Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
22 сентября 2019
Кто ответит за сохранность грузов?

Кто ответит за сохранность грузов?

Либерализация правил перевозки продуктов приведет к снижению их качества
Алексей Балиев
25.06.2019
Кто ответит за сохранность грузов?

Похоже, с некачественными продуктами, хотя и по сверхвысоким ценам, проблем в стране точно не будет. Дело в том, что в утвержденных на днях новых правилах перевозок скоропортящихся грузов железнодорожным транспортом вопросы их сохранности и качества выведены из-под ответственности железных дорог и поставщиков сельхозпродукции.

Это притом что, во-первых, средние расстояния этих железнодорожных перевозок в РФ — максимальные в мире: свыше 500 км. А, во-вторых — размеры потерь/порчи в процессе этих перевозок уже которое десятилетие превышают 25, а то и 30%.

Новые правила вступают в действие в первой декаде декабря с.г. Причем приняты они без учета того, что в большинстве стран бывшего СССР еще сохраняются весьма жесткие правила продовольственных перевозок – внутренних и внешнеторговых. Прежде всего, в Узбекистане, Туркменистане, Белоруссии, Азербайджане, откуда увеличиваются объемы поставок «скоропортов» в Россию. Стало быть, и им можно не соблюдать свои требования по качеству перевозимых продуктов в РФ и их сохранности...

Теперь по новым правилам грузоотправитель/поставщик сам будет решать, какой именно выбрать тип вагона и под какой конкретно продовольственный груз. То есть РЖД, в отличие от прежних правил, перестаёт быть ответственным за качество перевозки.

С учетом постоянного роста грузовых тарифов на стальных магистралях и стоимости аренды вагонов, хранилищ, нетрудно представить, что будет выбирать поставщик — естественно, самое дешевое.

Многие эксперты полагают, что поскольку именно в РЖД разработаны столь «толерантные» правила, там просто решили переложить ответственность за доставку подобных грузов на Минтранс, который никак не влияет на РЖД. Скорее — наоборот.

Не менее характерно и то, что грузополучатель вообще никак не сможет влиять на выбранную поставщиком технологию перевозок продуктов. И потребовать от перевозчика или отправителя своевременной компенсации за груз, испорченный/потерянный по их вине. Разве что, путём изнурительных судебных тяжб, исход которых непредсказуем для истца.
Так, предписано, что перевозке в рефрижераторах (это специальные вагоны с заморозкой продуктов или рефрижераторные секции в обычных грузовых вагонах) подлежат мясо, рыба, яйца, молоко, мороженое, до 60% ассортимента плодоовощей. Зато в остальных грузовых вагонах можно будет — фактически с любым температурным режимом – перевозить до 40% ассортимента плодоовощей, минводу, переработанное сельхозсырье, консервы, вино, шампанское, другие спиртные напитки.

Между тем уже который год из-за нарушений сроков и правил железнодорожной перевозки, погрузки/выгрузки означенных грузов, фактический объем порчи и потерь продуктов на пути их следования составляет около 25%. А иногда этот показатель достигает даже 40%.

Помнится, еще в 70-х – начале 80-х МПС СССР неоднократно подвергался критике за низкое качество этих перевозок и за отлаженные способы ухода от ответственности за такое качество. Но, похоже, воз и ныне там.
И дело даже не в хроническом дефиците специальных средств для перевозки продовольствия. Что, кстати, было проблемой и во времена СССР. Но тогда этот дефицит частично покрывался за счет поставок из «братских» соцстран Восточной Европы, откуда высокотехнологичные товары ввозили чуть ли не по мировым ценам. А в числе этих товаров были и спецвагоны для продовольствия, пассажирские вагоны, трамваи, автобусы...

По мнению директора группы компаний ООО «Агентство Рефперевозки» Ильдуса Халикова, «если всё в этой сфере отдаётся на откуп непосредственно грузовладельцу, то, безусловно, он будет искать наиболее дешёвый способ доставки по железной дороге. А создаются такие правила, чтобы исключить ответственность железных дорог за качество перевозок сельхозпродукции в интересах определённых транспортных операторов и групп компаний-вагонников и перевозчиков. А также в интересах влиятельных грузовладельцев, тоже заинтересованных в минимуме своих затрат».

Поэтому с принятием новых правил этих перевозок, «при устранённом контроле со стороны государственной структуры, наше население будет и впредь потреблять некачественный продукт». Кроме того, новые правила, по мнению этого и многих других экспертов, легализуют и тот объём некачественных продуктов, что ранее доставляли в обход прежних правил.

И. Халиков поясняет: «К примеру, рыбные консервы отправляются в зимний период (основной период их перевозок). Доставка универсальным стандартным контейнером пока стоит около 2 рублей за стандартную банку в 200–300 г (по состоянию на середину июня с.г.). В изотермическом вагоне (постоянное охлаждение продукции) – уже в районе 4,5 рублей. В рефрижераторной секции — это уже 5,5 рублей. А, к примеру, в специальном рефри-контейнере – уже 7,5 рублей за банку. Так что выберет грузоотправитель при либерализованной ответственности за качество груза? Конечно, дешевизну».

Схожее мнение высказал в ходе еще февральской (2019 г.) встречи с Госдуме РФ с министром транспорта РФ Евгением Дитрихом федеральный руководитель нацпроекта «Безопасные дороги» Владимир Афонский: «...Проект новых правил железнодорожных перевозок «скоропортов» предусматривает почти полную либерализацию всего и вся, фактически вообще не содержит ограничений в условиях этих перевозок. Есть ли понимание, что принятие таких правил может привести к резкому росту портящихся грузов, снижению их качества и, в том числе, угрожать жизни и здоровью сограждан?».

В своем ответе министр пояснил, что существующие требования «практически невыполнимы в силу того, что количество специальных вагонов и рефри-контейнеров, используемых для перевозки скоропортящихся продуктов, сокращается».

«По сути, – уточнил Е. Дитрих – получается так, что скоро нам такого рода грузы перевозить вообще будет нечем. Поэтому и востребована вынужденная либерализация правил перевозок».

И действительно, поставок таких вагонов из «братских» стран (и их самих) давно нет, собственное производство наладить — долго и дорого. А импортировать откуда-либо – несравнимо дороже. Куда уж тут до жестких правил по качеству и срокам перевозок продуктов, по соблюдению качества самих продуктов?..

В результате производители и поставщики заранее взинчивают свои отпускные цены, чтобы заблаговременно скопенсировать хотя бы часть убытков от неизбежно испорченной продукции при перевозке и от растущей дороговизны самой перевозки. Потому и получается, что в наших магазинах российские ягоды, грибы, многие виды фруктов и овощей, в том числе консервированных, как и консервы, «молочка», рыбопродукты зачастую намного дороже импортных товаров того же профиля.

И получается, как у А. Райкина: «Один специалист зуб пилит, другой замеряет, третий коронку ваяет, четвертый вставляет. А за дикцию никто не отвечает».

Ну а народ наш издавна привычный ко всему. Достаточно посмотреть, как немалое число покупателей «копошатся» вокруг ящиков с полугнильём, чтобы выбрать не самое сгнившее: ведь это продают по низким ценам. В большинстве стран мира за такие продукты ещё и штрафуют производителей, поставщиков, перевозчиков, торговые объекты. То ли дело у нас...


Специально для «Столетия»


Материалы по теме:

Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Людмила
03.07.2019 12:39
Ситуация в РЖД со всеми нынешними инновациями подлежит рассмотрению, начиная с деятельности Главы РЖД В. Якунина.
Senator
30.06.2019 18:47
Либерализация правил перевозки продуктов приведет к снижению их качества?
Либерализм (от лат. liberalis — свободный) — философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человека.
Какая связь стабильности прав человека со снижением качества продуктов?
Тогда, почему незыблемость прав и индивидуальных свобод человека - причина снижения качества продуктов, в то время, как дела обстоят совсем наоборот?
Выходит, либерализм-незыблемость прав и индивидуальных свобод человека- это плохо, а рабская покорность населения глупому и вредоносному поведению чиновников-это хорошо.
Леонид
28.06.2019 11:17
Абсолютно ДИКАЯ ситуация с ж.д.перевозками никого во власти не волнует. Рост тарифов постоянный - не сопровождается ростом качества перевозок и грузов, и пассажиров. Покупка ж.д. билетов в странах СНГ туда-обратно (в Москву и оттуда) ДЕШЕВЛЕ в среднем на 15%, чем покупка билетов в РФ...
Масса перевозочных компаний, заботящихся, в осн., о сверхприбыли. В застое многие стратегические ж.д.проекты (в т.ч. в Крыму), ибо сразу от них не будет сверхприбыли. Как можно реализовывать некие "нацпроекты" в такой ситуации? Разве что для отчётности наверх, которую там ждут уже с нетерпением...
Леонид
26.06.2019 8:03
Давно уже Брянск не производит рефвагоны, не поступают они и из Германии. На каждой дороге в рамках МПС были рефдепо. Сейчас их нет. Проблема не в том, что пришедшие к власти «красные пиджаки» с помощью заокеанских советников уничтожили промышленность и сельское хозяйство и приняли законы навязанные нам из-за океана, а в самом обществе принявшем буржуйский режим и новую религию ДЕНЬГИ.
Алексей
25.06.2019 23:16
Всё в бизнесе на продуктах "взаимозавязано" - на сверхприбылях, иезуитском обмане, липовой отчётности для госорганов, коррупции. Потому и бананы с перуанской малиной в РФ ДЕШЕВЛЕ отечественных ягод и фруктов. Зато масса "озабоченных" конференций об ускорении импортозамещения продуктов, по их качеству, доступности по ценам и т.п.
Зато когда, напр., белорусские продукты оказываются дешевле и качественнее, агробизнес тут же лоббирует даже запреты на их поставки, чего и добивается...
Если, напр., перевозка рыбы с российского Поморья в ЦФО и Прив.ФО дороже и менее качественна , чем ее сверхдлительная перевозка из Юго-Восточной Азии или с Исландии - о чём можно говорить?
Людмила
25.06.2019 17:39
Ящики с полугнильем действительно выставляют на рынках, чтобы увидеть унижение нищих и полу....., копашащихся вокруг. Мрачная картина. Дефицит перевозочных средств для перевозки продуктов по РЖД - заранее непродуманная ситуация. При этом увеличение ж.д. тарифов под европейскую планку - неприемлемая мера. Также риски и ответственность за сохранность груза всегда относились к перевозчику, что фиксировалось условиями контрактов. Модернизация и компенсация - это плод безумия, наживающегося на жизненно важных позициях (продуктах питания). На этом фоне особое внимание следует уделить перевозке (в вагонах-рефрежераторах) рыбы и морепродуктов отечественного производства. Также фрукты и овощи лучше бы возить из Краснодарского края и Абхазии, чем из Израиля. Автор считает, что "народ наш издавна привычный ко всему....." А Ст. 130 УК РФ (Ст. 5.61 КоАП РФ) не писана ?!
лера
25.06.2019 17:35
Сколько вагонов- рефрижераторов РЖД отдал в аренду Казахстану.Яку....у уж давно нет!Рыбные консервы уже и так практически стали недоступными! Продажи снизились на порядок! Конечно выгоднее делать консервы,чем отправлять мороженную через всю страну в розницу...

Эксклюзив
18.09.2019
Алексей Чичкин
Заметки экономиста и публициста о пройденном и пережитом.
Фоторепортаж
20.09.2019
Подготовила Мария Максимова
Обновленный Музей обороны и блокады Ленинграда открыл двери для посетителей.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».