Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
4 августа 2020
Меньше знаешь – крепче спишь

Меньше знаешь – крепче спишь

С нынешнего года начинается масштабная реформа старшей школы: программа обучения будет сокращена почти наполовину
Борис Кагарлицкий
18.01.2011
Меньше знаешь – крепче спишь

Как сообщил глава комитета Госдумы по культуре Григорий Ивлиев, в перспективе учебный день учащихся старшей школы будет делиться на две части: образовательную и воспитательную. От изучения некоторых предметов предполагается отказаться «в пользу воспитания патриотизма». Обсуждение нововведения будет проходить до 15 февраля, а реализуют идею в течение всего года.

Два года назад педагоги и родители протестовали против введения в школах Единого государственного экзамена (ЕГЭ), который разрушал всю сложившуюся методику преподавания и систему критериев, по которым оценивались достижения ученика. Специалисты жаловались: тупая и бессмысленная зубрежка заменяет усвоение знаний, детей отучают от самостоятельного мышления, вместо того, чтобы развивать его; в основе реформы лежит возведенное в административный принцип недоверие и неуважение к учителю.

Увы, сейчас даже эта система, в том виде, в каком ее навязали нам за последние два года, может показаться верхом совершенства по сравнению с новой реформой образования, продвигаемой в Государственной Думе депутатами от «Единой России». В соответствии с предлагаемым проектом учебный день в старших классах будет делиться на две части: образовательную и воспитательную. Иными словами, под предлогом борьбы за нравственность программа обучения будет сокращена почти наполовину. Отмене подлежат целые учебные направления. Разные науки скомкают в общий предмет «естествознание», заменив систематическое обучение обрывочными сведениями из разных наук. Зато половину времени посвятят теперь урокам нравственности и патриотизма. Как этому можно научить? И по каким критериям будет оцениваться результат? Что будет с учениками, патриотизм которых будет оценен ниже среднего? И кто будет оценивать?

Нравственность и патриотизм, бесспорно, очень важны, но в том-то и дело, что общество и государство, которое не может воспитать эти качества естественным образом, не достигнет успеха, сколько бы часов ни отводить на подобные занятия в школе. Хотя все прекрасно понимают, что слова о нравственности и патриотизме имеют в понимании чиновников и депутатов от «Единой России» специфический смысл.

Под любовью к Родине и уважением к старшим, они понимают исключительно послушание и подчинение начальству. Иными словами, самим себе.

Депутатам, впрочем, и этого мало: в качестве обязательной части обучения предлагается возить старшеклассников по местам боевой и трудовой славы. Интересно, куда и за чей счет будут возить школьников, скажем, из Якутии, где, по счастью, никаких боев ни с кем не было? Видимо, деньги в стране еще не совсем кончились. На ремонт школьных зданий и зарплату учителей-предметников их найти не удастся, а вот на дорогостоящие экскурсии — запросто.

Поскольку специалистов по обучению школьников нравственности и патриотизму нигде не готовят, подобная задача, скорее всего, упадет на тех самых чиновников, которых президент Д. Медведев собирается сократить из министерств по причине нехватки денег. Финансирование школ тоже будет резко сокращено, но, разумеется, не за счет заботы о нравственности.

С методической точки зрения в школе произойдет катастрофа. Просто не может такого быть, чтобы половина учебного времени в старших классах была отдана одному единственному предмету. В течение прошедших двух лет расписание и программу старших классов радикально перекраивали, дабы обеспечить подготовку учеников к сдаче ЕГЭ. Однако теперь именно эта система, построенная под давлением чиновников и депутатов, навязавших школе предыдущую реформу, в очередной раз ломается - ради введения чего-то ещё более дикого и абсурдного.

Параллельно Министерство образования и науки выступило с другой, не менее поразительной инициативой. Школы, где готовят будущих музыкантов, танцоров балета, и другие подобные заведения, будут реорганизованы. Согласно планам чиновников, детей начнут учить не с 7 лет, как раньше, а только с 15 лет. Школы при этом лишаются и права отбора учеников. Важно будет не то, у кого есть, например, музыкальный слух, а кто первым подал заявку.

Не дожидаясь принятия подобного закона, правительство уже перевело финансирование художественных школ из федерального бюджета в местный. Иными словами, денег там не будет, а в перспективе большинство этих школ будет просто закрыто.

Россия, которая давно уже утратила статус великой промышленной державы, могла до недавнего времени утешать себя, что наша скрипичная школа всё равно лучшая в мире, «а также в области балета мы впереди планеты всей». Теперь не будет и этого.

О том, что реформа, проводимая министерством образования и депутатами-единороссами, чудовищна, нет смысла долго рассуждать. Это очевидно настолько, что даже знакомые мне чиновники и функционеры «партии власти» при упоминании подобных инициатив прячут лица и начинают оправдываться: мол, они лично к этому безобразию не имеют никакого отношения. Но в последнее время больше всего меня стал занимать вопрос о том, что творится в мозгах у тех, кто разрабатывает и принимает такие законы. И неожиданно я осознал, что руководствуются они исключительно любовью к людям. Ведь им самим, несомненно, трудно давалась учеба в школе, у них нет музыкального слуха, а кого-то наверняка мучили родители бесполезными занятиями. Они так ничего и не усвоили в школе, ничего не выучили, ничего не знают, ничего не поняли, а по большому счету вообще ничего не соображают. И, тем не менее, именно они обладают богатством, властью, влиянием. И они, несомненно, счастливы — в отличие от бьющихся в поисках финансирования ученых, специалистов, с ужасом наблюдающих за развалом отраслей, которым отдали жизнь, интеллектуалов, понимающих, куда катится общество.

Меньше знаешь — крепче спишь, говорит известная пословица. Авторы «патриотической идеи» явно судят о человечестве по себе. И они искренне желают нам всем долгого и приятного сна.

Борис Кагарлицкий - директор Института глобализации и социальных движений.

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 33 найденных.
Никита
18.01.2011 13:34
Умеют же наши власти отвлечь внимание от нужных предметов. Патриотизм – чувство, которое воспитывается примером светлого будущего, а если этого будущего нет, то это воспитание не принесет желаемого эффекта. Скажу сразу, что введение таких предметов воспитания патриотизма в школьных кругах назовут ”тихий час”, так как интереса, как в физике здесь наблюдать сложно. Зарплаты учителей скудны, зато власть находит деньги на внедрение нового образования в России, которое предусматривает экскурсии, откуда на них появятся деньги? Местные бюджеты не имеют профицита, а тут еще и такая задача на них навалится, как результат, многие школы закроют, в особенности в отдаленных районах от областных центров, что приведет к массовым протестам, которые возбудят родители этих районов. Вопрос в скором времени возникнет такой: кто возьмет на себя ответственность за все последствия внедрения новой системы? Поэтому пока все сводится к русской пословице – меньше знаешь, крепче спишь, а вот спустя некоторое время мы все будем пожинать плоды наших народных избранцев, обличителей закона. Вот так и происходит воспитание рабов, которые будут согласны работать за копейки, так как для достойных работ просто напросто требуют высшее образование, которое ничего не стоит в плане опыта. Вот и получается, что уровень безработицы растет и будет расти с таким отношением к народу. Так что положительный результат следует отрицать лишь в том случае, если будет видна сплоченность народа и поддержания корпоративного духа, а так народ будут использовать в своих целях все, кому не лень.
мирон
06.02.2011 20:13
Какова цель реформы?Вы думаете.чтобы ваши дети получили самое лучшее в мире образование? Ошибаетесь.Выпускник должен уметь считать.писать.в институте его обучат навыкам профессии и вперёд.арбайтен. О всестороннем образовании и развитии личности забудьте.Для рыночной экономики это излишне.и в бюджете на это жалко тратить деньги.лучше их пустить на чемпионат.
владимир
30.01.2011 18:17
фурсенко конечно получил образование,и дети его получат и внуки ,а остальным оно не нужно,добывать уголь и нефть для запада образование не нужно.какая то сволочь в свое время разрешила факультативное изучение иностранного языка....и теперь я без образования..это был такой же фурсенко.скольким людям он испортил жизнь?и такие нами руководят.
Наталия
29.01.2011 23:41
выпускники художественных школ и пр. гуманитарии работают заграницей, а не у нас// уЧИТЕЛЯ НАШИХ ШКОЛ БЕЗГРАМОТНЫ И МАЛОДУШНЫ. дЕТИ ОТПРАВЛЯЮТСЯ ДЛЯ РАСТЕРЗАНИЯ И УБИЙСТВА АМЕРИКАНЦАМИ ПРИ ПОЛНОМ ОТСУТСТВИИ ПРОТЕСТА СО СТОРОНЫ УЧИТЕЛЕЙ. бЕЗГРАМОТНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ УЖАСАЮЩА. пРИМИТИВНОСТЬ СРАВНИМА С ОБЕЗЪЯНКОЙ В ЗООПАРКЕ (МОЖЕТ, Я ОБИДЕЛА ОБЕЗЪЯНКУ?) вСЕ К ЛУЧШЕМУ. оТСУТСТВИЕ ДУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ТОЖЕ СТИМУЛ К ПОЛУЧЕНИЮ АДЕКВАТНЫХ ЗНАНИЙ, ГЛОБАЛИЗАТОР кАГАЛ.  
Наталья
26.01.2011 18:02
Они закроют общеобразовательные школы и откроют частные. Разве не понятно зачем все это?
ПЕДАГОГ
25.01.2011 20:34
Ребята, да что же это такое?! ФЗ №83 вступает в силу с 1 июля, да и нововведение про разделение учебного дня скорее всего протащат... Все молчат! А учителям уже сообщили, что им зарплату будет начислять Управляющий совет (работающий на добровольной основе!) из учителей, администрации и РОДИТЕЛЕЙ (!!!) Пример: у меня учится "Вася", его мама в совете, а я хочу кушать и кормить своего ребенка, так поставлю я Васе пятерочек (вдруг денег дадут побольше?!), или, наоборот, обидела я его маму (соседка она моя, я ей соли не дала вчера), так я без части зарплаты останусь... еще пример: я с коллегой своей Марьиванной не дружу (подлая она, а я хорошая, вот она меня и не любит), а Марьиванна в совете, значит, могу попрощаться с частью своей зарплаты! Забыла сообщить: меня-то в совет не берут, так как ребенок в этой же школе мой родной учится, говорят, что предвзято к нему относится будут... Товарищи!!! Где можно поставить подпись против этого безобразия??? Хотя...Что она решит...  
Андрей Фурсенко
25.01.2011 8:07
Ну что вы всё образование критикуете! Все наши инициативы на корню, понимаешь, рубите. Нам тоже надо на что-то жить. Не нравится наше образование - не пользуйтесь им!
Андрей
24.01.2011 18:16
Да это же просо-напросто самые что ни есть настоящие мракобесы!!!Шайка-лейка сволочей!!!
Старый учитель истории социологу
24.01.2011 9:38
Молодец социолог, раскаявшийся социолог!.. Понял всё, что произошло с народом, страной и с ним самим... Социология - наука нужная... Вот только нам нужна своя русская и российская социология, а не преклонение перед западными авторитетами, щеголяющими терминами, полными скрытого смысла, понятного только им самим, и цитатами/софизмами, которыми маскируются ненависть и пошлость...
А книга Ионина это похоже:
Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учеб. пособие для студентов вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2000.
Самое ужасное, что за непрочтение этой книги студенты не получат удовлетворительной оценки на экзамене/зачете...
Мистер Крюгер
24.01.2011 0:27
Удачно написано. Но не сказано прямо, что господам правителям России образование не нужно. Застеснялся автор об этом сказать? Зря.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 33 найденных.

Эксклюзив
03.08.2020
Александр Каюмов
Аналитики обсудили, что готовят Белоруссии «комиссары цветных революций».
Фоторепортаж
31.07.2020
Елена Безбородова (фото), Алексей Тимофеев
Каждому стоит хотя бы однажды побывать в Ростове Великом.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».