Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
14 ноября 2019
Кухаркины дети и социальная справедливость

Кухаркины дети и социальная справедливость

Равных прав на образование в России больше не будет?
Ярослав Бутаков
10.05.2010
Кухаркины дети и социальная справедливость

Совет Федерации одобрил 28 апреля принятый несколькими днями ранее Госдумой законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». 8 мая этот закон за подписью президента РФ вступил в силу. Многие эксперты считают, что данный закон фактически ликвидирует бесплатное среднее образование в России.

Председатель Совета Федерации Сергей Миронов заявил, что категорически против представленного законопроекта. Как сообщает сайт верхней палаты российского парламента, её спикер заявил, что данный закон является по сути «приговором неимущим» и попранием социальной справедливости.

По словам Сергея Миронова, «под лозунгом экономии денег и повышения эффективности работы готовится ломка всей системы социальных услуг».

Отказ государства от прямого финансирования большинства бюджетных учреждений и переход на субсидирование госзадания, сказал он, сделает платными многие социальные услуги, которые до сих пор были бесплатными. С. Миронов обратил внимание на то, что до сих пор нет вразумительных ответов на ряд важнейших вопросов, которые возникают: что конкретно войдёт в состав бесплатного для граждан госзадания; что будет, если перегруженные региональные бюджеты не смогут вовремя оплатить это госзадание; или какова будет доля платных услуг и как будут регулироваться цены на них.

Очень настораживает, заявил он, то, что столь масштабная реформа со многими подводными камнями и опасностями вновь готовится в спешке, без широкого обсуждения с общественностью, без выяснения и учёта мнения самих граждан», – передаёт сайт Совета Федерации речь своего председателя.

Однако, несмотря на аргументированную позицию своего спикера, Совет Федерации большинством в 90 голосов против пяти при шести воздержавшихся одобрил законопроект.

Основные критические стрелы в адрес законопроекта, который обсуждался уже с конца прошлого года, но до недавнего времени как-то не привлекал всеобщего внимания, мечут те, кто обоснованно видят в нём подрыв конституционного права граждан на бесплатное образование, а, соответственно, и на социальную справедливость. 

Новый закон не определяет минимального уровня образовательных услуг, которые будут оказываться населению бесплатно. Объём госзадания, которым будут руководствоваться при этом образовательные учреждения, пока не определён. В этих условиях вполне оправданным выглядит беспокойство о том, что с января 2011 года бесплатными в школах станут только 2 часа русского языка, 2 часа математики и 3 часа предметов по религиозному образованию в зависимости от школы, в неделю. Все остальные предметы сделают платными.

Формально это делается для того, чтобы школы могли платить более высокие зарплаты учителям. Фактически это может привести к тому, что мало кто из родителей согласится платить за дополнительное образование своих чад. Следовательно, доходы школ и, соответственно, зарплаты учителей не возрастут, а даже, может быть, и снизятся. В СМИ уже появились приблизительные расценки на уроки, исходя из опыта некоторых московских школ. Как считают авторы соответствующих публикаций, в Москве полноценное среднее образование сможет обходиться родителям в 5-6 тысяч рублей на одного ребёнка ежемесячно! И где же социальная справедливость?

Сторонники законопроекта заверяют в том, что он сделает предоставляемые образовательные услуги более качественными и призывают не паниковать по поводу сокращения бесплатного компонента обучения. По их мнению, платными станут лишь те предметы, которые ныне в школах изучаются факультативно. Всё отличие от нынешнего положения, уверяют они, лишь в том, что до сих пор расходы на образовательные (а также медицинские и культурные) учреждения закладываются в бюджет, а отныне будут распределяться в порядке «госзадания».

Однако настораживает аргумент защитников нового закона, что он «представляет собой основу для формирования современной, рыночной системы образования и здравоохранения».

Как понятно любому, эти две сферы в принципе являются затратными и не могут полноценно функционировать на рыночной основе, без стабильного финансирования из госбюджета.

Понятно также стремление нашего государства сбросить с себя как можно больше обязанностей перед обществом и расходов. Но в этом неплохо бы знать меру. Мы слишком хорошо ещё помним, чем обернулось для общества самоустранение государства от многих его функций в 90-е годы прошлого века. Те времена снова возвращаются? Или они никуда и не уходили? А как, наконец, быть с конституционными гарантиями прав на бесплатное образование?

На этот счёт сторонники законопроекта уже нашли лазейку. Оказывается, наша Конституция и наши законы не дают определения «основного общего» образования как базового уровня для получения высшего! То есть «основным общим» образованием может признаваться, в принципе, какое угодно! В качестве документа, устанавливающего общий образовательный минимум, Конституция упоминает федеральный государственный образовательный стандарт. А он представляет собой подзаконный ведомственный акт, который всегда легко изменить в соответствии с «новыми веяниями». В крайнем случае, при его противоречии новому закону будет действовать норма закона.

Не меньшее беспокойство в обществе, судя по отзывам на новый закон, вызывает тенденция сделать полноценное образование доступным не для всех, а лишь для богатых.

Этакое возрождение сословности в образовании, какое было в России до отмены крепостного права. В ходе образовательной реформы Александра II доступ к образованию получили представители всех сословий, если они могли заплатить за обучение. При этом для одарённых выходцев из беднейших слоёв населения предусматривались льготы: дети, блестяще сдавшие вступительные экзамены в гимназию, освобождались от платы за обучение, поступали, как говорилось тогда, «на казённый кошт».

Русская школа всегда была одним из самых демократичных институтов нашего общества. Передовые русские люди боролись за равное для всех право на получение образования. Гениальный Ломоносов, сам выходец из простонародья, настаивал на том, чтобы в Московский университет, основанный его стараниями, могли быть принимаемы все без различия сословий, при условии успешной сдачи экзаменов. Хотя это положение ему не удалось отстоять (в университет могли быть приняты лишь дети дворян, купцов и мещан), он надолго определил демократическое кредо русской интеллигенции.

Поэтому, когда в 1887 году министр народного просвещения Российской империи граф И.Д. Делянов издал свой знаменитый циркуляр «О сокращении гимназического образования», это сразу же послужило темой для насмешек и возмущения всего русского общества. Злополучный министр своим распоряжением ставил задачу «о допущении впредь в гимназии и в прогимназии детей лишь некоторых сословий не ниже купцов 2-й гильдии». Однако, как отмечалось в циркуляре, император Александр III признал эту меру «несвоевременною и неудобною» и счёл «за лучшее достигнуть цели отвращения наплыва в гимназии и прогимназии детей лиц, не соответствующих по домашней их обстановке среднему образованию, другими какими-либо способами».

Исходя из монаршего пожелания, Делянов предложил «разъяснить начальствам гимназий и прогимназий, чтобы они принимали в эти учебные заведения только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства. Таким образом, при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одарённых гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию. С тем вместе, не находя полезным облегчать на казённые средства приготовление детей в гимназии и прогимназии,… необходимо закрыть приготовительные при них классы, прекратив ныне же приём в оные». Все эти меры предлагалось провести наряду с повышением платы за обучение, причём университетам предоставлялось свободно повышать, относительно законодательного минимума (но не снижать!), не взирая на социальную справедливость, плату за слушание лекций.

Заметим, что в нём шла речь не об обязательных мерах, а лишь о рекомендациях! Выполнить их в тогдашних условиях, при демократических настроениях подавляющего большинства русской интеллигенции, было невозможно.

Циркуляр «О кухаркиных детях», как прозвали его в обществе, остался мертворожденным, но зато сыграл значительную роль в дискредитации власти.

Неужели авторы законопроекта хотят снискать геростратову славу реакционного министра? Или же они всерьёз считают, что в России 2010 года, в отличие от России 1887 года, настало время для реставрации сословности в образовании?! Скольких же потенциальных Ломоносовых грозит навсегда отлучить от науки их законотворчество!

Но, наряду с теми изменениями, которые новый закон грозит внести в систему обучения, не меньшими последствиями он чреват и для системы здравоохранения. Там, по сути, такая же ситуация: какая-то часть услуг муниципальных медицинских учреждений станет платной. И, опять же, заранее неизвестно, какая именно. Может получиться, скажем, так, что поход к участковому врачу поликлиники останется бесплатным. А вот за приём у специалиста той же поликлиники или за анализ крови в ней придётся платить. Оплачивать врачу, возможно, придётся каждый день продления больничного листа. А что? Это же рынок, как нас уверяют творцы нового закона. А рынок, прибыль в современной РФ превыше всего, в том числе и социальной справедливости. Превыше нашего с вами здоровья и будущего наших детей.

Возвращаясь к аналогиям с Россией конца XIX века, вспомним, что общество тогда не уставало обвинять власть в сдерживании порыва народа к знаниям, в торможении развития общедоступной медицины, проще говоря – в стремлении держать народ в чёрном теле и в духовной темноте. Оснований же для таких обвинений было куда как меньше, чем теперь. Потому что царское правительство, хоть и непоследовательно, но на протяжении большей части времени всё-таки увеличивало финансирование и образования, и земской медицины. На что надеются те, кто придумывал и принимал этот новый закон? Они не опасаются повторить судьбу «слуг царёвых» столетней давности?

Лучшие публикации:

Простит ли Россия Запад?

Россия - США: «перезагрузки» не ожидается

Судьба России: почему мы победили?


Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 26 найденных.
Лапочка
10.05.2010 15:49
8 мая 2010 года вступил в силу закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Этот закон, по сути, отнимает конституционное право жителей России на бесплатное среднее образование.

Конечно, намерения выказываются самые благие: если сделать часть предметов, преподаваемых в школах, платными, то появятся средства для того, чтобы увеличить зарплату учителям. Но это в теории. А на практике очень немногие родители согласятся платить за дополнительное образование детей, и не от жадности, а от элементарного недостатка денежных средств. У большинства россиян зарплаты едва-едва покрывают необходимые потребности, и выкроить из скудного семейного бюджета дополнительные средства на школу просто невозможно. Есть, конечно, родители, которые могут себе позволить платить за образование отпрыска сумму больше официального прожиточного минимума, но это совсем небольшой процент от общего числа семей, имеющих детей-школьников. А как же социальная справедливость?

Более века назад, в 1887 году, министром народного просвещения тогда еще Российской империи И.Д. Деляновым был издан циркуляр «О сокращении гимназического образования». Суть циркуляра состояла в том, чтобы ограничить поступление в гимназии и прогимназии учеников, не принадлежавших к определенным сословиям. Также учебным заведениям предоставлялось право свободно поднимать цену, взимаемую за обучение.

Этот циркуляр «О кухаркиных детях», как назвали его в дореволюционной России, к счастью, не получил одобрения императора Александра III. Но закон, принятый в 21 веке, явно усугубляет раскол между социальными слоями общества. Получать полноценное образование смогут лишь те дети, у кого достаточно обеспеченные родители, а остальные, невзирая на таланты и способности, вынуждены будут довольствоваться минимумом знаний, соответственно, обучение после окончания школы также будет затруднено, а значит, и выбор профессии предстоит не по желанию, а по возможности. О какой социальной справедливости может в этом случае идти речь?
Становится грустно и страшно, когда задумываешься о будущем наших детей. Платное среднее образование из гарантированных социальных услуг становится роскошью, доступной лишь немногим.  
Украинка
14.05.2010 10:25
Эх, социальная справедливость, социальная справедливость... Как будто страна падает, падает и никак не достигнет дна. Остывает, но медленно, и её стремятся заморозить ускоренно.

Значит, в школе будет семь уроков в неделю. Остальные – платные, то  есть школы в провинциальных городках можно вообще закрыть за ненадобностью. А в сёлах? Что, кто-нибудь там будет платить за школу? Что ж, вот и решение проблемы перегруженных учебных программ, гиподинамии. Очевидно, по ходу дела решится и вопрос неквалифицированной рабочей силы. Она будет в избытке.

А что будет с так называемой модернизацией? Или это и есть модернизация? А как же социальная справедливость?

На Украине много чего идёт вкривь и вкось, но в двух вопросах Украина явно отстала в своём падении. Школы пока ещё бесплатные, и не принят закон о ювенальной юстиции. Интересно, что ювеналке воспротивились в украинском парламенте и левые, и правые.  Что будет дальше? Ведь давление Запада в этом вопросе постоянное, как и в вопросе толерантности к секс-меньшинством. А мы так хотим нравиться западу.

Медицина и на Украине сворачивается. Сокращают врачей и медсестёр. Закрывают кабинеты специалистов. Больницы пустуют – мало у кого есть суммы на лечение, не поддающиеся ограничению. То есть лечение идёт по принципу: будем лечить, пока деньги не кончатся. И иногда лучше, чтоб они кончились вовремя…

На Украине идёт другой процесс – укрупнение школ, закрытие маленьких школ. Типа, детей нет – и не надо. Но закрытие школ вызывает возмущение, народ шумит, пишет жалобы. А вот станет все платным – и можно тихо, бесшумно всё закрывать.  

Удивительное время. Действительно, ликвидация народа.  
Виктор
10.05.2010 22:59
Модератору:

Социальная справедливость с точки зрения философии представляет собой важную составляющую поддержания общества в равновесии. В основе социальной справедливости собственно справедливость, правдивость и честность. В понятии социальной справедливости присутствуют социально-политические, экономические и духовно-нравственные аспекты. Духовно-нравственный аспект социальной справедливости связывается с Богом, душой, совестью и пр. Проблема социальной справедливости в российском обществе связывается, по мнению наших современников, несоответствием социально-экономической и политической ситуации в стране с принципами, сформированными исторически. В развитых странах ситуацию вокруг социальной справедливости сложно назвать решенной. Социальная справедливость для стран Азии и развивающихся странах строится на основе взаимоотношений разных социальных классов  с разным достатком и возможностями. В развитых странах социальная справедливость также представляет собой проблему, связанную с большим потоком иммигрантов и коренными жителями этих территорий. Можно сделать неутешительные выводы, связанные с концепцией социальной справедливости - современное общество еще не готово принять все недостатки и достоинства концепции социальной справедливости и социального равенства. В странах Запада принимаются жесткие законодательные решения в пользу принятия концепции социальной справедливости, однако, выглядит это, мягко говоря, абсурдно и выглядит со стороны смешно. На мой взгляд, законотворчеством очень сложно добиться значительного прогресса в отношениях между людьми, хотя, бесспорно, это никак не сравнится с тем, что было, когда под лозунгом социальной справедливости осуществлялись геноцид и насилие. Будем надеяться, что если не мы, то наши далекие потомки придут к полному согласию с тем, что идея социальной справедливости, будь то в плане денежного довольствия, отношения между соц. классами, равноправного и доступного образования, будет представляться единственно верной, что без социальной справедливости в обществе всегда будет выражаться протест и не наступит благополучия.
Олег
18.06.2010 23:16
Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться.
прф. Преображенский
28.05.2010 15:57
а нефиг Шариковым учиться! Под нож их! Правда, дорогой Борменталь?
Елена
26.05.2010 15:00
Неужели это работа масонов россии?
Александр
25.05.2010 18:25
Нужно голосовать за ликвидацию ликвидаторов.
Из Латвии
14.05.2010 11:41
Россия спешит стать "цивилизованной"? У нас в Латвии уже давно платная медицина. Платим за всё: и за прием к специалисту, и за прием к семейному врачу, и за анализы, и за пребывание в стационаре. Но качество от этого не улучшилось. На пенсию выходим в 62 года. Обещают в будущем увеличить нам срок до 65 лет. Это при том, что безработица и смертность растет.
Добро пожаловать в наш "цивилизованный рай"!
Москвичка
14.05.2010 11:20
Если бы при этом был бы введён законодательно минимальная почасовая оплата труда, позволяющая все эти новшества оплачивать...Но ведь нет же этого...Значит - деградация обеспечена, ведь народу ещё больше придётся работать ради выживания и головы не поднимать
Александр Васильевич
14.05.2010 9:52
У "кухаркиных детей" в России всегда были перспективы. Аристократия  была готова подвинуться и помочь талантам, от Ломоносова до моего  деда, пастушка, получившего 3 диплома. Но называть "аристократией" сегодняшнюю борзую недалёкую шпану, разворовавшую страну - язык не поворачивается. Это действительно - ликвидаторы России.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 26 найденных.

Эксклюзив
12.11.2019
Дмитрий Федоров
Под эгидой Совета Европы прошел VIII Всемирный форум за демократию.
Фоторепортаж
06.11.2019
Подготовила Мария Максимова
В Манеже открылась выставка, посвященная Великой Отечественной войне в изобразительном искусстве.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».