Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
2 мая 2024
Кто «заказал» Карэна Демирчяна?

Кто «заказал» Карэна Демирчяна?

До сих пор не раскрыта кровавая трагедия в парламенте Армении, произошедшая 10 лет тому назад
Алексей Балиев
28.10.2009
Кто «заказал» Карэна Демирчяна?

27 октября 1999 года на сессии парламента Армении в Ереване были «показательно» убиты инициатор компромиссного решения армяно-азербайджанского конфликта – председатель парламента (с июня 1999 года) Карэн Демирчян и его ближайшие коллеги. По странному совпадению это убийство совпало по времени с окончанием визита в Ереван тогдашнего госсекретаря США Строуба Тэлботта...

И ведь до сих пор нет официальной версии - кто и по каким причинам организовал публичное убийство политического деятеля Армении. Между тем, в 1999 году, судя по многим документам и свидетельствам, благодаря инициативам и дипломатическим способностям К. Демирчяна была реальная возможность начать урегулирование конфликта между Арменией и Азербайджаном на компромиссных условиях и, главное, восстанавливать сотрудничество армянского и азербайджанского народов. Однако всего этого не случилось...

Итак, когда на трибуне был именно К. Демирчян, в зал беспрепятственно вошла группа из десяти человек (как же их пропустили?) и автоматными очередями расстреляла руководителя парламента, премьер-министра Вазгена Саркисяна и некоторых участников парламентского президиума (пули были надежные – со смещенным центром тяжести). Охрана открыла ответный огонь – семеро террористов были уничтожены, троих арестовали. Как оказалось, почти все убийцы – выходцы из Нагорного Карабаха, причем шесть из них – члены армянской националистической партии «Дашнакцутюн», требующей воссоздания «Великой Армении от Каспия до Черного моря». Эта партия легализована в Армении с 1993 года, а в советский период была в подполье.

По сей день неизвестно – живы ли те трое арестованных. Некоторые источники в Закавказье сообщают, что эти террористы давно ликвидированы для надежного сокрытия следов столь показательного расстрела.

Джон Кеннеди, Индира и Раджив Ганди, египетский президент Анвар Садат, шведский премьер-министр Улоф Пальме... В каждом случае покушение имело очень серьезные политические мотивы. Присутствие же Карэна Демирчяна в этом списке "обречённых" показывает, что и здесь ставки были очень высоки.

Именно К. Демирчян наметил компромиссные варианты урегулирования, и, подчеркнём, они – впервые с начала армяно-азербайджанской конфронтации в 1988 году – не были полностью отвергнуты официальным Азербайджаном. Причем эти варианты не были согласованы с западными посредниками: по мнению К. Демирчяна и премьер-министра В. Саркисяна, такое посредничество нацелено не столько на развязывание этого конфликтного узла, сколько на его затягивание и, соответственно, на большее влияние западных структур на политику и Армении, и Азербайджана - ввиду геополитической, транзитной и общеэкономической значимости этого региона.

Поэтому, как полагали Демирчян и Саркисян, если допустимо здесь посредничество, то только российское или коллективное - с участием других стран СНГ.

Но еще за четыре года до избрания Демирчяна спикером парламента Армении - с 1993 года - Баку и Ереван согласились вести переговоры при посредничестве ОБСЕ, НАТО, США, Франции и России. Естественно, что эти организации и державы преследуют свои интересы в регионе, тем более - после вступления в действие (в конце 1990-х) нефтепровода Баку – Тбилиси – Эрзурум – Джейхан, предназначенного для переориентации транзита каспийской, особенно азербайджанской нефти с России на Турцию. Прослеживаются в Закавказье и давние цели НАТО: наконец-то втянуть в свою орбиту и в антироссийские комбинации Армению и Азербайджан. Поэтому не только "неурегулированный" Карабах, но блокированный Арменией Нахичеванский регион Азербайджана и сегодня остаются сильной "двуединой" картой в столь масштабном политическом покере.

Так что же конкретно предлагал К. Демирчян? Он выступал за прямые переговоры Армении с Азербайджаном. Главные же условия урегулирования могли бы быть следующими. Первый вариант – передача Карабаха в совместное автономное подчинение (кондоминиум) Армении и Азербайджану. Второй вариант – раздел этой территории между обеими странами по принципу преобладающей национальности (по аналогии с Боснией и Герцеговиной). Причем предусматривалось размещение миротворческого контингента только РФ или группы стран СНГ (с участием РФ) на армяно-азербайджанской границе и в самом Карабахе.

Плюс к тому: объявление Закавказья нейтральной и безъядерной зоной и бессрочный договор между Арменией и Азербайджаном о ненападении.

Что касается беженцев, им предлагалось либо вернуться в национально-автономные районы Карабаха с выплатой компенсаций и с предоставлением материальной помощи, либо остаться на новом местожительстве с получением компенсаций. Карэн Демирчян предлагал также режимы максимального благоприятствования для армянского бизнеса в Азербайджане и для азербайджанского – в Армении. А в перспективе предусматривалось объявить Карабах, Лачин (азербайджанский район между Карабахом и Арменией) и Зангезур (Южную Армению) с Нахичеванью свободной экономической зоной. Последнее предложение выдвигала в конце 1980-х и группа советских ученых-экономистов во главе с академиком Т.С.Хачатуровым.

Такие предложения, повторим, не были полностью отвергнуты в Баку и уже в конце 1997-го планировалось начало прямых переговоров на упомянутой компромиссной основе. Помешало убийство Демирчяна, после чего Армения на официальном уровне не вспоминала о его предложениях...

Можно сказать, патриарх партийной элиты Армении Карэн Демирчян был первым секретарем ЦК Компартии Армении в 1974-1988 годах и прекрасно разбирался в политических и межнациональных хитросплетениях в Закавказье.

Но он не стремился войти в круг лиц, наиболее приближенных к Брежневу, Андропову и Суслову. Поэтому в отличие от своих закавказских коллег, Демирчян так и не стал членом Политбюро ЦК КПСС. Кремль не заставил и "демирчяновскую" Армению официально признать её границу с Турцией с 1921 года. За это Москва и Баку фактически наказали Ереван: в середине 1970-х и повторно в 1982-м был отвергнут проект, поддержанный А.Н. Косыгиным, построить 250-километровую железную дорогу Ленинакан (ныне Гюмри) – Батуми для выхода Армении по кратчайшему маршруту к Черному морю, т.е. через юго-западную Грузию. Ибо республика почти полностью зависела от транзита товаров и энергоносителей через Азербайджан, причем эта зависимость сказывалась на социально-экономической ситуации в Армении ещё в советский период.

Вдобавок, при Демирчяне снова было отвергнуто предложение Еревана передать южный участок железных дорог Армении (Ордубад-Мегри-Кафан), находившийся под управлением железных дорог Азербайджана, в состав Армянского отделения Закавказской железной дороги, и создать отдельное управление стальных магистралей Армянской ССР. Заметим, что руководство Закавказской железной дороги СССР с момента ее создания - в 1930-х гг. - располагалось в Тбилиси.

Демирчян предлагал передать автономные от Азербайджана Карабах и Нахичевань в совместное управление Баку и Еревана ещё в конце 1970-х - как отмечалось в его письме на имя Суслова и Андропова (июль 1978 г.), «ввиду пока скрытного нарастания армянских и азербайджанских националистических настроений в этих автономиях, провоцируемых и с помощью засылаемой из-за рубежа агентуры...». Демирчяну за эту идею пригрозили строгим партийным выговором за необъективность и превышение полномочий.

В отличие от большинства своих коллег-руководителей союзных республик, Карэн Демирчян не переквалифицировался в президента «своей» республики.

Но его влияние в Армении, его компетентность, интеллигентность и опыт превращали этого деятеля в серьезного оппонента не только постсоветского руководства Армении, но западно-турецких планов по экономико-политической «экспроприации» Закавказья. И неудивительно, что после его избрания весной 1997-го на пост спикера армянского парламента появились компромиссные проекты и возможности урегулирования армяно-азербайджанских отношений. И тот факт, что это преступление не раскрыто до сих пор, говорит сам за себя...

Специально для Столетия


Эксклюзив
27.04.2024
Владимир Малышев
Жесткая правда войны от бойца подразделения «Шторм Z», ставшего писателем
Фоторепортаж
27.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Историческом музее открылась выставка, посвященная 200-летию Алексея Уварова


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.