Сколько у нас контрафакта?
Состоялось заседание госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции.
Комментирует экономист Артём Леонов:
– Несмотря на принимаемые государством меры, доля контрафакта, то есть всевозможных подделок и фальсификатов на наших прилавках, почти не уменьшается. По экспертным оценкам, средний уровень данного показателя составляет не ниже 35%. На своем недавнем заседании это констатировала государственная комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции.
Наибольший уровень контрафакта, естественно, в сфере товаров массового спроса, включая продовольствие, текстильные изделия, бытовую химию, детские товары и т.п. В этих секторах его доля зачастую превышает 50% и более.
Как правило, эта продукция минимум на треть дешевле оригинала, точнее – подлинной продукции. А этот фактор, в связи с продолжающимся снижением платежеспособности российских потребителей, способствует росту спроса на максимально дешевые товары. В то же время, как отмечалось на заседании, система мониторинга ассортимента на потребительском рынке уже который год «разбросана» по разным ведомствам (Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции, региональные санэпидстанции…). Наделённым к тому же ограниченными полномочиями по изъятию контрафакта и мерам воздействия на его производителей и сбытовиков.
Между тем поддельная продукция, привлекающая потребителей своей дешевизной, небезопасна для здоровья. Ибо она содержит в своем составе вредные биохимические вещества и/или не менее опасные «добавки». Точнее, подделывается и сама «начинка» – сырьевой состав продукции. В то же время практически все товары массового, да и немассового спроса с 1990-х не подлежат в РФ обязательной стандартизации/сертификации: применяется так называемая «добровольная» стандартизация продукции.
К тому же в стране и поныне работают лишь считанные государственные лаборатории, позволяющие достоверно определить подлинность, качество и безопасность продукции. Зато расплодилось множество «коммерческих» лабораторий подобного профиля, выдающих, что называется, заказные результаты экспертиз…
Едва ли не «рекордные» темпы создания зон свободной торговли России с участием всё большего количества стран дальнего зарубежья пока не сопровождаются параллельным формированием межгосударственной, подчеркнем, дееспособной системы мер по предотвращению/выявлению контрафакта. Что связано, прежде всего, с различной нормативно-правовой базой в этой сфере у нас и в дальнезарубежных странах. А последние, естественно, заинтересованы побыстрее внедрить свободный торговый режим с нашим, одним из крупнейших потребительских рынков мира, и, тем более, с Евразийским экономическим пространством.
Президент Союзлегпрома Андрей Разбродин так характеризует сложившуюся ситуацию: «Хотя этой проблеме уже свыше 25 лет, – к сожалению, эффективных, притом системных её решений пока нет. Теневой оборот получает ежегодно миллиардные доходы, обделяя тем самым легитимных товаропроизводителей, платящих налоги в федеральный бюджет. Объем реализации контрабандных товаров легкой промышленности на территории РФ, в том числе ввозимых из-за рубежа, минимум на треть превышает объем реализации оригинальных товаров законопослушных компаний. Столь масштабный теневой оборот ставит российский легпром в максимально невыгодное положение». Схожие оценки высказываются руководителями ассоциаций и предприятий других отраслей.
В качестве основной меры решения означенных проблем предлагается расширять ассортимент товаров, подлежащих обязательной маркировке. Включая сопровождение их электронными чипами, подтверждающими подлинность, качество и безопасность данных товаров. На заседании комиссии отмечалось, что действующий с 2016-го эксперимент по меховым изделиям с такими чипами многократно сократил сбыт подделок, увеличив, в свою очередь, производство и сбыт легальной подлинной меховой продукции.
Денис Мантуров, глава Минпромторга РФ и руководитель госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, заявил на упомянутом заседании, что «проект по маркировке обуви в России, по аналогии с шубами, может быть запущен в конце 2017 - начале 2018 гг. Мы исходим из того, что соответствующий закон (об обязательности маркировки товаров и услуг в РФ) должен вступить в силу 1 января 2019 г., но планируем начать пилотный проект по маркировке обувных изделий до конца этого или с начала следующего года».
Тем временем 1 февраля 2017 г. в РФ стартовал проект по маркировке лекарственных препаратов двоичным штрих-кодом (ДШК). По данным Росздравнадзора, в рамках этого проекта будут промаркирована продукция 60 торговых наименований, в том числе, правда, лишь 10 лекарств для пациентов с редкими (орфанными) заболеваниями, и не более 30-ти – из списка жизненно необходимых лекарственных препаратов. Впрочем, с 2018 года планируется сделать ДШК-маркировку в РФ обязательной для всех производителей лекарственных препаратов и трейдеров в данной сфере. Но будут ли это реализовано именно с 2018-го?..
На заседании комиссии предложено распространить систему таких или схожих маркировок, в частности, на древесину, рыбные изделия (включая икру), мёд, табак, ряд других продовольственных и непродовольственных товаров. Но сроки здесь официально пока не обозначены.
Уже сам этот перечень показывает, скажем так, товарную географию фальсификатов и в целом контрафакта. Но едва ли «маркировочные» меры способны существенно снизить объем всевозможных подделок на потребительском рынке…
А воссоздать прежнюю – единую государственную систему контроля, причем весьма жесткого, за качеством, подлинностью и безопасностью продукции, увы, не планируется. Ведь такая система не вписывается в «либеральную» систему госрегулирования всей экономики, в том числе внешней торговли.