Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 июня 2024
Образование в России: «оболонивание» страны продолжается

Образование в России: «оболонивание» страны продолжается

Почему Минобрнауки получило 90 млрд рублей на распространение американского опыта организации науки
Сергей Котов, академик АПСН
22.04.2010
Образование в России: «оболонивание» страны продолжается

Выделенные правительством большие деньги на развитие науки в ведущих университетах России позволят Минобрнауки прежде всего показать РАН, что отныне государство ожидает научных прорывов не столько от институтов Академии, сколько от создаваемых крупных университетов.

Идея министра образования г-на Фурсенко и его ведомства о переносе центра научной деятельности в стране из академической сферы в сферу вузовскую получила солидное материальное подкрепление. Длительная борьба министерства с РАН перешла в финансовую плоскость - от критики неэффективности деятельности академических структур чиновники теперь могут перейти к «взращиванию» научных достижений в американской традиции - в университетских центрах. В России дело будет опробовано в семи федеральных университетах: Южный – в Ростове-на-Дону, Сибирский – в Красноярске, Северный - в Архангельске, Приволжский – в Казани, Уральский – в Екатеринбурге, Дальневосточный – во Владивостоке и Северо-Восточный – в Якутске.

Кроме того, министерством уже отобраны 14 так называемых национальных исследовательских университетов (НИУ), которым предполагается также выделять средства на развитие науки.

Говорят, что список этот может быть расширен еще на дюжину вузов, но – не более. На содержание большего числа «едоков», судя по всему, государственного кармана не хватит.

Минобрнауки ставит перед вузами-счастливчиками, попавшими в список, задачу модернизации учебно-материальной базы и изменения содержания образования в России. Если с первым пунктом все как бы понятно (нужны срочные вливания для того, чтобы высшие учебные заведения просто не завалились на бок – учебно-материальная база стареет и ветшает), то со вторым - загадка.

Только что в стране проведена «зачистка» учебных планов и программ (коими собственно и определяется содержание высшего образования) под навязанную вузам так называемую «Болонскую систему». При этом резко сокращено количество часов на «непрофильные» курсы, в число которых, например, в технических вузах попало большинство гуманитарных дисциплин.

Так, в среднем на общий курс отечественной истории новыми учебными планами отведено нынче… 30 часов!

«Практическая составляющая» вузовского образования в России (а именно о недостаточности ее в советской системе образования так много говорят чиновники) значительно расширена за счет сокращения объема часов на фундаментальные профильные дисциплины.

Это и было одной из главных задач министерства в процессе «оболонивания» страны.

Неужели вузы ждет новая чехарда с учебными программами и планами? Но ведь это не шутки: изменения часов на изучение тех или иных предметов – это изменение учебной нагрузки преподавателей, подкрепленное заработной платой.

Только что пережив проведенную «перетряску» учебной нагрузки, преподаватели вузов могут очень болезненно отнестись к очередным новациям и социальное напряжение в вузах возрастет. Только вот будет ли это способствовать повышению качества образования в России, о котором так печется Минобрнауки? Вряд ли.

Чуть ли не главной «фишкой» реформы объявляется возможность для вузов привлекать к учебной работе иностранных специалистов, которые-де поднимут нашу высшую школу на недосягаемую высоту.

Утопичность этой затеи очевидна. Во-первых, выделенных денег ни при каких условиях не хватит для того, чтобы насытить федеральные университеты западной профессурой.

«Гостям оттуда» нужно обеспечить не только западный уровень зарплаты, но и соответствующие бытовые условия, к которым эта профессура привычна. Некие ретивые чиновники уже говорят о том, что при университетах надо будет строить для этой профессуры специальные деревни с хорошими коттеджами. Сюда следует приплюсовать деньги на содержание охраны этих деревень, создание необходимой инфраструктуры и прочего и прочего. Получается круто.

И какой это из западных университетов отпустит на год или хотя бы на полгода своего ведущего профессора для «укрепления России»? Ведущего, понятно, - не отпустят. Второсортного – отправят с удовольствием. Значит, придется утереться и согласиться на «вторую свежесть».

При этом речь не идет о том, чтобы привлечь к вузовской работе сотрудников институтов и организаций Российской академии наук, как будто это парии, недостойные светлейшего внимания Минобрнауки. Между тем понятно, что если где еще в стране (после разгрома науки в 90-е годы) и сохранились научные школы, то только в РАН.

Но на них, похоже, г-н Фурсенко и Ко уже никакую ставку не делают.

Иначе чем добиванием академической науки, такую политику не назовешь.

Сладострастный привкус борьбы с РАН вызывает немалое удивление не только в среде ее сотрудников, но и их зарубежных коллег.

Определять политику федеральных университетов будут их ректоры: им предстоит принимать решения и по изменению содержания образования в России, и по приглашению иностранцев на работу, им, собственно, «двигать науку».

Однако, изменения, проведенные Минобрнауки в ректорском корпусе, достойны особого комментария. Министерство с гордостью заявляет о том, что среди вновь назначенных ректоров нет ни одного, кто бы пришел из академической науки. На эти должности были отобраны только госчиновники высокого или среднего ранга, вполне представляющие себе, как нужно распоряжаться выделенными бюджетными деньгами. Среди этих «подготовленных менеджеров» – бывший вице-губернатор Архангельской области Елена Кудряшова (Арктический университет), бывший вице-президент Якутии Евгения Михайлова (Северо-Восточный университет), бывший мэр Елабуги Ильшат Гафуров (Приволжский университет) и прочие уважаемые люди. Именно от них Минобрнауки и ждет невиданных прорывов в области образования и науки в России. Кто бы сомневался?

Главный аргумент министерских начальников: выдвиженцы станут той новой кровью, которую необходимо впрыснуть для сближения образования и науки с производством. Идея ценная, а главное – мы уже имеем опыт подобного «впрыскивания».

Еще не забылась история, как «эффективный менеджер» и миллиардер г-н Невзлин (не имевший даже ученой степени кандидата наук) был нагло усажен в кресло ректора Российского государственного гуманитарного университета – одного из ведущих вузов страны.

Идея была благая: чтобы он успешно «развивал» РГГУ на манер ЮКОСа, откуда и взялся на белый свет.

Правда, просидел он в этом кресле, поскольку Генеральная прокуратура предъявила ректору Невзлину воз и маленькую тележку обвинений, включая самые неприглядные. Господин Невзлин незамедлительно отбыл в Израиль, гражданином которого является, и сидит там до сих пор, обороняясь от Генпрокуратуры, российских судов и прочих инстанций.

Конечно, я далек от мысли, что господа Кудряшова, Гафуров или Михайлова вскорости могут стать объектами внимания ведомства господина Чайки, боже упаси. Просто, кроме ведения хозяйства, хорошо бы еще, чтобы очередной выдвиженец-ректор имел свою точку зрения на важнейшие вопросы развития высшего образования, а не поддакивал министерству, с неистовым упорством «болонизирующему» Россию.

Тем временем, начатая программа «Кадры» рассматривается как необыкновенный прорыв в омоложении науки и замене «кадров старой формации» на перспективную и рыночно настроенную молодежь. В ближайшее время, обещают министерские чиновники, предвидится необыкновенно большой приток желающих заниматься наукой, ибо стипендию аспиранта грозятся довести до 20-25 тысяч рублей (нынче она тысяча с копейками), а докторантов – и того больше. Хорошо бы, да вот гложет проклятый червь сомнения. Уже давно среднюю зарплату научных сотрудников Российской академии наук государство так же грозилось довести до 1000 долларов США в рублевом эквиваленте. По данным на вчерашний день (специально проверено в ряде институтов РАН) старший научный сотрудник – кандидат наук, получает на руки «чистыми» в районе 15–16 тысяч рублей, а тот же старший научный с докторской степенью – чуть более 20 тысяч. До 1000 долларов, прямо скажем, не дотягивает.

И как будет чувствовать себя научный руководитель аспиранта – сложившийся, опытный ученый, получающий 15 000 рублей в то время, когда бывший студент и желторотый аспирант будет получать 25 000?

Нестыковок и ляпсусов в новых «модернизационных усилиях» ведомства г-на Фурсенко – хоть отбавляй. В немалой степени это происходит потому, что с профессиональным сообществом как не советовались, так и не советуются, решая важнейшие проблемы развития системы образования в России за глухими дверями.

Комментируя получение этих самых 90 миллиардов рублей, министр образования и науки России уверяет: «Это позволит вузам на равных конкурировать не только с Российской академией наук, но и с ведущими научными центрами». Надо полагать – министр имеет в виду научные центры за рубежом.

Несмотря на заоблачный оптимизм г-на Фурсенко, сомнения не покидают головы аналитиков. А вдруг как, да не позволят эти миллиарды «на равных конкурировать»? Поскольку для развития идей нужна, прежде всего, преемственность научных школ и отсутствие коррупции в системе.

Насчет первого: видимый отказ от слияния усилий академической и вузовской науки лишает последнюю опоры на сохранившиеся научные школы РАН. Насчет второго: кто знает, сколько из 90 000 000 000 рублей все-таки дойдет до адресата.

Так не придется ли через некоторое время ответ на этот вопрос искать, как у нас водится в последнее время, совместными усилиями Счетной палаты РФ и Генеральной прокуратуры?

Материалы по теме:

Образование в России: Перестаньте копать, господа! Образование в России: «Контрольный выстрел» в образование Образование в России: Меньше знаешь – крепче спишь Образование в России: Школа, назад!
Специально для Столетия


Эксклюзив
17.06.2024
Максим Столетов
Среди солдат ВСУ в Херсоне и области вспыхнула эпидемия брюшного тифа
Фоторепортаж
17.06.2024
Подготовила Мария Максимова
1000-летию Суздаля посвящена грандиозная выставка


* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.