Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
22 мая 2019
Ностальгия по пантюркизму?

Ностальгия по пантюркизму?

В Дагестане установлен памятник «Кавказской исламской армии»
Игорь Леонидов
01.03.2019
Ностальгия по пантюркизму?

Похоже, некоторые политики на Северном Кавказе являются приверженцами пантюркизма, по крайней мере, в рамках его историко-географического контекста. Такая мысль появилась после того, как в конце декабря 2018 г. вблизи г. Махачкалы был открыт памятник солдатам турецко-азербайджано-дагестанского военного формирования  — «Кавказской исламской армии» (КИА). Это те самые солдаты, которые в конце 1918 г. погибли в боях за город Анжикалу (русск. Порт-Петровск, в 1921 г. переименован в Махачкалу), как было отмечено в официальном пресс-релизе мероприятия, против «оккупационных войск» генерала Лазаря Бичерахова, якобы «помогавшего большевикам».

Дагестанские и другие источники сообщают, что открытие трехметрового монумента состоялось по инициативе дагестанского общественного деятеля Камиля Алиева, кумыка по национальности (Анжикала – кумыкское историческое название Порт-Петровска и современной Махачкалы) . Отмечается также, что в этой «торжественной церемонии участвовали общественные деятели, представители культуры, науки, историки, журналисты, религиозные деятели».

Но впечатляет, прежде всего, то, что на памятнике нарочито подчеркивается: то были «солдаты Османской армии». То есть, выражена, по крайней мере, историческая солидарность с военно-политическими, точнее с геополитическими планами и действиями на Северном Кавказе Османской империи, учредившей упомянутую «Кавказскую исламскую армию».

Судя по всему, для инициаторов этой акции не существенной является информация о Лазаре Бичерахове (1882—1952 гг.) и его корпусе, который был организован британскими эмиссарами в регионе весной 1918 г., а воевал корпус как против КИА, так и против большевистских войск в ряде районов Дагестана.

Сам Л. Бичерахов, если вкратце, проявил незаурядные военные способности, когда его корпусу приходилось одновременно сражаться с той же КИА и с большевистской 11-й армией (1918—1919 гг.). Причем этот корпус вскоре оказался без поддержки британских войск, так как их командование договорилось с КИА осенью 1918-го о разделе сфер интересов на Северном Кавказе и в экс-российском Азербайджане: пантюркистам — территория и зачистка от «неблагонадежных» этносов, британцам — нефть.

Неужели цель установки монумента — убедить население в справедливости якобы освободительных, а в сущности, экспансионистских планов османской, да и постсосманской Турции в отношении всего Кавказа?

Даже, подчеркнем, в канун ее распада и капитуляции перед Антантой (октябрь 1918 г.). Ну а то, что КИА не была распущена в связи с заключением Брест-Литовского мирного договора (3 марта 1918 г.) между Советской Россией и Четверным Союзом, включающим Турцию, естественно, осталось за кадром мероприятия.

Но что характерно: войска КИА овладели Порт-Петровском именно 11 ноября 1918 г., где тогда же учредили марионеточное правительство Горской республики, — в день окончания Первой мировой войны. Сама Турция капитулировала перед Антантой 30 октября 1918 г., но КИА не была ликвидирована в связи с этим событием. Иными словами, свои захватнические планы на Кавказе Турция не пересматривала даже после поражения в Первой мировой.

Кстати, Порт-Петровск был переименован турецкими оккупантами в Анжикале. Примечательно, что именно это название - на вышеупомянутом монументе в честь Кавказской исламской армии. Сама же эта армия (20 тыс. человек) была сформирована в экс-российском Азербайджане по распоряжению османского генштаба (март 1918 г.) в мае 1918-го под командованием известного пантюркиста генерала Нури-паши. А   турецкий период в Дагестане и Азербайджане (весна 1918 — весна 1919 гг.) характеризовался, по данным известного российского историка А. Приймака и многих других ученых, разнузданным террором против иноверцев и этно-меньшинств: «Кого принимали за русских, армян или греков, — отмечает А. Приймак, — оккупанты истязали и нередко убивали на месте; за попытку защитить жертву насилия карали побоями, а в ряде случае — смертью». Более того: «Церковный колокольный звон и утренний намаз на минаретах турецкие офицеры запрещали: дескать, это мешает им отдыхать. Когда турецкие войска покидали Азербайджан и Дагестан (февраль — март 1919 г.), многие его жители плакали от радости».

КИА была распущена в феврале 1919-го, но при этом многие ее части были передислоцированы на эгейское побережье Турции для зачистки тамошних греков в связи с надвигавшейся войной между Грецией и Турцией (1919-1923 гг.), в которой Греция потерпела сокрушительное поражение.

Резонно предположить, что упомянутый памятник в Дагестане может привнести в регион дополнительную напряженность.

Тем более, что, по данным соответствующих служб РФ, с начала 2010-х ежемесячно на Северном Кавказе проводится до 20 спецопераций по выявлению и ликвидации боевиков. Здесь действует до 20 сепаратистских и экстремистских группировок. Причем все они издавна пользуются поддержкой (неофициальной) со стороны многих стран Запада и Ближнего Востока, осуществляемой в основном через дочерние финансовые компании этих стран, пантюркистские и/или эмигрантские северокавказские организации. А наибольшее число последних – в ближневосточных странах, Турции, Германии, США и Великобритании.

Характерно и то, что все боевики, выявленные и выявляемые на Северном Кавказе, в том числе в Дагестане, распространяют ещё и листовки с призывами выгонять русских и «освободиться от русского империализма». В общем-то, здесь уже было нечто подобное на рубеже 1910-х — 1920-х гг.


Специально для «Столетия»


Материалы по теме:

Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 38 найденных.
Александр Мясникян
14.03.2019 18:28
".....Советская Армения уже была провозглашена с Зангезуром в своем составе..."
Эх, Антон, Антон...
"В своем составе" Советская Армения в 1921 г. провозглашала и Карабах, но днем позже Кавбюро ЦК РКП (б) тут же передал его Азербайджану....(дать российскую ссылку?)
А знаете, когда большевики не передали бы? Если бы карабахцы уперлись лбами и подобно Нжде в Зангезуре, сказали бы: или в составе Советской Армении или смерть с оружием в руках! Но у них видимо не случилось своего Нжде или духу не хватило тогда оказать массовое сопротивление (за исключением разве что защитников Шуши в 1918-1920 гг)...
Такая же судьба ждала бы в 1920 г. и Зангезур, как только закавтурецкие орды захватили бы его не будь там Нжде, флюгер большевистских симпатий сколько бы не провозглашала Советская Армения этот край армянским, легко бы переметнулся вновь в их сторону (уж очень рьяно напялив буденовки они дурачили большевиков). Так то, вот, Антон...
Александр Мясникян
14.03.2019 18:12
Людям свойственно заблуждаться, Антон, к сожалению есть противоречивые натуры, которые на тех или иных витках своей исторической деятельности вели себя по разному (из наиболее ярких это Иоанн Грозный, Сталин). Нжде сокрушил турецкую нечисть в Зангезуре и предотвратил ползучее отуречивание края : лично мне этого достаточно, чтобы на ТОМ этапе оценить его деятельность как спасительную и положительную. Для вас ценен пролетариат (который странным образом все никак не может победить или побеждая сам вырождается рождая буржуев уже с партбилетами..), для нас же и тогда, да и на данном этапе жизненно необходима национально-освободительная борьба. Я читал свидетельства армян, о которых Вы пишете: обычные продажные коньюктурные трусливые собаки-шкурники, не более того, будь прокляты их лживые языки. Я не разделяю определенных шагов Нжде, думаю в 40-х годах он определенно и непростительно ошибся. "Цехакрон" или в переводе "нация-религия" скорее всего резкая рефлексия на перманентные смертельные вызовы армянству, рефлексия в попытке консолидировать на собственной земле предков все же склонный к диаспоральности народ. Я не ее поклонник, для меня Христианства вполне достаточно. Еще раз, я не против Советской Армении и решения армян ее поддержать, но я твердо уверен что Советы для того же турка были использованы как ширма для его экспансии на армянские земли. Это обидно для Вас, понимаю, но это историческая правда. Тут уж, Антон, не спорьте бестолку: уж я то их знаю получше вас. Я писал вам о речах турецких ленинцев-90 из ЦК КПСС . Поэтому, уважаемый запомните навсегда: лучше быть честным врагом, чем фальшивым другом. Хоть армяне и не были вам никогда врагами исторически. У вас пантюркисты памятники уже под носом ставят, а Вы Антон пишете, что пантюркизма не существует...Да, в Армении стоит памятник Нжде, я положу к нему цветы (и не раз), просто я смотрю на вещи глубже чем Вы. России же с Арменией всегда будет по пути, поверьте. Россия переживет трудности-ведь она великая страна
Anton
14.03.2019 11:04
Александр Мясникян://Что мне ваша коммунистическая история фальшивая?// - да-да, бандеровцы тоже самое говорят, что про Бандеру и Шухевича это все коммуняки выдумали.
//русских не трогал, у него Георгиевские кресты, крест Св. Анны и св. Владимира// - у Колчака еще больше наград было, но это не мешало ему убивать русских и нерусских. Есть уголовное дело Нжде, где есть показания свидетелей. Все опубликовано. Все свидетели - армяне, следователи - тоже армяне. Поэтому свои 25 лет Нжде получил не за сотрудничество с нацистами, а за свои "художества" в Зангезуре. И не получил "вышку" только потому, что она в тот момент в СССР была отменена.
//Народ простой любил его// - ну, наверное, и Басаева в какой-то момент простой чеченский народ любил. Возможно и сегодня можно где-нибудь в горах можно найти аксакалов, которые скажут о нем доброе слово. Я охотно признаю, что часть армянского народа поддерживала националистов-дашнаков и Нжде в частности. Но и вы должны признать, что другая часть армянского народа поддержала большевиков и Советскую власть. В какой-то момент первая часть была больше второй, потом стало наоборот. Нжде лишился народной поддержки и ушел в Иран.
//время для переговоров с Москвой// - не было никаких переговоров. Советская Армения уже была провозглашена с Зангезуром в своем составе. И, как написано в Википедии, руководство Советской Армении объявило награду за голову «главы зангезурской контрреволюции» «авантюриста Нжде». Какие уж тут переговоры? С Басаевым во 2-ю "Чеченскую" переговоры тоже не вели.
Я это все к чему? Если в современной Армении такой человек, как Нжде, является национальным героем, то России с ней не по пути. Вы же знаете, что такое "Цехакрон" и как это переводится? Что-то там про расу. А кто у нас заботился о чистоте расы?
Александр Мясникян
13.03.2019 16:51
Антон, чисто тактически всегда удерживают плацдарм еще имеющий шансы быть удержанным. Тем более с такими господствующими высотами как Зангезур. Нахиджеван был потерян, да, Вы правы, благодаря головотяпству и властолюбию дашнаков и позору Александропольского договора. Но если бы Нжде перебросил свои подразделения в Нахиджеван, он оголил бы Зангезур (последний, еще свободный от азеротурков плацдарм), и получил бы быстрый рейд с востока турецкой нечисти в буденовках, которая ударила бы ему в тыл покуда он воевал бы в низинах на западе (в Нахиждеване). Безусловно, он оказался бы в клещах получив встречный удар с Нахичевана и арьергадный бой от наступающих уже с высот оставленного им Зангезура турок. Оставаясь и ведя бои на высотах Зангезура он успешно решал и решил оперативно-тактическую, а затем и стратегическую задачи: а. уничтожил турецкие батальоны б. выиграл время для переговоров с Москвой для последующей передачи Зангезура именно Советской Армении в. предотвратил слияние анатолийских, заквказских, центральноазиатских турок через Зангезур. Нет, Антон данные твои неверны, написаны коммунистами-мифотворцами тут на месте люди старики живые были кристально честные люди-горцы-все рассказывали так как я тебе пишу. Турков он перестрелял всех под Татевом, да, русских не трогал, у него Георгиевские кресты, крест Св. Анны и св. Владимира был награжден за бои против турок в 1 мировой, русских и разоружал отпускал на все четыре стороны, люди свидетельствовали. Что мне ваша коммунистическая история фальшивая? Народ простой любил его и русских традиционно любил. А долго не он решался, а Москва поняла что есть правда за ним-поэтому и согласилась с предложением. Кстати честь и хвала Советской России за это. Дашнаки конечно ошиблись никто не отрицает это. Карабах мы отбили, Антон, жаль что во времена Союза его не вернули коммунисты армянам. Крым вы отбили-тоже коммунячий косяк исправили. Много хорошего было в СССР но и много неправильного. Храни тебя Бог, не обессудь.
Anton
13.03.2019 11:06
Александр Мясникян://он действовал не в Нахиджеване, а в Зангезуре// - потому что Нахичевань была уже под контролем Турции (Александропольский договор же). Хотя почему бы Нжде было не отправиться туда и повоевать с реальными турками, а не с мифическими турками-буденновцами в Зангезуре? Ах да, Нжде ведь тоже дашнак. Договор же. Вот интересно, почему дашнаки могли договариваться с турками, но не могли с большевиками? Наверное потому, что турки (палачи армянского народа) были согласны оставить дашнаков у власти пусть и на клочке земли. А большевики - нет. Поэтому Нжде воевал с Красной Армией в Зангезуре, а не с турецкой армией в Нахичевани.
//Нжде сопротивлялся Красной Армии до тех пор, пока не получил гарантий, что Зангезур будет принадлежать Советской Армении// - о том что Зангезур будет принадлежать Советской Армении было объявлено в декабре 1920 года. Нжде ушел в Иран летом 1921 г. Или он слишком долго собирался в дорогу, или это никак не связано. Да и кто он такой, чтобы Советская власть ему давала обещания? Полевой командир, партизанил в горах. Типа Басаева. Пока были силы, контролировал отдельные районы, убивал пленных красноармейцев. Когда его основные силы были разбиты Красной Армией, ушел в Иран. Потом уже была придумана мифология и о турках-буденновцах, и об обещании. Мол, сам ушел и Зангезур для Армении сохранил. А то что из-за него и его однопартийцев Нахичевань и Карабах потеряли, это побоку. Герой же.
Александр Мясникян
12.03.2019 13:10
И еще....послевоенные претензии к Турции заслуга Сталина, и это делает ему честь. В 18 и 19 веках НАТО и в помине не было, но Турция уже тогда была непримиримейшим и злейшим врагом России (и в Крыму и на Кавказе). Турция всегда была послушным цербером англосаксов против исторической России. Тут ваше заблуждение, Антон.
Александр Мясникян Антону
12.03.2019 13:07
Знаете, утопичной делает ту или иную идею не русский авось, а активное ей сопротивление. Пантюркизм реально существующая угроза и для России прежде всего (в статье, которую мы комментируем проставлено очень много важных акцентов!) И если планы пантюркистов пока не осуществились это значит всего лишь, что им пока еще выставляется и заслон и должное сопротивление. Но если ослаблять своих геостратегических союзников, то когда нибудь везение может и закончиться...
Да, Антон, Вы правы в плане отрицательных последствий политики дашнаков-идти против рожна не надо было тогда, как и проявлять политическую и историческую близорукость в неправильной интерпретации наступающих новых политических трендов, понадеявшись, "что заграница нам поможет". В плане спарапета Гарегина Нжде Вы допустили неточность, он действовал не в Нахиджеване, а в Зангезуре (юг Армении). Он образовал республику Горная Армения и удерживал ее от большевистско-турецких банд (не обижайтесь, к 11-ой Красной Армии примкнули и турецкие батальоны в буденовках преследующие под шумок свои пантюркистские интересы). Нжде сопротивлялся Красной Армии до тех пор, пока не получил гарантий, что Зангезур будет принадлежать Советской Армении, а не Советскому Азербайджану. Как только получил заверения из Москвы, так сразу же ушел в Иран. В этом его заслуга перед армянским народом. В этом его заслуга заслона тюркам стремящимся через Зангезур соединить Босфор и Каспий. В остальном Вы правы, и мне трудно Вам возразить. Мой вопрос заключается лишь в том, почему уже в советские времена при позднем Сталине не была восстановлена историческая справедливость и хотя бы НКР древний исторический армянонаселенный край не был воссоединен с матерью Арменией? Судьба Советского Союза могла бы сложиться совершенно иначе, не проявил тогда в 1988 г. Горбачев трусости в плане восстановления исторической справедливости.
Anton
12.03.2019 11:17
Александр Мясникян://Великий Туран паносманизм/пантюркизм вот конечная стратегическая цель// - пантюркизм это такая же утопичная идея, как панславизм. Как не смогли объединиться все славянские народы, так и тюркские никогда не объединятся. Да, Турция (особенно во времена младотурков) пыталась использовать пантюркизм в своих империалистических целях. Но, как написано в БСЭ, "после Октябрьской революции 1917 в России многие контрреволюционеры Закавказья и Средней Азии выступали против Советской власти под знаменем Пантюркизма, но не нашли поддержки в народных массах". Точно так же и панславизм не нашел поддержки в народных массах.
//Передача большевиками Нахиджевана кавказским туркам-"азербайджанцам" исходила из интересов России?// - да, именно в интересах Советской России. За азербайджанскую Нахичевань скажите "спасибо" дашнакам и лично Г. Нжде. Если бы они не буянили на протяжении 2 лет, в Армении тихо и спокойно, как в Азербайджане, установилась Советская власть и, как минимум Нахичевань была бы армянской, так как это было изначально при провозглашении Советской Армении в декабре 1920 года. Но Нжде продолжал партизанить еще полгода. Поэтому Нахичевань отошла лояльным азербайджанцам. Хотя еще дашнаки по Александропольскому договору сдали туркам все что могли - и Карс, и Нахичевань. Тогда какие претензии к большевикам?
А то что помогали Ататюрку, так я писал почему. Проливы были под контролем Антанты, а в Галиполи сидела не разоруженная и не демобилизованная армия Врангеля. Учитывая, что эти деятели уже натворили, угроза Советской России была очевидна. Ататюрк должен был ликвидировать ее и он это сделал. И на 20 лет Россия в кое то веки получила дружественного соседа. Некоторые проблемы начались после смерти Ататюрка. Но все равно во 2МВ Турция не вступила. А послевоенные территориальные претензии - ошибка Сталина. Из-за этого Турция вступила в НАТО.
Александр Мясникян
11.03.2019 19:37
Сирожа, ну если политый русской кровью Крым отдать, это как стул передвинуть, а Нахиджеван тоже политый как русской, так и армянской кровью отдать туркам, то мне будет невозможно строить с Вами дискурс. В понимании всех нормальных людей патриот это патриот. Патриот хочет чтобы его Родина процветала со всеми ее производными и составляющими. Патриот хранит духовные ценности и традиции своего народа, Веру предков. Патриот не может быть националистом, так как видя такого же патриота представителя другой нации стоящего на фундаменте традиционности, уклада и Веры предков у него неизбежно возникнет побуждение к естественному союзничеству, а именно, подлинный интернационализм. Таков должен быть в идеале союз великого русского и армянского народов исповедующих общие традиционные ценности и имеющих общую геополитическую и историческую судьбу. Закавказский и анатолийский турок (суть один народ) имеет свою доктрину и национальную идею, это пантуранизм рвущийся к трансазиатской гегемонии с поглощением центральноазиатских стран. Это идеологический противник России и диаметрально противоположный ей цивилизационно и геостратегически. Подобно германскому фашизму, пантюркистский фашизм вдохновляемый англосаксами и сионистами по мере своего усиления неизбежно обратит алчные взоры на русское Поволжье, Урал и Сибирь. Вы можете сколько угодно мечтать (по-дугински) о слиянии в братских об'ятиях с тюркским "пролетарским" элементом, но вы и ваши единомышеленники будете неизбежно напарываться на ситуацию собственного тактического использования турками. Великий Туран паносманизм/пантюркизм вот конечная стратегическая цель. Ради нее они были согласны тактически носить и буденовки и партбилеты и 70 и 100 лет. Я не случайно описал "верного ленинца" члена ЦК КПСС Гейдара Алиева, его пример очень показателен-почитайте его откровения в плане того, для чего ему был нужен ленинизм на самом деле: найдете очень много параллелей с использованием серпа и молота у Ататюрка. Мне жаль вашу близорукость
Сирожа Александру
11.03.2019 17:51
Приветствую, Александр!
\меня позабавил ваш урок этнографии \
Естественно, я не такой знаток народов Закавказья как Вы. Вы, проживая в обозначенным регионе, лучше его знаете. Но я, в отличие от Вас, могу смотреть на события объективно и избавлен от предвзятости. Я исхожу из того, что опосля Закавказского сейма, появились три республики. Что касается народов - это очень сложная тема. Вон укры тяперича потомки шумеров стали.

\Передача большевиками Нахиджевана кавказским туркам-"азербайджанцам" исходила из интересов России? \
Я еще раз повторюсь, если интересы России мерить империалистическими критериями, то нет. Если исходить из того, что интересы России - это диктатура пролетариата, то да.

\Мы, вот, крым УССР передали". И это правильно было, да? \
Это было никак. Это как если бы вы стул из одной комнаты в другую переставили. Правильно вы сделали, да?

\Но для вас все самодержцы были сплошь деспоты-сатрапы и угнетатели, как будто РИ от Финляндии до Камчатки не усилиями "сатрапов-деспотов" была построена.\
Отнюдь! Но 200 лет русского рабства помним. У вас было крепостное право? Как знатока народов Закавказья спрашиваю.

\Вы этого добиваетесь? \
Вопрос не по чину. Скажу Вам по секрету, я не поклонник современной внешней политики. Я, скорее, её противник.

\В 1921 году вы подрубили сук\
Не знаю чо мы там подрубили, но именно с этого времени республика Армения начинает развиваться завидными темпами. Впрочем, как и другие республики.

\Ну а последние абзацы вашего комментария вообще лишены какого либо смысла. Вы ленинец, а не патриот, Сирожа.\
(Легкая усмешка). В Вашем понимании патриот - это националист. Тогда да, я не патриот. В моем понимании, патриот - это человек, который хочет, чтобы люди жили "от каждого по способностям, каждому по труду". Да, я ленинец в этом случае.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 38 найденных.

Эксклюзив
17.05.2019
Сергей Рыков
Заметки на полях международной конференции, организованной ФИП.
Фоторепортаж
21.05.2019
Подготовила Мария Максимова
В Мультимедиа Арт Музее Москва проходит выставка «Фотоальбом князей Юсуповых».


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».