«Транзитный» выбор Сербии
Российская компания «РЖД Интернешнл» — подразделение ОАО «РЖД» — завершила установку последнего звена скоростной железной дороги на участке Стара-Пазова - Нови-Сад на севере Сербии. Этот проект — отнюдь не локальный: он нацелен на дальнейшее развитие экономических связей Сербии не только с нашей страной, но и в целом с ЕАЭС.
Эта магистраль соединит Сербию со странами Восточной Европы, с Россией и другими странами бывшего СССР — через Венгрию, затем через Украину. Ввод в действие всей скоростной железной дороги в Северной Сербии, намеченный на последний квартал 2021 г., позволит увеличить объемы торговли между Сербией, РФ и ЕАЭС и при этом обойтись без транзита через Украину. Кстати, по аналогичному принципу действует уже свыше 15-ти лет основной маршрут между РФ и Арменией: черноморский порт Кавказ — паром на грузинский порт Поти — далее по железной дороге через Грузию в Армению.
Что же касается официальных оценок северо-сербского участка, выходящего на Венгрию, «мы завершаем важнейший проект, — заявил на торжественной церемонии сербский премьер Александр Вучич. — Большое спасибо нашим друзьям из РЖД, российским и сербским строителям. Вскоре здесь смогут ездить со скоростью 120-200 км/ч». В свою очередь, генеральный директор, председатель правления РЖД Олег Белозеров назвал завершаемый проект «самым технологически сложным проектом в регионе. В ближайшее время национальная железнодорожная система Сербии выйдет на совершенно новый уровень». А посол РФ в Сербии Александр Боцан-Харченко назвал установку последнего звена «историческим моментом для российско-сербского сотрудничества».
«РЖД Интернешнл» с 2014 года проводит модернизацию действующих и сооружение новых железных дорог Сербии в рамках контракта, подписанного в 2013 году. Его общая сумма составляет 941 млн долл., из которых 800 млн — из средств государственного экспортного кредита, предоставленного правительством РФ правительству Сербии.
К настоящему времени завершена реконструкция линий Белград-дунайский порт Панчево, Ресник-Валево (центральная-южная Сербия), других сербских инфраструктурных объектов в рамках развития 10-го Паневропейского транспортного коридора. Кроме того, в Сербию в 2020-21 гг. поставлены 27 дизель-поездов российского производства. Что касается преимуществ болгаро-сербско-российского коридора, главное преимущество здесь в том, что внешнеторговый транзит Сербии через Болгарию, в том числе через её черноморские порты, растет в последние годы быстрее, в сравнении с маршрутом через Венгрию. К тому же украинские власти периодически вводят ограничения на российский внешнеторговый транзит. Поэтому организацию постоянного коридора через Болгарию многие эксперты считают более выгодным для экономических связей России и ЕАЭС с Сербией.
В то же время Сербия активизирует взаимодействие с Евросоюзом. Напомним, в этой связи, что 29 июля 2008 г. Сербия и ЕС подписали соглашение «О стабилизации и ассоциации». А. 22 сентября 2009-го Сербия подала заявку на вступление в ЕС. И 1 марта 2012 года получила официальный статус страны-кандидата на вступление в Евросоюз.
В данном контексте важно то, что, во-первых, основные промышленные, энергетические мощности и порто-транспортная сеть этой страны расположены, главным образом, в её белградско-дунайском регионе, примыкающем к Венгрии-участнице ЕС и евровалютной зоне. Этот комплексный фактор и предопределяет столь высокие оценки А. Вучичем российско-сербского железнодорожного проекта, стыкующего Сербию с Венгрией.
Во-вторых, во внешнеторговом обороте Сербии доля ЕАЭС не превышает 10%, доля же Евросоюза — более 60%. А. Вучич неоднократно заявлял, что Белград настроен «на тесное и дружеское сотрудничество с Россией, но сохраняет курс на вступление в Евросоюз». В этой связи отметим, что экспорт сербского продовольствия в РФ-ЕАЭС за последние два года вырос более чем в 1,5 раза и продолжает увеличиваться. В отличие от сербского продовольственного экспорта в ЕС. Растут также поставки разнообразного промышленного ассортимента Сербии в страны Евразийского союза. По мнению известного сербского политолога, экс-главы МИДа Сербии Живадина Йовановича, Белград, исходя из балканских, общеевропейских и геополитических реалий, проводит искусную политику, нацеленную на выгодную для сербской стороны политико-экономическую многовекторность. То есть, «мы усиливаем отношения с Москвой и Пекином, надеемся на прогресс с Вашингтоном, а в отношении Евросоюза у нас далеко идущие цели». Аналогичного мнения придерживается и сербский дипломат Милисав Пайич: «Сербия развивает сбалансированное сотрудничество со всеми. При этом для России территория Балкан — это сфера геополитических интересов, как и для остальных крупных игроков на политической карте мира». В связи с чем, по оценке эксперта, Сербии удаётся в своих интересах использовать конкуренцию между крупными игроками, в том числе на Балканах.
Так что приоритеты Белграда в его внешнеэкономической и транспортной политике зависят от того, как сербской стороне удастся совместить дальнейшее сближение с ЕС и развитие её экономического взаимодействия с Евразийским союзом.
Соответственно, это «совмещение» определит, каким станет основной транзитный маршрут в экономическом сотрудничестве Сербии с РФ-ЕАЭС: венгерско-украинским или болгарско-черноморским.
Участки железных дорог Сербии, реконструируемые с участием ОАО «РЖД» (обозначены бежевым и зелёным цветом)
Материалы по теме: