Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
22 июня 2024
Обойдемся ли мы без западных продуктов?

Обойдемся ли мы без западных продуктов?

Комментирует экономист Алексей Чичкин
11.08.2014
Обойдемся ли мы без западных продуктов?

Россия ввела эмбарго на импорт продовольствия и многих видов сельхозсырья из ЕС, США, Австралии, Канады и Норвегии.

Комментирует экономист Алексей Чичкин:

- Это решение, как известно, стало реальным ответом на ужесточение в начале августа политико-экономических санкций против России со стороны США, Канады, Австралии и послушно исполняющих «демократическую» волю президента Б. Обамы якобы независимых стран ЕС. Сами по себе санкции Запада, по его же официальной версии, – наказание России за «поддержку пророссийских сепаратистов на Юго-Востоке Украины». Правда, сейчас многие иностранные СМИ признают, что помощь РФ «сепаратистам» всего лишь дипломатическая и гуманитарная. И уж тем более эта помощь не идет ни в какое сравнение с той политической и военно-технической поддержкой, которую Запад оказывает киевской хунте, прежде всего, для проведения бесчеловечной т.н. «антитеррористической операции» в провозглашенных Донецкой и Луганской республиках.

В общем, можно сказать, что ответный ход со стороны России обозначен, и довольно-таки явственно. При этом многие российские ведомства (минсельхоз, минэкономразвития и др.) уверяют, что можно в считанные месяцы, если даже не недели, заменить импорт собственной продукцией и тоже импортом, но уже из дружественных нам стран. Однако нельзя не отметить, что за последние 25 лет Россия превратилась в крупнейшего потребителя, по большей части, западного продовольствия. До последнего времени продовольственные ресурсы страны формировались за счет импорта минимум на 30%, в числе которого мясная и рыбная продукция составляла до 35%. Цифры по овощам и фруктам почти такие же, а по масломолочным изделиям, включая сыры, даже выше – 35-40%. На страны, поставки из которых теперь запрещены, приходилось более 70% объема продовольственного импорта России.

Замечу, такое положение продолжалось не один год. И выпадающий из торгового оборота импорт заменить собственной продукцией - качественной и доступной по ценам - в считанные месяцы, полагаю, едва ли возможно. Например, хотя бы потому, что уровень прямой и косвенной господдержки аграриев в странах, откуда запрещен импорт, минимум вчетверо больший, чем в России. А обеспечение АПК в тех же странах собственными технологиями сельхозпроизводства и продукцией собственного сельхозмашиностроения превышает 75%. В то же время в РФ этот показатель не превышает 50%, и не в последнюю очередь потому, что российские, скажем, тракторы, комбайны, средства обработки почвы, техустройства для орошения и т.п., корма для птице- и животноводства зачастую дороже, чем импортные. Только названные факторы значительно влияют на ценообразование, естественно, в сторону повышения. И далее – на конкурентноспособность.

Что касается ввоза продовольствия из дружественных нам стран, то здесь надо учитывать и возможные объемы, точнее – пределы этого импорта и, конечно, протяженность маршрутов поставок. По мнению ряда экспертов, продовольствие из Латинской Америки или Юго-Восточной Азии, – а эти регионы уже объявлены в числе главных заменителей сельхозимпорта с Запада, - будет дорогостоящим именно из-за огромных перевозочных расстояний в сравнении, например, с поставками из ЕС или Норвегии. Вдобавок, новые поставщики уже склонны считать себя едва ли не монополистами на российском рынке и потому, по некоторым данным, начинают «накручивать» цены.

Исполнительный директор Ассоциации предприятий рыбного рынка РФ Алексей Аронов сказал мне, что ввоз рыбы, в частности из Чили, или ее поставки с российского Дальнего Востока в европейскую часть РФ, традиционно зависящей от ввозимой рыбы, вызовет удорожание этого вида продукции из-за больших расстояний и, соответственно, транспортных расходов в отличии, скажем, от маршрутов поставок из Скандинавии или стран еврозоны. Похожую оценку высказал и эксперт продовольственного рынка Дэвид Лоуин. «Запреты на ввоз продовольствия всегда и везде оборачиваются его удорожанием, что бы ни заявляли правительства стран-импортеров», - сказал он и отметил, что в вопросе подорожания продовольствия в России важны такие факторы, как «сроки, объемы, цены замещающих импортных поставок и государственная политика в РФ по поддержке внутреннего производства сельхозпродуктов и отраслей, работающих на АПК».

Разумеется, новые страны-поставщики могут и снижать расценки на свою продукцию (демпинговать), чтобы надолго утвердиться на столь крупном рынке, как российский. Тогда нашим производителям будет трудно конкурировать и с этим импортом, поскольку производственные издержки отечественных сельхозпроизводителей, мягко говоря, отнюдь не уменьшаются. Думается, сегодня вполне можно согласиться с мнением президента Международной организации кредиторов Роберта Абдуллина и вице-президента Торгово-промышленной палаты РФ Георгия Петрова, которые едва ли не в унисон заявили мне: смена стран-поставщиков любых товаров – это, конечно, не панацея, очень многое зависит от того, будут ли приняты оперативные меры по поддержке отечественных сельхозпроизводителей и, соответственно, по ускоренному продвижению их продукции к российскому потребителю. Таким образом, как всегда, все зависит от нас самих.

Специально для Столетия


Материалы по теме:

Эксклюзив
17.06.2024
Максим Столетов
Среди солдат ВСУ в Херсоне и области вспыхнула эпидемия брюшного тифа
Фоторепортаж
17.06.2024
Подготовила Мария Максимова
1000-летию Суздаля посвящена грандиозная выставка


* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.