Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 сентября 2019
Никита Михалков: война во спасение?

Никита Михалков: война во спасение?

Продолжаем дискуссию о новом русском кино
Олег Слепынин
17.08.2011
Никита Михалков: война во спасение?

В обсуждении дилогии Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем-2» задела недобрая радость, злорадство, которые вылились в массовое ликование искушённых кинокритиков: «фильм провалился»! То есть, не привлёк массового зрителя, не оказался рентабельным.

Скажу сразу, кино я смотрю редко, понимая, - кино теперь, не только в Голливуде, но и в России делают не для меня. То, что они дружно хвалят – я видел. Решил, если так ругают, при случае хорошо бы посмотреть.

И вот случай представился и – обе части, одну за другой в два-три дня… Наверное, так и нужно смотреть этот фильм, чтобы сложилось объёмное целостное впечатление. Правильнее бы даже говорить о неразъёмной трилогии. Первая часть, которую «видели все», её присутствие в новом фильме по умолчанию подразумевается. «Предстояние» посвящено, отчасти, объяснению того, как оказались живы герои (после заявленного в титрах 1994 года), а в остальном тому, как жили и как проживали свои мир и войну два основных героя. Надо признать, выстроены эти сюжеты и состыкованы композиционно – лихо, хотелось бы даже сказать, блестяще. Так и говорю.

О войне снято так много, что земной шар, пожалуй, можно в ту киноплёнку укутать. А количество убитых на той плёнке, возможно, уже превосходит и реальные потери. Между тем масштаб чудовищности войны, её многомерность столь грандиозны, что взгляду – уже и четырёх «мирных» поколений – этого охватить не по силам.

Дальнейшее плодотворное художественное постижение войны, несомненно, может быть предложено лишь в выработке особого художественного языка, рождённого особостью взгляда. В дилогии Михалкова сделана попытка такой взгляд преподнести зрителю. Это - взгляд воцерковлённого человека.

Язык дилогии – поэтизированная обыденная реальность, обрушаемая в катастрофу, сопряжённая с метафизикой, с этим самым непостижимым «повезло».

Повезло героине Наде (дочери комдива-лагерника Котова). Надя – пионервожатая. Пионерлагерь эвакуируется вместе с ранеными по морю…

А как еще народ имел бы возможность душу свою спасти, чтобы церкви не успели все поломать, чтобы духовенство не всё успели в почву вморозить, чтобы опомнились, к Христу повернулись... Пошло издавна. Здесь лишь припомним, что в 1920-м епископ Армии и флота владыка Вениамин (Федченков) доложил генералу П.Н. Врангелю, ознакомившись с состоянием дел в войсках: «Наша армия героична, но она некрещёная!» По сути, воевали на Руси друг против друга безбожники. (Как было не допустить и убийство Царя!). Но ведь некрещеным нужно б и креститься?.. А чего ж креститься, если научно определено, что коммунизм неизбежен? Какая должна возникнуть ситуация, чтобы церкви открылись, чтобы народ из дремучего атеизма пожелал взглянуть на небо, просветиться светом, чтобы власти патриархию надумали восстановить?..

Вот поэтический образ.

Песчинка зла провоцирует лавину. Желание немецкого воздушного стрелка поглумиться над беззащитной баржей с детьми и ранеными приводит к массовому убийству всех. Фашистскому авиатору показалось недостаточным пугать людей низким пролётом своего ревущего самолёта над палубой с полотнищем «Красного креста». Ему вздумалось, под хохот напарника, облегчиться с высоты… У кого-то из раненых на шхуне обнаружилась ракетница, заряд угодил в бесштанного, убил. В ответ – карательная акция. Три самолёта расстреливают и бомбят плавучий госпиталь-пионерлагерь. Все убиты, утоплены, трупы среди обломков, алые потоки в сине-прозрачной воде. Спаслись двое, зацепившись за рога плавучей мины. Мужчина и девушка. Красноармеец с ампутированными ногами (Сергей Гармаш) и пионервожатая Надя (Надежда Михалкова). Красноармеец – как тут скоро выяснилось – священник, отец Александр. Он спрашивает, как и должно священнику, крещена ли девушка. Нет. Она – пионерка. Предложение креститься ей кажется невероятным. Но вот возвращается фашистский самолёт для «зачистки». Немец раз за разом пролетает над миной, бешено стреляя из двух пулемётов.

Отец Александр читает 90-й псалом, кровавя море своими культями. При последних словах «и явлю ему спасение мое» самолёт зарывается носом в воду, взрывается. При этом нам как бы показано, что это не вполне чудо – топливо у фашиста закончилось.

Это точно как в жизни устроено – свободная воля каждому дана – верить или не верить. Надя принимает крещение, держась за мину, и получает от о. Александра его нательный крест и особую личную молитву, которая проведёт её через войну.

А как бы иначе она крестилась? И когда?! Да никак. Но вот безбрежное море и чёрный рогатый шар, начинённой взрывчаткой, оказались необходимыми атрибутами для таинства. Эпос. Поэтический образ. Святая Русь проступила из иных пространств.

Сюжет с чудесным спасением Нади имеет важное поэтическое дополнение. Надя, оказавшись на песчаной отмели, отталкивает от себя мину, поцеловав спасительницу: плыви, милая мина! Вскоре на эту адскую машину натыкается в тумане судно, которое при свете дня не подобрало Надю, испугавшись её плавсредства. На судне вывозили в эвакуацию партийный архив, несколько бюстов вождя и капризную женщину руководящего человека, для которой самым ценным на корабле была её дивной красоты венецианская люстра… Средь моря взрыв. Корабль – разорван. Рядом с Надей, лежащей на родном берегу, падает спасённое взрывом лицо вождя и клочья венецианской люстры.

Есть расхожее выражение: смерть одного – трагедия, гибель миллионов – статистика. Выражение точное – лишь для, условно говоря, «голливуда». Однако там, где начинается художественное видение – кончается цинизм статистики и начинается эпос, где каждая личность драгоценна. У Михалкова перед моментом гибели многих высвечиваются их характеры, выявленные иногда и в мимолётных пассажах. Миллионы перестают быть статистикой. Достигается это порой и тем, что в малых ролях задействованы знаменитые, уже любимые нами русские актёры, но достигается!

Уход от «статистики голливуда» замечательным образом проявлен в отношении не только судеб людей, но и к точечно присутствующим в картине иным Божьим тварям – насекомым. Пчела, шмель, мотыльки, бабочки, комарик, паучок – их берегут руки людей, отгоняют – иногда добродушно, иногда рассеянно, иногда с раздражением, иногда с трепетом – посреди ужаса военного ада.

В фильме есть образ заброшенного, осквернённого храма, но спасительного – удивительным, уже совсем не прежним своим проявлением.

Среди раскалённо золотых хлебов, которые и убирать уж некому, стоит под голубым небом церковь с колоколенкой.

Судьба заводит в церковку воина Котова – в поисках сбежавшего от него «языка». Мы видим вместе с Котовым – по размотанным бинтам и капельницам – был в храме госпиталь, врачевавший наших солдат, понимаем, была здесь и Надя (увидев её медсестринскую сумку). За спиной Котова, над ним вздымается в руках «языка» инвалидный костыль, миг – проломит череп… Тем временем в голубом небе своим путём летит немецкий бомбардировщик, у которого проблема: одна бомба не отцепилась; самолёт приземлиться не сможет. Немцы в панике, они долго колотят по бомбе, но вот, наконец, кто-то изловчился, толкнул ногой, бомба отцепилась и свистит чёрным остриём точно в церковь. Она пробивает купол, подняв тучу пыли, и зависает на цепях паникадила, грозя вот-вот сорваться. Котов и немец бегут; за их спинами – огненный взрыв; спасены. Восторженный немец уверен – их спас его языческий амулет, подаренный ему бабушкой. Какое объяснение у недавнего комдива-безбожника Котова - мы не знаем. Возможно, то самое, счастливое – «повезло». Но может, открыта ему и истинная причина, как открыта она зрителю: Божие чудо. Впрочем, как известно, не всем: иные, встретившись с чем-то подобным в жизни, с удивительной стойкостью продолжают ни во что не верить. Тем твёрже их мнение по фильму: сказочку придумал!

В разрушенном взрывом храме открывается нам большая икона – в киоте – образ Пресвятой Богородицы с Младенцем на руках. Свежи краски. Широкий огонь полыхает перед иконой, может, тряпка какая-то горит, а может, это костёр из невидимых свечей.

Какие-то критики, не иначе как наследники писаревского «последовательного реализма» (я прочитал изрядное количество отрицательных отзывов) с лёгкостью доказывали, что никакой такой Цитадели в указанное время у немцев не было.

Критиками старательно выявлен и показан целый ряд нелепостей, которыми, по их мнению, изобилует картина. Спорить не стоит. Текст книги с непривычными картинками, прочитанный на языке, который не взялся за труд выучить, выглядит нелепо. С поэтикой текстов, даже и текстов на языке известном, дело обстоит ещё сложнее.

На Руси появилось большое русское кино о войне. Большое. Русское. Огромный человеческий труд. Кому-то это не по нутру. Появилось впервые за многие годы, собственно, за годы, прошедшие после «Освобождения» Юрия Озерова и «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука.

Вероятно, здесь самое время уведомить моего читателя, что с режиссером я незнаком: повода не было. Просто кино особое.

Говорят, будет на ТВ сериал. Кто-то любит. Посмотрим. В колымском моём детстве мужики, прошедшие через много что, предпочитали неразбавленный спирт, но это, конечно, до срока, пока здоровье им позволяло.

Специально для Столетия


Материалы по теме:

Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 60 найденных.
Петр Петрович - Майору
08.06.2012 1:49
Не имею чести знать вашего дедушку, поэтому обсуждать его нецензурщину не берусь, а вот ваши комментарии весьма предвзятые и злобные.
И, друг мой, это также и моя родина, придется вам считаться с мнением остальных граждан. Так вот мое мнение - Михалков снял отличное кино. А если вам оно не нравится, не смотрите. У нас свободная страна.
Майор - Петру Петровичу
07.06.2012 1:20
Вы можете думать все, что пожелаете. Однако г- н Михалков как личность мне абсолютно неинтересен. Пусть снимает что хочет - но поганить мою историю и мою Родину я ему просто так не позволю.
А вот мой дед, начавший войну на зенитных батареях в Сталинграде ( название Латошинка Вам о чем-нибудь говорит?) самым мягким эпитетом, коим был вознагражден сей "шадевр", озвучил "гауно". Говорил он и про Михалкова, но там уже вообще сплошная нецензурщина... Хотя до этого Михалкова вполне себе любил.
Так что про комплексы, то да и се - обратитесь к себе. Ибо Вы не фильм защищаете , а непосредственно Михалкова. Уж не знаю, чем он Вам так угодил.
Петр Петрович - Майору
06.06.2012 1:12
Майор, что вы чушь-то порите? Фильм Михалкова о войне, о людях, о моральном выборе, о добре и зле. Мой отец воевал и все совковые фильмы про войну называл глупыми. Не видел он там отражения своей реальной боевой жизни.
Думаю, что ваше мнение о фильме предвзятое, а ваша предвзятость прежде всего относится к личности самого Михалкова. Многие его не любят. Как было сказано в одной книге, мы любим или ненавидим тех, кто отражает нас самих. Может в этом причина?
Комплексы, там разные, то, сё...
Майор
27.05.2012 15:53
Благородный господинЪ Петр Петрович, а Вы какие фильмы "про войну" смотрели в детстве?
В "Они сражались за Родину", "Иди и смотри", "Навеки девятнадцатилетние" все показано гораздо жестче и правдивее, нежели в сем творении.
Что Вас так впечатлило - "задница в воздухе" или "тема сисек"?
Кстати, сцена с боем "кремлевских курсантов" чуть более, чем полностью, содрана с фильма "Ястребов" конца 80-х (это так, для общего развития).
Этим фильмом походя нагадили на Родину, историю, людей воевавших - а Вы все "скрытый смысл" выискиваете.
Увы - его нет...
Петр Петрович
15.05.2012 17:12
Никогда не заглядывал в раздел культура. Заглянул и обомлел. Господа,  вы докатились до взаимных оскорблений. А может те, кто оскорбляет, вы и не господа вовсе?


А я люблю Михалкова. С самого его первого фильма "Я шагаю по Москве". Люблю, наверное, потому что сам по натуре человек не завистливый. Михалков светлая душа, со своими идеями, своим мировоззрением и довольно оригинальным. А такие люди всегда порождают толпу завистников и недоброжелателей. К тому же его борьба с маленькими бонапартами в союзе кинематографистов вызвала волну  проплаченных компаний в интернете с целью очернить репутации Михалкова. Видно, не сладко приходится гаденышам, коль пускаются во все тяжкие.

С детских лет слышал от отца рассказы о войне. Каждый день в СССР во времена моего детства показывали хотя бы один фильм про войну. Книг о войне перечитал
много. Но несмотря на это, получить представление о войне, как явлении полном ужаса и боли, я смог только после просмотра фильмов Михалкова Утомлённые солнцем-1,2,3. Теперь я точно знаю, что стояло за рассказами моего отца, и сколько страшной правды ему приходилось опускать в его рассказах о войне, щадя мое сознание ребенка.

Михалков сделал одну очень важную вещь! Он пробил толстую корку равнодушия, закрывшую наглухо сознание современного человека. Мы уже приучены спокойно
взирать на смерть людей в кино. Нас уже не приводят в смятение сцены, от которых девицы падали в обморок лет 100 назад. Мы стали равнодушные и душевно
тупые. Не обижайтесь, это результат потребления современной киноиндустрии и компьютерных игр. Дети, наши дети с молодых ногтей приучены равнодушно смотреть на море крови, льющейся с экранов телевизоров и мониторов.

Реакция людей на фильм Михалкова это лакмусовая бумажка на зрелость души. Один видит грязь, другой видит свет. "Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть. Мф 15:11; Рим 14:14"

Есть упреки к Михалкову, почему не показал то, не показал се. Опомнитесь, да и так сюжетная линия героев весьма длинная. Когда бы они успели побывать на всех фронтах и поучаствовать во всех боях? Да и фильм не только о войне. Фильм о стране. Фильм о  людях и их судьбах, которые оказываются под огромным влиянием и давлением обстоятельств тех непростых лет. Фильм о совести! Совести тех людей, которые честно выполняли свой долг, не щадя своей жизни.  Работник банка, спасающий грузовик с дензнаками, так до конца и не осознавший, что начался большой драп и многие уже забыли обо всем, кроме
собственной шкуры. Минер подрывник, честно исполняющий приказ и взорваший таки мост, несмотря на угрозы отступающих солдат. Капитан санитарного корабля, до последнего мгновения пытавщийся предотвратить катастрофу. Сам главный герой Котов, который был раздавлен правдой, услышанной им из уст Сталина и объяснившей Котову его место в жуткой пьесе с режиссером Сталином и актерами - советским народом. Народ в безумно жуткой драме, которая разворачивалась в стране СССР долгих 20
лет.
Михалков сделал фильм со многими деталями, обсуждать которые можно бесконечно. Есть, конечно, и типажи, которые кроме чувства омерзения больше ничего не вызывают. Новоиспеченный пьяный генерал, посылающий людей на верную смерть из-за пустого тщеславия. Партработник, спасающий свою сучку со всем ее имуществом. Сталин, для которого люди всего лишь объект политической борьбы, маленькие винтики, расходный материал, объект воздействия.

Спасибо Никите Сергеечу Михалкову за настоящее русское кино.
Дуня
13.12.2011 0:15
Г-н Стеня, ничтоже сумняшеся, причислил к папуасам 85 проц. зрителей и ветеранов Великой Отечественной.
Поздравляю, милейший!
Стеня
08.12.2011 19:46
Папуасы те, кто не видят, что это человеческое кино
Волков
28.11.2011 0:09
Папуасами при помощи таких вот фильмов делают русских людей.
Заев
26.11.2011 15:34
Классная статья. И фильм отличный. А Оскор - не нужен. Это вредно, зачем этот папуас или кто он там?
Шакир а-Мил
10.10.2011 15:29
С сожалением хотелось бы сказать, что фильм бездарный, как и все. что снял за последние 20 лет, очень талантливый в прошлом Н. Михалков. Увы..
Отображены комментарии с 1 по 10 из 60 найденных.

Эксклюзив
18.09.2019
Алексей Чичкин
Заметки экономиста и публициста о пройденном и пережитом.
Фоторепортаж
20.09.2019
Подготовила Мария Максимова
Обновленный Музей обороны и блокады Ленинграда открыл двери для посетителей.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».