Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
17 декабря 2017
Патриарх Кирилл высказался о ситуации с фильмом «Матильда»

Патриарх Кирилл высказался о ситуации с фильмом «Матильда»

12.10.2017
Патриарх Кирилл высказался о ситуации с фильмом «Матильда»

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл впервые озвучил своё отношение к фильму Алексея Учителя «Матильда», при этом не упомянув название картины. Открывая заседание Высшего Церковного Совета в храме Христа Спасителя, Владыка обратился к собравшимися со словом, в котором затронул тему осмысления трагических событий отечественной истории минувшего столетия.

«Возможна ли объективная оценка истории? Спорный вопрос и предмет баталий. История — это очень удобная почва для идеологических спекуляций, создания выгодных мифов — как национальных, так и антинациональных. При работе с историей так легко уйти в лукавую трактовку, даже в мелочах,— отметил Патриарх. — Но для честного человека ложь и лукавство немыслимы. Как же быть? Стремиться быть добросовестным при работе с фактами. Избегать домыслов. Особенно домыслов, которые не просто являются фальшивкой, но ещё и способны ранить огромное количество людей, как это произошло с ещё не вышедшим на экраны, но уже ставшим печально известным фильмом».

«События ХХ века для многих людей — это всё ещё кровоточащая рана. Царственные страстотерпцы, сонм новомучеников и исповедников за веру, сотни тысяч жертв, уничтоженное духовное наследие, изгнание интеллектуального цвета нации за её пределы… К сожалению, эти горькие страницы нашего прошлого сегодня часто становятся предметом спекуляций, в том числе и на художественном уровне», — констатировал глава РПЦ.

«Художник имеет право на художественный вымысел. Но художественный вымысел и ложь — это разные вещи. Художественный вымысел является драматургическим приёмом и как таковой усиливает интерес зрителя к историческим фактам. Ложь — это не драматургический приём. Ложь грубо искажает историческую действительность и сознательно вводит людей в заблуждение, – указал Владыка. – Именно ложь лежала в основе пропаганды, ввергшей наш народ в революционный хаос, а затем и в пучину страданий. Не потому ли обращённый к стране призыв Александра Исаевича Солженицына "жить не по лжи" прозвучал так пронзительно и получил такой живой отклик, и в первую очередь в среде нашей художественной интеллигенции?»

«Хочется надеяться, что все наши воспоминания о событиях недавнего прошлого — в том числе в форме произведений искусства — будут содействовать прежде всего примирению, а не служить источником новых раздоров и гражданских распрей, не становиться поводом для оскорбления чьих-либо чувств и ценностей. Мы все — верующие и атеисты, художники и нехудожники, консерваторы и либералы — призваны к тому, чтобы жить в одной стране, в одном обществе и заботиться о его целостности. Каждую Литургию мы молимся о единстве. Так же мы призваны молиться и о гражданском единстве, о единении народа, памятуя о страшных искушениях, о раздорах и противостояниях, сотрясших Россию в ХХ веке», — заключил предстоятель РПЦ.

По материалам сайта Московского патриархата, RT, Ленты.ру.



Материалы по теме:

Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 45 найденных.
Галина И... - Кобе
24.10.2017 21:45
Народ – он ведь очень разный. Вот лично вы – это народ или нет? А я – это народ? А у нас с вами противоположный взгляд на церковь, так что не говорите за весь народ.

// Одно могу сказать уверенно, что В.И.Ленин очень осторожно относился к конфликту с Церковью//

Уж пишите сразу, что Ленин был тайным верующим и глубоко раскаивался за свои зверства. Однако приведу несколько цитат:

«Когда дело доходило до религии, Ленин отступал даже от марксистской методологии и впадал в неистовство и беснование. Уже 1 мая 1919 года в документе, адресованном Дзержинскому, Ленин требует: «Необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше.»

«В письме Молотову для членов Политбюро от 19 марта 1922 года Ленин настаивает на необходимости использовать массовый голод в стране и призывает разгромить Церковь: «Именно теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи, трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления... Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей. Если необходимо для осуществления известной политической цели пойти на ряд жестокостей, то надо осуществлять их самым энергичным образом и в самый короткий срок, ибо длительного применения жестокостей народные массы не вынесут. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать.»
«Подобный людоедский пафос объясняется тем, что Церковь Ленин ненавидел еще больше, чем религиозную идеологию, так как Церковь – это жизнь в Боге. В ленинском отношении к Церкви чувствуется личная сатанинская злоба, инфернальная ненависть, которую он не способен удержать.»

Ну что, Коба, будете и дальше верить в сказки про доброго дедушку – вождя миГовой Геволюции?

Московская церковная власть не могла открыто заявлять о преследованиях за веру. С трудом, навлекая на себя опасность быть расстрелянным, некоторым иерархам удавалось передавать за границу некоторые сведения о творящихся беззакониях. Например, в конце 1920-х годов митрополиту Сергию (Страгородскому) удалось направить в эмиграцию списки убитых архиереев для публикации в эмигрантской прессе.

// Сталин вообще восстановил ее авторитет //
Ещё цитата: «В 1943 году, после победы на Курской дуге, когда стало понятно, что Германия войну проиграла, руководство СССР предпочло использовать Церковь в своих целях. Государству было политически невыгодно идти в Европу под безбожными знаменами. Кроме того, с помощью Церкви можно было укрепить советское влияние на Балканах и на Ближнем Востоке, а также противодействовать влиянию Константинопольского патриарха, за которым стоял Запад. Именно тогда состоялась известная встреча Сталина с тремя митрополитами, после чего по всей стране было открыто около 1000 церквей и 1 монастырь, было разрешено формально избрать Патриарха. Зарубежная Церковь заявила, что это лишь тактическое послабление, что мирный для Церкви период долго не продлится. Действительно, как только необходимость в поддержке Церкви отпала, государство снова взяло на вооружение атеистическую идеологию и с 1948 года вновь возобновило гонения на Церковь.»
Лесник-Коба
24.10.2017 13:04
     Народ недолюбливал попов. Правильно. Попов некоторых, но Вера Православная была есть в душе народа, что и, прежде всего, делает его народом.
    
Коба - Галина И.
22.10.2017 21:44
Галина И.:"Коба, вы хоть понимаете, что оправдывая дела извергов, вы сами становитесь соучастником тех злодейств и на свою голову призываете проклятие?"

  В конце 80х годов прошлого века под руководством идеолога предателя Яковлева родилось много вранья, цель которого опорочить советскую власть, социализм как способ производства. Добавьте сюда искусственный дефицит и горбачевскую предательскую демагогую.
  Поэтому приведенные вами ссылки не вызывают у меня доверия. Одно могу сказать уверенно, что В.И.Ленин очень осторожно относился к конфликту с Церковью, несмотря на анафему. И.В.Сталин вообще восстановил ее авторитет. Грабежи Церквей были и при царизме, и при Временном правительстве. Народ попов так же недолюбливал при царизме, как и партработников в последние годы советской власти. У народа были основания. Не хотелось бы о них писать.

Лесник-Коба
21.10.2017 11:35
     Мне нечего добавить к ответу вам Галины И...
Галина И... - Кобе
20.10.2017 22:46
// А что можно ожидать от Всезарубежной Церкви, если своя родненькая гласом патриарха Тихона, прочих священников 9 января 1918 года, по всей стране объявила с амвона анафему рабоче-крестьянской власти. Что делать было советской власти? //

То есть так соввласть защищалась от нападений Церкви? Вы умышленно искажаете последовательность исторических фактов? Или у вас какой-то другой, параллельный интернет?

«С декабря 1917 г. большевики умножили захваты церковных зданий, храмов, монастырей, в январе 1918 г. конфисковали синодальную типографию, 13 января вынесли такое же постановление о конфискации Александро-Невской лавры. 19 января отряд красногвардейцев совершил нападение на лавру, при этом престарелый протоиерей Петр Скипетров, призвавший красноармейцев не осквернять святыни, был убит, а митрополит Петроградский Вениамин и наместник епископ Прокопий были арестованы. В ответ на это в тот же день 19 января 1918 г. Патриарх Тихон выпускает Послание с анафемой большевицкой власти и призывом к народному сопротивлению усиливающимся нападениям большевиков на храмы и убийствам духовенства:
«Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это – поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню гееннскому в жизни будущей – загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей – земной…» и т.д.

Достоевский ещё в 1891 году предупреждал, что если допустить дело до богоборческой революции в России, то она обойдется стране в сто миллионов голов. Так и произошло. Все эти гегели-марксы-ленины не просто придумали некую социально-экономическую теорию. Они на деле создали  государство, идеологией которого стало воинствующее антихристианство. Конкретных примеров приводить не буду – очень жестокие описания. Это беснование коммунистов и стало причиной анафемы. Но даже при этом Патриарх Тихон призывал не к вооруженной борьбе, а к стоянию в Православной Вере – исповедничеству и мученичеству перед лицом временно торжествующего зла.

Напомню вам один их самых трагических моментов в истории человечества. Когда толпа требовала распять Христа, а Пилат говорил, что не находит никакой вины в Нём, иудеи отвечали: кровь Его на нас и на детях наших.

Коба, вы хоть понимаете, что оправдывая дела извергов, вы сами становитесь соучастником тех злодейств и на свою голову призываете проклятие?

Лесник-Галине И
20.10.2017 15:22
     Страсти учительства стараюсь, конечно не в должной мере, каюсь, стараюсь не допускать.
     Но когда имеет места хула на Святую Церковь и бессовское стремление утвердить хулу, как норму жизни, считаю необходимым препятствовать этому мирскими средствами, инструментами истинно научной философии.
     Ослеплённое и оглушённое, большая часть современного общества России, других слов видеть и слышать не будет.
     Глубоко признателен Вам за мудрость и искренность.
     Храни Вас Господь.
Коба - Галина И.
19.10.2017 22:04
Галина И:"«Оценка коммунистической власти была дана на Всезарубежном Соборе в Сремских Карловцах в ноябре 1921 года. Речь идет об официальном соборном осуждении социализма и большевизма как учения антихристианского в своей основе и разрушительного по своим последствиям"

  А что можно ожидать от Всезарубежной Церкви, если своя родненькая гласом патриарха Тихона, прочих священников 9 января 1918 года, по всей стране объявила с амвона анафему рабоче-крестьянской власти. Что делать было советской власти?
Галина И... - Кобе
19.10.2017 19:47
Коба: // Международная политика светского государства не дело Церкви. Она на этих вопросах может потерять авторитет. Сами знаете, что политика дело грязное. //

Политика и в самом деле не очень чистое занятие, только Церковь не занимается этим не из-за опасения потерять авторитет. «Богу Богово, Кесарю кесарево» – вы же знаете этот ответ Христа фарисеям, и с тех пор этот закон определяет отношения государства и Церкви. Точнее – Православной Церкви (за Ватиканом как раз всегда тянулся шлейф политических интриг, ну на то они и еретики).
Наша Церковь указывает на грех во всех его проявлениях, в том числе и в политике. Например, когда после 1917 года советская власть стала уничтожать в России религию и убивать верующих, своё слово сказала Русская Зарубежная Церковь:

«Оценка коммунистической власти была дана на Всезарубежном Соборе в Сремских Карловцах в ноябре 1921 года. Речь идет об официальном соборном осуждении социализма и большевизма как учения антихристианского в своей основе и разрушительного по своим последствиям. Собор отметил, что сходство между христианством и социализмом лишь поверхностное. Вред социализма, согласно соборному определению, состоит в том, что он:
• уничтожает основы нравственности;
• ведет к беззаконию;
• отрицает любовь к Родине и проповедует интернационализм;
• уничтожает семью;
• разрушает хозяйственную жизнь, подрывает духовную основу хозяйствования.»

Вот ещё один отрывок:
«За какой грех Бог покарал Россию и обрек ее народ на такие страдания? Почему народ-богоносец, один из могущественнейших на земле, главный защитник православной веры, оказался поверженным? «За то, – говорилось в послании Собора «Русскому народу, в Отечестве страждущему», – что мы <…> “глубоко пали и развратились” (Ос. 10: 9), забыв то высокое призвание, какое указал нам Бог, и не устояли в истине и правде жизни, которая была открыта нам яснее, чем какому-либо другому народу на земле». Грех русского народа, по мнению Собора, состоял в том, что он прельстился коммунистическими обещаниями земного рая».

Это не политика в чистом виде, но в то же время – о политике.
Галина И... - Леснику
18.10.2017 23:51
Уважаемый Лесник, может, я не права, но меня ничуть не беспокоит, что пребывание главы РПЦ на ассамблее замолчали. Как сейчас говорят, не тот формат. Достаточно того, что Патриарх выступает там, где положено по его сану.
А Матвиенко вроде бы уважаемый политик, президент доверяет ей очень ответственные дела. Неужели и правда "лепетала" что-то?

// Ну как же, слова Святейшего Патриарха были воистину отеческими, те которых жаждут наши иссушённые богомерзким существованием, души. Существованием, которое нам насильно навязывают. //

Для меня самое ценное в словах Патриарха то, что он всегда говорит как истинный пастырь. То есть он говорит просто о самом главном – о Христе. Согласна, наши души жаждут слово Божие. Я только не пойму, что вам мешает самому эти же самые слова брать из первоисточников, читая Евангелие и Послания?

Галина И... - Леснику
18.10.2017 22:54
Уважаемый Лесник, попробую ответить на некоторые ваши мысли, с которыми я не согласна:
// Общаться с инославными надо обязательно. Это долг всех православных. "Научу беззаконные путём Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. //

Я не считаю своим долгом переубеждать не только инославных, но и вообще кого бы то ни было, кто меня не спрашивает (а инославные или атеисты обычно и не спрашивают). Можно и даже нужно обозначить свою позицию, но от горячих споров лучше уклоняться. А то верно иногда говорят о православных – «сел на ухо». Наш долг – изучать веру словами, а показывать делами.
Недавно ушедший от нас православный философ и богослов Виктор Тростников писал: «Наши рассуждения о Боге стали сильнее, но наша воля к соединению с Богом ослабела. А это значит, что мы удаляемся от спасения».

Кстати, строка из Псалтыри: «От Господа стопы человекам исправляются» как раз указывает наши границы. Другими словами, но о том же говорит и апостол Иаков: «Не многие делайтесь учителями». Если пожелаете, здесь подробно: https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_56/3

// Будет ли мне личное спасение, если мой брат во Христе погибает, а я молю только о своём спасении, хладнокровно наблюдаю за погибающим? //

Я не поняла, кого конкретно вы определили как погибающего. Но если таким участием вы оправдываете свою горячность, то приведу ответ преподобного Амвросия Оптинского на похожий вопрос: «В большие толки с братом своим не пускайтесь. Желая ему принести душевную пользу, остерегайтесь, как бы не повредить и себя. Знайте, что вы через брата должны будете в таком случае выслушивать глубины сатанины, то есть пагубные вражьи возражения и сомнения, которые он изобретал в продолжение восьми тысяч лет. В силах ли будет опровергать это? И можем ли без вреда выслушивать?»

А вот что посоветовал мне опытный священник, когда я поинтересовалась, как вразумить родных, живущих не по заповедям: «Руки-ноги есть, голова на плечах своя. Скажи с осторожностью. Если принимают – продолжай, если нет – прекрати. Сказанное Господом «отрясите и прах с ног ваших» относится и к этому случаю».

Позже отвечу и на другие спорные моменты.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 45 найденных.

Эксклюзив
13.12.2017
Валентин Катасонов
Полемические заметки известного экономиста о деятельности Центробанка.
Фоторепортаж
13.12.2017
Подготовила Мария Максимова
В Государственном историческом музее представлен один из самых ожидаемых выставочных проектов года.