Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 апреля 2024
Россия-Украина: газовый коллапс неизбежен?

Россия-Украина: газовый коллапс неизбежен?

По традиции в декабре российско-украинские отношения в газовой сфере переживают очередной кризис
Александр Крылов
18.12.2008
Россия-Украина: газовый коллапс неизбежен?

В этом году проблема зашла так далеко, что значительная часть жителей Киева, Львова и других городов оказалась отключенной от таких благ цивилизации, как отопление и горячая вода. По этому поводу украинские лидеры устроили очередную свару, они горячо обвиняют друг друга во всех смертных грехах, но этим жаром вряд ли удастся отопить украинские многоэтажки, а, тем более, обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие страны.

Политика украинских оранжевых привела к тому, что в страна оказалась в самом глубоком кризисе за всю свою постсоветскую историю. Кризисом охвачены ключевые отрасли промышленности, существенно девальвировала гривна, что привело к потере части сбережений и существенному снижению заработной платы. По прогнозам Государственной службы занятости, в 2009 г. число безработных на Украине увеличится на сорок процентов, не менее ста тридцати тысяч человек может быть уволено в горно-металлургической и химической промышленности, до семидесяти тысяч - в строительной и банковской сфере.

Эксперты считают эти оценки заниженными, многие из них предрекают стране массовую безработицу и экономический коллапс.

В этих условиях многое будет зависеть от того, каким образом будет решена «газовая проблема» Украины.  

В последние годы российское руководство не раз заявляло, что после распада СССР Россия фактически субсидировала Украину, продавая газ по цене, которая была гораздо ниже рыночной. Низкая цена на газ являлась, по сути, ежегодной субсидией Украине в размере 3-5 миллиардов долларов. В середине 2006 г. российские СМИ со ссылкой на источники в "Газпроме" сообщили, что Россия намерена выставить новую цену на газ для Украины, причем с учетом компенсации за годы продажи "голубого топлива" по заниженным ценам. В этом случае цена на газ для Киева могла бы достичь 300 долларов за 1 тыс. кубометров.  

Киев категорически отрицал сам факт получения Украиной какой-либо энергетической дотации со стороны России, ссылаясь на то, что потребляемый страной дешевый газ имел в основном среднеазиатское происхождение. Стороны по-разному подходили к оценкам стоимости газа, что вело к постоянным спорам о размере газовых долгов Украины. Так, российская сторона оценивала накопившуюся за три квартала 2007 г. задолженность Украины в 2 млрд. долларов. Представители же Украины считали историю с долгом "во многом надуманной". Гендиректор украинской газотрейдинговой компании "Олгаз-Инвест" Юрий Коровин заявлял тогда, что Украина должна не 2 млрд. долларов, а лишь 400 млн. Остальное, по словам Коровина, это "хранящийся в ПХГ газ, который можно назвать авансом, но никак не долгом".  

В 2007 г., в ситуации политической неопределенности после выборов в украинскую Раду, обе стороны предпочли не обострять проблемы и постарались найти взаимоприемлемое решение. По нему "Газпром" выплатил "Нефтегазу Украины" аванс на сумму 500 млн. долларов. То есть, российский газовый монополист заранее оплатил транзит газа через Украину до конца 2007 г. и украинская задолженность должна была быть погашена за счет этого аванса.  

Много лет украинское руководство принципиально отказывалось переходить на рыночные цены на энергоносители. Министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко заявлял, что в 2008 г. цена импортируемого на Украину природного газа на границе с Россией может увеличиться не более чем на 10% или на 13 долларов за тысячу кубометров (т.е. не более 143 долларов за тысячу кубов). Очевидно, что Киев и дальше намерен сам устанавливать цену за импортируемый из России газ, что осложняет отношения с Россией и препятствует переходу украинской экономики и ЖКХ на энергосберегающие технологии.  

Хотя Украина считается на Западе страной, которая успешно идет по пути демократии и рыночных отношений, ее лидеры до сих пор используют выражение "приемлемая цена" на газ. Естественно, что эта "приемлемая цена" куда ниже рыночной, но она считается обоснованной, так как позволяет избежать кризиса и обеспечить успешную адаптацию украинской экономики к новым условиям. Что вполне понятно: Украина, как и все бывшие союзные республики унаследовала от СССР крайне энергозатратную промышленность и социальную сферу. Так что немедленное введение рыночных цен на энергоносители вызвало бы в этих республиках неизбежный коллапс.  

В 2006 г. российские экспортеры предложили Украине "специальную" цену в 160 долларов за тысячу кубометров. Планировалось, что эта цена будет действовать до тех пор, пока Украина не сможет платить рыночную европейскую цену на газ. В случае отказа Киева от этой "специальной" цены "Газпром" грозился отключить подачу газа на Украину. Подобная жесткая манера ведения переговоров оказалась успешной в отношении другой постсоветской республики – Грузии, которая с 2007 г. платит по 235 долларов за тысячу кубометров.

Но повторить грузинский успех на Украине "Газпром" не смог в силу своей слишком большой зависимости от этой страны-транзитера.

В итоге в 2006 г. Украина платила 130 долларов за тысячу кубометров за смесь российского и среднеазиатского газа, при средней цене на газ для европейских потребителей в 263-265 долларов за тыс. кубометров. В 2007 г. цена составила 179,5 долларов за тысячу кубометров, цена же для европейских потребителей составляла 460-520 долларов за тысячу кубометров. Согласно заявлению заместителя гендиректора "Газпром экспорта" Сергея Челпанова, в первом квартале 2009 г. «Газпром» будет продавать газ в Европу приблизительно по 350-400 долларов за тысячу кубометров.  

Украина является независимым государством уже 18 лет, но ее руководство до сих пор не спешит переходить на современные энергосберегающие технологии. Похоже, что в Киеве твердо уверовали в то, что Россия будет и дальше продавать свой газ не по рыночной, а исключительно по "приемлемой" для Украины цене. Основание для подобной уверенности давала роль Украины как важнейшего в Европе транзитера российского газа. Через ее газотранспортную инфраструктуру до сих пор перекачивается около 80 % российского газа, идущего на экспорт в Европу.  

Украинские компании активно лоббируют проекты строительства новых газопроводов (Богородчаны – Ужгород и др.). Однако пока подобные проекты не вызвали особого интереса в России. Прежде всего, потому, что уже много лет Киев в полной мере использует зависимость "Газпрома" от украинского транзита при определении цены на российский газ.  

После распада СССР "Газпром" был вынужден дорого платить за свою зависимость от Украины. Подобное положение давно не устраивает российское правительство и "Газпром", которые ныне стремятся максимально диверсифицировать пути транспортировки российских энергоносителей на мировые рынки. К 2010 г. планируется ввести в эксплуатацию три новых трубопровода в обход Украины – "Северный поток", "Южный поток" и вторую очередь "Голубого потока". Эти трубопроводы позволят поставлять на европейские рынки более 100 млрд. кубометров газа в год, что позволит минимизировать значение украинского газового транзита.  

Российское руководство постоянно подчеркивает, что Россия будет переходить на рыночные цены на поставляемый Украине газ "мягко, постепенно, в дружественном режиме, не нанося ущерба партнерам". Но нынешний глобальный экономический кризис вынудил Москву вспомнить о народной мудрости, согласно которой «своя рубашка ближе к телу».

Большую роль в этом сыграли и возвратившиеся к власти в Киеве оранжевые, которые предпочли конфликтовать с Москвой по всем имеющимся и сознательно создаваемым поводам («голодомор», героизация фашистских приспешников и т.п.).

В условиях нынешнего экономического кризиса «газовая проблема» в российско-украинских отношениях может приобрести более острые формы, чем в предыдущие годы.  

Занятая украинскими представителями позиция на переговорах с «Газпромом» свидетельствует, что нынешнее оранжевое коалиционное правительство в очередной раз стремится использовать энергетический фактор для максимальной политизации проблемы цены на российские энергоносители и обострения отношений с Москвой. Такая политика не ведет к решению социально-экономических проблем и противоречит национальным интересам соседних с Россией стран. Но, как известно, цветные революционеры предпочитают руководствоваться не национальными интересами, а принципом "революционной целесообразности". И это может превратить пока еще гипотетический энергетический коллапс в повседневную реальность для граждан Украины. 

Специально для Столетия


Эксклюзив
27.04.2024
Владимир Малышев
Жесткая правда войны от бойца подразделения «Шторм Z», ставшего писателем
Фоторепортаж
27.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Историческом музее открылась выставка, посвященная 200-летию Сергея Уварова


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.