Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
12 июля 2020
«Заполярный Транссиб» соединит океаны

«Заполярный Транссиб» соединит океаны

Россия уверенно реализует свой самый грандиозный проект
Игорь Валентинов
15.11.2019
«Заполярный Транссиб» соединит океаны

Похоже, реализация трансазиатского железнодорожного проекта «Северный широтный ход» (СШХ, Обская — Салехард — Надым — Новый Уренгой — Коротчаево) протяженностью более чем в 707 км   будет завершена в установленные сроки — не позже 2025 года. ОАО «РЖД» в конце октября с.г. окончательно утвердило инвестиционную программу проекта объемом, притом что его поэтапная реализация ведётся с середины 2010-х. Это, подчеркнем, один из самых масштабных экономических проектов на территории бывшего СССР. (Напомним: стоимость строительства Крымского моста была утверждена в размере 227,92 млрд рублей.)

«Столетие» неоднократно сообщало о многих взаимосвязанных социально-экономических и геополитических выгодах для страны в контексте создания этой магистрали, которые с успехом перекрывают немалые расходы по ее сооружению. Если коротко, то это — 40-50-процентное увеличение объемов промышленного производства и экспорта в Сибири; освоение там    крупных запасов энергетического, химического, металлургического сырья, деловой древесины, а также разнообразных прибрежных рыборесурсов; 20-30-процентный рост грузоперевозок по параллельному Севморпути. Вдобавок это и сокращение до минимума затрат из-за частых перегрузок с одного вида транспорта на другой во время осуществления комплекса ежегодных государственных мероприятий по обеспечению территорий Крайнего Севера Сибири, Дальнего Востока и Европейской части России основными жизненно важными товарами (прежде всего, продовольствием и нефтепродуктами) в преддверии зимнего сезона, получившего название Северного завоза.

Кроме того, после 2025 г. планируется состыковать СШХ с тихоокеанским портами Магаданской области и Камчатки, в том числе и с теми портами, пропускную способность которых намечено увеличить минимум в полтора раза (Аян и Охотск на побережье Охотского моря).

Значимость этих аспектов создания и развития «Заполярного Транссиба» подчеркнул президент России Владимир Путин на конференции Валдайского клуба 3 октября с.г.: «Важно соединить порты в Арктике с морскими воротами в Тихом и Индийском океанах. Для этого мы намерены ускорить реализацию всего комплекса проектов „Северный широтный ход“, включая строительство железнодорожных подходов и к порту Сабетта — это на полуострове Ямал».

СХШ.png

К настоящему времени сооружено около трети протяженности СШХ, причем свыше 60% уже построенного — это   участки, восстановленные с середины 2010-х после их «заброшенности», подчеркнем, с весны 1953 года. Эта стратегическая артерия, названная вначале «Заполярный Транссиб», строилась в 1948-1953 гг., но в марте 1953-го строительство было остановлено. Якобы ввиду его преждевременности. Это на многие десятилетия задержало комплексное социально-экономическое развитие обширных северных территорий Западной и Восточной Сибири, в том числе и портов параллельного Северного морского пути и железнодорожного сообщения Приарктического региона страны не только с остальными регионами России, но и со всеми другими регионами СССР.

Только более чем через полвека, в июне 2008 г., этот проект вошел в утвержденную тогда же правительством РФ государственную Стратегию развития железнодорожного транспорта России на период до 2030 года. Но реально восстановительные и строительные работы на этом маршруте начались со второй половины 2010-х.

По данным РЖД, благодаря реализации столь значимого проекта будет обеспечен беспрепятственный пропуск дополнительных объемов перевозок минимум в 24 млн тонн в год (в обоих направлениях), включая международный транзит. Характерно, что не только экономическое, но и геополитическое значение столь масштабного проекта отмечают, причем с едва скрываемой тревогой,    американские аналитики. Так, в «Уолл-Стрит джорнэл» (Нью-Йорк) от 29 ноября 2018 г. отмечено: «В течение следующих пяти лет правительство планирует потратить сумму, эквивалентную 100 млрд долл. на строительство десятков мостов, портов и транспортных коммуникаций, включая магистраль «Северный широтный ход» — возрожденную железную дорогу через замерзшую арктическую тундру, впервые проложенную несколько десятилетий тому назад».

Далее отмечена преемственность с индустриальной политикой сталинского периода: «Некоторые из  мегапроектов, такие, как строительство железнодорожной магистрали «Северный широтный ход», были начаты еще при  Иосифе Сталине в рамках политики форсированной индустриализации».

Но эта артерия, «вначале предназначенная для снабжения полярных военных баз, была заброшена через несколько недель после смерти Сталина. Сегодня её возрождают для обслуживания, в том числе огромных газовых месторождений, открытых в этих местах с тех пор. Расположенный на центральном отрезке этой магистрали Надым сегодня является процветающим городом газовиков». Таким образом, «Заполярный Транссиб» — это уже не архивный проект, а составное звено реиндустриализации России, что, конечно, не может не беспокоить правящие круги США с их претензиями на Арктику.


Специально для «Столетия»


Материалы по теме:

Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 19 найденных.
М.К.
19.11.2019 23:47
всё эти потоки и силы - экспортно-сырьевые, лишь усиливая давнюю сырьевую роль РФ для Запада.Они-то и мешают всему остальному.
К.М.
18.11.2019 16:40
Пишет автор: "Россия уверенно реализует свой самый грандиозный проект"...
Ну, не надо, ладно? И "Сила Сибири", и "Северный поток-2" куда значимее, труднее по исполнению.
Д. - Владимиру Ивановичу
17.11.2019 20:38
Правильнее было бы сказать: инженер Табурно считал, что для победы в войне русским нужно было построить вторую железную дорогу параллельно южной ветви КВЖД, поскольку имеющаяся железная дорога, постоянно подвергавшаяся нападениям японо-хунхузских отрядов, была единственной нитью, связывавшей наших солдат с Россией. Конечно, речь шла не о СШХ.
Е.- Алексею
17.11.2019 19:44
Какой гений? Он не был даже "мудрым тираном". Основное преимущество - восточная хитрость.
"Монитору"
17.11.2019 17:57
"Монитор" категорично пишет насчет "недозагрузки БАМа". Откуда "дровишки"?
Вот факты на июль 2019 года, Журнал "Огонёк" №25 от 01.07.2019, стр. 13 , https://www.kommersant.ru/doc/4013531:
"Если в начале 2000-х говорили о том, что БАМ не загружен и приносит стране одни убытки, то теперь сетуют, что он стал «узким местом» на пути к дальневосточным портам. Такой вот парадокс....Ситуацию кардинально поменял рост экспорта сырья в страны АТР из-за благоприятной ценовой конъюнктуры — бизнес ринулся строить на Дальнем Востоке новые морские порты и терминалы. Результат превзошел все ожидания: если в 2004 году грузооборот дальневосточных портов, по данным Ассоциации морских торговых портов, составлял 70 млн тонн, то в 2018-м он достиг рекордного уровня, превысив 200 млн тонн (рост почти в 3 раза). А к 2030-му и этот объем планируется удвоить. Особую остроту при таких аппетитах приобретает вопрос развития БАМа и Транссиба: что толку развивать портовые мощности, если грузопоток застрянет по пути в морскую гавань в каком-нибудь «узком горлышке»?.

Итого, "Монитор", как можно утверждать, будто БАМ "пытаются срочно наполнить экспортными перевозками всего лишь угля..."? Умерьте свои фантазии, БАМ более чем востребован! Пишете, "все точно"? У "Монитора" все АБСОЛЮТНО НЕТОЧНО!
И.Якут
17.11.2019 17:17
1. Вспомним, что "великие" послевоенные стройки строились рабами, т.е. в рамках Гулага. Экономически они были непросчитаны. Незабвенный Лаврентий Палыч, руководя двумя крупнейшими стратегическими проектами (атомным и по противоракетной обороне) и общаясь с крупнейшими учеными страны, прекрасно понимал неэффективность этих строек и исключительно низкую производительность труда гулаговской системы. Поэтому со смертью дядюшки Джо Гулаг и все, связанное с ним, постарались быстро свернуть.
2. Очень м.б., что нынешний проект неплохо просчитан, с учетом важности нефтегазовых запасов Ямала и Таймыра. Но следует учитывать нарастающее напряжение в стране, неэффективное со стратегической точки зрения распределение ресурсов (в том числе трудовых) даже в рамках европейской части страны, не говоря уже о восточных мегапроектах.
3. Есть макрозадачи покрупнее - например, пресечение вывоза капитала, снижение социального неравенства, сохранение народа, преодоление препятствий к развитию отечественного бизнеса, и т.д. А когда слушаешь, например, про транспортную артерию на Сахалин, и далее - в Японию, - начинаешь тихо вздрагивать. И автор-трудяга еще поводов для вздрагивания добавил. Спасибо, что хоть Сахалин не вспомнил.
Владимир Иванович
17.11.2019 14:58
Д.
17.11.2019 11:01""
Их и было два проекта. Просто южный посчитали экономически выгоднее и геополитически разумнее - вблизи были южные границы с Китаем и Монголией.
Д.
17.11.2019 11:01
Еще в начале прошлого века итальянский инженер Табурно, участвовавший в строительстве Транссиба, считал, что русским нужно построить вторую железную дорогу параллельно Транссибу.
Владимир Иванович
17.11.2019 9:19
александр федотов
16.11.2019 19:43""

Уже одно то, что эта стройка идёт в течение 8 лет говорит о том, что страна экономически к ней готова. Назовите любую экономически развитую современную державу способную на такое. США? Китай? Европа в общем? Пупки у них слабоватые для того.
Владимир Иванович
17.11.2019 9:15
Алексей
16.11.2019 22:41""
И в чём его "гениальность"? Уж не в том ли, чтобы лишний раз надорвать пуп народу на стройке, которая для того времени была не нужной по большому счёту? И таких начатых и экономически не просчитанных строек тысячи.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 19 найденных.

Эксклюзив
07.07.2020
Николай Савченко
Новые факты о «памятнике неизвестному фашисту» в Россоши.
Фоторепортаж
10.07.2020
Елена Безбородова
Прогулка в окрестностях знаменитой усадьбы.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».