Штрафы повысят качество продуктов?
Минэкономразвития дало согласие на увеличение штрафов за нарушение маркировки пищевой продукции.
Комментирует экономист Артем Леонов:
– Решение Минэкономразвития основано на соответствующих материалах Минсельхоза РФ в рамках инициированного им законопроекта «О внесении изменений в КоАП в части усиления административной ответственности за нарушение требований технических регламентов, предъявляемых к пищевой продукции». При этом министерство, хотя и считает новые планки штрафов завышенными, всё же отмечает их обоснованность, так как «разработчик смог представить достаточно обоснований для увеличения санкций». Например, объем продтоваров с нарушениями маркировки на российских прилавках, по многим оценкам, уже который год превышает 40%, а то и все 50% от общего объема розничного сбыта продуктов питания. И нет никакой уверенности в том, что за техническими нарушениями не стоят попытки скрыть какой-либо фальсификат или некачественный товар, а то и запрещенную к поставкам в Россию «санкционку».
Итак, должностному лицу придется заплатить от 20 до 40 тыс. руб. (в предыдущей версии проекта закона было 10-20 тыс. руб.). Лицам, осуществляющим юридическую деятельность в сфере пищепрома без образования юрлица, нарушение может стоить от 40 до 80 тыс. руб., юрлицам придется заплатить 200 - 400 тыс. руб. Минсельхоз посчитал, что данный метод поможет повысить безопасность пищевой продукции в России. Но решает ли проблему увеличение штрафов?
Даже предлагаемые суммы, по меньшей мере, в 10 раз ниже, чем, например, в Евросоюзе, Иране, Израиле; минимум в 12 раз ниже в сравнении с США и Канадой, Японией и Южной Кореей, Австралией и Новой Зеландией, Тайванем и Сингапуром, Гонконгом и Брунеем, Саудовской Аравией и арабскими странами бассейна Персидского залива… Но главное, в условиях так называемой добровольной сертификации/стандартизации любых товаров и услуг, отсутствия единой системы государственного мониторинга товаропродвижения продукции массового спроса и ее качества, а также при расплывчатости формулировок техрегламентов, заменивших собой еще в начале 1990-х гг. обязательные стандарты/сертификаты на товары и услуги, обеспечить достаточное качество продтоваров в масштабах такой большой страны, как Россия, вряд ли возможно.
На мой взгляд, взаимосвязь упомянутых мер дерегулирования в сферах производства продовольствия и его реализации вполне очевидна. Это все из той же серии популистских лозунгов 1990-х о том, что, дескать, «рынок сам всё отрегулирует». Однако масштабы всевозможных продподделок в РФ отнюдь не первый год, что называется, зашкаливают, потому штрафы остаются пока едва ли не единственным способом реального противодействия подделкам, и не только продовольствия.
Правда, с 2016 г. поэтапно вводится обязательная электронная маркировка товаров широкого потребления, но нет никаких гарантий, что и она не станет объектом массовых, притом небезуспешных фальсификаций. Кстати, такие случаи фиксируются всё чаще. Для решения этой проблемы нужен комплекс разноплановых мер, причем системных. Впрочем, будем надеяться, что штрафные санкции тоже принесут определенную пользу.
Материалы по теме: