Фонд исторической перспективы Столетие
Рассылка новостей

e-mail:
 

ИНФОРМАЦИОННО - АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ ФОНДА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ
интернет-газета издаётся с 21 сентября 2004 года

21 Мая 2012

 
ТАКЖЕ В РУБРИКЕ
Приносит ли России пользу участие в саммитах «большой восьмерки»?
20.05

Кандидат в президенты США ищет поддержки у сексуальных меньшинств.
11.05

Про тех, кто ленточкам георгиевским предпочел ленточки белые.
10.05

В Дамаск прибыл новый глава миссии наблюдателей ООН в Сирии норвежский генерал Роберт Муд.
04.05

Юлия Тимошенко продолжает настаивать на том, что ее избивали врачи и тюремщики.
02.05

«Волюнтаризмом» называют на Западе пересмотр Буэнос-Айресом итогов приватизации.
27.04

Уральцы показывают, что значит – работать по-русски.
25.04

«Открытое правительство» - это «перезагрузка» государственного управления России?
19.04

Как «расшатывают» российскую провинцию.
16.04

Запущенная Северной Кореей баллистическая ракета «Млечный путь» упала в море.
13.04

Военно-промышленный комплекс может вдохнуть жизнь в развитие отечественных нанотехнологий.
11.04

Книга о президенте Югославии С. Милошевиче – предупреждение России.
08.04

Российской «оборонке» есть, что показать на международной выставке вооружений в Индии.
30.03

Почему российский монополист вынужден задирать цены на внутреннем рынке.
30.03

Кандидат в президенты США продолжает настаивать на том, что Россия является бóльшим врагом для Америки чем даже Иран, Китай и Северная Корея.
29.03


Текущий момент

США-Иран: перетягивание каната

Тегеран не способен отразить американский военный натиск, а Вашингтон не хочет получить новый Вьетнам
Сергей Птичкин
24.01.2012
Комментарии Версия для печати Добавить в избранное Отправить материал по почте

Ситуация сложилась парадоксальная. США и их союзники, прежде всего Израиль, грозятся не допустить появления у Ирана ядерного оружия, и не сегодня—завтра нанести упреждающий удар по объектам, где, якобы, идет излишнее обогащение урана. А в случае перекрытия Ормузского пролива – так вообще начать прямые военные действия. Тегеран же, отрицая, что работы над ядерным оружием ведутся, как бы провоцирует «большую войну» против себя: заявляет, что перекроет пролив сразу, как только Европа введет эмбарго на поставки иранской нефти и другие экономические санкции.

И вот 23 января страны Евросоюза согласовали введение эмбарго на импорт нефти из Ирана. Сегодня война? В любом случае, многие эксперты уверяют, будто до начала военных действия остаются буквально считанные дни. В пользу этого говорит то, что, якобы, больше всех в войне заинтересован Вашингтон - чтобы выйти из долгового кризиса. Война, как известно, все списывает. А вот аналитики и эксперты, профессионально изучающие Иран, гораздо менее категоричны.

Еще в 2007-м, нанеся успешный авиаудар по Сирии, Израиль, воодушевившись своей удачей, попросил Вашингтон дать санкцию и обеспечить поддержку для нанесения такого же удара по ядерным объектам на территории Ирана. Без окончательной резолюции «вашингтонского обкома», оказывается, как бы всесильное и независимое еврейское государство тоже ничего не делает. Президент США Буш остудил воинственный пыл Тель-Авива. Более того, американцы даже не предоставили военно-техническую помощь, о которой просили израильтяне.

Впрочем, Пентагон предложил весьма эффективную, как ему казалось, альтернативу: интенсифицировать проведение масштабных спецопераций против Ирана. Они включали прямые диверсии и раскручивание антииранских настроений во всем мире при помощи всех видов пропаганды. На это почти сразу были выделены очень большие деньги. За всеми терактами на территории Ирана и всеми «страшилками» в прессе стоят спецслужбы США и Израиля. Среди экспертного сообщества сей факт сомнению не подвергается.

Однако самые изощренные спецоперации и немалые ассигнования не смогли вызвать в Иране даже подобия «арабской весны». Массового народного протеста организовать не удалось.

И в случае войны агрессорам, в отличие от Афганистана и Ирака, придется воевать практически со всем народом. Даже разгромленный в военном отношении Иран не сдастся на милость победителю. А то, что он будет разгромлен в первые же дни масштабной войны, сомневаться не стоит.

США имеют мощную сухопутную группировку, расположенную во многих точках дислокации на Ближнем Востоке, в том числе — непосредственно у границ Ирана. В Ормузском проливе наращивает свои силы 5-й флот США. Сейчас там находятся сразу два авианосца: «Карл Винсон» и «Авраам Линкольн» с кораблями сопровождения. Это серьезно.

Что могут этой армаде противопоставить военно-морские силы Ирана? Они имеют три дизельные торпедные подводные лодки советского производства класса «Кило». Два корвета английской и американской постройки. Четыре фрегата. Катеров различного назначения — около 150. И это все. Численность ВМС — 18 тысяч человек при общей численности вооруженных сил в 523 тысячи. При такой «силе» даже заминировать пролив будет очень проблематично.

Теперь о техническом составе сухопутных войск и ВВС. Сразу надо оговориться, что цифры все-таки приблизительные, поскольку Тегеран официальных данных по количеству и качеству своей военной техники не предоставляет.

Основу танковых войск составляют старые советские Т-54, Т-55 и Т-72, их около 1600. Есть 210 БМП-1 и 400 БМП-2, машин тоже достаточно древних. Бронетранспортеров около 650 единиц, большая часть из которых очень старые гусеничные БТР-50 и колесные БТР-60. Все это техника середины прошлого века.

ВВС также имеют на вооружении совсем не новые истребители и бомбардировщики. Всего - чуть больше трехсот боевых самолетов. В основном это американские «Фантомы» Ф-4. Есть 25 истребителей МиГ-29 ранних выпусков, 13 штурмовиков Су-25 и 30 фронтовых бомбардировщиков Су-34. Еще - 30 истребителей, являющихся китайскими версиями МиГ-21. ПВО имеют 29 ракетных комплексов ближнего действия «Тор-М1». Это действительно современное оружие, поставленное Ирану из России совсем недавно. Есть также ЗРК «Печора» - глубоко модернизированный советский комплекс С-125. Есть китайские аналоги совсем старого советского С-75.

В целом ПВО Ирана нельзя назвать слишком устаревшим, но реально прикрыть стратегические объекты на своей территории она не сможет, хотя небольшой урон атакующей стороне нанести в состоянии.

Как известно, Москва и Тегеран подписали контракт на поставку мощных ЗРК С-300. Но он выполнен не был, так что этих комплексов у Ирана нет.

Если говорить о ракетном вооружении, которым очень «напуган» Запад, то здесь больше раздутых страхов с одной стороны, и чисто рекламного пафоса — с другой. Тегеран постоянно заявляет об успешных испытаниях баллистических ракет средней и даже большой дальности, но на вооружении стоят, в основном, модернизированные аналоги советских «Скадов», которые легко перехватываются американскими «Патриотами».

Понятно, что перечисленная техника бесполезна в битве с машинами, «где дышит интеграл», говоря словами поэта. Армия США оснащена действительно лучшей в мире техникой, а основная военная доктрина предусматривает ведение, в первую очередь, бесконтактных боевых действий. Американцы - при массированном ударе - полностью разгромят вооруженные силы Ирана за день-два. Но вот что дальше?

Оккупация совершенно бесполезна, так как приведет к масштабной партизанской войне, по сравнению с которой бесславная эпопея США во Вьетнаме покажется Пентагону легкой прогулкой.

К тому же Иран получит моральное право ввязаться в партизанскую войну в Афганистане на стороне талибов. Вот тогда-то для всех «миротворцев» в этой стране наступит настоящий ад. Никак нельзя исключить того, что иранские спецслужбы начнут проводить свои спецоперации в Европе и даже в США — этнических иранцев и просто сочувствующих Тегерану там хватает.

Малоизвестный факт, который в американской прессе постарались не раздувать: во время недавних военно-морских учений в Ормузском проливе иранские катера провокационно сближались с боевыми кораблями 5-го флота, в том числе с авианосцем «Карл Винсон». Американцы имели право открывать огонь на поражение, но не сделали этого. Они даже запретили давать журналистам подтверждение информации о случившемся. Как будто ничего и не было. То есть, провоцировать Тегеран Вашингтон пока не хочет.

Так что американцы будут делать все, чтобы избежать прямой военной конфронтации с Ираном. С другой стороны, они не прочь подтолкнуть к непродуманным действиям страны Евросоюза, понимая, что нефтяное эмбарго, прежде всего, ударит по проблемным странам Еврозоны, а чем Старый Свет слабее, тем сильнее и увереннее чувствуют себя США.

Вместе с тем - и это мнение всех экспертов, с кем мне удалось переговорить - ситуация в любой момент может выйти из-под контроля.

Достаточно грамотно организованной провокации, чтобы полыхнула искра, и разгорелся пожар «большой войны». Пока не видно тех, кому такая провокация была бы выгодна. Но это не значит, что таких сил в мире не существует.  

Специально для Столетия


Материалы по теме:


Комментарии


горб
24.01.2012 16:17

Не смогут США вот так просто с наскока  победить Иран,а без этого они никогда не решатся на  большую 'горячую'войну.Пора наконец понять,что трезвые головы есть во всех департаментах этой страны,а уж они-то понимают во что может вылиться вся эта воинственная риторика.Спору нет,война неизбежна,но пока не расшатан режим в Тегеране американцы ни на что не решатся.Только при расшатывании исламского режима можно будет о чём-то говорить.






друг
24.01.2012 20:13

Американцы все же предпочтут свалить режим мулл изнутри.

Микола
24.01.2012 21:18

Чомусь мене не покидає відчуття, що увесь цей гармидер навколо іранської нафти закінчиться війною. І ми разом з Росією будемо в це лайно обов'язково втягнуті тим або іншим боком. Не лише економічно і політично, це само собою зрозуміло. Я маю зважаючи на військовий аспект проблеми. Так або інакше! І до цього наші вожді мають бути готові, в тому сенсі, що їм треба або переводити свої гроші із західних банків в китайські, або - выстрее драпати на захід. Поки їм тут як Каддафі не відрізали голови!

друг
24.01.2012 22:04

Сообщили, что в Иране загадочно погибли сразу 4 высших офицера КСИР. До этого были убиты ученые. Всех убивают.

Прохожий
24.01.2012 23:43

Мужики !
Чему же вас учили в академиях ?
Какова реальная задача США - уничтожить иранский ядерный потенциал, который спрятан в подземельях.
Зачем расшибать устаревшие танки и БТР, зачем оккупировать страну??? Это совершенно не нужное мероприятие. Сейчас идёт детальная разведка и уточнение целей. Затем крылатыми ракетами и другими
средствами перепашут все подземные заводы с урановыми центрифугами.
Морпехи и прочие прибамбасы нужны для уничтожения ракет и остановки диверсионных отрядов Ирана, которые будут брошены на Израиль.
Всё закончится за неделю, но европейские придурки понесут самые большие потери!
Еврозона от эмбарго затрещит, а США этого только и надо.
Режим мул свергать не будут. Светский Иран быстро станет мощной силой.



Возмущение
25.01.2012 0:39

Это тактика подрывать изнутри Амеров и израиля.Кто лоббирует в Конгрессе США,а кто у нас?вопрос всем ясен.Так что"разделяй и властвуй"это их кровавый девиз.Вот и сейчас Израиль упорно подстрекает США на нападение на Иран.Не понимая,что им тоже достанется.И уж тогда точно Израиль изчезнет.

Андрей
26.01.2012 4:05

to Микола
>>выстрее драпати на захід
Що це?!)) Швидче

А в целом с комментом согласен

Прохожий
26.01.2012 6:48

Возмущённый товарисч не понимает...
США - современная Хазария, которая содержится на еврейские деньги, которые печатает ФРС.
Её армия занята расчисткой стратегического пространства вокруг Израиля.
Арабы, персы, суниты, шииты, египтяне и прочие мусульмане - страшная сила, которых
по-одиночке победила эта Хазария на наших глазах. Под идиотские крики - им нужна нефть!
Она им на хер не нужна,своей - залейся. Иран - последний оплот мусульманской силы.
Когда расшибут центрифуги, возьмутся за нас. Но только чтобы попугать. Мы им нужны в
полузадушенном состоянии, как демпфер и еврейский резерв.
Никакой Иран Израиль не уничтожит без танков, а все танки по дороге в Израиль расшибут за
неделю. Проблема только в иранских ракетах...

Pearl
26.01.2012 17:38

Вот по теме материал
http://geopolitica.ru/Articles/1367/

Ансарбай
28.01.2012 17:55

No comment

Владимир Иванович
30.01.2012 3:50

С. Птичкин: "И в случае войны агрессорам, в отличие от Афганистана и Ирака, придется воевать практически со всем народом."

Сопротивление возможно. Но "народной войны" скорее всего не будет. Почему?
Во-первых, если попытаться просчитать персидский этногенез, то приходим к выводу: персы входят во второй период. Что это значит? Многоэтничное иранское этногенетическое поле может расколоться. Потому что закончился период становления этнического самосознания. Персы стоят перед историческим моментом становления национального самосознания, потрясений и национальной консолидации. В результате мир увидит более сплочённую и могучую нацию персов. Только это не скоро произойдёт.
Во-вторых, если посмотреть на национальный состав Ирана:
"Население Население Ирана - около 65 млн. человек. Этнический состав: персы (51%), азербайджанцы (27%), курды (5%), остальные 17% - луры, арабы, туркмены, белуджи, армяне, евреи, представители других национальностей." (http://www.nationalsecurity.ru/maps/iranethno.htm) То станет понятно, что в случае войны территория и население Ирана может в один момент сократиться вполовину. Азербайджанцы будут рады консолидации со своими соплеменниками на севере. Курды - на западе. Захотят ли остальные 17% не-персов положить жизни за персидские ценности? Вопрос вопросов. Сами персы тоже неоднородны социально и политически.
В-третьих, получится второй Ирак. Разница в том, что иракское этногенетическое поле американцы грамотно помогли расколоть. Поначалу такой трюк может получиться и в Иране. Другой вопрос: надолго ли?

Игорь
30.01.2012 11:47

Примитивно.

Severin
30.01.2012 20:00

Непонятно,зачем автор статьи,в общем,грамотной,пугает "новым Вьетнамом".Этта ктой-то будет стойко партизанить-персы ?И зачем обижать афганцев?Их не одолели и не одолеют,а что касается Ирака,так его не зря еще триста лет тому назад называли "кладбищем арабских народов" за пораженчество и трусость.И по Ирану завоеватели топтались взад-вперед,вчитайтесь в историю этой славной,но противоречивой и многострадальной державы.Ручаюсь,уже сейчас американский генералитет решает-брать Тегеран или нет.Нам,нам,русским надо готовиться,в том числе и морально к войне с совокупным Западом не на жизнь,а на смерть.А вот насчет применения "грязной" атомной бомбы в ранцевом варианте-это не следует исключать,это лишит США и НАТО стратегических целей для бомбардировок.Не будут же они бомбить Брюссель или ,скажем,Детройт...

Владимир Иванович
31.01.2012 2:39

Severin
30.01.2012 20:00

Нам,нам,русским надо готовиться,в том числе и морально к войне с совокупным Западом не на жизнь,а на смерть."

Вы абсолютно правы. Идёт планомерное обкладывание России и Китая: НАТО с запада давит, на юге попытка вызвать "управляемый хаос", на востоке США создают новую группировку с угрозой России и Китаю. Нам необходимы 10 лет для перевооружения, Китаю подтянуть свою армию на более высокий уровень. Необходим военно-политический союз в рамках ШОС. Поодиночке могут задавить. Силы очень неравны.

Питерский
01.02.2012 14:27

/// "Достаточно грамотно организованной провокации, чтобы полыхнула искра, и разгорелся пожар «большой войны». Пока не видно тех, кому такая провокация была бы выгодна"///
- Ой ли? -
/// "Еще в 2007-м, нанеся успешный авиаудар по Сирии, Израиль, воодушевившись своей удачей, попросил Вашингтон дать санкцию и обеспечить поддержку для нанесения такого же удара по ядерным объектам на территории Ирана"///...

AU-717
06.02.2012 21:58

Китай – геополитический противник России в Восточно-Азиатском регионе и, в частности, на Дальнем Востоке. Противоречия слишком велики… Если выбирать между Россией и США – он выберет США. Покочевряжится, набьёт себе цену, но выберет. Американский капитал, американские технологии и американский спрос на китайские товары обеспечивают быстрый и стабильный рост гражданской экономики Китая. А это для него насущная необходимость – дабы сохранять социальное спокойствие внутри страны, да и вообще её целостность.

Россия Китаю не нужна… Разве как энергетический и сырьевой придаток… Ну, ещё как поставщик тяжёлого вооружения. Но скоро и в российском вооружении он перестанет нуждаться. Своё научится делать лучше. И уже кое-что делает лучше…

AU-717
06.02.2012 22:00

(Цитирую): "…русским надо готовиться, в том числе и морально к войне с совокупным Западом не на жизнь, а на смерть." (конец цитирования).

А чего тянуть?! Легче и безболезненнее сразу покончить массовым самоубийством. Шансов на выигрыш – ни единого.

AU-717
09.02.2012 17:15

Автору Severin

Интересно, а откуда Вам известна история (цитирую) "этой славной, но противоречивой и многострадальной державы" (конец цитирования)?

До начала Двадцатого века у Ирана никакой письменной истории не было. И знать её, свою историю, иранцы не желали. Жили устными преданиями и придумками. А древние артефакты сами же расхищали, ибо не видели в них никакой ценности. Древние сооружения разбирали на строительный материал.

Где-то в начале 1920-х годов в Иран прибыли французские историки и археологи. Они и начали писать персидскую историю.

А потом, в конце 1920-х годов и в 1930-е годы, французов сменили немцы (главным образом еврейского происхождения) и австралийцы. Правда, денег на раскопки ни у тех, ни у других не было. Проблема разрешилась, когда финансированием археологических экспедиций в Иране занялись американцы.

Благодаря оплате всех расходов американскими частными организациями и правительством США, немецкие учёные сделали самые потрясающие открытия, проливавшие свет на сплошное "белое пятно", коим выглядело прошлое Ирана. Они раскопали не только древние городские сооружения, но и нашли письмена на глиняных табличках и занялись их расшифровкой. Апофеозом явилось обнаружение личных распоряжений древнеперсидского царя Дария на листах из золота общим весом пять килограммов – золотые письмена двух с половиной тысячелетней давности. Сейчас они хранятся в Тегеране.

В Америку попали некоторые глиняные таблички с нанесёнными на них надписями и фотографические копии. Многое что ещё требует расшифровки, чем сегодня в основном заняты американцы.

Европейцы – белые люди – пишут историю человечества и по сию пору, ибо всем прочим народам и расам (Азии, Африки и Латинской Америки) заниматься такой ерундой недосуг. И сейчас в Иране работают европейские археологические экспедиции. И оплачиваются они в том числе и американским капиталом.

AU-717
09.02.2012 21:54

Автору Severin

Надо добавить, что и русские сродни иранцам. Никаких систематизированных изысканий на исторической стезе наши предки не вели. Пока в России не появились приглашённые в Восемнадцатом веке европейские учёные-историки. Свою письменную историю Россия получила именно от них.

Но исторической науки в том виде, как её привыкли обозначать на Западе, в России так и не возникло. А в Двадцатом веке у нас писалась вообще не история, а сплошная галиматья, за историю выдаваемая. И сейчас норовят всякую чушь понаписать… Или наснимать под маркой "исторических фильмов".

алексей кубань
20.02.2012 9:22

Одним из результатов войны в Иране станет можно сказать "законное" развертывание мощной группировки НАТО в Грузии, Азербайджане и скорее всего в Армении тоже. Три козыря получают США.1.контроль над среднеазиатской нефтью и газом, и каспийскими запасами.2.выход вплотную к нашим границам не сдерживаемый ни какими договорами.3. Тоже самое и по отношению к Китаю. Уж больно БОЛЬШОЙ приз. Войне быть!

Комментарии 1 - 20 из 21
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец

Добавить комментарий

Ваше имя *
Комментарий
CAPTCHA
Введите слово
с картинки *




ПОИСК

Пятая колонна НАТО?

В нашей стране есть немало экспертов, готовых убеждать сограждан в «безобидности» размещения системы ЕвроПРО.

Замки на воде

Эти уникальные древние сооружения до сих пор не перестают поражать воображение.

НАШИ ПАРТНЕРЫ
Новый сайт Фонда исторической перспективы
Институт демократии и сотрудничества



Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.


Информационное агентство СТОЛЕТИЕ
Cвидетельство о регистрации средства массовой
информации ИА № ФС77-23029 от 21 сентября 2005 года.

Адрес: Москва ул. Трубная 21/11,
Copyright © Stoletie.RU

При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на Столетие.RU обязательна
электронная почта: post@stoletie.ru.

Редакция | Контакты | Лучшие публикации | Карта сайта | Наталия Нарочницкая
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100