Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 октября 2020
Иранская инициатива

Иранская инициатива

Баку-Ереван-Степанакерт: возможны ли компромиссы и... новые посредники?
Алексей Балиев
06.10.2020
Иранская инициатива

Сегодня очевидно: ситуация как в армяно-азербайджанских отношениях в целом, так и, в частности, связанная с Нагорным Карабахом, требует новых подходов. Миротворческий формат миссии ОБСЕ — Минская группа, созданная в 1992 г., — не привел стороны даже к продуктивному диалогу. Более того, участник этого формата — Турция — вполне официально провоцирует Баку на эскалацию конфликта, ультимативно требуя от Еревана односторонних уступок.

Сложившейся обстановкой обеспокоены и соседние страны — Иран и Грузия. Потому Тегеран, а следом и Тбилиси на днях предложили своё посредничество в налаживании армяно-азербайджанского диалога. Причем иранская инициатива не исключает участия России в процессе урегулирования, а грузинские власти, похоже, рассчитывают сугубо на свои посреднические возможности.

Примечательно, что предложение Тегерана не только по посредничеству, но и по новому формату диалога перекликается с недавним заявлением Еревана о возможности допуска миротворческого контингента РФ в зону конфликта.

В этой связи, характерно заявление главы МИД Ирана Джавада Зарифа 27 сентября с.г.: «Мы призываем стороны к немедленному прекращению боевых действий и к диалогу для решения спорных вопросов. Наши соседи — это наш приоритет, и мы готовы предложить услуги посредника, чтобы сделать возможными переговоры. Нашему общему региону нужен мир». В Ереване нет негативной реакции на это предложение Тегерана, а реакция Баку на возможное иранское посредничество пока не озвучена. 

Кроме того, иранская сторона предлагает новый формат переговоров, так как нынешний, считают в Тегеране, себя не оправдал. Особенно в сфере контроля над экспортом вооружений враждующим сторонам, хотя формат ОБСЕ предусматривает эмбарго на такие поставки.

По оценкам международного Стокгольмского Института проблем мира (SIPRI), британского «The Military Balance» и ряда других источников, поставки вооружений и боеприпасов обеим сторонам за последние 10 лет увеличились минимум вдвое. Они идут в основном из России, Турции, Израиля, Франции.

В этом плане характерен анализ ситуации, данный Пьером Алонсо, известным французским военным экспертом, в «Либерасьон» (Париж) 1 октября с.г.: «Баку импортирует гораздо больше военной техники, чем Армения: за последнее десятилетие почти в 10 раз больше, чем его противник, согласно и данным SIPRI. Лидирует в таком экспорте Россия (две трети), за ней следуют Белоруссия, Израиль и Турция. Так, азербайджанская армия оснастилась новейшими израильскими беспилотниками и системами ПВО».

Относительно французского военного экспорта П. Алонсо отмечает, что Парижу «удалось продать Азербайджану боевую технику в 2015-2016 гг. более чем на 148 млн евро». Но при этом «в последние несколько лет ведутся переговоры по поводу новых поставок». Более того: «Франция пыталась продать Баку военные корабли». 

Что касается предварительных деталей иранской инициативы, то здесь речь идет о посредничестве, прежде всего, в прекращении военных действий и отводе войск на равноудаленное расстояние. При этом иранская сторона, повторим, небезосновательно считает, что действующий миротворческий формат ОБСЕ недееспособен и потому себя исчерпал. По информации издания RT, «Иран выступил с критикой Минской группы ОБСЕ (Россия, США и Франция), не способной урегулировать конфликт. И призвал создать новую посредническую группу, состоящую из России, Ирана и Турции».

Предложение Тегерана по составу переговоров о комплексном урегулировании конфликта — это США, РФ, Франция, Турция, Иран, Грузия плюс Армения и Азербайджан. Причем отмечено, что «новая группа переговорщиков уже работает» (хотя не уточняется, какая именно ).

Заинтересованность в посредничестве Грузии выразил 30 сентября грузинский премьер Георгий Гахария ввиду ее соседства со всеми странами, прямо или косвенно вовлеченными в конфликтную ситуацию.

При этом в Тбилиси пока не комментируют предложения Тегерана насчет вариантов нового — расширенного формата переговоров.

Так или иначе, но уже сама география этого конфликта не может не способствовать участию в переговорном процессе всех соседей Азербайджана и Армении. В Иране, скажем, полагают, что начальная стадия переговоров едва ли возможна без того, чтобы власти Нагорного Карабаха (НКР) не возвратили Азербайджану его районы, сопредельные с НКР, но включенные в НКР в начале 1990-х (имеется в виду Нагорно-Карабахская автономная область в легитимных границах на 1 января 1990 года). А во-вторых, важно, чтобы были прекращены военно-политическое вмешательство Турции в конфликт и действующая с 1993-го турецкая транспортная блокада Армении. Предлагается также ввести дееспособный, подлежащий международному контролю мораторий на поставки вооружения и боеприпасов конфликтующим сторонам.

Не исключено, что для этно-территориального размежевания в Нагорном Карабахе может быть предложен, в том числе при иранском посредничестве, принцип кондоминиума — совместного управления этим регионом — в рамках азербайджано-армянской администрации (с местными национальными администрациями в моноэтничных районах).

Притом на первых порах — под эгидой ООН и/или стран-посредников. Поскольку международное признание армянской, то есть моноэтничной, НКР невозможно уже потому, что азербайджанцы, вытесненные в первой половине 1990-х из НКР, составляли не меньше четверти населения Нагорного Карабаха. 

Основные варианты кондоминиума — географический или этнический — поныне имеют место, напомним, в Боснии и Герцеговине (этнический вариант), на восточнокарибском острове Сен-Мартен (географический вариант: Нидерланды — Франция). Длительное, притом небезуспешное, сочетание географического и этнического вариантов было основой совместного управления в Судане в 1920-х — середине 1950-х гг. (британо-египетский кондоминиум), на тихоокеанском архипелаге Новые Гебриды в 1906-1980 гг. (британско — французский кондоминиум).

Как видим, прецеденты решения подобных проблем имеются. Но в любом случае востребованы не только срочные меры по организации диалога, но и готовность противоборствующих сторон к компромиссам. 

Иначе возможна трансформация конфликта в многостороннее военно-политическое противостояние.

Мировому сообществу в данный момент требуется совершенно иное развитие событий в регионе. Именно в таком ключе в понедельник, 5 октября, было сделано совместное заявление главы МИД России Сергея Лаврова, Франции — Жан-Ив Ле Дриана и госсекретаря США Майкла Помпео, которые самым решительным образом осуждают опасную эскалацию насилия в Нагорном Карабахе. Главы дипведомств стран — сопредседателей Минской группы ОБСЕ призвали стороны конфликта к немедленному и безоговорочному установлению режима прекращения огня. Они также указали, что Россия, Франция и США твердо настроены в полной мере осуществлять мандат, возложенный на них ОБСЕ и международным сообществом. Услышат ли только их конфликтующие стороны?


Специально для «Столетия»


Материалы по теме:

Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 60 найденных.
Юрий Афанасьев-Широков
25.10.2020 6:35
Александру Мясникяну - 24.10.2020 21:04
О Вашем отрицании компромисса по пункту 2:
Упорство под ЛЮБОЙ МОТИВАЦИЕЙ в //НЕ ОТКЛАДЫВАНИИ Статуса НКР// с армянской стороны - исключает возможность долго-действующего замирения. Альтернативой станет отстрел в ближайшие месяцы плохо-подготовленных юношей-призывников тех и других. Армяне, как известно, не столь многочисленная нация. Тюрок больше. А закрывать кровавые бреши карабахского фронта своим молодняком РОССИЯ НЕ БУДЕТ (Точка). И причин для этого много.
* В эпоху "ВИДИМОСТИ уважения к международному праву" любые ссылки на договоры 26-100-200-летней давности есть сотрясение воздуха на южном базаре. Не работает! Когда интересанту выгодно, - он ссылается ("кивает") на договоры, когда невыгодно - отворачивается от них. В Кремле - не лохи. Они это понимают. Работает только сегодняшний интерес и - на обозримую перспективу.
** На Кипре ВС Турции контролируют границу с Сев.Кипром безо всякого статуса. И 46 лет мир. Пусть это станет поучительным!
* В предлагаемом мною проекте (а, предполагаю, не только мною!) Россия равноудалена от интересов противоборствующих сторон. Предлагается ВЗАИМНЫЙ КОМПРОМИСС. Утверждаю, что выгодный всем 3-м сторонам:
Это мир всем;
Сохранение армянских территорий (Н.Карабаха и Армении) и армянской идентичности там;
Снятие экономической блокады (с Н.Карабаха и Армении) и полублокады (с Нахичевани);
Установление прочных связей Азербайджана с Нахичеванью даёт шанс отходу шиитского Азербайджана от суннитской Турции, с которой ныне нерелигиозный И.Алиев "сладкозвучно" якшается, потому что НА СЕГОДНЯ Эрдоган для него ВЫГОДЕН как военный союзник. Настанет мир - и Алиева "потянет" к привычному для него формату "московской жизни", подальше от амбиций "нового султана". Это тоже нужно принимать в расчёт.
* Россию не нужно ни уговаривать, ни совестить, ни стыдить, ни убеждать. Это не современно и непрагматично.
* Интерес РФ - мир вблизи её границ без военного присутствия в Закавказье Турции.
Юрию Афанасьеву-Широкову
24.10.2020 21:04
По поводу пункта 2. Статус НКР все же давать придется И НЕ ОТКЛАДЫВАЯ даже на месяц или два: либо раздать российские паспорта жителям НКР как в Ю. Осетии и инициировать Гюлистанский договор 1813 г. (Иран, как вторая сторона договора только подтвердит его легитимность, Иран будет только за, если над НКР взовьется русский триколор), либо НКР нужно будет признавать международным сообществом как суб'ект межд. права- суверенную республику. Почему нужно срочно давать статус НКР. Оглянитесь на историю РИ. 1916 г.,- Кавказская русская армия громит турок и гонит вглубь Анатолии продвигаясь к Царьграду. октябрь 1917 г. русские миротворцы первой мировой войны движимые декретами о мире и о земле оставляют фронт и возвращаются в Россию. Статус освобожденным территориям западной Армении, точнее границы Российской империи по линии где стояли русские войска не были юридически оформлены. Когда к 1946 г. правопреемник РИ, -СССР в лице т. Сталина поднял перед Турцией вопрос возврата российских земель, а именно Западной Армении в границах 1916 г., поезд уже ушел- за Турцию вступилась Англия и замаячила тень атомного шантажа,- СССР тогда отступил...Российские миротворцы которые встанут вокруг периметра НКР без статуса последней это та же самая опасная аналогия, Юрий...Зачем ослаблять свои собственные позиции. Перед кем Вы предлагаете расшаркиваться "компромиссными шагами навстречу"? Перед Азербайджаном? Страной, которой неожиданно для нее самой с неба в рот упал Нагорный Карабах в июле 1921 г. решением не легитимной местной парт.ячейки? Страной которая нагло по отношению к интересам России запустила недобитков игиловцев на Южный Кавказ сократив для них время подскока на Кавказ Северный? Юрий, СЕГОДНЯ 1200 ТУРЕЦКИХ СПЕЦНАЗОВЦЕВ (НАТО!) высадились в Азербайджане и атаковали подр. армии обороны НКР на гадрутском направлении и южном фронте, Вы до сих пор считаете, что вам удастся задобрить Азербайджан нечаянно не обидеть вдруг его и вернуть его в лоно Евразийского мифического союза?
Александр Мясникян Юрию Афанась?
24.10.2020 7:48
Уважаемому Юрию. Юридический формат русской военной базы должен быть органически связан с клаузами договора от 1813 года. Неск. годами ранее об этом договоре русскому лидеру писал общественный деятель Арцаха З.Балаян, вчера лидер НКР А. Арутюнян обратился с личным письмом к ВВП, где указал на исторические связи Арцаха с Россией и т.д. Мне кажется, что руководство НКАО (а точнее лидеры движения в Армении) в 1989 г. зря отказало А.Вольскому, который предлагал переподчинить автономную область Москве и таким образом решить кардинально вопрос. Мне кажется, что Арцах исторически более близок России и более стабилен в плане геополитических выборов, чем Армения (особенно Ереван), где все же западу удалось внедрить/воспитать довольно ощутимую прослойку генерированных нпошными фондами и орг. флюгеров "пятоколонщиков"...Но это лечится верностью Турции своим геноцидальным идеалам. Вот и заткнулись наши западнофилы горлопаны растеряно захлопав глазами, когда убедились что запад и мизинцем не пошевелил чтобы остановить дядюшку Эрдогана..Так что и этой либерастической шушаре ереванского разлива скоро наступит конец. Наша сверхзадача это сохранить Арцах тысячелетнюю цитадель армянства и форпост христианства вынесенный далеко на южный кавказ. По поводу Ваших остальных пунктов напишу дополнительно. С уважением, Александр.
Юрий Афанасьев-Широков
23.10.2020 5:03
Александру Мясникяну - 21.10.2020 6:03
В конце Вашего размышления Вы верно посмотрели в мною обозначенную сторону (//в НКР нужна русская база//), но не пожелали задуматься о её формате и правовом контексте, в который должен вписаться согласованный с Азербайджаном, Арменией и Нагорным Карабахом этот формат.
1) Российская база в НКР действительно должна быть как гарант многому чего (мирной, безопасной жизни карабахских армян, Лачинского коридора в Армению, интересов России в Закавказье, недопущению сюда Турции), - но при этом ещё и по согласию Азербайджана (именно к тому, всеми способами, нужно принудить Баку).
1-а) Границы НКР-Азербайджан под контролем русских ВС.
1-б) Открывается безопасный воздушный коридор Россия-Армения, Россия-НКР над территорией Азербайджана.
1-в) Снимается транспортная блокада Армении и НКР;
Для того, чтобы такого добиться необходимы компромиссные шаги навстречу требованиям Азербайджана:
2) Отложить лет на 30-50 вопрос о международно-признанном статусе НКР. Пусть он существует де-факто, как "непризнанный" (типа Сев.Кипра).
3) Под контролем российских военных Азербайджану передаются 7 буферных районов (кроме Лачинского коридора);
4) Паритетно по армяно-иранской границе создаётся Нахичеванский коридор из Азербайджана. Транспортная блокада Нахичевани, с одной стороны, и Армении, с другой, - ликвидируется.
Для чего нужно:
4-а) Поручить охрану Нахичеванского коридора и армяно-иранской границы русским военным;
4-б) Восстановить участок Ж/Д Баку-Нахичевань-Ереван.
4-в) Создать новую (не менее мощную, чем в Н.Карабахе) русскую военную базу в армянском пограничном городке Мегри.
5) Содержание (в большей части) русских военных баз и рус.военнослужащих в Н.Карабахе и Армении должны взять на себя Армения и Азербайджан соответственно. Пусть для этого раскошелится громко о себе заявляющая армянская диаспора на Западе.
Вот такая "простенькая схема" долговременного замирения.
Что любопытно, - реальная и ПОЛЕЗНАЯ для всех 4-х сторон.
Александр Мясникян Афанасьеву- Ш
21.10.2020 6:03
сейчас ситуация с юж. буфером несколько меняется т.к. вчера началось мощн.контрнаступление армии обороны нкр и крупн. группировка азерб.вс попала в котел, а другая часть отступает от границы с Ираном у Худаферинск. водохранилища. Где крупные державы остановят стороны на каком рубеже посмотрим.Но для сохранения лица Алиева думаю один или два буфера ему оставят. Конечно,Россия тщательно проанализирует "размер уступаемого" ильхаму, т.к. он серьезно подорвал свой политический авторитет в Москве из за шашней с турками и фактически дерзкого игнорирования интересов Москвы. Его амбиции на захват Карабаха- РАВНО вытеснению турками России из южного кавказа, сколько бы оперетточных русских школ апшеронский лис не понаоткрывал- ласкающая слух косметика всегда дешевле реальной капитальной геополитики...И в Москве зреет понимание того, что никогда НКР не должен быть отдан Азербайджану. Все же всем региональным игрокам следует знать- Закавказье это РОССИЯ, при всем уважении к местным " суверенитетам" .Тут особо нужно предостеречь и пашиняна с его игрищами в "просвещенного демократа гражданина мира" - игиловско турецкая агрессия надеюсь прочистила мозги армянским "бархатным революционерам" на предмет того, что такое традиционные ценности и исключительная роль русских в качестве их гаранта.... НКР нужно признавать, для начала можно подключить греков, дальше пойдет...армянская диаспора тоже не спит. Если турки совсем обнаглеют а с признанием нкр будет замедление, то впору будет карабахцам проволить референдум о вхождении в состав РФ - если уж начистоту то НКР это Россия- см.гюлистанский договор 1813 г. Сейчас это единственный легитимный документ...ни СССР, ни Азерб. ни Арм ССР больше нет, а Россия есть и в дог. 1813 г.четко прописано чей Карабах- российский. Тем более, что НКР, Абхазия, Юж. Осетия, Приднестр. признали друг друга. И потом, в НКР нужна русская база, как на Окинаве 70 лет стоит американская. Тогда будет мир.
Юрий Афанасьев-Широков
20.10.2020 2:54
Александру Мясникяну - 19.10.2020 19:28 и 20:21
Благодарю Вас за обстоятельный и информационно-конкретный ответ!
Но ... есть моменты:
1) //ширится межд. движение в сторону признания НКР//? ... Так это или не так, покажет ближайший месяц-два-три. С гуманистическими призывами к остановке кровопролития (которое, как Вы пишите, //Для Армении это проигрышное прекращение огня при таком раскладе: буфера на юге почти нет//) И.Алиев публично соглашается и это, предполагаю, производит впечатление на Европу (ЕС), где проживает 6 млн. турок.
2) Экспертное сообщество - уверен! - ломает сейчас голову, как остановить кровопролитие, но при этом НЕ МЕНЯЯ ДЕ-ЮРЕ существующее правовое статус-кво этих территорий (//признание суверенитета НКР// - это "гладко на бумаге". Как потом "в оврагах" придётся крутиться? И кому?).
Но пример есть: Турецкая республика Сев.Кипра. Она (не признанная междунар. сообществом) МИРНО, хотя и не безоблачно сосуществует с греками-киприотами уже 46 лет. Ну, и что ж, что "беспаспортное" сие гос.образование? "Назови хоть горшком - только в печку не ставь!" ... Да, конечно, у Сев.Кипра и Греческого Кипра есть гаранты, имеющие свои военные базы на острове (Турция и Великобритания). .... Кто может стать гарантом в рассматриваемой сегодня ситуации?

Александр Мясникян Афанасьеву- Ш
19.10.2020 20:21
Продолжение. Ильхам прекрасно понимает, что ширится межд. движение в сторону признания НКР поэтому именно сейчас он торопится выступить с инициативой прекращения огня в Москве но категорически без признания суверенитета НКР. Для Армении это проигрышное прекращение огня при таком раскладе: буфера на юге почти нет, он только только начинает отвоевываться обратно- по мере того как эффективность беспилотников падает с наступлением осенних туманов, НКР не признана, а значит турки 10000% через несколько лет повторят попытку блицкрига вновь- но уже летом и уже непосредственно по территории НКР буфера ведь нет...Я думаю что это очень ловко подготовленное турками прекращение огня на фоне непризнания НКР и категорического их не возврата к позициям на 27.09. ( м они не возвратятся) делает эту встречу с Москве крайне опасной турецкой ловушкой формально предлагающей всего лишь тактический временный мир. Здесь критически важно чтобы Кремль не давил на Пашиняна (который итак уже деморализован ) в том плане чтобы он соглашался на коварные турецкие силки по прекращению огня без предусловий. Ответ армянской стороны должен быть таким: 1. Мы согласны на прекращение огня и более того на отвод войск с 5 районов после вашего признания суверенитета нкр
Либо : 1. Мы согласны на прекращение огня при условии вашего отхода на позиции по состоянию на 27.09. интенсификации переговорного процесса с возвратом вам буфера по формуле 5 + 2 вы же одновременно признаете НКР и возвращаете взятые к 1992 г.территории мартунинского
мартакертского и шаумянского районов. Если в Москве на это будет отказ, Никол, если он патриот и здравомыслящий политик должен просто встать из за стола и вернуться в Ереван. А Кремль ни в еоем случае не должен потакать мнимому миртворчеству алиева и эрдогана. Это волки в овечей шкуре и их предложение о прекращении огня есть турецкое тактическое коварство. Будьте мудры и бдительны с турками!
Александр Мясникян
19.10.2020 19:28
1. 1 арцахская война в 1994 г. не выдохлась, армянские вс были полностью боеспособны и мотивированы - Г. Алиев, провидчески увидел, что армия обороны НКР в течение нескольких мес. выходит к рубежам Гянджы и р.Кура. Именно поэтому он ою'ективно оценив состояние собственной армии и иницииривал срочные переговоры в Москве и даже согласился на представителей НКР. Ныне блицкриг у ВС Азерб. не получился, это так. 2. Армения понимает, что Кремль не будет воевать в НКР. Алиев Ильхам надул Пашиняна в очередной раз- сейчас он с Москве об'явит перемирие и будет в глазах русских миротворцем.Пашинян лишился буферс на юге и неск.территорий на севере. В итоге: с армян буфера нет, НКР непризнан, Алиев в народе герой.Через несколько лет он попрет уже на НКР...также с беспилотниками и пр. Пашинян облажался.Все.
Юрий Афанасьев-Широков
19.10.2020 2:13
Пока зададим ряд вопросов:
1) 2-я Карабахская война идёт уже 3 недели. То, что она выдыхается (Как это в итоге произошло с 1-й войной в мае 1994 г.), то пока - навряд ли. Но, вот-то, что у Азербайджана не получается блицкриг, - тоже подсказывает нам информация, приходящая из Нагорного Карабаха.
2) Каковы дальнейшие геополитические действия конфликтующих сторон?
а) Армения, задействуя обязательства России по ОДКБ, будет стремиться вовлечь последнюю в конфликт на своей стороне? (Пойдёт ли на это Кремль?)
б) Азербайджан, добиваясь нейтралитета России, будет пытаться задействовать для своей пользы военную мощь Турции? (Пойдёт ли на это Анкара?)
3) В чью пользу НА СЕГОДНЯ работает продолжение конфликта "без решительной победы" одной из сторон?
4) Армения (а 180 тыс. карабахских армян - самым откровенным образом!) демонстрирует свою решимость пойти на запредельные жертвы, чтобы отстоять независимость НКР. Готовы ли на подобное 1 млн. азербайджанских беженцев из Армении, НКР, 7-ми сопредельных районов и - Азербайджан в целом? В 1994 г. такое не произошло. Изменилась ли ситуация к октябрю 2020 г. , или нет?
(Надеюсь, участники дискуссии постараются ответить и не бравурно-патриотически, и не цинично, - но прагматично, исходя из того, что ни молчащая Россия, ни делающая громкие заявления Турция Эрдогана по серьёзному счёту не намерены "таскать каштаны из огня" векового конфликта, к выгоде властных режимов Пашиняна или Алиева, - даже исходя из собственных, самых туманно-гуманных побуждений).
И.А.С.
16.10.2020 17:32
- ВОТ ИМЕННО, Александр Мясникян !
Отображены комментарии с 1 по 10 из 60 найденных.

Эксклюзив
Фоторепортаж
28.10.2020
Подготовила Мария Максимова
В Музее имени Андрея Рублева открылась выставка, посвященная 70-летию его реставрационной мастерской.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».