Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
21 сентября 2021
Как Крым от России отсекали

Как Крым от России отсекали

Украина препятствовала строительству единой сети железных дорог на полуострове
Артем Леонов
01.07.2014
Как Крым от России отсекали

Правительство Республики Крым вскоре представит правительству РФ проект схемы комплексного территориального планирования региона. Документ включает в себя и создание железнодорожной сети. Как ни странно, но на полуострове до сих пор нет такой сети, многие его города связаны изолированными друг с другом и, вдобавок, кружными путями. Это, естественно, ведет к перегруженности железных дорог и портов Крыма, негативно влияет на экономику.

Небезынтересно, что проекты построения единой железнодорожной сети в советский и постсоветский периоды разрабатывались, но... четыре раза отклонялись Киевом. Москва шла на поводу у руководства УССР, в планы которого, похоже, не входила транспортная самодостаточность полуострова.

Характерно, что в первую очередь отклонялись проекты железнодорожного сообщения России с Крымом по кратчайшему маршруту: Краснодарский край-Керчь-Феодосия-Симферополь.

Сейчас, согласно планам крымского правительства, «порты Феодосии и Евпатории, расположенные в городской черте, постепенно прекратят свое существование (взамен будут развиваться портовые мощности причерноморских Севастополя, Судака и азовско-черноморской Керчи. - А. Л.). А Симферополь, Феодосия и Керчь будут соединены прямой железной дорогой. Сейчас она проходит по длинному маршруту – через северо-крымский г. Джанкой».

По информации Минрегиона РФ, создание железнодорожной ветки Симферополь-Феодосия-Керчь может быть включено в схему территориального планирования, рассчитанного до 2030 года. Словом, должна появиться стальная магистраль, соединяющая черноморское, азовское побережье Крыма и его административную столицу. По многим экспертным оценкам, это позволит почти вдвое нарастить валовой внутренний продукт региона, а также привлечь на полуостров как минимум в полтора раза больше туристов и отдыхающих. Кроме того, в создании общекрымской железнодорожной сети имеется важный внешний аспект.

Министр курортов и туризма Республики Крым Елена Юрченко говорила мне, что по-прежнему «узким местом» остаются транспортные связи Крыма с соседними субъектами Федерации. «Наиболее актуально, - подчеркнула Е. Юрченко, - это для северо-восточного, Сивашского, района, где планируется освоить запасы пищевого, химического, лечебного сырья и пресной воды». Поэтому «в повестке дня – доработка проектов новых паромных переправ между приазовскими портами Крыма и соседних регионов РФ. Это позволит также «сгладить» диспропорции в экономическом развитии многих районов Крыма».

Пока связи с соседними Краснодарским краем и Ростовской областью, по большей части, обеспечивает паромная переправа через Керченский пролив. В июне к ней добавились паромные линии Геленджик-Керчь и Феодосия-Новороссийск.

Автомобильно-железнодорожный мост через пролив появится не раньше 2019 года. Но «нагрузка на переправу Крым-Кавказ растет с каждым днем, и она рискует превратиться в «бутылочное горлышко», - сказал мне директор Ейского морского порта Андрей Панычев. - Неудобным для грузовладельцев является и то, что в летний период эта переправа переключается в основном на перевозку пассажиров».

По словам А. Панычева, в 1960-х – 1980-х гг. прорабатывались проекты трансазовского паромного сообщения – между портами Керчь, Ейск, Азов, Таганрог, Мариуполь. Но «они не были реализованы. При грамотном подходе создать новые паромные линии здесь можно менее чем за год». А с учетом роста грузо- и пассажиропотоков окупаемость инвестиций в эти проекты, по оценке директора порта, «не превысит 6 лет. Такие сроки, несомненно, будут привлекательны для инвесторов».

Итак, Крым был лишен не только единой железнодорожной сети, но и паромных «связок» с соседними портами России, и уже только эти факты говорят об ущербном характере экономики полуострова в течение многих десятилетий.

По сути, Крым ограждали, и довольно успешно, от прямых связей с Россией по кратчайшим маршрутам. И многом говорит тот факт, что основной поток грузовых и пассажирских перевозок между Крымом и Россией следовал через Украину.

Между тем госпредприятие «Укрзалізниця» (железные дороги Украины) еще весной 2006 г. объявило о возвращении к планам середины 1930-х - первой половины 1950-х строительства железной дороги вдоль всего крымского побережья. Это заявление было инициировано Приднепровской железной дорогой (ПЖД), поскольку под ее управлением были стальные магистрали полуострова. Главную задачу проекта дирекция ПЖД объяснила так: «Хотим, чтобы человек сел в поезд, например, в Евпатории, и вдоль морского побережья мог приехать в Ялту, не заезжая при этом в Симферополь. Эту дорогу планировали еще в канун Великой Отечественной войны и на ряде изолированных участков успели проложить пути». По данным ПЖД, при наличии денежных средств на строительство окружной железной дороги вдоль крымского побережья потребуется менее одного года.

Но... украинские власти, что называется, спустили и эту инициативу на тормозах. А вот, например, что писала газета «Красный Крым» (Симферополь) 6 мая 1936 года в статье «Поезд из Москвы пойдет в Ялту»: «Трасса будущей железной дороги Симферополь–Ялта отходит от магистральной линии Москва–Симферополь у разъезда Булганак (он будет перенесен на 2 км ближе к г. Симферополю). Затем она... через туннель в 720 м спускается у горы Кастель к Южному берегу, затем поворачивает к Гурзуфу, Ялте и дальше к Симеизу. Длина всей линии Симферополь–Ялта–Симеиз – 109,5 километра... Срок постройки железной дороги – 2 года 3 месяца».

С весны 1939 г. пути стали прокладывать по двум вариантам: один - от Бахчисарая через горы в Ялту (самый короткий маршрут), а второй - от Севастополя вдоль южного берега в Ялту и далее.

При этом, подчеркнем, правительство Крымской АССР настаивало на том, чтобы архитектура станций была исключительно в крымскотатарском национальном стиле. В 1940 г. предложение было отклонено Союзтранспроектом, справедливо усмотревшим в этой идее «проявление национализма» и «неуважение к другими народам Крыма».

Война поломала планы, прервала работы. По сведениям историка Юты Арбатской, в октябре 1945 г. комиссия во главе с академиком А.С. Смолицким из Академии архитектуры СССР внесла в проект коррективы: строительство железной дороги предлагалось по одному маршруту – из Севастополя через Ялтинский район вдоль побережья (это был менее дорогостоящий вариант, хотя и более дальний). И уже весной 1946-го строительство возобновили, однако завершить его помешали массовые оползни в ряде районов Южного и Центрального Крыма. Правду говоря, строительство остановили не только оползни. Техника, рельсы, шпалы поставлялись с нарушениями графика и, прежде всего, потому, что оборудование, материалы и пр. были не из Крыма, а ввозилось с «большой земли». Точнее – в основном из Украины. Погодные условия тоже были не из лучших. В результате создание общекрымской железной дороги вольно или невольно «дотянули» до… кончины Сталина. В мае 1953 года все работы были законсервировали.

По данным Ю. Арбатской и других специалистов, в 1964 году, вскоре после отставки Хрущева, вновь заговорили о необходимости прямой железнодорожной ветки из Симферополя в Ялту, но в руководстве Украинской ССР опять предпочли «заморозить» этот проект. Впрочем, в 1957 и 1960 гг. некоторые специалисты из РСФСР, Украины и Крыма предлагали завершить строительство той же магистрали (по севастопольскому или бахчисарайскому маршруту). Но в Киеве и Москве, как и позже - в середине 1970-х, сочли это предложение преждевременным и требующим более тщательного изучения. В частности, предложения Института комплексных транспортных проблем и некоторых других профильных центров при Госплане и АН СССР в 1975-1976 гг. по возобновлению сооружения крымской железной дороги были отклонены с теми же формулировками...

Кстати, в послесталинский период строительство предлагалось возобновить на менее трудоемких участках: Феодосия-Симферополь и Феодосия-Судак-Ялта. Поскольку они через действующую линию Керчь - Феодосия стыкуются с паромной переправой РСФСР-Крым, то эксперты резонно предполагали, таким образом, увеличить мощность этой переправы.

Но именно такой план, усиливающий связи Крыма с Россией, резко критиковался в руководящих инстанциях СССР и УССР.

Дескать, идёте по пути наименьшего сопротивления, увеличиваете нагрузку на Керчь и на паром через Керченский пролив. Но просматривалась и политическая «начинка» отказов. Как рассказал мне бывший коллега, эксперт Института комплексных транспортных проблем при Госплане СССР (существовал в 1954-1991 гг.) Валерий Чернышев, «вышестоящие оппоненты - в руководстве Совмина и Госплана Украинской ССР, а также в МПС СССР, в аппарате которого в 70-х - середине 80-х преобладали выходцы из Украины, - считали нецелесообразным преимущественное развитие железнодорожной сети в той части Крыма, что примыкает к России. Этот «крен», якобы, ослабит экономические связи полуострова с Украиной».

Вполне очевидно, что в послесталинский период «наверху» не были заинтересованы в должном транспортном обеспечении экономики Крыма, а более всего - в развитии его экономических связей с Россией по дополнительным маршрутам. И здесь нелишне отметить, что та же политика снова проявилась не так давно, в феврале 2012 года, когда украинские власти отменили прямое беспересадочное движение по линии между регионом Крыма (Керченский полуостров), примыкающим к РФ, и Симферополем. Как заявила администрация Приднепровской железной дороги, это «связано с высокими затратами на данный маршрут, в том числе на энергоресурсы, и с отсутствием компенсации со стороны государства».

ПЖД предложила пользоваться кружным-пересадочным путем для поездок между Симферополем и Керчью, т.е. с пересадкой в Джанкое. Этот путь удлиняет время поездки туда и обратно минимум на полтора часа.

По оценке Керченского горисполкома (в конце февраля 2012 г.), «отмена этого популярного маршрута является результатом субъективного решения и вызовет массовые неудобства для людей». Сегодня проект общекрымской железнодорожной сети с ее подключением к стальным магистралям и портам соседних регионов РФ востребован еще в большей степени. Без его реализации экономика полуострова просто не сможет активно развиваться.

Специально для Столетия


Материалы по теме:

Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Бартон
19.05.2015 8:43
я был в Крыму 9 мая 14 года и видел людей радостных, веселых, счастливых,но все тех же советских...-наивных, добрых, по глупому с хитрецой. Они сами себя называли в 90-х "совки". И для того, что бы пройти пройти путь соединения с Россией-не территориально, а ментально, морально, культурно, а потом уже материально...Причем не с ее худшей частью проявления.. И именно в такой последовательности, не наоборот.
тогда и скажете потом-какое счастье, что мы вернулись домой... просто так с неба не свалится... Поверьте мне, человеку, прошедшему эволюцию от совка до обеспеченного жителя Запада и России.
И еще не вините в своих бедах кого то. Вините себя. Никто никому ничего не должен, вам должны только вы сами. И только вы можете добиться счастья
Роберт Стоун, Вашингтон-Москва
19.05.2015 8:25
Читаю и диву даюсь... Ведь непонятно только слабоумному, что великодержавный украинский национализм и фашизм был, есть и будет и все, связанное с Россией ей, как кость в горле... Фашизм кстати, вырастает на корнях собственной ущербности, при потугах на исключительность....В точь точь, как когда то у немцев...
Вы что же думали,что стоит России придти и манна небесная на голову сразу посыпется, молочные реки потекут...Так через это мы уже проходили в 91 г. Это труд, большой труд.. И об этом говорил ВВ в мае 14 г. И я вам скажу...Работать, работать и работать...Вот тогда будет результат. А он будет. Посмотрите на Владивосток- за три года стал городом-сказкой.. Только вкалывают там дай боже, а не валяются на пляжах, да на дачах...
иванович
20.07.2014 9:01
какие там дороги?хотябы мост построили через пролив. а то все орали да мы. да Кубань Крым накормит..ну и как?вся продукция с Украины. потому что не выгодно возить через паромную переправу и все тут. чистая экономика. и Хрущев это понимал а горе патриоты у которых одно слово Украина вызывает приступ злобы и ненависти никак это не поймут.  
Борисов
03.07.2014 20:27
Конечно, - есть ряд вариантов-маршрутов строительства. Но целостная система крымских ж.д. - давно нужна!
архитектор со стажем
03.07.2014 11:39
Только не колею по берегу! - Как от Туапсе до Гагры. Этой железнодорожной колеёй убили почти весь курортный потенциал прибрежной местности. Даже в Феодосии, – где железная дорога от моря гораздо дальше чем в Туапсе-Гагра, и то доставляет известные неудобства.
Тавровский
02.07.2014 13:36
    Потому Крым и передали Украине, чтобы отсечь его от связей с Россией. И отсекали, планомерно и грамотно...    
Роман
01.07.2014 20:27
  Не исключаю, что ввиду нового усиления западного давления, РФ отложит немало крымских промышленных и транспортных проектов. Вероятно, кроме особой экономич. зоны и игорной зоны, привлекательных для "западников".
А, кстати, Южный Поток проходит у кромки бывших вод Украины (т.е. украинского Крыма) в Черном море. С ЭТИМ вполне может быть связана истерия Запада по поводу   проекта. Не придираются же они, столь же усердно, к другим аналог. проектам РФ - "Северный поток", Ямал-Европа-2 (через Белоруссию); продление "Голубого потока" (через Турцию в Грецию)??!!.  
Урядников
01.07.2014 17:02
   Транспортное строительство - это прежде всего политика. Которая в Крыму НЕ была направлена на создание единой сети между всеми крымскими регионами. ОЧЕНЬ малоизвестная, но ОЧЕНЬ важная, "доказательная" тема. Спасибо!
Впрочем, есть сквозные линии на Франц. (через Монако, в том числе), итальянской Ривьере, например. Есть линия Туапсе-Сочи; вдоль берега Абхазии (Аджарии, Азербайджана). Вопрос, как их строить и точно выверить маршрут.
Николай
01.07.2014 16:06
Я бы не спешил с постройкой жел. дорог на самом полуострове по побережью. Его беречь надо. По самому полуострову - пожалуйста. Особенно в неосвоенной части. Не нравится идея строить грузовой порт в районе Севастополя. И ни в коем случае не строить в районе курортов игорную зону. Она должна быть построена в пустынной зоне, как Вегас, с прямой автострадой на побережье (часа 3-4) езды.

Эксклюзив
20.09.2021
Владимир Малышев
Что показали итоги выборов в Госдуму Российской Федерации.
Фоторепортаж
20.09.2021
Подготовила Мария Максимова
В Центральном Доме Российской Армии проходит выставка народного художника России Евгения Корнеева.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.