Петр Положевец: «Благотворительность должна стать внутренней потребностью каждого человека»

— Петр Григорьевич, вы известный журналист, несколько лет были собкором «Комсомольской правды» в Киеве, потом в Москве — членом редколлегии, редактором образовательных отделов этой газеты, затем 28 лет работали главным редактором «Учительской газеты». И неожиданно стали одним из руководителей в созданном Сбербанком благотворительном фонде. Как так получилось?
— Я более 30 лет, как вы заметили, занимался подрастающим поколением, проблемами обучения и воспитания, социализацией ребят. Потому с удовольствием пошел работать в фонд, когда меня туда позвали.
В ноябре ему будет уже десять лет. С самого начала фонд определил для себя два направления в работе: современное образование и инклюзивная среда. Позже появились программы, связанные с цифровой и финансовой грамотностью детей и подростков, поддержкой НКО. Одно из наших важных направлений — это работа с детскими домами.
— То есть ваш фонд пытается помочь детям с трудной судьбой…
— Да. Одинаково трудно всем воспитанникам детских домов: и тем, кто потерял родителей, и тем, кто остался сиротой при живых родителях, все они растут без родительской ласки под присмотром воспитателей, учителей, на попечительстве у государства.
Так вот. Шесть лет назад фонд провел совместно со специалистами из высших учебных заведений исследование. Оказалось, что дети из детских домов не знают трех вещей. Первое – для них нет своего и чужого. Поэтому они берут чужое, не чувствуя ответственности за это. Для них это вовсе не воровство.
Второе. Они не знают цены деньгам. Тысяча рублей для них – это важно. Потому что на тысячу можно купить пару пачек сигарет или десять пачек мороженого, на пять тысяч тоже можно. Но 50 тысяч – это вообще непонятно, что за деньги. Это просто «нарисованы» 50 тысяч. К окончанию пребывания в детском доме у некоторых детей скапливается на счете около миллиона, а то и больше рублей. Они не знают стоимости этого миллиона. Поэтому так свободно (не сейчас, сейчас уже другая ситуация) лет семь-восемь назад отдавали свои банковские карты друзьям, знакомым, просто чужим людям. И очень многие дети в детских домах теряли накопления. Их не обворовывали, они сами отдавали свои деньги.
И третье. У них, выпускников детских домов, очень слабое представление о том, что они будут делать, когда выйдут за ворота детского дома. Как они будут жить? На что им понадобятся деньги? Что такое коммунальные услуги? Многие дети получали достаточно быстро жилье, выйдя из детского дома. И это жилье через год-два …исчезало.
Поэтому мы посчитали своей задачей научить детей пониманию, что такое финансы, как с ними справляться, как ими управлять. Не важно, большие у тебя деньги или маленькие, ты можешь и своей десяткой управлять, и своим миллионом. Ты только должен понимать, как это работает.
Для этого мы придумали специальную программу по финансовой грамотности для воспитанников детских домов. Это не уроки, не лекции, не какие-то задания. Это беседы с детьми среднего и старшего возраста после уроков, во внеурочное время, по темам, которые касаются не только стоимости денег: как их тратить, на чем можно сэкономить, где твоя ответственность, но и формирования своего бюджета, обязанности платить налоги.
Под это у нас задействованы волонтерские команды. Молодые ребята из Сбера приходят в детские дома и ведут эти занятия, которые похожи на разговор старших братьев и сестер с младшими. Команда — это обычно три-пять человек. Мы сделали специально так, чтобы это была молодая команда.
Если приду я или кто-то чуть моложе меня, подростки, может, и будут слушать, но вряд ли станут мне доверять. А когда к ним придет двадцатидвухлетний человек, почти их ровесник, они ему скорее поверят, чем мне. Эти ребята еще и образец для них, кем они тоже могут стать: окончить школу, поступить в нужный вуз, пойти работать туда, где будешь зарабатывать хорошие деньги, станешь уважаемым человеком. Сегодня эта программа работает в 53 городах, в 77 детских домах, задействовано около ста волонтерских команд.
Мы разработали специальные методические материалы для волонтеров, где все подробно расписано: как вести себя с детьми, чтобы возникло доверие, как следовать программе шаг за шагом, чтобы не нарушать логику повествования, увлечь совместным размышлением. Это полный пакет методических и учебных материалов.
— А этот ваш опыт другие банки могут перенять?
— Почему нет? К нам обратились, например, коллеги из фонда ВТБ, сказали: какая у вас классная программа, поделитесь! Мы ответили: «Отлично, мы отдадим вам все наши методики, но не забывайте ссылаться, что это все-таки программа фонда «Вклад в будущее». Так возникла социальная франшиза. Теперь у нас уже есть семь разных организаций-партнеров, которые пользуются нашими методическими материалами.
По данным мониторинга, одним из результатов этой программы стало, например, то, что в прошлом году удалось спасти от мошенников 70 миллионов рублей ребят из детских домов. Мошенники им звонили, хотели увести их средства с карточек, но те им отвечали: иди отсюда, мы знаем, кто ты такой, и догадываемся, откуда ты звонишь.
— Если бы у меня была возможность что-то посоветовать министру просвещения, Петр Григорьевич, то я бы сказала ему, что вашу программу следовало бы распространить на все школы страны. Ведь почти все дети нуждаются в таком обучении, потому что и родители их зачастую финансово неграмотны.
— Это правда, многие родители неграмотны, и не только в финансовом плане. Так что я с вами полностью согласен, это было бы полезно для всех.
Но мы никогда директивно не внедряем наши программы и проекты. Мы идем в регионы, в школы или педагогические университеты тогда, когда есть запрос. Мы предлагаем: «У нас есть это и это. Если вам это интересно, мы готовы помочь вам это реализовать и обеспечить методическую поддержку обучения». И это работает, потому что люди осознанно это делают. А если прийти и сказать «делайте так», то получишь всегда обратную реакцию.
— А для государства от вашей программы какая реальная польза?
— Перед государством как раз стоит большая задача повышения финансовой грамотности российского населения, об этом заявлено вслух. По предложению Минфина были разработаны пособия для школы, которые сегодня внедряются. Мы помогаем реализовать эту национальную задачу повышения финансовой грамотности своим способом, своими методами.
Мы даем детям уверенность в будущем. Если ты обладаешь знаниями, то у тебя гораздо больше шансов состояться в этой жизни, чего-то добиться, по крайней мере, достичь тех целей, которые ты ставишь. Мы замещаем дефицит общения, который присутствует у тех же детей из детских домов. На встречах с ребятами, в беседах с ними, в разговорах с волонтерами между ними возникают дружеские отношения, контакты, которые могут продолжаться и в будущем. И таких примеров не мало. Это очень здорово.
— И в результате несчастных людей, в общем, становится меньше. Это прекрасно! А вы работаете только с детскими домами?
— Если вы спрашиваете про финансовую грамотность, то кроме проекта с детскими домами проводим вместе с Высшей школой экономики олимпиады по финансовой грамотности для школьников, учителей.
— А сами учителя могут передавать эти новые знания детям, скажем, на классных часах?
— И не только на классных часах. У нас есть еще один интересный опыт. Мы не считаем, что должен быть отдельный урок по финансовой грамотности в учебной программе. Мы с нашими экспертами разработали разные модули по финансовой грамотности для разных учебных предметов. Например, изучая «Мертвые души», можно спокойно заниматься хотя бы один час той же финансовой грамотностью. Говорить про налоги, про статистику и так далее. Такие же темы можно поднимать и на географии, и на математике, и на других предметах. Мы создали банк междисциплинарных заданий по финансовой грамотности по десяти школьным предметам. Если выстроить все в одну линию, то получается общая картинка финансовой грамотности. Темы могут изучаться два часа, шесть часов, учитель может использовать любое удобное время, вписав их в ту программу, которая у него есть.
Все наши материалы в открытом доступе, пожалуйста, любой учитель может ими воспользоваться.
— Как на практике осуществляется ваша связь с детскими домами?
— Есть запрос, например, от детского дома какой-нибудь области: им хотелось бы реализовать программу по финансовой грамотности. Фонд связывается с территориальным банком и говорит: «Ребята, в таком-то детском доме хотели бы запустить программу для 6, 7, 8 или 9-го класса. Нужна волонтерская команда, объявите набор». Они объявляют набор в волонтерскую команду. Дальше волонтеры знакомятся с теми методическими материалами, которые нужно освоить перед тем, как идти в детский дом.
Знаете, в Сбере очень высокая культура волонтерства. Это ведь тоже благотворительность. Я уверен, что благотворительность должна стать внутренней потребностью каждого человека. Не важно, сколько ты жертвуешь — один рубль или один миллион, не важно, что ты жертвуешь — средства, свое время, свои знания, компетенции. Важно другое: что ты помогаешь тем, кто нуждается в помощи.
—Ваша помощь детдомовцам ограничивается только этими занятиями?
— Нет, конечно. В прошлом году появилась программа «Добрый дом». Мы пока определили три детских учреждения для помощи: Тепикинская школа-интернат, в которой обучается 79 детей-сирот, она расположена в 300 километрах от Волгограда; Орловский специальный реабилитационный дом–интернат в Саратовской области, в котором находится 76 ребятишек и Елизовский психоневрологический дом-интернат для детей и молодых инвалидов «Ягодка» (96 детей с особенностями развития) на Камчатке.
Эти учреждения реально были в плачевном состоянии. Так, котельная Тепикинской школы-интерната строилась еще в 1928 году. С тех пор она ни разу капитально не ремонтировалась. Теплотрасса много раз за зиму вылетала из строя. В Орловском доме-интернате водоснабжение было привозным. В Елизовском доме-интернате обнаружились серьезные проблемы с кровлей.
В прошлом году на ремонт и благоустройство этих учреждений фонд среди сотрудников Сбера собрал 47,7 миллиона рублей. Сбер из своих средств добавил еще столько же. За лето капитально отремонтировали спальный корпус в Тепикино и котельную. Переложили теплотрассу, провели благоустройство двора. Когда дети после каникул вернулись в школу-интернат, они просто прыгали от радости. Они никогда не жили в таких условиях.
В Саратовской области пробурили скважину глубиной 300 метров., провели внутреннюю отделку помещений, положили новые полы. Заменили люки и кирпичные горловины колодцев, обновили покрытие на внутренней территории, установили детскую площадку.
На Камчатке смонтировали инженерные системы холодного/горячего водоснабжения, отремонтировали систему пожарной безопасности и крышу, частично приобрели специализированное оборудование.
В этом году мы продолжили эту программу. Определили для поддержки два детских дома: в Крыму и и центр помощи детям «Очаг» в Республике Алтай. От Сбера собрали 96,6 миллиона.
Это то, чем я горжусь. Чем мы все гордимся.
— Что касается освоения профессий. Есть ли дети, которые получают профессию благодаря вашей благотворительности? Непосредственно профессию? Не просто грамотность, а то, что в руках, чтобы пойти кем-то работать?
— На решение проблемы, о которой вы говорите, направлен, например, проект «Все получится!» Его цель — развитие условий для эффективной социальной адаптации, трудоустройства и закрепления на рабочем месте подростков и молодых людей, детей с ментальными проблемами или опытом сиротства. Делается это через социальную технологию сопровождаемого трудоустройства. Трудоустройство молодых людей происходит не по стандартной и привычной схеме — «научи-трудоустрой-закрепи», а по алгоритму «трудоустрой-научи-закрепи». Как показывает практика, если такой подросток продержался год на работе, то он будет работать и дальше.
В чем наша задача? В том, чтобы, окончив школу, эти ребята были пристроены в жизни, чтобы они умели сами что-то делать, могли зарабатывать себе на жизнь. Четырнадцать НКО реализовывают этот проект в разных регионах страны. С момента его запуска в 2019 году получили поддержку более 5 тысяч человек, а 1750 из них обрели первый успешный опыт работы. К сожалению, в масштабах страны — это немного, но уже греет то, что у каждого из этих ребят появилось будущее.
Некоммерческие организации, работающие в этом проекте, каждый год запрашивают на конкурсной основе у благотворительного фонда «Вклад в будущее» средства на свою деятельность. Есть специальный совет программы, проводится серьезная экспертиза, которая смотрит на предыдущие результаты, на то, как у них все выстроено. Изучив все это, мы даем им деньги. При этом у нас есть методический пакет, как это делать правильно, чтобы и подростку было комфортно, и родителям было комфортно, и как работодателя уговорить, доказать ему, что этот ребенок будет полезен на этом конкретном рабочем месте. Этой программой мы тоже очень гордимся.
Все дети равны. Независимо от того, где они родились — в столице или дальней сибирской деревушке, независимо от социально-экономического статуса родителей, независимо от вероисповедания в семье, независимо от особенностей развития. Нет неталантливых, неспособных детей. Просто у одного ребенка эти способности, таланты лежат на поверхности, а у другого спрятаны очень глубоко. Задача всех, кто так или иначе работает с детьми, — школы, дополнительного образования, бизнеса, НКО — помочь ребенку раскрыть его талант, найти в себе «сокрытое сокровище» — так назывался знаменитый международный доклад по образованию, подготовленный почти 30 лет назад. Я верю в то, что каждый ребенок — сокрытое сокровище.
Беседу вела Татьяна Корсакова