Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024
Балканы в геополитическом тумане

Балканы в геополитическом тумане

Минувший год в регионе стал, пожалуй, самым противоречивым за последнее десятилетие
Петр Искендеров
11.01.2011
Балканы в геополитическом тумане

Этот год вместил в себя долгожданный вердикт Международного суда ООН по статусу Косово, неоднозначные выборы в Боснии и Герцеговине, вызвавшее бурную реакцию решение руководства Европейского союза об отмене визового режима для боснийских и албанских граждан и увенчался неслыханным скандалом общеевропейского масштаба в связи со ставшими достоянием общественности фактами чудовищных преступлений косовских сепаратистов.

Уже в конце января вопрос о ситуации в Косово будет вынесен на сессию Парламентской Ассамблеи Совета Европы, и сложившаяся ситуация делает вероятным любое развитие событий – вплоть до передачи дела о преступлениях албанских лидеров Косово во главе с действующим премьером и экс-главарем «Армии освобождения Косово» Хашимом Тачи на рассмотрение Международного уголовного суда.

Тем не менее, во всех вышеперечисленных фактах и процессах, имевших место в 2010 году и передавших эстафету году 2011-му, при всей их драматичности, присутствует один, но главный позитивный момент. Балканам все-таки удалось избежать развития ситуации по самому опасному пути, связанному с возобновлением межэтнических конфликтов, по крайней мере, в Косово, в Боснии и Герцеговине и Македонии. Еще год назад подобный сценарий выглядел весьма вероятным. Он был связан с разработкой косовскими властям при активном содействии Международной гражданской канцелярии в Приштине так называемой «Стратегии для Северного Косово», предусматривавшей ликвидацию местных сербских органов самоуправления силами натовских многонациональных сил КФОР и полиции Евросоюза. Кроме того, в Боснии и Герцеговине Запад в лице США и ЕС намеревался форсировать конституционную реформу ради централизации этой бывшей югославской республики путем расширения полномочий мусульманских властей Сараево и упразднения боснийской Республики Сербской – что означало бы новый сербо-мусульманский конфликт. Что же касается Македонии, то местные албанцы, составляющие по разным данным от четверти до трети населения страны, накануне 2010 года фактически предъявили правительству в Скопье ультиматум, потребовав преобразовать страну в славяно-албанскую конфедерацию «Республика Македония – Иллирида» и пригрозив в противном случае провозгласить собственную независимость по образцу Косово и вступить в НАТО «без славян».

Однако реализации всех этих сценариев удалось избежать. Сыграли свою роль несколько факторов. Во-первых, жесткая позиция России, выступившей на уровне Генеральной Ассамблеи ООН и Совета Безопасности против как планов Приштины, так и намерения США и ЕС пересмотреть принципы Дейтонского мирного соглашения 1995 года по Боснии и Герцеговине.

И западные державы во главе с США и администрацией Барака Обамы не рискнули игнорировать позицию Москвы по Балканам, будучи заинтересованными в ее содействии по другим, более важным для себя вопросам.

Таким, как подписание и ратификация нового российско-американского договора о стратегических наступательных вооружениях, нераспространение ядерного оружие (Иран и КНДР), афганское урегулирование и обеспечение энергетической безопасности Европы.

Второй немаловажный фактор, заметно охладивший страсти на Балканах – это внутренние проблемы в Европейском союзе. В первой половине 2010 года западноевропейские столицы впервые за последнее десятилетие столкнулись с новым массовым и агрессивным наплывом беженцев с Балкан – в первую очередь, албанцев. Тысячи жителей Косово, Македонии, Южной Сербии блокировали государственные учреждения в Брюсселе и организовали акции в других городах Западной Европы с требованием предоставления им политического убежища, жилья и денежных средств. Эти события шокировали западноевропейскую публику и заставили многих политиков задуматься о целях, смысле и перспективах балканской политики ЕС – в том числе в плане либерализации визового режима и финансового содействия Косово. Тогда бельгийский премьер Ив Летерм направил откровенное письмо еврокомиссару по внутренним делам ЕС Сесилии Мальмстрем, в котором призвал руководство Евросоюза «ограничить пагубные последствия либерализации европейского визового режима». Со ссылкой на данные бельгийских спецслужб он подчеркнул, что за действиями албанских иммигрантов стоит «организованная сеть», и ее активность уже создала для Бельгии «колоссальные материальные проблемы». [1]

Аналогичные процессы активно развиваются в Австрии, Германии, Франции, Нидерландах, Норвегии, а в Швеции они стали важным фактором, предопределившим беспрецедентный успех на парламентских выборах в сентябре националистических сил во главе с партией «Демократы Швеции».

В сложившейся ситуации руководство ЕС все же не рискнуло признавать провал своего балканского курса и не стало пересматривать планы по предоставлению безвизового режима для граждан Боснии и Герцеговины и Албании с октября 2010 года, но было вынуждено занять более осторожную позицию в плане поддержки албанских властей Косово. Однако ситуация остается неопределенной. Выражая крепнущее в странах-членах Евросоюза мнение, министр внутренних дел германской земли Бавария Йоахим Херманн уже заявил, что «если ситуация продолжит развиваться в данном направлении, ЕС должен будет действовать и вернуть обязательные визы» жителям балканских стран.

Определенному оздоровлению обстановки в Боснии и Герцеговине послужили итоги октябрьских выборов в центральные и местные органы власти – засвидетельствовавшие рост популярности умеренных сил в лагере боснийских мусульман при одновременном сохранении прочных позиций лидера боснийских сербов Милорада Додика, пересевшего из кресла премьер-министра боснийской Республики Сербской в кресло ее президента.

Что же касается Македонии, то ключевым стабилизирующим фактором там объективно продолжает выступать нерешенность вопроса о названии этой бывшей югославской республики и как следствие – сохранение греческого вето на ее прием в ряды НАТО.

В сложившейся ситуации ни Североатлантическому альянсу, ни другим европейским структурам крайне невыгоден новый межэтнический конфликт в Македонии – и потому ориентирующиеся на них местные албанцы также вынуждены «взять паузу» в реализации своих сепаратистских планов.

Однако главная балканская интрига продолжает разворачиваться вокруг выводов докладчика Совета Европы швейцарского юриста Дика Марти, которые и станут центральным предметом обсуждения на январской сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы. Комитет по правовым делам и правам человека ПАСЕ на своем декабрьском заседании уже единогласно постановил провести «серию расследований на международном и национальном уровнях по поводу свидетельств исчезновений людей, торговли органами, коррупции и сращивания организованных криминальных групп и политических кругов в Косово». Проявлявшееся до сих пор промедление с расследованием военных преступлений и торговли человеческими органами «является непостижимым и неприемлемым с точки зрения важности и срочности международного сотрудничества, касающегося столь серьезных и опасных криминальных проблем» - говорится в заключении комитета. [2]

Ни разу с момента военной операции НАТО против Югославии 1999 года вопрос о Косово не производил столь ошеломляющего впечатления на европейцев. Призывы России, Сербии, ряда других стран к Гаагскому трибуналу и другим международным институтам разобраться, наконец, с главарями АОК, занявшими ключевые посты в администрации самопровозглашенного косовского государства, неизменно отвергались. Мол, Белград и Москва любым путем пытаются помешать делу косовской независимости. Даже о расследовании швейцарского юриста и депутата ПАСЕ Дика Марта, обнародовавшего ныне шокирующий доклад, упоминалось в одном тоне: якобы докладчику Совета Европы не удается получить доказательства деятельности «черных трансплантологов» в Косово и Албании, а сербские аргументы не годятся в силу их политизированности.

Но косовская бомба взорвалась – причем в стенах ПАСЕ, которую до этого никак нельзя было заподозрить в просербских симпатиях. Акценты в докладе Марти расставлены предельно четко.

Там говорится и о всесильной преступной «группе из Дреницы» во главе с Хашимом Тачи, которая продолжает действовать и сегодня, уже на уровне высших кругов самопровозглашенного «независимого» Косово, - и о «черных трансплантологах». И даже о «дипломатической и политической поддержке», оказываемой Тачи со стороны США и ведущих западноевропейских государств и сделавшей его «неприкасаемым».

Однако насчет перспектив самого расследования возникают новые вопросы. И связаны они с ответом на, пожалуй, самый главный: почему именно сейчас ПАСЕ вдруг озаботилась прежде «неприкасаемым» Хашимом Тачи? Представляется, что нынешняя косовская цепочка начала непосредственно раскручиваться в июле 2010 года – когда Международный суд ООН признал принятие декларации независимости Косово 2008 года не нарушающим «основополагающее международное право». [3] Сразу же после этого руководство США и ЕС решили воспользоваться благоприятной правовой ситуацией с тем, чтобы заставить Сербию смириться с реальностью независимости Косово. В этих целях они убедили сербского президента Бориса Тадича отказаться от инициированного Сербией проекта резолюции на очередной сессии Генеральной Ассамблеи ООН с осуждением албанского сепаратизма, а вместо этого принять консенсусный документ с призывом к прямым переговорам Белграда и Приштины под эгидой Евросоюза в целях налаживания сотрудничества, прежде всего, по гуманитарным вопросам.

Однако нынешней осенью в деле возник новый поворот. Евросоюз решил организовать переговоры Белграда и Приштины, чтобы попытаться наладить между ними хоть какое-то взаимодействие. И сразу же встал вопрос – кто будет представлять Косово? Ведь фигура Тачи, которого Белград считает военным преступником, для сербов неприемлема. В связи с этим, по имеющейся информации, в преддверии переговоров Запад попытался убедить Хашима Тачи хотя бы на время уйти в тень. А после того, как тот отказался и убедительно выиграл досрочные парламентские выборы 12 декабря, было решено задействовать более радикальный сценарий его отстранения от власти – чтобы, пожертвовав одной фигурой, спасти всю косовскую партию. Но как бы то ни было, поднявшуюся волну будет очень трудно остановить. Дик Марти в своем докладе сказал главное – не столько о роли самого косовского премьера, сколько о наличии на Балканах организованной преступной сети, занимающейся контрабандой оружия, наркотиков и человеческих органов. Стоит напомнить, что о существовании в Северной Албании, в районе города Тропоя, тайных лагерей подготовки боевиков «Армии освобождения Косово» сообщала еще в 1998-1999 годах «Международная кризисная группа». Более того, как говорилось в одном из ее докладов, сложившаяся в самой Албании политическая ситуация предоставила АОК «свободу рук для действий на территории всей страны». [4] Сегодня аналогичную информацию со ссылкой на свои источники обнародуют сербские спецслужбы. В ней фигурируют несколько «защищенных свидетелей», утверждающих, что родина Сали Бериши – округ Тропоя – стал «центром по закупке оружия» для Косово. А штаб операций, по данным СМИ Сербии, даже находился в принадлежащем Берише доме. [5]

А ведь все в той же Северной Албании, по утверждениям бывшего Главного прокурора Гаагского трибунала Карлы дель Понте, расположен и печально знаменитый «желтый дом» - место подпольного изъятия человеческих органов.

По ее собственному признанию, «двое информаторов сообщили, что они помогали хоронить мертвецов вокруг желтого здания и на соседнем кладбище. Кроме того, информаторы сообщили, что эта деятельность осуществлялась с ведома и при активном участии офицеров АОК высшего и среднего звена». [6] «Все лица, которые, по словам информаторов, находились в лагерях в Албании в конце лета 1999 года, действительно исчезли летом того же года, и с тех пор их никто не видел» - цитирует Карла дель Понте служебную записку прокурорской службы Международного уголовного трибунала для бывшей Югославии по данному вопросу. [7]

Таким образом, в настоящее время на уровне Совета Европы, наконец, соединились несколько сюжетных линий косовского конфликта, о которых до самого последнего времен не принято было говорить с высоких международных трибун. Речь идет об активном участии в нем Албании, причастности нынешних лидеров Косово к трансбалканской организованной преступности, включая «черную трансплантологию», замалчивании совершенных преступлений ведущими мировыми политиками и институтами. Не случайно сегодня столь активную деятельность развернули политики Албании, усмотревшие в выводах Дика Марти «руку Белграда». Говоря словами председателя парламентской Партии справедливости и единства Шпетима Идризи: «Лишь опровержение доклада может помешать тому, что Сербия пытается сделать руками швейцарского парламентария». [8]

Подобная ситуация вынуждает отреагировать международные организации, а учитывая нежелание Хашима Тачи и других представителей косовского истеблишмента пойти на попятную – можно ожидать подключения к расследованию не только ПАСЕ и гражданско–полицейской миссии Евросоюза в Косово, но и Международного уголовного трибунала для бывшей Югославии в Гааге и даже Международного суда ООН. Отвергающий все обвинения в свой адрес как «расистскую клевету, являющуюся частью антиалбанской истерии, дирижируемой Диком Марти», премьер-министр Албании Сали Бериша предложил провести соответствующее расследование силами Гаагского трибунала – очевидно, рассчитывая на традиционную антисербскую направленность данного правового института. [9]

Однако Международный уголовный суд выглядит в данной связи предпочтительнее, поскольку мандат Гаагского трибунала не распространяется на территорию Албании, и, кроме того, он в силу временного фактора уже не вправе инициировать судопроизводство по новым делам. [10]

От направления дальнейшего расследования преступлений албанских сепаратистов Косово напрямую зависят и перспективы еще одного процесса, унаследованного 2011-м годом у 2010-го – переговоров между Белградом и Приштиной. Президент Сербии Борис Тадич продолжает подтверждать заинтересованность в диалоге с властями Косовского края и даже заявляет, что готов встретиться с исполняющим обязанности премьера Косово Хашимом Тачи. «Я неоднократно работал с людьми, с которыми у меня нет ничего общего» - объясняет свою позицию сербский лидер. Со своей стороны, и Тачи не возражает встретиться с Тадичем. «Обе страны заинтересованы в организации такой встречи, так как это позволит вывести на новый уровень отношения между Косово и Сербией» - отметил он, использовав традиционную для властей Косово терминологию. Однако как раз сейчас переговоры Белграда и Приштины выглядят наименее вероятными, а потому подобные заявления преследуют скорее пропагандистские цели и адресованы международному сообществу. Ведь \предполагаемые переговоры должны проходить под эгидой Европейского союза и при активном участии ООН. А эти институты сейчас явно не горят желанием связывать себя какими-либо обязательствами в отношении правительства Тачи. К тому же в самой Приштине продолжаются напряженные консультации о формировании нового кабинета – и потому тем более непонятно, кто и с какими полномочиями начнет диалог от имени Косово.

Но если Хашим Тачи своими громкими заявлениями делает «хорошую мину при плохой игре», то позиция Сербии определяется другим обстоятельством. Белграду сейчас важно подчеркнуть свое полное доверие к выводам Совета Европы и других организаций, которые продолжат расследовать преступления косовских сепаратистов, но самому сохранить дистанцию – дабы скандал не выглядел сведением счетов с Приштиной. Ведь на Западе многие традиционно относятся с недоверием к любым обвинениям, звучащим из сербской столицы, считая их политически ангажированными. А вот выводы ПАСЕ, поддержанные не только Сербией и Россией, но и ключевыми западноевропейскими державами, – совсем другое дело.

Еще один момент не позволяет оптимистично оценивать перспективы переговоров Белграда и Приштины – это их расплывчатая и противоречивая повестка дня. Обе стороны дают понять, что начинать диалог надо с конкретных вопросов – возвращения беженцев, борьбы с преступностью, решения социально-экономических проблем. Однако обсуждение всех этих вопросов неизбежно вновь поставит стороны перед проблемой статуса самого Косово. Неясно и как быть с косовскими сербами, не признающими власти Приштины и подчиняющимися Конституции Сербии и собственным органам самоуправления

Так что сегодня изрядно подмочена репутация не только у албанских властей Косово, но и у потенциальных кураторов предстоящего диалога. И выход из этой скандальной ситуации пока затянут густым геополитическим туманом.

Кроме того, есть основания предполагать, что раскручивание «дела Тачи» в стенах ПАСЕ в определенной степени выгодно Евросоюзу в плане успокоения собственного общественного мнения, обвиняющего Брюссель в излишнем потворстве Албании и албанцам.

Выводы, содержащиеся в докладе Дика Марти предоставляют Совету Европы, ЕС и другим европейским института средство держать под контролем власти Косово и Албании и тем самым в определенной мере обезопасить западноевропейские страны от нового албанского нашествия.

Примечания:

[1] Le Soir, 26.02.2010

[2] http://assembly.coe.int/CommitteeDocs/2010/20101218_ajdoc462010provamended.pdf

[3] http://www.icj-cij.org/docket/files/141/15987.pdf

[4] The State of Albania. Tirana, 1999. P.2.

[5] Blic, 26.12.2010.

[6] Дель Понте К. Охота: я и военные преступники. М., 2008. С.455-456.

[7] Там же. С.456.

[8] http://www.albaniannews.com/

[9] The Independent, 23.12.2010.

[10] http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N93/306/28/IMG/N9330628.pdf?OpenElement

Петр Ахмедович Искендеров - старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук.

Специально для Столетия


Материалы по теме:

Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.