Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
4 мая 2024
ЕГЭ не проходит президентский тест

ЕГЭ не проходит президентский тест

Дмитрий Медведев возмутился издевательством над историей Отечества
Андрей Терентьев
28.01.2009
ЕГЭ не проходит президентский тест

Вчера в Санкт-Петербурге, выступая на открытии Оргкомитета по подготовке к 65-летию празднования Победы в Великой Отечественной войне, Дмитрий Медведев призвал общество обратить более пристальное внимание на российские учебники по истории, которые уродуют сознание молодежи.

В качестве примера дебилизации детей и подростков Президент России привел задание из вопросника единого государственного экзамена по истории: - "Что является следствием коренного перелома в ходе войны: выход Японии из войны? переход стратегической инициативы к Красной армии? распад антигитлеровской коалиции? Последнее – расстрел всех немецких солдат, находящихся в советском плену». Ну что это, ну?! Чудовищно просто», – Медведев гневно бросил «вопросник» на стол и закончил. – Если мы и дальше по таким учебникам и по таким тестам будем учить школьников, какие же у них будут знания о Великой Отечественной войне?»  

Думается, все это не случайно. Это – знак того, что «наверх» дошла наконец-то информация о тех художествах, которые Министерство образования и науки РФ именует «модернизацией российского образования». В центре этой «модернизации» – пресловутый Единый экзамен, который и своими формами оценки знаний, и содержанием «контрольно-измерительных материалов» (процитированный президентом «Вопросник» - один из них) реально понижает уровень школьного образования в стране.  

Несколько лет и вменяемые ученые, и представители педагогического сообщества борются с этой «егэшной заразой», запущенной в российскую школу реформаторами. Американская «калька» внедрялась в России чиновниками Минобрнауки нахрапом, без обсуждения ее последствий с гражданским обществом. Затрачено баснословное количество денег, вокруг которых уже вспыхивали скандалы. На местах учительству выкручивали руки, заставляя «верить в ЕГЭ». Наконец, через Государственную думу «протолкнули» закон, который сделал с 2009 года ЕГЭ обязательным по всем городам и весям страны.  

Можно только представить себе, сколько нужно было усилий, чтобы довести до руководства страны хоть какую-то правду об этом «чудовище» по имени ЕГЭ. Довести так, что первые люди в государстве уже не могут сдержать эмоций!

«Продукт» подобной модернизации – выпускники школ России - далее должны прийти в вузы. А вузы должны, во-первых, верить оценкам этого ЕГЭ и по ним принимать абитуриентов, а, во-вторых, пытаться готовить из таким образом «модернизированных» выпускников интеллектуальную элиту страны.  

Борьба не на жизнь, а насмерть с Министерством образования и науки РФ, которую вели ректоры ведущих вузов страны, закончилась их частичной победой.  

Премьер-министр РФ Владимир Путин недавно подписал распоряжение, которое позволяет ряду ведущих университетов по-прежнему проводить нормальные вступительные экзамены, и не обращать внимание на документы о сданных абитуриентами единых государственных экзаменах.  

Фактически распоряжение премьера свидетельствует о провале длинной истории с введением в стране выпускных экзаменов в форме тестов, над содержанием которых уже успели посмеяться и поплакать все мало-мальски образованные люди. Многие из них – как и президент Медведев – приходили в ярость от увиденного.  

Теперь стоит задуматься вот над чем: если признано, что для главных университетов России зачисление по результатам ЕГЭ не подходит, то кто сказал, что оно подходит для всех остальных? Если глава правительства подписывает список «неприкасаемых», то почему другие серьезные вузы должны слепо доверять при зачислении студентов этим самым «баллам ЕГЭ»?  

Тем более, что страницы региональной, да и федеральной прессы уже полны информации о различных подтасовках с результатами тестирования, а в ряде случаев – и откровенной коррупции вокруг затеи, которая была задумана для борьбы с… коррупцией!  

Сам по себе список говорит о неприемлемости подобной оценки знаний выпускников школ – она не позволяет выявить истинные знания и не дает никакой гарантии вузу, что он не получит «кота в мешке» с высокими баллами за ЕГЭ. А ведь речь идет и об уровне обороноспособности страны, и о воспроизводстве кадров, которым предстоит определять характер и темпы научно-технического прогресса в государстве в ближайшей перспективе.  

Список «неприкасаемых» – результат бунта ректоров против навязывания стране сомнительной формы оценки знаний учащихся, не дающей вдобавок никакой гарантии вузам по части доброкачественности выпускных испытаний.  

Что может значить для массовой школы России этот бунт вузов, официально заявивших о невозможности комплектовать корпус студентов по итогам тестирования? А то, что с невероятной силой навязанный стране ЕГЭ может быть отменен.  

Тем более после того, какую оценку вчера получили «контрольно-измерительные материалы» ЕГЭ из уст Президента страны. Иначе трудно будет понять логику власти.  

Судя по всему, власть действительно озабочена всенародной ненавистью к навязанной, чуждой традициям отечественной школы, форме итоговой оценки знаний. В Совете Федерации уже состоялось большое совещание, на котором председатель СФ Сергей Миронов сообщил, что он принял решение о создании независимой комиссии. Ее цель – подготовка квалифицированного объективного заключения об эксперименте с ЕГЭ и возможных последствиях внедрения. «ЕГЭ – это системная ошибка», – считает Миронов.  

Но если исходить из такого определения как «системная ошибка», то тогда, считает член-корреспондент Российской Академии образования Александр Абрамов, получается, что вся образовательная политика последних лет, проводимая в России – цепь решений и действий, приводящих к деградации образовательной системы. Ибо вся эта политика была посвящена «введению священной коровы ЕГЭ во храм», а коли «священная корова» оказалась бесплодной, то был задан в целом ложный вектор развития системы образования России. И от этого ложного вектора все, на самом деле, устали.  

При принятии управленческих решений бал правит нынче воинствующий экономизм. Господствует точка зрения на систему образования как на рынок образовательных продуктов и услуг.  

Результат – крайне раздутая система высшего образования, превратившаяся в черный рынок дипломов, разрушенные в силу их «нерентабельности» (вдуматься только!) системы начального и среднего профобразования, до коллапса сокращенная сеть сельских школ.

«Для «модернизации» образования сегодня характерен безудержный формализм, - убежден А. Абрамов. – Оказывается, качество знаний учащихся можно проверить с помощью малограмотных тестов по плохо продуманным процедурам. Качество работы учителя с точностью до рубля можно оценить по неким анекдотичным рецептам. Тотальная система грантов, конкурсов, тендеров, по которым выявляют «самых умных» разработчиков этой модернизации, пережевывает огромные ресурсы и действует развращающе». Действительно, создается впечатление, что все забыли о главном: помимо личных интересов есть интересы национальные.  

Подписанное на днях премьером В. Путиным распоряжение о «неприкасаемых» в 2009 году вузах – первый важный знак, дающий надежду на то, что с волюнтаризмом в решении вопросов развития системы образования России будет покончено.  

А вчерашний порыв искреннего негодования президента Д. Медведева, хочется верить, – знак второй. 

Специально для Столетия


Эксклюзив
02.05.2024
Людмила Чумаченко
Записки одесситки
Фоторепортаж
02.05.2024
Подготовила Мария Максимова
В Парке Победы на Поклонной горе проходит демонстрация трофейной западной техники


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.