Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 октября 2020
Ненависть к георгиевской ленте

Ненависть к георгиевской ленте

Вслед за Украиной Латвия может запретить знаменитый русский символ
Василий Ермаков
29.09.2020
Ненависть к георгиевской ленте

Депутаты Сейма Латвии рассмотрели предложенные праворадикальным Национальным блоком поправки к «Закону о безопасности публичных развлекательных и праздничных мероприятий» и к «Закону о собраниях, шествиях и пикетах». Пока в первом чтении. В итоге «за» запрет георгиевских лент в стране проголосовали 49 парламентариев, «против» выступили 34. Скорее всего, законопроекты удастся утвердить – и Латвия станет вторым после Украины государством, которое запретит всемирно известный русский символ.

Радикалы из Нацблока всегда точили зуб на символику, объединяющую русских жителей Латвии. Ранее в государстве уже запретили красные звезды, советский герб, советские награды и даже советскую военную форму. Но этого националистам показалось мало – и вот они уже добрались и до георгиевской ленты. «Национальный блок известен тем, что в лучших советско-большевистских традициях пытается все запрещать, и ничего созидательного у них нет. Поэтому новая идея Нацблока удивления не вызывает. Люди не могут ничего предложить для реального экономического развития Латвии, а пытаются подогревать низменные националистические чувства», – с возмущением заявил представитель партии «Альтернатива», экс-вице-мэр Риги, глава общественной организации «9 мая.лв» Вадим Баранник.

А депутат Думы Риги от партии «Русский союз Латвии» Мирослав Митрофанов ранее сказал, что националистам все равно не удастся отобрать ленточки у тех, кому они дороги. По мнению Митрофанова, в этом случае придется хватать и штрафовать огромное количество русских жителей Латвии, которые по-прежнему чтят святой для них День Победы.

«Я не представляю, как они смогут в случае принятия этого запрета отобрать в следующем году ленточки у десятков тысяч людей, которые придут к памятнику Освободителям 9 мая. Я лично им ленточку не отдам», – обещает Митрофанов.

Посольство же России в Латвии отреагировало на скандальную инициативу следующим образом: «Если вдруг кто-то наивно полагал, что, вернувшись с летних каникул Сейм Латвии приступит к решению накопившихся насущных вопросов в сфере экономики и социальной сферы, то его ждёт разочарование. С первых же дней главный законодательный орган Латвийской Республики с новыми силами принялся штамповать запретительные инициативы русофобской направленности. Вдобавок к предвыборной агитации на русском языке вне закона в стране решено объявить и публичное использование георгиевской ленточки – главного символа мужества и доблести советского народа, в том числе и латышей, дорогой ценой добывшего победу в Великой Отечественной войне», – заявили дипломаты.

Накачка ненависти к георгиевской ленте ведется неотступно и планомерно. Латышскому населению внушается, что все, кто носит этот символ, являются «нелояльными», внутренними врагами Латвии, тайком готовящимися с цветами в руках встречать «русские танки». Соответственно, осквернение «ватнических» символов преподносится прямо как акт гражданского мужества. Так, еще в прошлом году получил большую известность инцидент, когда депутат Европарламента от Латвии Сандра Калниете вместе со своим коллегой по партии «Новое Единство» Карлисом Шадурскисом (бывший министр образования, сыграл ключевую роль в уничтожении русских школ Латвии) 10 мая во дворе частного дома в Риге сожгли платье цветов георгиевской ленты. Соответствующий репортаж опубликовало издание Privātā Dzīve («Частная жизнь»).

Калниете, известная своими русофобскими убеждениями, появилась в этом платье на публике за несколько дней до 9 мая, что вызвало недоумение у некоторых пользователей соцсетей. «Когда я покупала это платье, мне и в голову не могло прийти, что в нем я выгляжу как колорадский жук. Мне просто понравилась эта модель. Еще подумала – не слишком ли оранжевый цвет унылый и не напоминает ли он об исчезнувшей Народной партии (латвийская политическая партия, прекратившая существование в 2011 году, использовала в своей символике схожие цвета – В.Е.)», – привела Privātā Dzīve слова Калниете. Как отмечает издание, за действиями двух евродепутатов во дворе частного дома наблюдал супруг Калниете Ансис и несколько друзей. Чтобы платье лучше горело, Калниете использовала 70-процентный спирт. «Отец моего мужа Ансиса Янис Рейнхардс был знаменитым глазным врачом, а во время Второй мировой войны работал доктором в лазарете латышских легионеров. Этот спирт из его запасов. Это было по-настоящему весело», – с задором рассказала Калниете.

В свое время лютое возмущение националистов вызвало зрелище того, как георгиевские ленты надели тренеры сборной России по хоккею Олег Знарок (был несколько лет гражданином Латвии) и латыш Харийс Витолиньш.

В 2016 году 9 мая, в День Победы, произошла встреча сборных Латвии и России. Это состязание, в силу символичности даты и плохих отношений между двумя государствами, вызвало большой интерес публики с обеих сторон. В итоге игра завершилась разгромом латышей . После окончания матча депутат Сейма от Национального блока Янис Домбрава с раздражением написал в «твиттере»: «У Витолиньша и Знарка к одежде прилипло какое-то оранжево-коричневое г… Стыд».

В свою очередь, европарламентарий от Латвии Артис Пабрикс («Единство») в своем аккаунте оставил «грустный смайлик» и надпись следующего содержания: «Знарок и Витолиньш прикрепили георгиевские ленточки, оба сидят на скамейке сборной России. Самоуверенность и деньги». Повод для огорчения, кстати, выдался двойной: в тот же самый день еще один выходец из Латвии – тренер нижегородского «Торпедо» Петерис Скудра выступал в качестве эксперта на телеканале «Матч ТВ», и на его груди тоже красовалась георгиевская лента. 

Большую известность получил инцидент, имевший место 9 мая этого года в Юрмале. Хозяин тамошнего ресторанчика «Куриньш», бывший депутат юрмальского самоуправления Арнис Абелитис отказался впустить в свое заведение русскую семью, праздновавшую День Победы – потребовав предварительно снять с себя георгиевские ленты. Люди развернулись и ушли. Абелитис – бывший депутат самоуправления Юрмалы. К слову, его ресторанчик и прежде оказывался в эпицентре скандалов. Весной 2017 года дважды была осуществлена попытка поджога заведения – что Арнис Абелитис связывал со своей политической деятельностью. Летом того же года Абелитис, которого уличили в незаконном строительстве, решил сложить депутатский мандат. Абелитис, избранный в городскую думу по совместному списку «Тебе, Юрмала» и праворадикальной Новой консервативной партии, пояснил, что уходит, чтобы не дискредитировать своих коллег. После того, как известие об изгнании русской семьи из «Куриньша» распространилось по соцсетям, экс-депутат решил объяснить свою позицию публично.

Он заявил, что воспринимает георгиевскую ленту, как символ агрессии и оккупации. «В марте 2014 года вооруженные милитаристы, на форме которых были георгиевские ленточки, оккупировали Крым! Немного позже в этой одежде вооруженные милитаристы, на которых опять были георгиевские ленточки, начали войну на Донбассе. Война не завершилась по сей день, и, к сожалению, гибнут граждане Украины! Агрессоры, террористы, сепаратисты в любом случае получили свою порцию осуждения! В Европейском союзе, а вместе с этим и в Латвии. Мне все же не ясно, если наше высшее руководство осуждает оккупацию Крыма и войну на Донбассе, как так получается, что часть латвийской общественности может свободно носить символику террористов и агрессоров? Какой бы была реакция наших бывших и нынешних министров, если бы в ваш дом пришли гости с подобной символикой?», – негодует Арнис Абелитис.

Он также сообщил, что и раньше изгонял из «Куриньша» людей с георгиевскими лентами. Латышская печать, словно по команде, разразилась славословиями в адрес Абелитиса, поступок которого практически приравняли к акту героизма – поставил, дескать, «оккупантов» на место! В настоящее же время представители Национального блока с пеной у рта утверждают, что после событий в Крыму и на Донбассе георгиевская лента стала, дескать, символом «российского империализма, реваншизма и милитаризма» – и поэтому должна быть на территории Латвии запрещена. «Но это, так сказать, риторическое объяснение.

Конкретная же политическая цель, которую ставят радикальные националисты: лишить русских жителей страны исторической памяти и тем самым облегчить процесс ассимиляции детей из русских семей. В русской среде присутствует недооценка этой угрозы.

Люди успокаивают себя: власть может запретить нам носить советскую символику и георгиевские ленточки, но она не может вытравить память о Великой Победе из наших сердец. Звучит пафосно, но это иллюзия», – отмечает по этому поводу публицист, политический активист русской общины Латвии Владимир Линдерман.

Он подчеркивает, что на самом деле историческая память хранится не в сердцах. «Она хранится в материальных объектах и информационных носителях, а также в ритуалах, воплощающих и символизирующих те исторические события, которые нам дороги и которые соединяют нас, отдельных людей, в единое сообщество, в народ. Материальное воплощение очень важно. Представим, что шествие "Бессмертного полка" происходит без портретов участников войны. Мол, зачем – ведь наши родные всегда в наших сердцах… На такое шествие никто не придет. Без этого простого носителя исторической памяти – куска картона с наклеенной фотографией и прибитой рейкой – акция потеряет смысл. Та же история с памятниками», – отмечает Линдерман.

Он напоминает о происшествии, имевшем место в Латвии в ноябре 2019 года – уничтожили памятник советским героям-подводникам Балтики, находившийся в рижском районе Даугавгрива. Теперь больше некуда в этом районе приносить цветы 9 мая, некуда приводить детей, а значит, и нет повода рассказать им о тех событиях и людях, в честь которых памятник установлен. Нынче же многие латвийские националисты воодушевлением рассуждают, что следующий на очереди на демонтаж – знаменитый монумент Освободителям в рижском Парке Победы. «Так прерывается цепочка памяти. Если радикальным националистам удастся реализовать их планы и вдруг не станет памятника Освободителям Риги, исчезнет и вся сакральность того места, где он стоит. Люди перестанут сюда приходить. Исчезнет самый важный ритуал, главная "точка сборки" русского сообщества Латвии. Ту же роль выполняет знамя в воинских частях. Нет знамени, утрачено – нет и воинской части», – подчеркивает Владимир Линдерман.

Георгиевская лента, по его словам – тоже материальный символ Победы. «Можно, конечно, долго и бесплодно спорить о том, насколько это справедливо, что таким символом стала георгиевская ленточка, а не развевавшееся над рейхстагом красное знамя с серпом и молотом. Лично я бы предпочел красное знамя, но есть обстоятельства, которые мы сейчас изменить не можем. В отношении запрета советской символики существует полный консенсус всех латышских партий, и эту монолитную стену нам не взломать. По поводу георгиевской ленточки такого единодушия нет», – констатирует эксперт. Действительно, в ноябре прошлого года в парламентской комиссии Сейма Латвии прозвучало «компромиссное» предложение – запретить публичное ношение советской военной формы, а георгиевскую ленту не трогать. Форму запретили весной этого года, но аппетит, как известно, приходит во время еды: теперь уже многие желают запретить и ленточку ненавистной расцветки.

Но когда в мае-июне этого года вопрос о запрете ленты вновь обсуждался в комиссии Сейма, сторонники этой меры набрали преимущество всего лишь в один голос. «Кроме того, запрет не поддержали Госполиция, муниципальная полиция, министерство иностранных дел и большинство экспертов. Понятно, они руководствовались не идейными, а формально-юридическими мотивами, но сам этот факт благоприятен для нас.

Самое важное – ни в коем случае не отказываться от ношения ленточки на тех мероприятиях, где она абсолютно уместна. Ближайшим таким событием станет празднование Дня освобождения Риги от нацистов 13 октября.

Надо явиться туда с георгиевскими ленточками», – призывает Владимир Линдерман. Представители русской общины говорят, что, если все «нетитульное» население будет дружно игнорировать запрет на георгиевскую ленту, правящие националисты поделать с этим ничего не смогут.


Специально для «Столетия»


Материалы по теме:

Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Анатолий Лавритов
03.10.2020 11:56
К списку упомянутых в комментариях недогосударств на постсоветском пространстве надо добавить и Литву. Испуг перед советскими символами распространился и на георгиевские ленты, НЕ РЕКОМЕНДУЕМЫЕ административным правом к использованию на массовых мероприятиях. Но поскольку "Бессмертный полк" тоже оказался под фактическим запретом, то получается весьма неприглядная картина советофобии и русофобии в соединении с негативным отношением к российской государственности вообще!
Валерий
01.10.2020 0:28
В "братской"Белоруссии гвардейская лента давно под запретом.И с этим все смирились.А вот бело-красно-белый флаг ,благославленный Канцлером Вильгельмом и позднее гауляйтером Кубе , в большом почете...
Хмурый
30.09.2020 5:49
Латвия, Украина... А в России ненавистников ленты что, мало? Потрясите Венедиктова с его сворой, попробуйте в Перми с Красным флагом 9-го мая выйти на шествие.
Николай П.Т.
29.09.2020 22:44
Георгиевская лента учреждена при учреждении ордена Святого Георгия, Екатериной Второй 26 ноября 1769 года во время русско-турецкой войны 1768—1774 годов для поощрения верности, храбрости и благоразумия во благо Российской империи, проявленных в мужественных поступках или мудрых советах. Название лента получила от имени Георгия Победоносца.
Георгиевская лента — двухцветная лента к ордену Святого Георгия, Георгиевскому кресту, Георгиевской медали.
Георгиевские ленты на бескозырке носили также нижние чины Гвардейского экипажа Русской императорской гвардии, кораблей, награждённых Кормовым Георгиевским флагом и 29-го — 45-го флотских экипажей которым были пожалованы за Севастопольскую оборону в 1856 году, Георгиевские знамённые флаги с надписью «за оборону Севастополя, с 13 сент. 1854 г. по 27 авг. 1855 г.». Ленты использовалась также как элемент Георгиевских знамён (штандарта) и дополнение к знамени и штандарту, данные цвета использовали на наградных петлицах на воротники и обшлага мундиров нижних чинов отличившихся частей. В настоящее время используется как элемент Боевых знамён гвардейских частей в Российской Федерации.
- - -
Видный специалист по русской фалеристике Серж Андоленко указывает, что чёрный и жёлтый (золотой) цвета, воспроизводят цвета государственного герба — чёрный двуглавый орёл на золотом фоне. Также чёрный и жёлтый (золотой) цвета, присутствуют на Имперском Флаге России.
Даже ещё хуже
29.09.2020 17:04
Это многонациональный символ. Можно сказать федеральный. У нас ведь всё федеральное. Получается они запрещают нашу святую многонациональность, нашу федеральность. Не простим!

Эксклюзив
Фоторепортаж
28.10.2020
Подготовила Мария Максимова
В Музее имени Андрея Рублева открылась выставка, посвященная 70-летию его реставрационной мастерской.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».