение разнообразных природных ресурсов, буквально «простирающихся» через недра тех же областей, едва ли возможно силами и средствами только одной-двух областей. А промышленная разработка полезных ископаемых в центрально-европейском регионе РФ, судя по недавним совещаниям местного начальства, считается здесь важнейшим направлением не только областного, но и общерегионального социально-экономического развития. А если точнее – эффективным способом вытащить все эти области из социально-экономического «провала», в котором они оказались, подчеркнем, еще с 1960-х, как якобы ресурсодефицитные и неперспективные.

Что касается ресурсной базы этого региона и его российских соседей, - то нелишне напомнить, что еще в 1950-1970-х гг. в центрально-европейских областях, а также в Пензенской, Сталинградской, Ивановской, Ленинградской, Ростовской, Новгородской, Горьковской, Воронежской, Липецкой, Смоленской, Брянской областях, Мордовской и Марийской республиках – то есть, подчеркнём, почти по всей Европейской России – были разведаны крупные ресурсы промышленного и энергетического сырья. Имеются в виду бокситы, сланцы, технические алмазы, сера, марганец, титан, нефть, газ, медь, высокоцелебные лечебные грязи и минводы, и даже золотосодержащие пески. Но с конца 1950-х проводилась линия на рост зависимости центрально-европейских и многих других территорий РСФСР от поставок сырья с Урала и Западной Сибири. А по газу многие регионы РСФСР были поставлены в растущую зависимость от его ввоза из Средней Азии. А такая политика – тоже составная часть антирусской линии послесталинского руководства СССР-КПСС.

Все упомянутые факторы и привели к тому, что центрально-европейские субъекты Федерации, похоже, инициируют свое укрупнение.

Кстати, возьмём аналогичный «ресурсный» пример Новгородской области. Её губернатор Сергей Митин, в ходе недавней встречи с автором, сообщил: «В нашей области, в районе озера Ильмень, давно разведаны запасы «тяжелой» (асфальто-битумной - А.Ч.) нефти. Есть у нас многие другие ископаемые, которые доисследуются». Но, по его словам, пока нет системной государственной политики по доразведке и разработке разнообразного сырья в Центральном и Северо-Западном регионах РФ. Хотя, по мнению С. Митина, развитие тамошней ресурсно-промышленной базы кардинально изменит экономическую, а значит, и социальную ситуацию в этих регионах.

Но жизнь, как говорится, не стоит на месте: в 2008-2010 гг. в ряде упомянутых субъектов РФ, включая Новгородскую область, приняты программы по комплексному освоению природных ресурсов и по межобластному сотрудничеству в этой сфере. Причем реализация таких программ обходится, в основном, без госбюджетных дотаций.

Если говорить по сути, то главная причина возможного объединения центрально-европейских субъектов РФ – это их стремление вырваться, в буквальном смысле, из социально-экономической нищеты, в которой весь этот регион оказался еще полвека тому назад.

Специально для Столетия


Материалы по теме:

Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Алексей
26.11.2010 14:24
для  merane: Не согласен с "бесхозяйственностью". Например, в Грузии были освоены ВСЕ месторождения разнообразного сырья, причем для их переработки там же были построены заводы (действующие и сегодня). То  же -в Армении, Азербайджане, Казахстане, Эстонии, частично в Узбекистане, Туркмении... Но ЭТОГО не было в Европейской России (почти во всех ее областях), в Молдавии, большей части Украины; почти все виды пром сырья были "законсервированы" и в Белоруссии...
доцент
22.11.2010 21:44
Обратите внимание - о политике укрупнения регионов и губернизации национальных республик давно говорил Жирик. А ему всегда поручается озвучивать скандальные проекты власти, чтобы в случае чего - дезавуировать. Кого, мол, слушаете? О неизбежности укрупнения четыре года назад слышал в Академии госслужбы при Президенте РФ. Оно потихоньку началось (коряки, коми-пермяки). Но опять не хватает ума понять, что нарвутся на национальный вопрос, особенно на уровне татар, мордвы, чувашей...
Adam
20.11.2010 10:34
Интересно, а когда Хрущев, создал в Казахстане Целинный край из Кустанайской, Северо-Казахстанской, Целиноградской, Кокчетавской и Павлодарской областей, а потом все хотел отдать в РСФСР, затем в его период 2 района Кустанайской области безвозмездно по-братски передали в состав Челябинской области РСФСР, а 3 района Южно-Казахстанкой области по-братски отдали Узбекистану - это было русофобство?! (Справка: Все вернули на место при Брежневе)
А.Л.
17.11.2010 15:35
   Читаешь и радуешься. Пригвоздили русофобскую линию после 53го года к позорному столбу. Имеется ввиду, что теперешняя линия русофильская.
    По русофильской конституции имени ЕБН нам запрещена гасударственая идеология.Статья конституции подкрепляется статьями УК. Извините, что не привожу номеров статей - поверьте так. То есть, если губернаторы центральных областей собрались по поводу не устраивающих их границ, то:
1. Они преступники по УК.
2. Если им "спишут" виновность по УК, то они собрались для ликвидации собственных должностей.
   Читатель, ты веришь в такие совпадения ?
merana
17.11.2010 13:48
Людмила, как именно "стремление к укрупнению субъектов РФ" свидетельствует о "страшной политике Кремля"? И как из факта (допустим, что это факт) "трудностей осуществления кремлевской власти на пространствах страны" вытекает то, о чем Вы говорите. Возможно все, что не противоречит здравому смыслу и формальной логике. Почему Вы видите возможность только того, о чем говорите? Ничего другого не может быть?
merana
17.11.2010 13:21
Не нахожу РЕЗОННЫМ предположение, что главной целью создания Липецкой области - в рамках той же линии [надо понимать - антирусской политики послесталинского руководства СССР] - было стремление свести к минимуму использование природных ресурсов региона в интересах всех упомянутых шести русских областей. Не нахожу такое объяснение резонным прежде всего потому, что в СССР всё, что делалось, делалось не в интересах тех или иных шести (или скольких-нибудь еще) областей, а в интересах всей страны (как бы эти интересы ни понимались). Не резонно объяснять мотивы решений тогдашних руководителей Советского Союза "антирусской" политикой - это все равно что на любой вопрос отвечать "На всё воля Божья" и претендовать при этом на то, чтобы быть философом. Гораздо РЕЗОННЕЕ объяснять то, что природные ресурсы Липецкой области так и не были в должной мере освоены обычной для плановой советской экономики бесхозяйственностью...
Людмила
16.11.2010 18:46
Стремление к укрупнению субъектов РФ свидетельствует о страшной политике Кремля. Возможно это предшествует реальному развалу страны. В последнее время прослеживается тема трудностей осуществления кремлевской власти на пространствах необъятной страны.  

Эксклюзив
20.08.2019
Алексей Байлов (Россия), Ярослав Дворжак (Чехия)
События в Чехословакии: взгляд через полвека.
Фоторепортаж
17.08.2019
Алексей Тимофеев, Елена Безбородова (фото)
Здесь, на далёком Севере России, – один из важнейших наших духовных центров.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».