Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Скандальная «Матильда»

Скандальная «Матильда»

Министерство культуры РФ выдало разрешительный документ на прокат кинофильма
Станислав Минаков
15.08.2017
Скандальная «Матильда»

Протоиерей из Ярославля написал в Фейсбуке: «Бог поругаем не бывает, Царь тоже. Учитель этого не понимает, но рано или поздно поймет...». Пока же поговаривают, что режиссер Алексей Учитель, снявший скандальный фильм «Матильда», замахнулся со своей кинолентой на американскую премию «Оскар».

Возможно, учитывая антироссийскую направленность картины, приз, о котором «мастер камеры» грезит, он таки получит.

Совершенно очевидно, и мы согласимся с пристальным наблюдателем, что фильм «Матильда» изначально готовился как антирусский пропагандистский акт; причем часть актеров, в т.ч., и на роль государя, была взята из Германии, Польши и т. п. Действительно, роль Николая II почему-то исполнил немецкий актер Ларс Айдингер. В фильме также снялись польская актриса Михалина Ольшанска, литовская актриса Ингеборга Дапкунайте, российские актеры Евгений Миронов, Сергей Гармаш, Данила Козловский, Григорий Добрыгин.

Итак, Минкультуры РФ выдало разрешительный документ. Официально сообщается, что прокатное удостоверение, подписанное 10-го августа, охватывает территорию всей страны, однако за субъектами остается право на ограничение показа картины на их территории. Ленте присвоена категория «16+». Фильм выйдет в прокат осенью: 6-го октября должна состояться премьера в Мариинском театре, 18-го — премьера в Москве, а 26-го октября фильм выходит в широкий прокат.

Минкульт также подтверждает поступление обращений от руководства Республики Дагестан и руководства Чеченской Республики с просьбой исключить представляемые ими субъекты федерации из прокатного удостоверения.

А прокуратура Симферополя предостерегла кинотеатры города от показа трейлера фильма «Матильда» после обращения депутата Госдумы Натальи Поклонской, которая, как известно, добивается того, чтобы фильм не вышел на экраны, так как он, по ее мнению, оскорбляет память Николая II и чувства верующих. Н. Поклонская направляла в Генпрокуратуру депутатский запрос с отрицательным заключением экспертизы по фильму. Как сообщала депутат, эксперты оценивали трейлеры картины, а также полный текст сценария фильма. Режиссер, в свою очередь, назвал недопустимыми попытки депутата повлиять на творческий процесс и прокатную судьбу фильма.

Меж тем со Святой горы Афон пришел комментарий по поводу позиции Н. Поклонской в отношении фильма. Он подписан священноархимандритом Евлогием, игуменом Русского на Святой Горе Афон Свято-Пантелеимонова монастыря, с братией. Письмо гласит (привожу в современной орфографии): «Считаем, что создание данного фильма является актом, направленным на пересмотр решения Церкви о прославлении царственных страстотерпцев. Подобные псевдоисторические постановки подготавливают в обществе историческую базу для дальнейшего давления на Церковь с целью деканонизации скомпрометированной личности святого. Эффект “Матильды” в 100-летнюю годовщину двух революций выполняет ту же функцию, что и эффект проекта “Распутин” 100 лет назад, в канун свержения царя. … Очевидна попытка уничтожить образ идеальной семьи царственных страстотерпцев, с которым до сих пор не спорили даже историки, не симпатизирующие святому царю Николаю Александровичу».

Послание констатирует, что с помощью фильма «Матильда» из сознания общества устраняется нравственная подоплека почитания «примера идеальной семьи». Письмо завершается искренней поддержкой в адрес Н. Поклонской в связи с ее отношением к проекту «Матильда».

Депутат Поклонская крайне негативно отреагировала на выдачу Минкультом прокатного удостоверения фильму. «Теперь у прокуроров появилась прекрасная возможность привлечь должностных лиц Министерства культуры за нарушение закона о противодействии экстремистской деятельности, за нарушение других положений регламента», — сказала она в эфире телеканала РБК. Депутат добавила, что разрешение показа «Матильды» «развязывает руки Генпрокуратуре». Н. Поклонская считает, что прокатное удостоверение выдано с нарушениями, в спешке. «Столько сразу, в один день допустить нарушений — наверняка были для этого поводы и, может, Министерство культуры доведено до такого кипящего состояния, что смогло, несмотря ни на что, выдать прокатное удостоверение в нарушение порядка выдачи», — заявила она. В частности, по словам депутата, «обсуждения при общественном совете при Министерстве культуры перед принятием данного решения не было — это нарушение регламента». Также Н. Поклонская отметила, что решение Минкульта все же вывести «Матильду» в прокат ее «совершенно не удивляет».

Нас — уже тоже, добавим мы. Кинопрокатчики убеждены, что антипиар только поможет успешному прокату фильма в России.

«Увы, — собственно, разумеется, — дела в подобных случаях всегда обстоят именно так, — дает свой комментарий известный писатель Юрий Милославский. — Лента третьестепенного “перестроечного” режиссера стала, как теперь выражаются газетчики, “культовой” еще до выхода в прокат. Подобные услуги стоят немалых денег. Но по неосторожности услуги эти были предоставлены г. А. Учителю практически бесплатно. Серьезные издания заказывали шарлатанам и невеждам экспертную аналитику: был ли юный цесаревич Николай Александрович увлечен юной же prima ballerina assoluta Матильдой Феликсовной Кшесинской? Отвечала ли она ему взаимностью? Шла ли речь о платонической влюбленности или о настоящих “интишках” (как это именовалось во второй половине XIX ст.)? Особенно непристойно выглядела аналитика некоего “православного историка” в газете “Известия”. Вывод его вкратце таков: “Нет, между ними ничего стыдного не было, потому что о таковом не упоминается ни в дневниках императора, ни в записках Кшесинской”. Вообразить, что Николай Александрович, воспитанный рыцарем без страха и упрека, может дойти до подобного бесчестия, прежде не решался и какой-нибудь, извините за выражение, Ш.И. Голощекин. … Никаких таких соблазнительных признаний не позволила бы себе и Матильда Феликсовна. Это стало бы чем-то немыслимым в пределах усвоенного ею культурно-поведенческого стандарта. Но суть в ином.

Опыт плотского греха присутствовал в жизни достаточно многих святых угодников, мучеников и страстотерпцев, — в этом может убедиться всякий заинтересованный. Но — до выхода их, по воле Божией, на служение, на крестоношение...

И не вздумайте пресловутую “Матильду” глядеть, чтобы потом написать на нее разгромную рецензию или открытое возмущенное письмо, от которого толку все равно не будет. Не оскверняйтесь.

А “оно” посмердит — и расточится».

Поэт Виктор Куллэ по-своему вторит коллеге в Фейсбуке: «Дело не в похабщине — во лжи, как таковой. Дневники Кшесинской известны. Известно, что никакого романа вообще не было (хотя она очень старалась, и досадовала, что не получается). Распространение слухов об этом романе — такой же грязный прием информационной войны того времени, как истерия по поводу связи императрицы с Распутиным. Рано или поздно “тайное становится явным”. Даже Сальери, Годунова, Ричарда III оболганных история оправдала — но реабилитации их в глазах общества поныне не происходит. Мифы живучи.

Человек, решивший сварить на этом деле бабки (снять фильм, и заодно повысить градус противостояния в стране) для меня как режиссер умер. Точно так же, как хороший прозаик Терехов, написавший сценарий. Они-то (в отличие от Шекспира или Пушкина) прекрасно знали, что лепят пропагандистскую агитку…».

Публицист Максим Соколов, в той же соцсети: «На Николая Александровича и Александру Федоровну изливались обильные потоки нечистот как до их мученической кончины (причем задолго до), так и после — см. “Заговор императрицы” А.Н. Толстого и подобные творенья. Возможно, еще и этим объясняется болезненная реакция на “Матильду” — ощущением, что прогрессивно-большевистское беснование вокруг давно угасшей династии все еще живо».

Огромный интерес у православной общественности, а также ярость у врагов Церкви вызвала книга кандидата исторических наук Петра Мультатули «Ложь “Матильды”», изданная Екатеринбургской епархией стараниями Н. Поклонской и буквально по пунктам развенчивающая ложь фильма.

П. Мультатули приходится правнуком старшему повару императорской кухни Ивану Харитонову, убитому вместе с царской семьей в Екатеринбурге 17 июля 1918 г.

Вот некоторые краткие тезисы историка, уличающие подлоги и искажения, допущенные в фильме.

«… 3. Юношеское увлечение цесаревичем Николаем Александровичем балериной М. Кшесинской не носило с его стороны характера «любовной страсти» и не переходило в сексуальную связь.

4. Цесаревич с ранней юности мечтал жениться на принцессе Алисе, и никогда не собирался придавать хоть сколько-нибудь серьезный характер своим отношениям с Кшесинской. Утверждения авторов сценария, что Николай Александрович так «любил» Кшесинскую, что не хотел жениться на принцессе Алисе, и даже был готов променять корону на брак с балериной, являются чистейшим вымыслом, ложью.

5. Крушение императорского поезда произошло осенью 1888 г., за два года до знакомства Александра III и цесаревича Николая Александровича с М. Кшесинской. Поэтому они никак не могли говорить о ней. Самой Кшесинской было в 1888 г. 16 лет.

6. М. Кшесинская никогда не была на высочайших приемах.

8. М. Кшесинская не присутствовала на коронации императора Николая II, и он никак не мог ее там видеть…

13. Император Николай II не падал в обморок на коронации, его корона не катилась по полу.

14. Император Николай II никогда, тем более один, не заходил за кулисы театров…

17. Костюм балерин не одевается на голое тело, поэтому эпизод с оторванной лямкой лифа не мог иметь место в действительности.

18. Никто кроме близкого семейного окружения не мог говорить царю или наследнику «ты», тем более этого не мог делать К.П. Победоносцев.

19. Никогда ни один русский офицер в здравом рассудке не мог броситься на наследника престола с целью его побить или убить, из-за «поцелуя балерины».

20. Император Николай II никогда не пытался отказаться от престола, тем более не предпринимал попыток «бежать» с Кшесинской из России…

22. Император Николай II никогда не приезжал на Ходынское поле и не осматривал «гору трупов», которой и не было. Так как в общее число погибших в ходе давки (1300 человек) входят и скончавшиеся в больницах. К приезду императора и императрицы на Ходынском поле трупы погибших уже были увезены. Так что «обозревать» было нечего.

23. Клевета: Александр III занимается организацией блудных свиданий для своего сына, заставляя своего брата великого князя Владимира фотографировать для этого балерин.

24. Клевета: Александр III призывает своего сына цесаревича Николая жить блудной жизнью, «пока я жив».

25. Клевета: Александр III перед смертью благословляет М. Кшесинскую на блудное сожительство со своим сыном цесаревичем Николаем.

26. Клевета: Александр III уверяет, что все русские императоры за последние сто лет жили с балеринами.

27. Клевета: Александр III называет балерин «породистыми русскими кобылами»…

29. Клевета: Николай II не скрывает своих отношений с Кшесинской и вступает с ней в половой контакт в Большом Петергофском дворце, впадая тем самым в блуд.

30. Клевета: Николай II и Александра Феодоровна участвуют в спиритических оккультных сеансах «доктора Фишеля», что является по учению Православной Церкви тяжким грехом.

31. Клевета: Николай II продолжает любовные контакты с Кшесинской уже после его обручения с Алисой…

43. Императрица Александра Феодоровна изображена как оккультистка, фанатичка, гадающая и колдующая на крови, готовая убить свою «соперницу» ножом.

46. Глубокая любовь, существовавшая на самом деле между императором Николаем II и императрицей Александрой Феодоровной с самого юного возраста, авторами сценария и режиссером А. Учителем отрицается, и на ее место ставится «страстная любовь» Николая II к Матильде Кшесинской, которой в действительности никогда не было.

47. Исторические события в сценарии и трейлерах фильма «Матильда» искажены коренным образом как в фактическом, так и морально-нравственном плане, и практически ни в коей мере не соответствуют исторической действительности».

Свои веские слова сказал и обозреватель телеканала “Царьград” Егор Холмогоров в статье «Матильда и Кассандра». «Раскол единого идеологического и культурного пространства России еще опасней, чем кино любого, самого растленного содержания. Да и расстановка “плюсов” и “минусов” в этом региональном противостоянии весьма провокационна — консервативно-монархическая Чечня, почитающая православного государя, против Москвы или Екатеринбурга, над государем глумящимися. Диспозиция откровенно вредная, хотя бы потому, что настраивает столичную молодежь, части которой не нравится суровый исламский стиль города Грозного, против русской монархии и русской исторической традиции».

Автор высказывается за запрет скандальной ленты или ограничение ее в прокате «на территории России в целом». И напоминает, что Л. Гумилев в свое время говорил, что после Наполеона никакой истории нет. Есть пропаганда.

«Все, что после Крымской войны — это по-прежнему пропаганда. “Матильда” — не исторический, не костюмно-исторический, не фэнтезийно-исторический фильм, — убежден аналитик, — перед нами пропаганда замшелого антимонархического мифа, буйное цветение которого в мозгах российского общества привело к падению русской монархии в 1917 году и погружению России в кровавый ад революционной смуты, гражданского братоубийства, раскулачивания и террора».

Цель проекта «Матильда», по убеждению аналитика, выставить последних русских государей — Александра III и Николая II, последовательно придерживавшихся национальных, консервативных, русофильских убеждений и при этом работавших над индустриализацией и модернизацией страны, как шутов гороховых, развратников, трусов, идиотов и интриганов. А тем самым — оправдать смуту 1917 года, подогнать аргументы «вот поэтому народ их и сверг». Перед нами новая инкарнация того самого царефобского мифа, который закончился кровавым детоубийством в Екатеринбурге.

Все танцы с Матильдой — это не поиск гламурной квазиисторической клубнички, а пропаганда революции и разрушения исторической России. И, разумеется, трудно не увидеть здесь подстрекательства к новой смуте, так как от оценки событий 1917 г. напрямую зависит готовность их повторить.

Блогер Yahnin пишет в ЖЖ: «Битва с Россией и Церковью Христовой не закончена, она ведется и будет вестись до самого конца. И вот, одним из этапов этой брани становится кинофильм, выход которого на экраны абсолютно не случайно готовится к столетию 1917 г.».

Автор уточняет, что об этих обстоятельствах из биографии государя говорят разные источники. «Во-первых — это воспоминания самой мадам Кшесинской, и их пересказы в желтой эмигрантской прессе. Эти источники действительно изобилуют всякими пикантными подробностями, но эксцентрический характер и неоднозначная репутация танцовщицы делает их весьма сомнительными. Во-вторых, это дневники государя, в которых есть пометки и записи Александры Федоровны, сделанные ей уже после их свадьбы. И если в записях государя Матильда упоминается лишь вскользь, то среди текстов, оставленных его супругой, есть один, написанный, очевидно, после рассказа Ники о своем юношеском увлечении. Вот эта запись: “Мой дорогой мальчик, никогда не меняющийся, всегда преданный. Верь и полагайся на Твою девочку, которая не в силах выразить словами своей глубокой и преданной любви к Тебе. Слова слишком слабы, чтобы выразить любовь Мою, восхищение и уважение – что прошло, прошло и никогда не вернется, и мы можем спокойно оглянуться назад – мы все на этом свете поддаемся искушениям, и в юности нам трудно бывает бороться и противостоять им, но как только мы раскаиваемся и возвращаемся к добру и на путь истины, Господь прощает нас. … Господь прощает кающихся. Прости, что Я так много пишу, Мне хотелось бы, чтобы Ты был во мне вполне уверен и знал, что Я люблю Тебя еще больше после того, что Ты Мне рассказал”. Эти поразительно трогательные строки, конечно, не дают основания для фривольных эротических новелл, коим является сценарий фильма “Матильда”».

Блогер тоже усматривает в создании фильма продолжение кампании шельмования Государя и исторической России, начатой духовными предшественниками авторов фильма — революционерами февраля и октября 1917 г., и отмечает, что уже в марте 1917-го Временное Правительство создало Чрезвычайную следственную комиссию для расследования «преступлений» царского режима. О целях этой комиссии пространно докладывал ее руководитель Н.К. Муравьев: «Вы знаете, что с первых дней победы революции Временное Правительство пришло к мысли о создании чрезвычайной исключительной следственной комиссии, которая ликвидировала бы прегрешения старого режима». То есть первым делом людей, самих нарушивших присягу и закон, — подчеркивает Yahnin, стало желание найти компромат на государя, присягу которому они, собственно, нарушили, и обнаружить факты беззакония его министров. Поистине мефистофелевское лукавство! Комиссия усиленно работала несколько месяцев, но искомый компромат так и не был найден. Как в личной жизни, так и в государственных делах император был образцом чести и христианского целомудрия.

Об этом свидетельствует, в том числе сам следователь Руднев В.М., выполнявший личное поручение Керенского найти этот компромат. В своей отчетной записке «Правда о Царской Семье и темных силах» он писал: «Я посмотрел все архивы дворцов, личную переписку государя и могу сказать: император чист, как кристалл».

Другой следователь на вопрос Керенского — почему в отчетах комиссии отсутствует ссылка на частную переписку и дневники государя, сказал: «Если мы ее опубликуем, то народ будет поклоняться им, как святым».

Являясь, с одной стороны, символическим действием, а с другой – частью старого революционного вектора, сеющего ложь о русской истории, кино «Матильда» сделано по принципу медиа-провокации, выходящей за рамки современной культуры, хотя в ее недрах и разработанного, резонно заключает комментатор. В соответствии с этим принципом, продукт этой провокации не ограничивается собственно самим высказыванием в поле культуры (в данном случае кинофильмом), а включает в себя и реакцию на него общественности, скандалы и судебные процессы. По такому же принципу была осуществлена акция в храме Христа Спасителя несколько лет назад. Поэтому сам фильм как ядро провокации не обладает отдельной субъектностью, по замыслу его создателей результатом этого символического действа должен стать скандал, затем попытки запрета фильма уже после проката, шум в прессе и интернете в канун столетия русской катастрофы.

Но все же здесь мы имеем дело не с обычной провокацией, столь характерной для парадигмы современной культуры, продолжает автор. Ведь трудно предположить, что Алексей Ефимович Учитель, человек весьма образованный, хоть и не имеющий отношения к православной традиции, вообще не представлял себе, что значит для русского сознания святость, и что значит для русской истории судьба последнего императора страстотерпца.

Вряд ли он также не осведомлен о деятельности своих предшественников, целенаправленно и последовательно создававших лживый образ последнего российского императора, для того чтобы оправдать свои преступления против России. Он, его инвесторы и коллеги по цеху прекрасно понимали и понимают, на какую территорию они зашли и какие мистические глубины затронули.

Поэтому становящиеся известными обстоятельства работы над этим проектом — основательность подхода вкупе с громадным бюджетом, строгая секретность подготовки помпезного выхода картины в 2017 году — говорят о том, что давние слова Троцкого о необходимости «полной победы» приобретают, наконец, эсхатологическое измерение.

Чтобы не допустить очередного удара в тело исторической России, утверждает блогер Yahnin, необходимы усилия и действия юридического характера. Однако надо понимать, что победить тех, кто с помощью лжи пытается продолжить черное дело ипатьевских убийц, нельзя прибегая лишь к помощи земных властей, ибо одним уголовным правом нельзя одолеть «мироправителей тьмы века сего» и «духов злобы поднебесной». (Еф. 6,12). Только осознание духовной и исторической катастрофы, произошедшей с нами сто лет назад, твердая решимость изгнать из нашей жизни последствия греха цареубийства и богоборчества, смогут сделать невозможным такое грандиозное кощунство, как выход этого фильма.


Специально для «Столетия»


Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».



Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..