Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
4 августа 2020
Заполярный ход

Заполярный ход

В арктических широтах России строится уникальная железная дорога
Игорь Валентинов
25.08.2016
Заполярный ход

Внезапная вспышка сибирской язвы на Ямале в первой декаде августа стала, как говорят эксперты, дополнительным аргументом для ускорения создания новой транссибирской магистрали «Северный широтный ход» (СШХ). Странная, на первый взгляд, связь – ликвидация эпидемии и железная дорога.

Но все становится на свои места, если услышать мнение губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина. Он особо подчеркивает, что «вакцинацию (животных) отменили в 2007 году согласно научным обоснованиям, которые утверждали, что при нашей почве на Ямале сибирская язва жить не может. Почему-то, имея самое большое стадо северных оленей (около 700 тыс. голов. – И.В.), было принято такое решение. Это было ошибкой, которая привела к вспышке сибирской язвы». А далее отмечает, что «то же было в 1941 году. Никто никогда не сжигал, не закапывал, не уничтожал, не бетонировал трупы животных, павших от сибирской язвы на Ямале - это надо признать. Справиться с бедой помогла железная дорога Обская - Бованенково (северо-западное ответвление СШХ около 530 км. - И.В.), потому что переброска войск для ликвидации последствий осуществлялась именно по этой ветке». Следовательно, убежден губернатор, «вспышка сибирской язвы подтверждает еще раз, что надо строить железную дорогу до порта Сабетта» (т.е. от Бованенково. – И.В.).

Надо сказать, что транссибирскую магистраль «Заполярный Транссиб» (ныне это «Северный широтный ход») начали строить еще в 1940-1941 гг., затем в 1947-1953 гг. продолжили, и к весне 1953-го было сооружено около трети трассы.

Тогда же стройку законсервировали. Предложения многих экспертов в 1970-х - начале 1980-х возобновить строительство наряду с модернизацией Севморпути замалчивались или отвергались в Москве. Скорее всего, потому, что в тот период сооружался БАМ, и почти все материальные и кадровые ресурсы направлялись туда.

Только в начале 2000-х, - в период разработки и утверждения «Стратегии развития железнодорожного транспорта России до 2030 года», - состоялись первые решения правительства и компаний-участниц проекта ОАО РЖД, «Ямальская железнодорожная компания», «Урал Промышленный-Урал Полярный», «Газпром», «Росжелдор» по проекту СШХ, реализация которого намечалась к 2017-2018 гг.  Конкретные планы по возобновлению строительства дороги, одобренные правительством РФ, появились в 2003 г. Тогда была создана и «Ямальская железнодорожная компания» (ЯЖК), а в середине 2005-го руководство страны поставило задачу комплексного развития промышленности, энергетики и транспорта в ЯНАО и в целом в Уральском федеральном округе.

В том же году был разработан проект «Урал Промышленный — Урал Полярный» (УПП), куда включили СШХ. Затем в 2006 г. для реализации проекта УПП было учреждено ОАО «Корпорация Урал Промышленный — Урал Полярный» (с 2012 г. ОАО «Корпорация развития»). А с 2008 году проект СШХ включён в «Стратегию развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года».  Но губернатор Дмитрий Кобылкин недавно заявил о необходимости создания ответвления к ямальскому порту Сабетта. А как же быть с остальной, т.е. основной частью СШХ? И, вообще, в целом с магистралью Обская - Надым-Коротчаево-порт Игарка?

Так вот, что касается города и порта Сабетта на северо-востоке Ямала, то здесь создаётся один из крупнейших в мире заводов сжиженного природного газа и терминалов по его экспорту. Так что и по этой причине требуется ответвление от СШХ - Бованенково-Сабетта (около 200 км), о чем и говорит глава ЯНАО. А основная трасса магистрали Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево (около 800 км) пронизывает Северо-Запад, Север Западной Сибири и выходит на Север Восточной Сибири.

В первой декаде июня с.г. было распространено сообщение, что строительство железной дороги Бованенково – Сабетта начнется в 2017 году, если, как отметил Д. Кобылкин, «не возникнет проблем на внешнем рынке». Правда, в 2011-м эту часть СШХ намечалось построить к 2015 г., затем срок перенесли на 2016-2017 гг., а всю СШХ планировалось сдать в эксплуатацию к 2020 году. Кроме того, к 2017-му ОАО «РЖД» планировало завершить строительство вторых путей на линии Тобольск — Сургут — Коротчаево (Свердловская железная дорога), чтобы увеличить скорость движения дорог примыкания в канун эксплуатации СШХ и обеспечить увеличение пропускной способности всей магистрали.

Но в 2016-м возникли проблемы с оператором проекта «Корпорацией развития». По заявлению губернатора Д. Кобылкина, «руководитель РЖД Олег Белозеров взял на себя ответственность по началу строительства и допроектирования дороги. У него в инвестпрограмме появилась строчка “Северный широтный ход”». Чиновник также заметил: «Мы теперь просто помощники и участники этого масштабного проекта». Можно предположить, что оператором проекта намеревается выступить само ОАО «РЖД», а «Корпорацию развития» отстраняют от этой функции. Как говорится, поживем – увидим, важно, чтобы дорога строилась.

Магистраль, по многим экспертным оценкам, позволит на 25-40% увеличить валовой внутренний продукт (в сравнении с уровнем 2014-2015 гг.) более чем 10 субъектов РФ - тех, через которые эта линия проходит, и тех, которые к ней примыкают.  

Такой результат можно получить, во-первых, за счет освоения в этом обширном регионе крупных запасов высококачественных нефти, газа, железной, марганцевой руд, фосфоритов, руд цветных металлов (ванадия, кобальта, меди), драгоценных и полудрагоценных металлов, графита, слюды. А также - крупных запасов лесных, рыбных ресурсов. А в случае налаживания переработки этого разнообразного сырья рост ВВП тех же регионов прогнозируется на 35% - 60%. Вдобавок с учетом железных дорог примыкания будут обеспечены транспортно-экономические связи Западной, Восточной Сибири и Северного Урала по кратчайшим маршрутам с Северо-Западным, Центральным, Дальневосточным регионами страны и, конечно, с обширным - от Мурманска до Таймыра (согласно основной трассе СШХ) - Приарктическим районом РФ.

Во-вторых, в работы по строительству и текущему содержанию СШХ и примыкающих к ней припортовых стальных артерий фактически вовлечены свыше 40 предприятий страны, в основном сектора тяжелой индустрии. Свыше половины из них - это предприятия Урала, Сибири и Северо-Запада РФ. Рост загрузки всех этих предприятий обеспечен благодаря СШХ. А это тоже немалый вклад в увеличение ВВП задействованных и примыкающих субъектов Федерации. Словом, актуальность СШХ обусловлена не только недавней эпидемиологической ситуацией в ЯНАО.

Добавлю, что пропускная способность новой транссибирской железнодорожной линии на пятый год эксплуатации оценивается минимум в 11 млн тонн; на 10-й год – в 14 - 16 млн тонн.

Предусмотрено также в перспективе продление СШХ до порта Игарка на Енисее (примерно 400 км). При этом пропускная способность «Заполярного Транссиба» может достичь 35 млн тонн в год. Позднее намечено дотянуть дорогу к Норильску и к близлежащему арктическому порту Дудинка.

Конечно, реализация проекта СШХ требует колоссальных капиталовложений, не менее 200 млрд руб., что обусловлено, прежде всего, сложнейшими природными условиями. Вдобавок, западные санкции существенно затрудняют привлечение в данный проект иностранных займов и технологий. А в условиях небезызвестной в РФ «оптимизации» расходов, стартовавшей с середины 2014 г. ввиду резкого падения мировых цен на нефть, едва ли можно рассчитывать на ускоренное создание «Заполярного Транссиба». Потому глава ЯНАО и говорит: «… если не возникнет проблем на внешнем рынке».

Как бы там ни было, а бессрочные преимущества магистрали стоят того. Плюс к тому она будет сухопутным дублёром Севморпути, играя при этом самостоятельную роль.

Эта дорога нужна и в связи с геополитической обстановкой в Арктике. Кстати, железнодорожные линии к арктическому побережью или вдоль него уже далеко не первый год существуют в США (Аляска), Канаде, Скандинавии. Такие линии имеют не только важное экономическое, но и военно-стратегическое значение. Таким образом, роль «Северного широтного хода» для России переоценить трудно.

Специально для Столетия


Материалы по теме:

Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 12 найденных.
И.Якут
29.08.2016 20:31
В инфраструктуру вкладывается очень мало средств - между тем, эти вложения себя окупают уже в среднесрочной перспективе. Нынешнее правительство (и стоящие за ним финансово-экономические круги) мыслят одним-двумя годами. Денег накопилось в стране море, а куда девать - "никто" не знает! С чего-то надо начинать, например, с выборов. Но здесь тупик - нам в начале лета, во время прайммериз ЕР, уже рассказали, что все будет по-прежнему. Суверенная демократия, аднака. Заменять правительство ВВП не будет. Так все и будет - еле-еле. Пока гром не грянет.
Дробилка
28.08.2016 2:22
Проект ОЧЕНЬ важный, и важно, что напомнили. Но его будут пост. переносить (частями или целиком)  РЕАЛЬНЫЕ фигуры, принимающие решения. Как и БЕЛКОМУР, что "строится" с 2008 года...
Лесник
27.08.2016 1:10
           Спасибо АКТИОНУ, что выявил кандидата в чёрный список потерявших доверие чиновников. Да, партия, наверно, гордится такими членами.
Иван Ивановский
27.08.2016 0:31
Да, логика у властепй странная... Но ж.д. в таких условиях имеются и на Севере Скандинавии, Канады, в ряде районов Аляски. Технологии имеются, хотя и высокозатратные.
   И, правда, слов в последнее время - всё более правильных - становится  всё больше не только по этому  проекту.
Но, если не будет комплексной экономич. программы по примыкающим регионам, СШХ станет аналогом БАМа.
    
ОМ
26.08.2016 22:23
Как здорово, что вновь начались ВЕЛИКИЕ СТРОЙКИ - Крымский мост, Запалядная ж.д. А ведь строить и ж.дорогу на Колыму, СЕВЕРА поднимать. Есть куда молодёжи двинуть... Завидно!
Актион
26.08.2016 12:11
Кто бы сомневался в необходимости этого "хода"! Но пока, по большей части, слова и слова, строительство тонет в словах и никаких позитивных сдвигов нет. Не будем представлять себе, что там трудятся передовики и "комсомольские бригады", которые кладут шпалы и рельсы. В прессе специально так много тумана, чтобы это замазать, фактически кроме бумагомарания в гос.структурах ничего нет.
Что до сибирской язвы, зачем увязывать вспышку этой страшной болезни с железной дорогой? Наш скот и ящуром болеет, в июне в Чечне скот под вирус попал, подозревали тот же ящур, в Дагестане нодулярный дерматит крупного рогатого скота приключился, одновременно эта же болезнь в Астраханской области.
Что, если бы к стадам были проложены железные дороги, все было бы хорошо? Странная логика, если можно назвать это логикой. Вакцинацию надо делать, чтобы потом "пожар не тушить" героическими усилиями всех и вся!
Плюс к этому г-н Кобылкин решил "обобщить" ответственность за отмену вакцинации и никаких имен не назвал. Факты же таковы: в 2007 году Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа по представлению ветеринарной службы региона было принято решение об исключении мероприятия «Вакцинация северных оленей против сибирской язвы» из плана противоэпизоотических мероприятий на территории.
Губернатором тогда был Юрий Неёлов, который и принял такое мудрое решение. Потом он пришел сенатором в Совет Федерации, где находится и по сей день, представляя Единую Россию.
Поэтому сегодня никто и не говорит о личной ответственности за отмену вакцинации. Журналистам надо копать глубже.
Савелий
26.08.2016 8:08
Видимо, и здесь (вакцинация) решили "сэкономить", или обычный расчёт на "авось". Абсурдные критерии "экономий" только наносят ущерб стране, причем долгосрочный. "Сверхзадача"?..
Петр Петрович
25.08.2016 23:49
Очень хорошая новость.
Однако, не освещён вопрос надёжности ж.д. в зонах вечной мерзлоты и глубокого сезонного промерзания грунтов. На сегодняшний день эксплуатация таких ж.д. весьма затратна, требует постоянного ремонта и тщательного мониторинга состояния полотна. Все эти сложности возрастают в связи с изменением климата и оттаиванием вечномёрзлых грунтов.
Лесник
25.08.2016 20:13
       Строительство дороги было заморожено в 1953 году, сразу после смерти Сталина.
       Вероятно расматривалось как борьба с культом его личности.
        Полезность дороги очевидна и задержки в её строительстве совершенно неоправданны.
       Непонятно из текста статьи кто и почему решил не делать вакцинацию животных против сибирской язвы. Ошибка, если ошибка, могла нанести значительно больший урон. Инфекция особо опасная.
Самвел
25.08.2016 17:52
у нас преобладают традиционно   "липовая" отчётность, лозунги, декларации, постановления, присваивание хотя бы части гос- или инвест-денег и т.п. (вспомним "Продовольственная  программа", "Каждой семье - отдельную квартиру" и т.п.). Это относится  ко ВСЕМ видам деятельности, особенно экономической.А на выставочных картинках, схемах, в докладах всё выглядит красиво и, главное, перспективно...
Отображены комментарии с 1 по 10 из 12 найденных.

Эксклюзив
03.08.2020
Александр Каюмов
Аналитики обсудили, что готовят Белоруссии «комиссары цветных революций».
Фоторепортаж
31.07.2020
Елена Безбородова (фото), Алексей Тимофеев
Каждому стоит хотя бы однажды побывать в Ростове Великом.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».