Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 сентября 2019
Оплеванная «Цитадель»

Оплеванная «Цитадель»

Заметки по поводу критических выступлений о новом фильме Никиты Михалкова
Валерий Панов
31.05.2011
Оплеванная «Цитадель»

Массированная атака на фильм «Утомленные солнцем 2: Цитадель» началась на второй день после его премьеры. Прошел почти месяц, а поток публикаций не ослабевает. Подавляющее большинство выступлений – критические. О самом фильме, к сожалению, говорится мало и плохо, зато о самом Михалкове – много, но еще хуже. Впечатление такое, будто вся журналистская рать, пользуясь случаем, решила бросить в Михалкова как можно больше камней. Поговорка «Только ленивый не …» здесь не подходит: даже ленивый метит угодить в художника булыжником покрупнее, пока интерес к теме не пропал.

Критики сбились в стаю и топчутся, топчутся на одних и тех же «киногектарах». И скопом набрасываются на многоплановый эпизод с комариком, которого иногда, кощунствуя, называют «православным». Ну, не бывает, мол, так, не бывает, чтобы комар да жизнь солдату спас. Да и мышка, которая «бежала, хвостиком махнула, крепость и рухнула», тоже из разряда сплошных вымыслов. В одной рецензии написано: «На этот раз Никита Сергеевич и с природой договорился: у него в ополчение вступают мышь, комар и паук, последовательно спасающие русских солдат и сражающиеся с немецкими снайперами».

Может, и договорился, кто знает… Удалось мне как-то поработать в центральном историческом архиве Германии. И попался в руки прелюбопытнейший документ: приказ Гитлера от 1942 г. о предании суду командира полевой дивизии, дислоцировавшейся на Украине. Вина немецкого генерала заключалась в том, что «украинские» мыши сгрызли оплетку с телефонных кабелей, и дивизия лишилась проводной связи. Иными словами, потеряла боеготовность. Такие вот «патриотические» мышки были во время той войны: не цитадель – целое соединение сокрушили. Да и паучок – тоже заслуживает уважения.

Людям не военным трудно понять, как паучок стрельбе из пулемета помешал настолько, что немецкий солдат паучка того с глаз побыстрее убрать захотел. А немец вальяжный, прямо-таки шикарный бюргер. Типаж. Он не воюет – он работает на войне пулеметчиком. Устраивается с комфортом. Немножко пострелял – немножко поубивал, кофейку с устатку попил, патефончик послушал и снова за свое расстрельное дело. И бесстрашен до умопомрачения, вражина, поскольку укрылся за толстенным бетоном. Такие сооружения, построенные на века войны, по сей день поганят многие русские поля отгоревших сражений. Но тут бюргеру в погонах паучок перекрыл сектор обстрела, и ни Scheiße в оптическом прицеле не стало видно. Качество работы, следовательно, до нуля снижается, а немецкое качество во всем мире славится.

И столько презрения было у этого немчика к русским унтерменшам (недочеловекам), что для устранения помехи высунулся он в амбразуру как в форточку собственного дома. И тут же пулю схлопотал. Не от «солдата-чукчи», как презрительно написали некоторые рецензенты, а от снайпера-красноармейца. А в снайперы охотно брали эвенков, манси, ханты, чукчей – представителей всего числом до 40 северных коренных народов. Они с детства умели бить и нерпу, и белку в глаз. Нанаец Максим Пассар, к примеру, только в Сталинградской битве уничтожил почти 300 фашистов. Явно на такого охотника и бюргер-пулеметчик нарвался. Ну, а последующие события фильма вплоть до самоподрыва крепости – всего лишь производные от меткого выстрела. «Произведения искусства обладают магическим свойством: они могут либо убедить в реальности невозможного и разуверить в абсолютно реальном», - хотя и коряво, но вот так справедливо заметил один из критиков. От чего ж отталкиваться, чтобы невозможное от реального отличить? От правды жизни отличить, точнее – от правды войны. О ней родимой, об этой окопно-портяночной правде, паркетные критиканы даже не догадываются. И особо не напрягаются. Михаила Кульчицкого, что ли, почитали бы. Помните? Потому цитирую: «Война - совсем не фейерверк,//а просто - трудная работа,//когда,//черна от пота,//вверх//скользит по пахоте пехота».

И в кадрах – грязные-прегрязные руки с обломанными ногтями. Грязная щетина на небритых лицах. Усталые глаза. И – тоска. Глубинная, эдакая исконно русская – не безнадежная.

Но в фильме и намека нет на то, что штрафники выиграли войну, как написали некоторые. Они в этой, обреченной на смерть, роте люди временные, дай Бог только в бою уцелеть. Грязь вокруг них – всюду, но души-то светлые, чистые. К грязи на войне привыкают быстро. Ее перестают замечать даже аристократы, вроде бывшего «беляка», дослужившегося до полковника-энкавэдешника. Как только свистнет пуля у виска – так к земле жмешься, где грань между жизнью и смертью начинаешь ощущать настолько явственно, что, кажется, руками можешь коснуться этого порога на пути к вечности. И просто невозможно, убеждены рецензенты, чтобы советского офицера боялись советские же солдаты. А полковник НКВД для штрафников и не советский вовсе, он – над всем и над всеми, он и определяет тот самый порог, за которым начинается бесконечность, а далее – кому позор, а кому бессмертие. А жить всем хочется. И фильм-то не о смерти – о торжестве жизни это кино.

Для жениха в отчаянно пьяной свадьбе, на которую случайно попадает главный герой, война закончилась. Он – калека безногий, униженный, но не растоптанный. А что судьба уготовила остальным гостям? И веселятся они от великого вселенского горя. Плачет душа, страдает. Иссохла она, истончилась, износилась до срока. И на любой войне пьют потому много. Во всех армиях мира. Кто только положенные «наркомовские сто грамм» каждый день, а кто неделю копит, а потом одним махом пол-литра и «примет». Были такие, что и спились на фронте. Но кто больше всех пьет, тот быстрее и погибает. Здесь каждый решает сам. И пьяный генерал, увы, на войне не редкость. Такой самодур, как показан в кино, - тоже. Но образ этот – далеко не типический, хотя и в типических обстоятельствах. Скорее, киношный генерал – жалкое исключение. Но и от таких тоже зависели жизни и рядовых, и полковников. И его приказ никто не имеет права отменить, даже если этот приказ совершенно бессмысленен, бесчеловечен, просто-напросто дурацкий. А кто попытается это сделать – тому, прежде всего, и грозит трибунал. Только вышестоящий начальник – в кино, скажем, это мог быть командир корпуса или командарм, вправе наложить запрет на не подготовленную атаку. Но штрафников никто не жалел! И где командарм, к которому допустят, чтобы на комдива пожаловаться?

В общем, господа рецензенты, учите устав! Чтобы писать о войне, подробно разбирая каждый боевой эпизод, надо хотя бы постоять рядом с войной. Не в театре, конечно, даже если это театр Российской армии.

Автор одной уважаемой газеты написал: «Здесь, в окопах 43-года, все и всё, как в 41-м. Простой русский солдат в «Цитадели» предстал таким же пушечным мясом, как и в «Предстоянии», – несчастным, безропотным, гонимым в бессмысленный бой такими же безропотными младшими командирами – отступать некуда, позади заградотряды».Да, загранотряды были до осени 1944 г. А обязанность младшего командира, как и любого другого подчиненного, приказ начальника не обсуждать, а выполнять беспрекословно, точно и в срок, то есть – быть именно безропотным исполнителем. Далее критик говорит, что Сталин в кино «это, извините, дурак. Генерал-лейтенант Котов перед ним трепещет, а мне не страшно, мне смешно, потому что в уста Максима Суханова вложен бред». Посмеялись бы вы, скажем, генацвале, году так в 1937-ом или в том же 43-м, представ пред Сталиным? Ох, какие же мы да храбрые теперь, с какой легкостью судим время!

А «Киноафиша» говорит о Сталине с точностью до наоборот: «У Максима Суханова в фильме только где-то десяти- пятнадцатиминутный эпизод, но сыграть такого яркого и убедительного Сталина, убежден, не удалось до сих пор никому в истории не только российского, но и советского кинематографа. И буду очень рад, если кому-то удастся лучше исполнить роль вождя народов в будущем. Высший класс!» Где же истина? Авторы твердят о том, что фильм «густопсово антисоветский, а значит – антирусский», «прав был Сванидзе: «Михалков снял фильм художественно слабый, но идейно-политически правильный – антисталинистский, антитоталитарный», и «даже Фёдор Бондарчук умеет значительно лучше», и т. д. Вплоть до яростного плевка: «Он (Михалков), вообще, флагман небезызвестной десоветизации» и «Режиссёр явно симпатизирует нацистам». За такие оскорбления на дуэль вызывают… А одна из критиканствующих дам, ругая кино ругательски, написала: «В этом амплуа, надо сказать, Олег Меньшиков играет в «Цитадели» лучшую свою роль за долгие годы». Такой вот разнобой, такое вот разночтение фильма.

Но «творческие мысли» всех рецензентов мало чем рознятся, почти совпадают, когда заводят речь о деньгах. «Подобной бредятины не доводилось видеть ни в китайском, ни даже в индийском кино. Но вот такое заснял Никита Сергеевич Михалков на государственные деньги». «Михалков не мог на деньги олигархов, для которых Сталин натурально страшный сон, снять про войну иначе». А что можно снять на малые деньги? Не благополучно ли и моментально забытое, хотя и премиеносное кино, скажем, «Как я провел этим летом»? К слову, попробуйте-ка угадать, какой фильм сегодня возглавляет десятку лидеров отечественного кинопроката. Ну, это же так просто: вот уже с месяц главные телеканалы страны упорно «прессуют» общественное сознание рекламой «Пиратов Карибского моря». И, конечно же, именно эта откровенно бесовская лента собрала на прошлой неделе наибольшее число зрителей – почти 900 тыс. из трех с «хвостиком» миллионов. А фильм «Утомленные солнцем 2: Цитадель» за последние две недели опустился с седьмой на десятую позицию. Его посмотрели всего-то 40 тыс. людей по всей небъятной России. Но даже такой скромный результат можно назвать успехом. Сошлюсь на М. Задорнова: «Весь этот шум вокруг Михалкова – отрабатывание новых технологий по приведению населения к общему холопскому знаменателю… Тырлы обрабатывают глоупенов!»

Никто из рецензентов даже не задумался над тем, что фильм Михалкова – это притча, как отмечал и сам Н. Михалков. Не сказка! И - метафоричен до бесконечности. Но его рассматривают как сугубо историческое произведение, порой даже – как документальное. Однако профессионально изготовленной рецензии, извините, не нашел даже в специализированных изданиях. Из публикации в публикацию кочуют одни и те же эпизоды, даются одинаковые оценки – скучно, грустно, убого. На этих эпизодах и вынужден был остановиться, ступая за коллегами след в след, как на минном поле. А выводы отличаются разве что разной степенью ненависти да зависти по отношению к Михалкову. Повторять, тем более цитировать их просто зазорно: бранных слов там таких и столько, что за подобные высказывания в приличном обществе дают по физиономии.

Я посмотрел фильм через неделю после премьеры, начитавшись уже, пардон, таких рецензий, после которых, вообще, в кино ходить не хочется. Но после премьеры весьма уважаемые люди давали фильму высокую оценку. К ним и прислушался. Да и пороху довелось понюхать. Правда, не на ТОЙ войне. А многие рецензенты не удосужились даже сходить в кино. Их публикации так и начинаются: не видел, смотреть не буду, но… Им бы такую активность проявить в 2008 г., когда за развязанную Грузией войну на Кавказе всячески поносили Россию как злобного агрессора. А наши СМИ либо помалкивали в тряпочку, либо с достойным сожаления пафосом комментировали сфабрикованные за рубежом фото- и видеофальшивки о зверствах российских солдат. Не стыдно ли задним числом стало? Не на Михалкове ли за собственное малодушие отыгрываются в псевдопатриотических позывах? Вопросы остались даже по прошествии немалого времени…

Зал оказался небольшим, мест на сто. Уютные кресла с привычными нынче американскими подстаканниками для поп-корна. Сеанс дневной. Набралось человек 25. Люди все молодые – лет от 16 до 30. Шумные, говорливые. Одна пара принесла с собой огромную попкорновскую «бадью».

Когда кино закончилось, покидали зал молча все, видно было: в глубоких раздумьях. Банка с поп-корном осталась не вскрытой… А когда 15 тысяч безоружных и необученных новобранцев пошли брать цитадель, в зале наступила звенящая тишина.

Согласитесь, Сталин, легко распоряжавшийся миллионами жизней, вполне мог отдать подобный приказ. Где тут миф, а где быль – поди разберись сегодня! Под Москвой в декабре 41-го бросали в бой ополченцев, бывало, без оружия: винтовку добудь в бою! И - одетых в темные пальто, фуфайки-телогрейки, рабочие спецовки, ставших на белом снегу отличными мишенями для немцев. А в кино люди с черенками от лопат атаковали неприступную крепость.

Я пишу не панегирик Михалкову, мы никогда не были знакомы и вряд ли познакомимся. Просто стараюсь дать посильную характеристику крупному художественному произведению. Да и оплеванный, Михалков не нуждается ни в дифирамбах, ни в защите. Формулы, в которые он заключает свое стремление к истине, порой расшифровке поддаются с трудом, а часто остаются непонятыми. Одна из таких формул, увенчавших именно этот фильм, – атака с палками. Чисто ассоциативно вспоминается Лев Толстой с его непротивлением злу и его же словами из «Войны и мира»: «Благо тому народу, который не как французы в 1813 году, отсалютовав по всем правилам искусства и перевернув шпагу эфесом, грациозно и учтиво передают ее великодушному победителю, а благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях с простотой и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется чувством презрения и жалости...» Может, с этой позиции нужно смотреть и фильм Михалкова?

Специально для Столетия


Материалы по теме:

Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 129 найденных.
Клара Агафонова
16.12.2012 9:35
С интересом прочитала всё,что тут написано. Присоединяюсь ко всем похвальным словам  в адрес  Валерия Панова. Надеюсь, это тот самый  Валерий Панов, с которым я работала во Львове.
Мой адрес klaraagaf@gmail.com
Петр Петрович - К.О.
08.06.2012 1:49
А вы сами, что можете? Где можно полюбоваться и оценить ваши шедевры?
К.О.
07.06.2012 2:31
Ну, если "золотая" коллекция - это производное от "золотарь", то они уже там, не сомневайтесь, Петр Петрович.
Петр Петрович
15.05.2012 17:36
Валерий Панов, огромное спасибо за статью. Вы все точно расставили на свои места. Думаю, что фильмы Михалкова останутся в золотой коллекции русского кино. Ходил под впечатлением фильмов неделю. Даже не думал, что что-то еще может так зацепить за душу.
Леня
17.08.2011 18:15
И на последок Уго. Благодаря этим "рабам" остановлены некоторые высокотехнологичные европейские проекты типа Освенцима и Треблинки, а на 1/6 части света до сих пор говорят по русски. В том числе и такие как вы.
Леня
17.08.2011 18:02
Господин Alex&Ugo. Прежде чем о чем то рассуждать, надо иметь хотя бы поверхностное представление о предмете. Во первых № Приказа - 227 (т.н. приказ "ни шагу назад".
А по поводу текста:
http://www.airpages.ru/dc/doc227.shtml
"истеричные" места в тексте укажете?
PS Глупость-не есть признак ума...
Майор - Триптиху
15.08.2011 19:39
"Кличку" я Вам, господин провокатор, прощаю только потому, что негоже превращать обсуждение в выяснение отношений... но будьте поосторожнее , за такие выпады можно и пострадать. Не Вам, армию знающему только по дешевым сериалам, обгаживать заслуженное мной звание.
По поводу "сказанного по существу" - читайте внимательнее посты. Боюсь только, что Вам этого и не нужно. Способ- то Вы выбрали больно банальный - на них у большинства уже давно иммунитет. Учись, "студент"!
Alex&Ugo
14.08.2011 20:59
Михалков вносит свою лепту в разгадку русской души.А душа-то эта - рабская.Только послушайте,с каким придыханием говорят герои фильма об истерическом приказе Сталина(№027?).Надо же  им было защищать не Родину,а власть Сталина и его партии.Чистые рабы у Хозяина,не лидера,это разные вещи.Adieu!
Леня
16.07.2011 0:18
Надо же... обсуждение все еще продолжается....
Похабная Цитадель и его защитники.

Вас бы Триптих отправить Родине послужить, да минометную плиту на спину, глядишь и правилам приличия научились бы.
Триптих
15.07.2011 20:32
Выступающему под кличкой "майор"
Повторяю: настоящим офицерам некогда гулять по интернету - они служат. А если Вы и служите, то только в армии троллей. Здесь Вам не чат и не форум, но адресом Вы ошиблись неслучайно. И Вы используете в своих попытках увести аудиторию от обсуждения материала главный метод тролля - провокацию, обвиняя при этом других в троллизме. Есть среди комментаторов и Ваши коллеги, которым Вы и выражаете свою благодарность. Вы хоть слово сказали по существу написанного в статье? Надеюсь, не забыли, о чем речь-то? От таких как Вы - интернетовских гастарбайтеров - уже просто мутит. Вы же пасетесь именно на тех российских сайтах, которые публикуют материалы, невыгодные Западу. Снимите маску, хватит маскироваться под российского майора.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 129 найденных.

Эксклюзив
18.09.2019
Алексей Чичкин
Заметки экономиста и публициста о пройденном и пережитом.
Фоторепортаж
20.09.2019
Подготовила Мария Максимова
Обновленный Музей обороны и блокады Ленинграда открыл двери для посетителей.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».