Фонд исторической перспективы Столетие
Рассылка новостей

e-mail:
 

ИНФОРМАЦИОННО - АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ ФОНДА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ
интернет-газета издаётся с 21 сентября 2004 года

30 июня 2016

 
ТАКЖЕ В РУБРИКЕ
Компания «Вестингауз» может довести украинскую энергетику до коллапса.
29.06

Киевские власти озадачены британским референдумом.
28.06

Губернатор Кировской области Н. Белых задержан в Москве с поличным при получении крупной взятки.
25.06

Результат референдума в Великобритании по вопросу о членстве в ЕС стал для многих потрясением.
24.06

Следственный комитет России возбудил уголовное дело в отношении врача Александра Чернова.
23.06

Сборная России в очередной раз показала свою несостоятельность.
21.06

Уже несколько регионов высказались за «развод» с Киевом.
21.06

Почему российских легкоатлетов могут отстранить от участия в Олимпиаде-2016.
20.06

О футболе, около футбола и не только.
16.06

Президент Украины готов развернуть партизанское движение.
15.06

На чемпионате Европы пока главенствуют отнюдь не футболисты.
14.06

Даже Д. Трамп для нашей либеральной оппозиции – «агент Путина».
10.06

Украина: хроника событий на фоне горящей Львовской свалки.
09.06

События в регионе повлияли на глобальный расклад сил.
09.06

Россия и Израиль обмениваются бронетехникой.
08.06


Текущий момент

«Контрольный выстрел» в образование

Федеральный государственный образовательный стандарт – ФГОС - для старшей школы в Госдуме может быть одобрен уже 15 февраля
Борис Кагарлицкий
31.01.2011
Комментарии Версия для печати Добавить в избранное Отправить материал по почте
«Контрольный выстрел» в образование

Реформа образования набирает обороты. Вершиной ее оказался проект Федерального государственного образовательного стандарта для старшей школы. Согласно ФГОСу, в школе будет всего четыре обязательных предмета. А именно: «Россия в мире», основы безопасности и жизнедеятельности (ОБЖ), физкультура и некий «индивидуальный проект». Более или менее ясно только с физкультурой, во всех остальных случаях просто непонятно, что конкретно собираются преподавать подросткам. Но ясно, что ни о каких систематических знаниях речь не идет.

Все остальные предметы группируются в шесть образовательных областей, изучение которых становится необязательным. Предметами по выбору становятся: русский язык, литература, математика, алгебра, геометрия, информатика, история, физика, химия, биология, география. Причем из всего этого списка ученик должен выбрать только небольшую часть, его право посещать занятия по «необязательным предметам» ограничивается. Невозможно, например, изучая русский язык и литературу, заниматься еще и геометрией или физикой.

При этом новый федеральный стандарт не отменяет требований ЕГЭ, тем самым создавая очевидное противоречие между тем, чему учат в школе и что нужно сдавать на экзамене.

Очевидно, что подготовка к ЕГЭ должна будет осуществляться через частное репетиторство и значительная часть семей просто не сможет этого себе позволить. Поскольку одновременно планируется резкое сокращение числа вузов и бесплатных студенческих мест в них, то логика реформаторов становится понятной: основная масса населения будет лишена права на образование. На работу у нас теперь можно наниматься после 14 лет, и подростки, которым все равно не светит поступление в университет, будут массово покидать школу уже после 7-го или 8-го класса, где все равно ничему, кроме физкультуры не учат. Кем необразованные ребята смогут работать, и какую такую зарплату им назначат, догадаться нетрудно. Таким образом, ликвидируется не только массовое высшее образование, но всеобщее среднее. Возможно, инициаторы реформы хотели бы загнать молодежь в различные технические колледжи, представляющие собой реинкарнацию советских ПТУ и техникумов. В самом по себе профессиональном образовании нет ничего дурного, но парадокс в том, что никакой новой системы подготовки профессиональных кадров никто не создает, специалистов для этих колледжей не готовят, методик не разрабатывают, массовых капиталовложений в эту сферу не делают.

Наконец, ошибаются те, кто думает, будто от политики правительства можно будет спрятать детей в частных школах. Конечно, власти явно ориентируют образовательную сферу на коммерциализацию - но при обязательном условии общего снижения качества. Федеральный стандарт будет распространяться и на частную школу, в противном случае выдаваемые ей документы не будут признаваться государством. Единственная возможность получения качественного образования, таким образом, будет связана с отправкой детей за границу, что, понятное дело, доступно даже не всем представителям отечественной буржуазии.

Единственным положительным результатом принимаемых властями решений стало осмысление масштабов катастрофы, которое постепенно происходит в общественном сознании. В «Живом журнале» блогером, пишущим под псевдонимом «старушка Ларина», было опубликовано открытое письмо, обращенное к президенту, премьер-министру, руководству Госдумы и прочих ведомств, отвечающих за проведение образовательной политики в стране.

Автор очень вежливо объяснял всем адресатам, что неправильно «объявлять предметом по выбору государственный язык, владение которым должно составлять основное базовое умение любого гражданина».

Также было бы не самой лучшей идеей «объявлять предметом по выбору математику, представляющую собой еще один язык, без которого «не говорит» ни одна другая наука». То же самое относится и к истории, «без знания которой нельзя ориентироваться в современном мире, осознавать свои корни и законы общественного развития, выстраивать стратегию жизненного поведения». Наконец, «старушка Ларина» напоминала руководителям нашей страны, очень пекущимся о патриотизме и нравственности, что эти пожелания плохо сочетаются с попыткой отменить изучение в школе русской литературы, которая как раз эти ценности в людях и воспитывает.

Как только письмо было опубликовано, под ним начался сбор подписей. За несколько дней к «старушке Лариной» присоединились тысячи людей, поставивших под письмом свои имена и фамилии. Здесь были учителя и рабочие, менеджеры и ученые, молодежь и пенсионеры, - короче, представители самых разных профессий и общественных слоев, разных политических и религиозных взглядов, люди, которых объединил ужас перед происходящим. Сбор подписей продолжается, число единомышленников автора письма растет, как снежный ком.

Подписанты оставляют в «Живом журнале» комментарии, общий смысл которых выражается в формуле: элите, которая строит колониальную экономику и живет от продажи минеральных ресурсов, не нужны образованные люди, не нужны ни наука, ни промышленность, ни, тем более, искусство. Нас хотят превратить в нацию безграмотных рабов. Фактически, вместе с чувством ужаса начинает приходить и понимание того, что кризис образования неразделимо связан с общим курсом развития страны, с той социально-экономической системой, которая у нас сложилась, которую власти собираются развивать и поддерживать. Впрочем, все это происходит исключительно в интернете. Лишь немногие подписанты призывают к забастовке учителей или иным практическим действиям, да и то, в общей, не конкретной форме. Время от времени раздаются проклятия и угрозы в адрес министра образования Андрея Фурсенко, но нет ни одного практического предложения о том, как развернуть кампанию за его отставку.

То, что происходит сегодня со школой и университетами, это уже не преобразование и изменение, а планомерное и безжалостное уничтожение.

Сначала под дружные протесты специалистов ввели единый государственный экзамен, требующий от школьников не усвоения знаний, а тупой и формальной зубрежки. Затем появился федеральный закон №83, снимающий с правительства большую часть финансовых обязательств по обеспечению работы школ, больниц и университетов. После этого подготовили законопроект «Об образовании», из которого становится ясно, что бесплатное обучение в аспирантуре уходит в прошлое, а право граждан на получение знаний заменяется возможностью приобретать на рынке «образовательные услуги». Эти услуги иногда будут субсидироваться государством, но в целом мы будет теперь вынуждены их покупать так же, как покупаем, например, помидоры. Те, кто не могут позволить себе приобрести много знаний, должны будут довольствоваться мелочью. Наблюдая за развитием событий, невольно ловишь себя на мысли, что над нами ставят широкомасштабный и многоуровневый эксперимент, значение которого выходит далеко за рамки образовательной политики. Например, проект ФГОС явно является чем-то большим, нежели плодом некомпетентности, безграмотности и, прошу прощения, элементарной глупости. Документ явно скроили люди не самого большого ума, но ведь ему кто-то дал ход! Почему этот откровенно чудовищный документ не был остановлен «на ближних подступах» к Государственной Думе? Напротив, его собираются принять в ускоренном порядке, придав ему силу общеобязательной нормы уже 15 февраля. Поскольку невозможно поверить, будто российская бюрократия на всех уровнях состоит только из идиотов, приходится сделать вывод о наличии вполне осознанного злого умысла. И дело не сводится исключительно к стремлению понизить уровень образования граждан — эта цель уже вполне эффективно достигается с помощью ЕГЭ, она недвусмысленно заложена в законе об образовании и в проводимой реформе университетов. Нет, проект ФГОС имеет собственную, отдельную цель. Он создан для того, чтобы не только покончить с всеобщим средним образованием, но и надругаться над ним, а заодно и надо всеми нами.

Продемонстрировать всем, более или менее образованным и грамотным людям, что они — никто, и звать их никак. Что с ними можно сделать всё, что угодно, и они ничему помешать не смогут.

У проводимого эксперимента есть и другая сторона, можно сказать, всемирно-историческая. Общества с безграмотным и полуграмотным населением вполне могут существовать. И экономика их будет развиваться, пусть и не самым лучшим образом. Правители очень часто сознательно сдерживали и ограничивали культурный прогресс своих подданных. Но никогда и никому со времен падения Рима еще не удавалось повернуть этот процесс вспять, тем более — в мирное время, при отсутствии больших войн, варварских нашествий и массовых эпидемий. Никому еще не удавалось резко сократить в обществе процент образованных людей, сделать грамотное население вновь безграмотным.

Так вот, сейчас в России предпринимается уникальная попытка решить эту задачу. Но уникальность нашей страны, как и в других случаях, весьма относительна: за нашим экспериментом внимательно следят в других странах, и в случае успеха он, несомненно, получит широкое распространение во всем мире. Если удастся создать эффективный механизм, позволяющий в сравнительно короткие исторические сроки организовать одичание населения и покончить с достижениями европейского Просвещения, то, несомненно, он будет востребован и воспроизведен правительствами множества государств, включая и западные.

Все это похоже на кошмарный сон или злую шутку. Но принятие ФГОС запланировано не на первое апреля — решение должно быть принято гораздо раньше. И люди, ограничивающиеся протестами в интернете, не выходят за рамки, заранее отведенные им авторами проекта. Лишь тогда, когда люди, осознав смысл происходящего, начинают действовать, ситуация меняется.

Образовательная реформа подошла к роковому рубежу, за которым либо начало массовых протестов, либо крушение всей системы на глазах у плачущих учителей и растерянных школьников.

В последнем случае проект ФГОС выполнит свою главную задачу, оказавшись «контрольным выстрелом», которым добивают не только российское среднее образование, но и наше гражданское общество. Осталось лишь посмотреть, как нажмут на спусковой крючок. Нам покажут это по телевидению и объяснят, что теперь российская школа станет лучшей школой в мире. А мы еще раз убедимся в своей правоте, с недавних пор поняв: в России слово «реформа» ассоциируется только с различными неприятностями и бедствиями.

Борис Кагарлицкий - директор Института глобализации и социальных движений.

Специально для Столетия



Комментарии


Никита
31.01.2011 13:26

Не понятно что за предметы, которым наши чиновники отдают предпочтение. Неужели не хватает традиционных предметов? Так придумывают еще, учащиеся скоро не будут знать чего от них хотят. А вот нужные предметы сформировали в группу необязательных. Получается, что незачем изучать традиционную математику, географию, историю, литературу, ведь все равно не придется их сдавать на экзамене. А изучение предметов для экзамена судя по всему будет проходить на самостоятельной основе, о чем не позаботились реформаторы. Государственный язык записали в список необязательных предметов, потом будут кричать:  ”Почему население не умеет правильно писать”? На данную ситуацию может повлиять только народ, не оставляя без внимания данный вопрос.  Образование в России переходит из области бесплатного в область платного, и из области нужного – в область обязательного, что прежде всего, приносит прибыль чиновникам, но никак не молодежи, которые стремятся к светлому будущему. А интерес государства в этом очевиден – безграмотное население меньше будет разбираться в социальных проблемах, соответственно не сможет целесообразно вмешиваться в государственные проблемы, в силу своей некомпетентности. Если так и будет продолжаться, то в скором времени страну постигнет кризис в образовательной системе, который преодолеть будет очень сложно, миллионы детей окажутся жертвами халатного отношения чиновников к их судьбам. Так что, уважаемый народ, кому не безразлична судьба своих детей прошу обратить внимание на данную ситуацию и попытаться повлиять рациональным способом

Денис
31.01.2011 16:50

Наше настоящее...

За перламутровым,
за блеском,
Наш грязный прячется фасад.
Мамона рулит нами -
С треском
Её наемники служат.

Всё обесценилось -
Культура
Стоит как нищенка с рукой.
Нет книг -
Одна макулатура.
Был абортирован Толстой.

Всё мишура
И всё двулично,
С экрана  - без просвета ложь.
И быть приличным -
Не прилично
Среди продажных, спитых рож.

И видно скоро -
Думать мерзко,
Нам начеканят  для “наград”
Не профиль чей-то
Королевский,
А чей-то оголённый зад.


Мария
31.01.2011 17:11

Пройдёт ещё немного времени и управляемое "быдло"даже комментарии в интернете не сможет писать.

Валерия
31.01.2011 19:10

А скажите прямо, кто эти сволочи, которые проталкивают подобные законы? Все были против ЕГЭ, теперь все против нового оболванивающего закона... И что? Кто оказывается сильнее всех? Где он прячется? Прямо "Замок" Кафки. Кошмарный абсурд!

А.Л.
31.01.2011 20:21

  Всякая власть от Бога !!!  Подставим, братья и сестры, еще одну щёку ! Не будем на физкультуру ходить !

А.Л.
31.01.2011 20:54

  Помнится, Александр III подписал указ, запрещающий получать образование "кухаркиным детям". Злые языки говорят, что это стало одний из причин конца самодержавия. Подумали бы теперешние "самодержцы", совести у них нет, а шкура есть, и не казённая. Подпалят шкуру то.

Ирина
31.01.2011 21:10

Страна должна знать своих "героев". Авторы нового стандарта образования: Кезина Л.П., академик РАО; Кондаков А.М., научный руководитель ИСИО РАО, член-корреспондент РАО.

улик варандж
31.01.2011 21:32

Спасибо товарищу Сталину ,за наше счасливое детство!
кажется несогласных нет?

911
31.01.2011 21:44

В чьих банках прячут честно "отработанные" денюжки, тот и командует данным "парадом". Нам до Египта еще далеко...

Вова Питерский
31.01.2011 22:53

Нет никаких средств для проявления протеста- референдумы запрещены,уличные демонстрации ОМОН разгоняет, а в Думе сидят неизвестно откуда взявшиеся депутаты ,выбранные по партийному списку... Мне-то 65 лет, наплевать, а вот внуку 5 лет!Какое  у него будущее. Не зря в начале перестройки про Горбачева старушки говорили:"Меченый, от диавола пришел!"Как в воду глядели!

Жрец
31.01.2011 23:46

Идиоты, затеявшие реформу не понимают, что школьники в старших классах не  в состоянии определить свою дальнейшую жизнь и те предметы, которые им наиболее пригодятся в жизни, тем более  максимально точно определить свои способности школа не позволяет и никогда не сможет, если уничтожение всяких блатных школ можно приветствовать, то введение свободы выбора преступление. Это приведёт к ещё большей конфронтации в обществе усилению диверсификации,   то есть  увеличению преступности и социальному взрыву.

юрий
31.01.2011 23:55

Всегда относился скептически к КПРФ,но теперь пойду голосовать за их кандидатов

Zenon
01.02.2011 0:36

Гарна стаття, правильна й лукава. А хто це у вас таку бодягу розвів? Борис Миколайович? Немає! Це ті, хто помоложе будуть.


TERTIUM NON DATUR
01.02.2011 7:02

Спасибо Борису Кагарлицкому за честную статью. То, что происходит в России – чудовищно!
Мировое правительство – реальность. Оно Существует и действует – неотступно и неотвратимо, как путь змея! РОССИЯ НА ПЛАХЕ ИСТОРИИ!!!
Болтовня  о модернизации и инновациях – отвлекающий внимание общества маневр.
Депутатов   - поганой метлой из бездумной Думы! Завтра правители подтотовят закон и псевдодепутаты его примут – об обязательной вакцинации «дорогих россиян» с целью сокращения населения до 25 миллионов. (Читайте роман Ивана Ефремова «Час быка») – и вы покорно пойдете под тихую музыку для освобождения от жизни?? «Час быка» для России настал.  Африку уничтожают СПИДом. Россию – комплексно : афганским героином, алкоголем, толерантностью, уничтожением образования, дебилизацией населения. Дьявол  восстал в страшной ярости!

Дэн - Ирине
01.02.2011 7:07

Ай-яй-яй!Что же Вы, девушка, забыли главную фигуру? Члена Совета Российского еврейского конгресса, б. зам. министра образования, сегодня директора Федерального института образования (и тоже академика РАО) господина Асмолова Александра Григорьевича?! Этот был на ними "смотрящий"!!! Контрольный выстрел он и делал. Не надо умочаний. Страна должна знать своих героев.

Константин
01.02.2011 7:42

См. Открытое письмо российских учителей президенту Медведеву:
http://mama.ru/static/view/id/1415/class/static#comment166933

Рожденный в СССР
01.02.2011 9:57

РАБЫ НЕМЫ!  МЫ НЕ РАБЫ!

Авторы закона об образовании где-то живут, куда-то ездят, ну неужели их нельзя ******** всем народом? Чайку с ними попейте, побеседуйте по душам! :) А? Или вы точно РАБЫ? Там в Рашке все обыдлились?

А может это экстремизм - сопротивляться?

P.S.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.
любая правда теперь -оскорбление...

Старый учитель истории
01.02.2011 10:06

Надо срочно остановить это безобразие!
Нет этой реформе! Пишите на сайт Гос.Думы и требуйте всенародного обсуждения всех социальных проектов...
Школа должна уцелеть... С кем же и как наши "благодетели"  собираются модернизировать Россию?..

Кирилл
01.02.2011 11:26

Вот такой вот цугцванг.
Ничего не делать - и скоро народ окончательно превратится в вымирающее нищее тупое стадо на обломках некогда великой страны.
Пойти по египетскому пути - думаю, за интервенцией дело не заржавеет. Они же и кинут клич о попрании демократии и необходимости удержать ядерное оружие от попадания в руки террористов. И войдут "миротворческие силы" НАТО. Армии то у нас уже нет, одна фикция. 2,5 самолёта для парадов.
Может такого сценария и добиваются, уже открыто принимая такие решения, которые выведут народ из себя.
Но другого пути у нас нет.

DotCom
01.02.2011 11:37

Государственная измена — преступление, заключающееся в деянии, сознательно направленном против интереса государства, гражданином которого является преступник, или так или иначе служит ему.
Вики

Комментарии 1 - 20 из 76
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец

Добавить комментарий

Ваше имя *
Комментарий *
CAPTCHA
Введите слово
с картинки *




ПОИСК

Брексит и США

Не станет ли британский референдум заразительным примером для некоторых американских штатов?

Все в кино!

В Центральном Манеже представлена почти вековая история советского кино в плакате.

НАШИ ПАРТНЕРЫ
Новый сайт Фонда исторической перспективы
Институт демократии и сотрудничества
Другая Европа






Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

Официальный сайт журнала 'Международная жизнь'
Всемирный Русский Народный Собор Аналитический портал о Балтийском регионе Научное Общество Кавказоведов
Столетие
Зарегистрировано в Роскомнадзоре.
Cвидетельство о регистрации средства массовой
информации Эл № ФС77-42440 от 21 октября 2010 года.

Адрес: Москва, ул. Долгоруковская, д. 33, кор. 2.
Copyright © Stoletie.RU

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведённого Фондом ИСЭПИ.

При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на Столетие.RU обязательна
электронная почта: post@stoletie.ru.

Редакция | Контакты | Карта сайта