Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
16 июля 2019

Школа, назад!

Как слишком образованное население мешает не слишком компетентной элите
Борис Кагарлицкий
01.12.2010
Школа, назад!

Министерство образования выступило с новой инициативой: чиновники считают, что необходимо отменить норму, ограничивающую число учеников в классе.

Министр образования и науки Андрей Фурсенко явно лукавит, заявляя о том, что «принципиальной разницы между классом, состоящим из 25 или из 27 школьников, нет». Ведь речь идет не о том, чтобы изменить норму, повысив ее на одного-двух человек, а о том, чтобы вообще отменить ее. Иными словами, чтобы набивать в классы по сорок, пятьдесят и более человек. Одновременно министерство грозится резко сократить численность учителей, урезает средства, выделенные на их заработную плату, сокращает количество школ, отменяет или понижает целый ряд статей их финансирования.

Власти объясняют необходимость массового увольнения учителей демографической ямой, в которой оказалась Россия. Однако проводимые меры явно свидетельствуют о совершенно иных целях.

Ведь стремление увеличить количество детей в классах в разы выше существующей нормы никак не может быть объяснено нехваткой детей. Такая ситуация обычно складывается как раз в условиях демографического взрыва, когда учителей не хватает, а детей слишком много. Хотя на самом деле численность детей в школах определяется не только рождаемостью, но и миграцией. Сами же чиновники публично возмущаются, что в классах полно детей, плохо владеющих русским.

Во-первых, детей в стране по факту больше, чем следует из рассуждений о демографической яме. А во-вторых, вместо того, чтобы сделать школу эффективным механизмом национальной и культурно-социальной интеграции, повышая качество и привлекательность образования на русском языке, правительственные чиновники последовательно добиваются обратного. К сведению министра и его коллег: школа это не просто место, где дают знания. Здесь еще и формируют личность. И если мы хотим, чтобы через 10-15 лет жители России общались на одном языке — как в буквальном смысле, так и в смысле общей культуры, норм поведения — для нас принципиально важно укреплять школьное образование. Уменьшать численность классов, создавать условия, когда учитель сможет индивидуально заниматься с отстающими детьми, прививая им знания и нормы, необходимые для успешного участия в жизни общества.

В течение нескольких десятилетий в нашей стране прилагались все усилия для того, чтобы понизить численность учеников в классе с примерно 43-45 человек сначала до 30, затем до 25-27 человек. Эта работа имела своей целью не только улучшение санитарных норм и бытовых условий обучения - покончить с инфекциями, теснотой и духотой в помещениях - но и создание условий, при которых работа учителя становилась более эффективной, персонализированной, чтобы он мог работать с каждым учеником, контролировать его успехи и ошибки, помогать ему. Политика, продекларированная г-ном Фурсенко, понятна – отменив нормы, ограничивающие численность учеников в классе, поощрить школы к тому, чтобы параллельно те сокращали численность учителей. Набив в каждый класс как можно больше детей, мы отбросим ситуацию назад, к 50-м или 40-м годам прошлого века.

Нормы, которые собирается отменить министерство, основаны на многолетнем опыте, как отечественном, так и международном: при увеличении числа учеников в классе возрастает нагрузка на учителя, а главное, у него физически не остается времени в течение урока уделить внимание отдельному ребенку.

Трагедия в том, что речь идет не об отдельных необдуманных высказываниях, произнесенных не слишком компетентным человеком, а о систематической кампании, имеющей своей целью сократить масштабы образования как своеобразной экономической отрасли и резко понизить качество предоставляемых ею услуг. Эта позиция, сколь бы дикой она ни казалась, вполне соответствует требованиям, предъявляемым элитой отечественного бизнеса. Михаил Прохоров, один из лидеров Российского Союза промышленников и предпринимателей на встречах с высшими должностными лицами страны открыто сетовал на то, что у нас слишком много образованных людей. Подобные, слишком образованные люди не соответствуют спросу, существующему на рынке труда, не хотят соглашаться на рабочие места и зарплату, предлагаемые им господином Прохоровым и его коллегами. Напомним, что тот же олигарх выступил от имени предпринимательского союза с не менее радикальным предложением о переходе от 40-часовой рабочей недели к 60-часовой.

Высшие должностные лица вместо того, чтобы объявить авторов подобных инициатив противниками модернизации, только кивают головами и обещают принять меры. И от слов переходят к делу: федеральный закон №83 создает финансовый механизм для массового закрытия школ и резкого увеличения числа учащихся в расчете на одного педагога. Так что Фурсенко в своих рассуждениях лишь пытался обосновать то, что его министерство уже реализует на практике.

Параллельно наносятся удары по системе педагогического образования, сокращаются соответствующие вузы и их финансирование. Так что не только школьников в классах станет больше, но и учителя будут подготовлены хуже.

В прежние времена такую деятельность называли «вредительством». В последующие годы обнаружилось, что большая часть «вредителей» была просто людьми некомпетентными, малограмотными и катастрофически не соответствовавшими своей должности. Злого умысла по большей части не было, а была просто глупость и дремучесть. Здесь же остается только подозревать умысел...

Слишком образованное население явно мешает не слишком компетентной элите: стране, живущей от продажи сырья, не нужны умники. В противном случае пришлось бы заменять не лампочки накаливания светодиодными, а старую элиту на новую. Слова о модернизации могут сколько угодно сотрясать воздух начальственных кабинетов, на практике же государство на всех парах несется в прямо противоположном направлении. И то, что считалось бы вредительством несколько поколений назад, сегодня является творческой инициативой, направленной на осуществление официального курса... В качестве общественного стандарта полуграмотность заменяется на позитивно оцениваемую и поощряемую безграмотность.

Борис Кагарлицкий - директор Института глобализации и социальных движений.

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 30 найденных.
Никита
02.12.2010 16:08
Вот она истинная подоплека государства. 50 человек в классе – это уже не образование в России, а балаган, который нужно будет успокаивать каждые 45 минут. А все делается для сокращения поступлений из бюджета в данную отрасль. Соответственно увеличится нагрузка на работающих учителей, которым придется проверять в 2 раза больше тетрадей, нежели сейчас, что отразится, прежде всего, на учениках, которым не будет времени попросту разъяснять сделанные ошибки из-за отсутствия времени физически. Те же, кто это предлагает, те чиновники, наверняка, не были в такой ситуации и не хотели бы быть, а заботятся лишь о собственном кармане, который стараются набить до упора. С такими законодательными решениями снизится количество учителей, ведь молодые попросту не захотят идти работать за копейки, зная непомерную нагрузку. Государство такими действиями то ли пытается закупорить образовательную систему, то ли вырастить поколения рабов, которые, кроме физических данных не смогут иметь интеллектуальных. Так сказать, процесс воспитания дешевой рабочей силы набирает обороты. Вряд ли этому кто-либо посмеет воспрепятствовать, ведь против такой могущественной машины, как ”власть” нет оружия, кроме демократии, которая якобы считается действующей, а на самом деле бездействующей. Элита всегда найдет способ воспитать своих детей, а что же делать с остальными, мы же не животные бросать всех на произвол судьбы?  Хочется обратиться к уважающим себя людям, сидящим в кабинете министров, не позвольте допустить столь массового отупения общества, иначе это поколение неучей отплатит вам тем же.
Vlad
01.02.2011 15:59
На лицо революционная ситуация...
Вспоминаются слова В.С. Высоцкого
"Нас всегда заменяют другими, чтобы мы не мешали им врать"
starover
15.01.2011 19:48
А ведь какое классное резюме этой статьи выдал римский сенатор.Кто как не римляне,в этом деле зрят в корень.
Какую могучую зондеркоманду можно собрать
для борьбы с"господами".Только вот незадача,Борис призабыл назначение зондеркоманд.
лисичка со скалочкой
14.01.2011 20:18
Сергею("Как ты поймёшь, что тебя обманывают и обирают, если ты ни уха ни рыла в современных технологиях?!" ). Респект вам,Сергей. Коммент -один из немногих " неглупых". Остальное - либо тупое возмущение, которое никому неинтересно, потому что все мы здесь чувствуем одно и то же, либо нытье взрослых, которое еще отвратнее нытья детей! Быдло даже воевать не сможет - вот это правда ( читайте "Капитанскую дочку"Пушкина, если УМЕЕТЕ читать !!!)Не знаю, всех ли потомков ждет незавидная судьба, но тем из грамотных, кому придется доживать в этом дерьме, действительно не позавидуешь!
Мульт
12.01.2011 3:14
...но вообще-то всё идёт по плану: как было у нас плановое государство, таким оно и осталось. Был план по повышению уровня образования, теперь выполняется план по обыдлению образования. Раньше планы "спускались" сверху, скажем, от ГОСПЛАНА, а теперь от юэсанского ГОСДЕПА или там обкома: всё идёт к перевыполнению... ФурсенкО к награде....
оракул
21.12.2010 0:03
Ребята, чего расшумелись?
У вас ни партии, ни своего кандидата.
А главное - нет своей программы.
Организаторы сайта боятся её опубликовать.
Поэтому вы снова проголосуете за
ставленников Лэнгли.
Ева
09.12.2010 4:04
Фурсенко одиозная личность. ДОКОЛЕ он будет министром? В Комсомолке была статья о фильмах, допущенных к просмотру Министерством образования. Анальные разведчики и пр. Позор, конечно.....
Ирина
09.12.2010 1:44
Кто-то говорит, что у Фурсенко ничего не получится, что надо обсуждать законопроекты. Толку от этого - ноль.В классах уже свыше 30-ти человек - учителям платят за колчество учеников, а не за качество образования, как некоторое время назад. И уже фактически разрешили до 40 человек набивать. А с 12 года вовсе ограничивают обязательные часы.А по поводу того, чтобы крутые нанимали себе учителей, а остальным этого не надо - кто выбирает за моего ребенка и меня, что нам надо?!Ребенок умница, но у меня нет денег на репетиторов - что делать? Так рождается и развивается коррупция: где-то же надо брать деньги на образование своего малыша.    
Галина
09.12.2010 1:10
Совершенно справедливая статья! Я давно пишу,что Фурсенко - позор для образования!Он не вызывает никакого уважения своей работой,как и большинство министров-капиталистов.Страшно далеки они от народа! Президент и премьер говорят одно по ТВ,а на деле за нашими спинами нас предают и продают олигархам и толстосумам.Причем по всем фронтам! Пусть у коммунистов были ошибки,преступления даже,но НИКОГДА не было такого кощунства по отношению к стране и народу!А нынче нас хотят превратить в тварь дрожащую,чтоб мы не имели ни ума,ни образования,ни смысла в жизни,ни грамотных образованных специалистов,в общем,стали бы стадом баранов,которых легко гнать на убой или на рабский труд.Превратили Россию в позорище всего мира!Но грядет мщение,не пройдет даром эта пирушка во время чумы! И не спасут никакие заграницы,в этом нас убеждает история.
Римский сенатор
07.12.2010 19:40
Карфаген должен быть разрушен.Московия тоже.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 30 найденных.

Эксклюзив
14.07.2019
Валерий Бурт
75 лет назад по Москве провели гигантскую колонну немецких завоевателей.
Фоторепортаж
15.07.2019
Алексей Тимофеев, Валерий Виноградов
В Вологде открыт памятник летчику-асу Великой Отечественной Александру Клубову.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».