Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 октября 2020
Образование в России: «оболонивание» страны продолжается

Образование в России: «оболонивание» страны продолжается

Почему Минобрнауки получило 90 млрд рублей на распространение американского опыта организации науки
Сергей Котов, академик АПСН
22.04.2010
Образование в России: «оболонивание» страны продолжается

Выделенные правительством большие деньги на развитие науки в ведущих университетах России позволят Минобрнауки прежде всего показать РАН, что отныне государство ожидает научных прорывов не столько от институтов Академии, сколько от создаваемых крупных университетов.

Идея министра образования г-на Фурсенко и его ведомства о переносе центра научной деятельности в стране из академической сферы в сферу вузовскую получила солидное материальное подкрепление. Длительная борьба министерства с РАН перешла в финансовую плоскость - от критики неэффективности деятельности академических структур чиновники теперь могут перейти к «взращиванию» научных достижений в американской традиции - в университетских центрах. В России дело будет опробовано в семи федеральных университетах: Южный – в Ростове-на-Дону, Сибирский – в Красноярске, Северный - в Архангельске, Приволжский – в Казани, Уральский – в Екатеринбурге, Дальневосточный – во Владивостоке и Северо-Восточный – в Якутске.

Кроме того, министерством уже отобраны 14 так называемых национальных исследовательских университетов (НИУ), которым предполагается также выделять средства на развитие науки.

Говорят, что список этот может быть расширен еще на дюжину вузов, но – не более. На содержание большего числа «едоков», судя по всему, государственного кармана не хватит.

Минобрнауки ставит перед вузами-счастливчиками, попавшими в список, задачу модернизации учебно-материальной базы и изменения содержания образования в России. Если с первым пунктом все как бы понятно (нужны срочные вливания для того, чтобы высшие учебные заведения просто не завалились на бок – учебно-материальная база стареет и ветшает), то со вторым - загадка.

Только что в стране проведена «зачистка» учебных планов и программ (коими собственно и определяется содержание высшего образования) под навязанную вузам так называемую «Болонскую систему». При этом резко сокращено количество часов на «непрофильные» курсы, в число которых, например, в технических вузах попало большинство гуманитарных дисциплин.

Так, в среднем на общий курс отечественной истории новыми учебными планами отведено нынче… 30 часов!

«Практическая составляющая» вузовского образования в России (а именно о недостаточности ее в советской системе образования так много говорят чиновники) значительно расширена за счет сокращения объема часов на фундаментальные профильные дисциплины.

Это и было одной из главных задач министерства в процессе «оболонивания» страны.

Неужели вузы ждет новая чехарда с учебными программами и планами? Но ведь это не шутки: изменения часов на изучение тех или иных предметов – это изменение учебной нагрузки преподавателей, подкрепленное заработной платой.

Только что пережив проведенную «перетряску» учебной нагрузки, преподаватели вузов могут очень болезненно отнестись к очередным новациям и социальное напряжение в вузах возрастет. Только вот будет ли это способствовать повышению качества образования в России, о котором так печется Минобрнауки? Вряд ли.

Чуть ли не главной «фишкой» реформы объявляется возможность для вузов привлекать к учебной работе иностранных специалистов, которые-де поднимут нашу высшую школу на недосягаемую высоту.

Утопичность этой затеи очевидна. Во-первых, выделенных денег ни при каких условиях не хватит для того, чтобы насытить федеральные университеты западной профессурой.

«Гостям оттуда» нужно обеспечить не только западный уровень зарплаты, но и соответствующие бытовые условия, к которым эта профессура привычна. Некие ретивые чиновники уже говорят о том, что при университетах надо будет строить для этой профессуры специальные деревни с хорошими коттеджами. Сюда следует приплюсовать деньги на содержание охраны этих деревень, создание необходимой инфраструктуры и прочего и прочего. Получается круто.

И какой это из западных университетов отпустит на год или хотя бы на полгода своего ведущего профессора для «укрепления России»? Ведущего, понятно, - не отпустят. Второсортного – отправят с удовольствием. Значит, придется утереться и согласиться на «вторую свежесть».

При этом речь не идет о том, чтобы привлечь к вузовской работе сотрудников институтов и организаций Российской академии наук, как будто это парии, недостойные светлейшего внимания Минобрнауки. Между тем понятно, что если где еще в стране (после разгрома науки в 90-е годы) и сохранились научные школы, то только в РАН.

Но на них, похоже, г-н Фурсенко и Ко уже никакую ставку не делают.

Иначе чем добиванием академической науки, такую политику не назовешь.

Сладострастный привкус борьбы с РАН вызывает немалое удивление не только в среде ее сотрудников, но и их зарубежных коллег.

Определять политику федеральных университетов будут их ректоры: им предстоит принимать решения и по изменению содержания образования в России, и по приглашению иностранцев на работу, им, собственно, «двигать науку».

Однако, изменения, проведенные Минобрнауки в ректорском корпусе, достойны особого комментария. Министерство с гордостью заявляет о том, что среди вновь назначенных ректоров нет ни одного, кто бы пришел из академической науки. На эти должности были отобраны только госчиновники высокого или среднего ранга, вполне представляющие себе, как нужно распоряжаться выделенными бюджетными деньгами. Среди этих «подготовленных менеджеров» – бывший вице-губернатор Архангельской области Елена Кудряшова (Арктический университет), бывший вице-президент Якутии Евгения Михайлова (Северо-Восточный университет), бывший мэр Елабуги Ильшат Гафуров (Приволжский университет) и прочие уважаемые люди. Именно от них Минобрнауки и ждет невиданных прорывов в области образования и науки в России. Кто бы сомневался?

Главный аргумент министерских начальников: выдвиженцы станут той новой кровью, которую необходимо впрыснуть для сближения образования и науки с производством. Идея ценная, а главное – мы уже имеем опыт подобного «впрыскивания».

Еще не забылась история, как «эффективный менеджер» и миллиардер г-н Невзлин (не имевший даже ученой степени кандидата наук) был нагло усажен в кресло ректора Российского государственного гуманитарного университета – одного из ведущих вузов страны.

Идея была благая: чтобы он успешно «развивал» РГГУ на манер ЮКОСа, откуда и взялся на белый свет.

Правда, просидел он в этом кресле, поскольку Генеральная прокуратура предъявила ректору Невзлину воз и маленькую тележку обвинений, включая самые неприглядные. Господин Невзлин незамедлительно отбыл в Израиль, гражданином которого является, и сидит там до сих пор, обороняясь от Генпрокуратуры, российских судов и прочих инстанций.

Конечно, я далек от мысли, что господа Кудряшова, Гафуров или Михайлова вскорости могут стать объектами внимания ведомства господина Чайки, боже упаси. Просто, кроме ведения хозяйства, хорошо бы еще, чтобы очередной выдвиженец-ректор имел свою точку зрения на важнейшие вопросы развития высшего образования, а не поддакивал министерству, с неистовым упорством «болонизирующему» Россию.

Тем временем, начатая программа «Кадры» рассматривается как необыкновенный прорыв в омоложении науки и замене «кадров старой формации» на перспективную и рыночно настроенную молодежь. В ближайшее время, обещают министерские чиновники, предвидится необыкновенно большой приток желающих заниматься наукой, ибо стипендию аспиранта грозятся довести до 20-25 тысяч рублей (нынче она тысяча с копейками), а докторантов – и того больше. Хорошо бы, да вот гложет проклятый червь сомнения. Уже давно среднюю зарплату научных сотрудников Российской академии наук государство так же грозилось довести до 1000 долларов США в рублевом эквиваленте. По данным на вчерашний день (специально проверено в ряде институтов РАН) старший научный сотрудник – кандидат наук, получает на руки «чистыми» в районе 15–16 тысяч рублей, а тот же старший научный с докторской степенью – чуть более 20 тысяч. До 1000 долларов, прямо скажем, не дотягивает.

И как будет чувствовать себя научный руководитель аспиранта – сложившийся, опытный ученый, получающий 15 000 рублей в то время, когда бывший студент и желторотый аспирант будет получать 25 000?

Нестыковок и ляпсусов в новых «модернизационных усилиях» ведомства г-на Фурсенко – хоть отбавляй. В немалой степени это происходит потому, что с профессиональным сообществом как не советовались, так и не советуются, решая важнейшие проблемы развития системы образования в России за глухими дверями.

Комментируя получение этих самых 90 миллиардов рублей, министр образования и науки России уверяет: «Это позволит вузам на равных конкурировать не только с Российской академией наук, но и с ведущими научными центрами». Надо полагать – министр имеет в виду научные центры за рубежом.

Несмотря на заоблачный оптимизм г-на Фурсенко, сомнения не покидают головы аналитиков. А вдруг как, да не позволят эти миллиарды «на равных конкурировать»? Поскольку для развития идей нужна, прежде всего, преемственность научных школ и отсутствие коррупции в системе.

Насчет первого: видимый отказ от слияния усилий академической и вузовской науки лишает последнюю опоры на сохранившиеся научные школы РАН. Насчет второго: кто знает, сколько из 90 000 000 000 рублей все-таки дойдет до адресата.

Так не придется ли через некоторое время ответ на этот вопрос искать, как у нас водится в последнее время, совместными усилиями Счетной палаты РФ и Генеральной прокуратуры?

Материалы по теме:

Образование в России: Перестаньте копать, господа! Образование в России: «Контрольный выстрел» в образование Образование в России: Меньше знаешь – крепче спишь Образование в России: Школа, назад!
Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 39 найденных.
Лапочка
22.04.2010 17:00
Образование в России шагнуло, но не вперед в своем развитии, а в сторону. Скрещивание копей в вопросе переноса научной деятельности из научно-исследовательских институтов из-под юрисдикции Российской академии наук в высшие учебные заведения под крыло Министерства образования получило финансовую поддержку. Планируется создание семи научных центров на базе университетов федерального уровня и 14 национальных исследовательских университетов по примеру системы высшего образования Соединенных Штатов Америки. Задачи в планах переориентации системы образования в России сводятся к модернизации учебно-материальной базы и подстраивание образования в России под «Болонскую систему». И если обновление учебно-материальной базы есть просто необходимый и замечательный процесс, который поможет высшим учебным заведениям подправить свое незавидное положение и послужит делу повышения уровня образования в России, то изменение учебных планов и программ необходимо проводить постепенно, учитывая как положительный, так и негативный опыт тех высших школ, которые достаточно давно практикуют подобную систему образования в России.

Неприятности при изменении системы образования в России могут вылиться в неравномерную нагрузку существующего штата преподавателей, роста напряженности и конфликтов внутри университетской преподавательской среды, что отрицательно скажется на качестве преподавания. Положительной инновацией в системе образования в России преподносится возможность университетов приглашать на работу иностранных профессоров. Только не учитывается тот факт, а на чьи плечи лягут непомерно возросшие расходы по оплате их преподавательского труда и обеспечение социальной инфраструктуры необходимого им уровня. В нынешнем, достаточно плачевном состоянии образование в России вряд ли сможет позволить себе такие затраты. Почему бы в систему образования в России не ассимилировать профессоров и докторов наук из Российской академии наук? И по расходам выйдет дешевле, чем приглашать не самого лучшего западного преподавателя – лучших преподавателей западные университеты просто не отпустят, а сами преподаватели вряд ли поедут. Тем более наши академики вполне представляют себе реалии именно российской жизни и могут построить систему образования в России согласно ее потребностям. Но подобный вариант Министерством образования даже не рассматривается, лучше плохой преподаватель, но иностранный.

Далее. Руководить созданием научных школ на местах будут ректоры университетов. А кто они? Что вы – никаких академиков и докторов наук – зачем это? Для движения образования в России непонятно куда сгодятся бывшие чиновники, покинувшие не по своей воле теплые чиновничьи места. Какой же прорыв в образовании в России обеспечат данные лица? Причем, опыт подобных «приходов» уже есть, и опыт негативный. Подобные «ректоры» в последнюю очередь думают о преподавателях и студентах, развитии науки и построении системы образования в России. У них другая цель и мотивация. Как хозяйственникам, им, может быть,  и нет цены, только должность в таком случае называется проректор по хозяйственному обеспечению или по общим вопросам. А ректор должен быть в курсе тонкостей образования в России, знать основные тенденции научной жизни и потребностей производства, для которого и готовят необходимых специалистов.

А утопическая идея омоложения кадров в системе высшего образования в России? Мол, придут к нам молодые и энергичные, а мы им установим достойные зарплаты и будет все отлично. Может, в Министерстве образования и будет все отлично, а вот образованию в России, скорее всего, нет. Как нет у гипотетических «молодых преподавателей» ни опыта преподавания, ни опыта научных разработок и открытий, ни мотивации в повышении качества образования в России. А параллельно этому происходит сокращение затрат на научные разработки в Российской академии наук, снижается финансирование научных программ. Почему у нас в России всегда так? Почему в угоду сиюминутному устремлению посадить своих людей в теплые кресла и вольному обращению с системой образования в России не принимается во внимание нелогичность всего происходящего, отсутствие элементарного здравого смысла? Пострадает в итоге как система высшего образования в России, так и фундаментальная наука. А ведь имеется отличная возможность объединить эти интересы, причем с минимальными затратами. Высшее образование в России только выиграет от интеграции современной науки в учебный процесс. И процесс такой интеграции будет взаимовыгодным и наименее затратным.

Удручает, что такой важный момент, касающийся жизни значительной части населения страны, причем лучшей части, как вопросы реформирования системы образования в России, не был предложен на широкое обсуждение. Или, как минимум, на обсуждение научными и преподавательскими кругами. Подобными реформами образования в России можно добиться только снижения качества образования, и так в последнее время находящегося на очень низком уровне и бездарной траты так необходимых нашим высшим школам финансов. И плохо, что Министерство образования этого не понимает.
Василий
12.05.2010 6:04
Вот только Фурсенко здесь не причем Небудет Фурсенко найдут ФурЧенко но проводить он будет точно такую-же политику.Все вопросы к тандему.
VIK
11.05.2010 20:56
Вы никогда не задумывались о психологии самоубийцы?
Савва
30.04.2010 14:55
А слабо научному сообществу переключиться с анализа многочисленных деталей негодной политики и их последствий на анализ вариантов прекращения такой политики, выделение предпочтительного варианта?  
Г.Р.
30.04.2010 10:27
Любопытно признание Нобелевского лауреата - Фурсенко  в прошлом был заместителем Жореса  Алферова  по Физтеху, но «он перестал думать как ученый, и стал мыслить как чиновник». «Мне не понятно, почему люди ничего не добившиеся в науке считают, что имеют право менять веками сложившиеся основы научного мира России?» - заявил недавно Жорес Иванович.
Светлана
30.04.2010 6:01
Просто Россия давно уже не самостоятельна в своих решениях, идет внешнее управление из-за бугра. Помните же, ещё Путин говорил, что он простой наёмный менеджер. А подтверждение тому ст. 15 п. 4 Конституции России. Конституцию менять нужно срочно. А так, только возмущаемся и все.
pertz
29.04.2010 11:48
фурсенка это крест который еще долго нести россии: у него мохнатая лапа или две
циник
28.04.2010 13:31
Господа не будьте лохами: речь идет о дележке огромной собственности РАН. Цитрирую Коммерсант:
"Министр  образования и  науки  готовится взять  реванш".....  Министерство образования и науки обнародовало результаты переговоров
с руководством  Российской академии  наук и  профсоюзом РАН по поводу
скандальной  "Концепции   участия  РФ   в  управлении  имущественными
комплексами государственных  организаций, осуществляющих деятельность
в сфере  науки". Из-за  нее  академики  требовали  отставки  министра
Андрея Фурсенко.
______________

Вот где собака порылась! Фурсенко мало 90 млрд, ему нужна еще и собственность РАН!
Докторант
28.04.2010 9:47
НИНА: НАСЛАЖДАЮСЬ///
Ирония понятна, но здесь не смеяться а плакать нужно. В советские времена на стипендию аспиранта в 100 рублей можно было прожить, а на 1800? Это ли не издевательство?
The enthusiast of the higher school
27.04.2010 9:25
Господа-товарищи, о чем говорить?!
Работать вузовским преподавателем в США  просто доходно, а профессором в университете еще и престижно. Если же профессор достигает уровня заведующего кафедры и является уважаемым доктором наук, он уже переходит из среднего в высший класс, достигая заработка в несколько сотен тысяч долларов в год. Тем временем в России профессор российского вуза, будучи доктором наук и заведующим кафедрой, получает сегодня со всеми надбавками 25 тыс. руб. Создается парадоксальная ситуация, когда высокопрофессиональные специалисты, иногда с мировым именем, получают даже по российским меркам мизерную зарплату, меньше, чем водитель трамвая, который за нажимание одной педальки зарабатывает 45-55 тыс. руб. в месяц.

Даже обычный учитель в США получает 4 тыс. долларов, что на 1 тыс. выше средней зарплаты в стране, – и это понятно, ведь он обладает некоторыми специальными знаниями. В России же средняя зарплата в области образования, по данным Росстата, менее 6 тыс. рублей, что почти вдвое ниже средней зарплаты.

И какие прорывы в науке мы можем ждать?
Отображены комментарии с 1 по 10 из 39 найденных.

Эксклюзив
Фоторепортаж
19.10.2020
Подготовила Мария Максимова
В России открыт новый туристический маршрут.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».