Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 июля 2018
Перестаньте копать, господа!

Перестаньте копать, господа!

О новой версии федерального государственного образовательного стандарта
Борис Кагарлицкий
17.02.2011
Перестаньте копать, господа!

После скандала, вызванного публикацией федерального государственного образовательного стандарта - ФГОСа, чиновники вынуждены были дать задний ход. Возмущение распространилось слишком широко, охватив не только оппозиционную интеллектуальную среду, которая и без того недоверчиво относится к любым инициативам власти, но и множество людей совершенно лояльных - ни для кого не секрет, что именно школьные учителя активно привлекаются к организации предвыборных кампаний «Единой России». Против ФГОСа протестовали рабочие и академики, левые и либералы, патриоты и «западники». Инициатива была столь скандальной, что воспринималась любым образованным россиянином, всерьез относящимся к отечественной культуре просто, как издевательство.

Общеобязательными дисциплинами оставались только физкультура, основы безопасности и жизнедеятельности - без этого у нас не выжить, а также непонятная «Россия в мире». О которой неизвестно ничего, кроме того, что многочасовое изучение этого бессвязного предмета чудесным образом должно будет воспитывать у школьников патриотизм. И, в дополнение к этому, еще более загадочный «индивидуальный проект».

К несчастью, в России пока не ликвидирована всеобщая грамотность. А среди людей, умеющих читать, еще сохраняется довольно высокий - хотя и неуклонно снижающийся - процент людей, способных понимать прочитанное. Разразился скандал. Учителя, преподаватели вузов, социологи, теоретики образования — все подняли шум, растревоживший обывателя.

Дискуссия, в отличие от случая с Единым госэкзаменом, явно вышла за пределы узкого круга профессионалов.

Оборона чиновников была построена на нескольких совершенно замечательных пунктах. Критикам, не являвшимся профессионалами в образовании, они говорили, что те, не будучи экспертами, просто не могут разобраться в тонкостях специфического законодательства и нормотворчества - а потому все путают или сознательно передергивают. Напротив, специалистам в области образования отвечали, что они, будучи людьми, находящимися внутри системы, являются лицами заинтересованными, а потому неспособны сформулировать объективную оценку и вообще - отстаивают своекорыстные интересы. Например, учителя русского языка, исходя исключительно из корыстного интереса, настаивают на том, чтобы школьники этот никому не нужный язык все-таки учили… То же — с литературой, математикой, физикой и так далее. Таким образом очевидно, что единственные люди, которые способны сформулировать объективную оценку решения - это чиновники, принимающие данное решение. Ну, или в худшем случае, несколько десятков журналистов и блогеров, это решение поддерживающих.

Вторая линия обороны состояла в том, что авторов ФГОСа и других инициатив «не так поняли». Вообще, тема «непонятливости» прессы и населения у нас становится очень модной. Один из руководителей Российского союза промышленников и предпринимателей Михаил Прохоров объяснял: его неправильно поняли, когда он предлагал вводить 60-часовую рабочую неделю. Помощник президента Аркадий Дворкович жаловался: его не поняли, когда он говорил про отмену студенческих стипендий. Правда, после того, как они дали соответствующие разъяснения, выяснилось, что дело обстоит даже хуже, чем мы думали...

На сей раз по такому же пути пошли и чиновники Министерства образования и науки. Жалобы на «непонятливых» составили значительную часть пропагандистской продукции этого ведомства, вызвав в обществе лишь неприязненное недоумение.

Известный учитель Серей Волков, написавший письмо о ФГОСе, взорвавшее интернет, констатирует: «Людей, подписавших письмо, пытаются обвинить в том, что они не умеют читать тексты. Шесть сотен докторов наук, двадцать академиков — все поголовно не умеют. Хочу напомнить разработчикам стандартов и сочувствующим: умение грамотно и адекватно оформить свои мысли в виде текста — это одна из компетентностей выпускника. При знакомстве со стандартом рождается ощущение, что сами разработчики этим умением не овладели». Разумеется, чиновники отвечали, что есть еще многочисленные позитивные моменты, в тексте стандарта напрямую не отраженные, а потому и не учтенные критиками. Волков недоумевает: «Но извините, а как можно догадаться о том, что в виду имеется, а в тексте не написано? Или написано не по-русски? Я прочел текст проекта стандарта, удивился, задал вопросы разработчикам на их сайте. Ответа не получил».

Беда разработчиков ФГОСа не в том, что их не поняли. Как раз наоборот: к несчастью для них, поняли, и даже слишком хорошо. Получив ФГОС, общество обнаружило то, что на протяжении последних лет было содержанием многочисленных документов, инструкций и политических решений в сфере образования и социальной политики, когда вводили ЕГЭ, когда принимали федеральный закон №83, когда готовили проект закона «Об образовании». Все эти меры представляли собой звенья одной цепи, и даже когда между ними обнаруживались технические противоречия, они легко и гладко укладывались в общую стратегию, направленную на ликвидацию бесплатного общедоступного всестороннего образования. Разница лишь в том, что раньше это делали постепенно, соблюдая некоторое чувство меры и последовательность тактических шагов, а с появлением ФГОСа вся картина предстала перед нами «грубо, зримо».

Общественное возмущение достигло такого градуса, что пришлось отложить принятие нового стандарта, назначенное на 15 февраля. Вместо этого в означенный день на сайте министерства вывесили новую версию, сделанную «с учетом критики».

Единственное отличие «нового» варианта от старого - это появление в качестве общеобязательного предмета некой «русской словесности» или филологии. Что, в некотором смысле, даже ухудшает дело.

Вместо двух предметов с четкими, ясными задачами — русский язык (обучение правописанию, грамматике и правильной работе с родной речью) и литература (изучение культурного наследия русских и, в некоторых случаях, зарубежных классических писателей), нам предлагают некий «интегрированный курс», где будет всего понемногу. В остальном новый стандарт представляет собой техническую редакцию старого. Очень показательный пример того, как в Минобрнауки учитывают критику.

Некоторое время назад, когда первый ФГОС был только обнародован, некоторые аналитики подозревали, что нарочито бестолковый и хамский документ специально предложили публике, чтобы отвлечь ее внимание от менее скандальных, но не менее опасных законов — ФЗ-83 и «Об образовании». Действительно, спор переместился с анализа законопроекта «Об образовании» на обсуждение ФГОСа, что давало основание подозревать, будто мы имеем дело с тактическим отвлекающим маневром. Стандарт отзовут, порадуют публику, а закон, тем временем, с минимальными поправками примут. Однако события последних дней свидетельствуют: дело обстоит не так. Между новым стандартом и законопроектом существует прямая связь. Стандарт как раз направлен на то, чтобы практически реализовать принципы, заложенные в законе, а потому их проталкивают одновременно и с равным упорством.

Остается лишь вопрос: к чему стремятся придти авторы всех этих законов и стандартов?

Если кто-то полагает, будто население, став под воздействием образовательной реформы тупым и диким, не будет бунтовать, то они глубоко ошибаются. Бунтовать все равно будут, только тупо и дико.

Кстати, с точки зрения интересов правящего класса еще неизвестно, что лучше. Цивилизованные народы своих проштрафившихся правителей отправляют в отставку или в худшем случае — за решетку. Менее цивилизованные — разрывают на части или сажают на кол, в лучшем случае расстреливают. Нас явно хотят сделать менее цивилизованными, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Что ж, как говорится у великого Мольера, «ты этого хотел, Жорж Данден»...

Впрочем, ни закон, ни стандарт еще не приняты, следовательно, борьба продолжается. Остается шанс, и отнюдь не маленький, что гражданская активность общества окажется достаточной для того, чтобы остановить принятие антиобразовательных законов и стандартов. Заодно - заставить чиновников задуматься о том, где у нашего народа проходит граница терпения, и не находятся ли они от этого рубежа в опасной близости.

Что касается содержательной дискуссии об образовании, то она еще предстоит. Но эта дискуссия не имеет ничего общего с обсуждением вредительских проектов Минобрнауки. Да, систему надо менять, но не только и не столько в сфере образования. Тем не менее, в краткосрочной перспективе важнейший вопрос нашей общественной жизни в том, чтобы просто остановить принятие ФГОСа, не допустить катастрофы.

Похоже, борьба за будущее образования становится важнейшим политическим вопросом нашей жизни.

У американцев есть назидательная рекомендация в ответ на вопрос, что делать, если ты оказался в глубокой яме. Прежде всего — перестать копать. Перестаньте копать, господа! А там уж мы разберемся, как из вырытой вами ямы выкарабкиваться.

Борис Кагарлицкий - директор Института глобализации и социальных движений.

Специально для Столетия


Материалы по теме:

Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 28 найденных.
Никита
17.02.2011 11:21
Что только не придумает наше могучее государство, неужели и сюда следует совать свой нос. Согласен, что в стране немало необразованных людей, но для тех, кто регулярно смотрит передачу новостей, тот с удивлением заметит и среди политиков немало таких же самых людей, которые свои мысли в разговоре правильно построить не могут, поэтому возникает вопрос, а как такой человек уполномочен правительственных чинов? Уважаемые чиновники, система сама решит, что нужно, а что нет, не следует пренебрегать мнениями экспертов образовательной системы, которые ежедневно сталкиваются со всеми тяготами профессии. Чиновники лишний раз пытаются показать, что хоть чем-нибудь пытаются заниматься, но что-то все валится из рук, может, не стоит браться за некомпетентные вопросы, тогда и недопонимания не будет со стороны общественности. Включают в список дисциплины, которые никак не влияют на кругозор учащихся, якобы для развития патриотизма, лучше бы развивали остальные отрасли, чтобы учащийся после окончания высшего образования в России, точно знал куда он пойдет работать, а не тратить до года на поиск работы. Население не надо критиковать, что оно тупое, а надо пытаться обучать его. Книги на рынке сейчас недешевое удовольствие, вот за что стоит браться чиновникам. Я думаю, что для полной работы образовательной системы необходимо исключить чиновников из списка влияющих на эту отрасль, вот тогда, увидите, система заработает полным ходом, а так получается, что чем больше людей вовлечено в вопрос, тем дороже он обходиться.  Для представителей власти и так найдется много не залатанных дыр в иных сферах.  
asterix
16.03.2011 2:30
Всё это, конечно, верно...Вот только ФГОС(а его наверняка примут)-лишь малая часть того, что нас ждет в будущем. Если Мы и дальше будем ТАК голосовать, то и полицейская форма станет коричневой, и налоги будем платить с каждого огурца в огороде, и медицина станет по-настоящему народной, а Чубайс будет нашим президентом!!!
Лариса, gull1722@mail.ru
04.03.2011 13:39
Против сознательного оглупления нации и попыток окончательно выбить остатки фундамента национального сознания нужно бороться активно. Давайте будем действовать сообща. Как именно и кто берет на себя организаторские функции этого действия? Я готова помогать на РС.
Русская
24.02.2011 23:00
Спасибо Господам за комментарии! Живы будем, не помрём! Предлагаю всем выключить для детей телевизор и сесть за книги. Такая чудесная серия вышла - "Книги нашего детства". Мне плевать на фурсенко и глебову и иже с ними. У них нет Родины, нет чести. А моя дочь дочь в три года знает, кто такие Колчак и Николай Второй, знает, что она русская и как вести себя в Храме. И таких детей много. Будет Русская слава - будет всем народам благоденствие. А воспитывать в ненависти и агрессии - результаты плачевные. Не надо объяснять, что ленин - плохой, надо учить, что Пушкин - великий! Детское сердце удивительное, оно впитывает добро и прощает зло. А ведь за ними Россия!
Дед Щукарь
24.02.2011 10:32
Да не надо искать "врагов народа", при Сталине их на пятьсот лет вперёд извели. Лучше бы нам научиться понимать, что тот или иной человек сказать хотел.
Вот при обсуждении реформы образования разве кто-то кого-то слушает? Стоило учителю Волкову только своё сомнение высказать и - понеслось! Критики и критиканы от бабки Матрёны до обозлённых непризнанных властью профессоров и академиков такой лай подняли, что хоть всех святых из избы выноси. А по-существу в остатке от такого "обсуждения" - НОЛЬ.
Альпиноид-Деду Щукарю
24.02.2011 1:42
Золотые слова, согласен. И с Божьей помощью и милостью.   Вот только враг не виден как раньше - растворился среди нас. Отличить его ум нужен, а ума у народа пусты закрома - взгляните в процентном отношении на нашу молодёжь.
Дед Щукарь - "постороннему"
23.02.2011 17:12
Родненький, а причём тут какой-то Фурсенко? Если ты для Расеи посторонний, то уже являешься быдлом!!!
Русские холопы в 1812 году Наполеона в стойло загнали, в Отечественную Гитлеру хребет переломили и, если надо, ещё не одному гаду в 21-ом веке приятности "несовместимые с жизнью" нарисуют.
Посторонний
23.02.2011 13:25
Фурсенко давно пора было прогнать поганой метлой. Цель его "работы" - превратить народ в тупое быдло, чтобы их дети, воспитанные в западных колледжах и вузах, правили нашей страной в своё удовольствие, продолжали бы грабить Россию, оставляя "простым людям" крохи с барского стола.
И никто его не "попрёт" потому что он нужен властям.
Борис Вячеславович
22.02.2011 13:14
Пора наверно вернуть нам такое понятие как "враг Народа" и безпощадно награждать сим титулом, господ чиновников зажиревших на западных подношениях в виде грантов, и в первой шеренге наряду с чубайсом, и .....  почётное место должен занять и мистер фурсенко
Павел (Владивосток)
22.02.2011 10:50
Доценту
жму руку и поддерживаю! Не надо ныть, что фурсенко ставит палки в колеса - значит у него работа такая, там глупых не бывает. А у нас своя Россия, надо сознательно делать свое дело хорошо и не ждать наград, похвалы или денег. Трудно, наверное, но у наших отцов и дедов трудности были по круче. Отдавать надо свои знания и силы детям, а революций не надо. Спаси Бог Россию!
Отображены комментарии с 1 по 10 из 28 найденных.

Эксклюзив
18.07.2018
Станислав Минаков
«Убийство легло на совесть и душу всего народа. Виноваты все в той или иной степени…».
Фоторепортаж
11.07.2018
Подготовил Олег Павлов
В России настало время футбольных чудес.