Фонд исторической перспективы Столетие
Рассылка новостей

e-mail:
 

ИНФОРМАЦИОННО - АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ ФОНДА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ
интернет-газета издаётся с 21 сентября 2004 года

25 сентября 2016

 
ТАКЖЕ В РУБРИКЕ
К 15-ой годовщине сентябрьской атаки на США.
10.09

Президентские выборы в США могут стать прологом к новой мировой войне.
12.08

Не такой уж и большой по мировым меркам южный город в очередной раз напомнил миру о себе.
12.08

Кибердемоны атакуют человечество.
02.08

Два года назад на востоке Украины потерпел катастрофу малайзийский «Боинг 777».
18.07

Brexit как предвестник скорой смены миропорядка.
06.07

К 75-летию со дня начала Великой Отечественной войны.
15.06

О таинственной жизни Эдварда Рыдз-Смиглого в современной Польше не утихают острые дискуссии.
06.05

Персонажи романа М. Булгакова до сих пор остаются загадкой.
20.04

Новая версия о происхождении великого поэта и драматурга.
14.04

Ликвидация адвокатов на Украине становится системной.
11.04

Уже не первый олигарх из России умирает за границей при странных обстоятельствах.
14.03

Новая версия гибели великого русского поэта.
02.01

России теперь будет очень трудно доказать, что Су-24 не вторгался в воздушное пространство Турции.
23.12

Миграция: тайные пружины и цели.
03.12


Версия

Сценарий упадка

60 лет тому назад, 21 марта 1953 года, правительством СССР был принят план «деиндустриализации»
Алексей Чичкин
21.03.2013
Комментарии Версия для печати Добавить в избранное Отправить материал по почте
Сценарий упадка

Госдепартамент США, который очень внимательно отслеживал ситуацию в Советском Союзе (и отслеживает в России), в феврале 1954 года сделал следующий прогноз: «…промышленное развитие СССР и развитие транспортных связей между его регионами может замедлиться ввиду отмены промышленной программы 1953-1954 годов… В стране сделан упор на сельское хозяйство и, в основном, на освоение обширных целинных земель, что продлится, самое меньшее, пять-шесть лет. Это обстоятельство тоже может привести к замедлению индустриального развития СССР…» К сожалению, выводы американцев подтвердились, и, прежде всего, - в отношении РСФСР.

Основы столь пагубной для страны политики были определены постановлением Совета министров СССР от 21 марта 1953 года. Этим документом фактически отменялась сталинская экономическая политика. Приведем только некоторые из основных положений того правительственного решения, негативные последствия которого проявляются по сей день, и еще долго будут давать знать о себе.

«Совершенно секретно

21.03.1953 г., N 149

Учитывая, что строительство ряда гидротехнических сооружений, железных, шоссейных дорог и предприятий, предусмотренное ранее принятыми постановлениями Правительства, не вызывается неотложными нуждами народного хозяйства, Совет Министров СССР постановляет:

1. Прекратить строительство следующих объектов:

а) гидротехнических сооружений — Главный Туркменский канал; самотечный канал Волга—Урал; Волгобалтийский водный путь (вторая нитка); гидроузлы на Нижнем Дону; Усть-Донецкий порт;

б) железных и автомобильных дорог — железная дорога Чум—Салехард—Игарка («Заполярный Транссиб». - А.Ч.), в т.ч. судоремонтные мастерские, порт и поселок в районе Игарки; железная дорога Комсомольск—Победино; тоннельный переход под Татарским проливом; железная дорога Апатиты—Кейва—Поной; железная дорога Варфоломевка—Чугуевка — бухта Ольга; железная дорога Чугуевка—Сергеевка; железная дорога Архангельск—Ручьи—Мезень; железная дорога Красноярск—Енисейск; железная дорога Петропавловск-Камчатский—Усть-Большерецк; автомобильная дорога Усть-Большерецк—Озеровский рыбкомбинат; автомобильные дороги на Кольском полуострове, в Архангельской и Мурманской областях и на побережье Балтийского моря;

в) промышленных предприятий — Кировский химический завод; Черногорский завод искусственного жидкого топлива; Араличевский завод искусственного жидкого топлива; верфь металлического судостроения в Осетрово.

2. Обязать министерства: путей сообщения (т. Бещева), электростанций и электропромышленности (т. Первухина), сельского хозяйства и заготовок СССР (т. Козлова), морского и речного флота (т. Шашкова), металлургической промышленности (т. Тевосяна), нефтяной промышленности (т. Байбакова), химической промышленности (т. Тихомирова):

а) в двухнедельный срок разработать и представить в Совет Министров СССР мероприятия по проведению консервации или ликвидации указанных в п. 1 строительств и сметы расходов на эту цель;

б) принять меры к полной сохранности незаконченных строительных объектов, привести их в годное для консервации состояние и обеспечить использование имеющихся на прекращаемых строительством объектах подсобных предприятий, оборудования и материалов для других хозяйственных целей.

3. Обязать Госплан СССР:

а) внести необходимые изменения, вытекающие из настоящего постановления, в планы соответствующих министерств на 1953 год;

б) снять фонды на металл, топливо, строительные материалы, оборудование и другие фонды, выделенные на 1953 год для объектов, прекращенных строительством.

4. Обязать Министерство обороны СССР (т. Василевского):

а) прекратить комплектование двух дорожно-строительных дивизий, предусмотренных Постановлением Совета Министров СССР от 30 января 1953 года за № 273-126-с, на которые возложено выполнение работ по строительству железной дороги Петропавловск-Камчатский—Усть-Большерецк и автомобильной дороги Усть-Большерецк—Озерковский рыбкомбинат;

б) расформировать дорожные военно-строительные части, сформированные на основании Постановления Совета Министров № 3865-1767сс от 8 октября 1951 года, для выполнения работ по строительству дорог на Кольском полуострове, в Архангельской области и на побережье Балтийского моря.

5. Обязать Министерство финансов СССР внести изменения в балансы доходов и расходов на 1953 год по министерствам в соответствии с настоящим постановлением».

Документ, как видите, очень обстоятельный. Но сегодня мало кто знает, а тем более помнит о том, что еще в начале 1950-х около 20 экономических и транспортных НИИ СССР и до 40 общесоюзных и республиканских министерств экономического профиля представили И.В. Сталину и правительству СССР совместно разработанный прогноз диспропорций в советской экономике.

Отмечалось, что во многих регионах страны требуется развитие промышленных отраслей, энергетических мощностей, в том числе на базе местного сырья, а также транспортных объектов. В противном случае эти регионы будут всё в меньшей степени участвовать в товарообмене с другими регионами. Причем наиболее актуальной эта проблема была для РСФСР. Из документа также следовало, что эти вопросы планировалось решать в 1953-1955 годах.

Однако создается впечатление, что дальнейшая индустриализация России как основы Советского Союза не входила в планы послесталинского руководства.

Правда, отметим, что в 1960-х – начале 1980-х годов до трети тех проектов было реализовано. Пришлось вспомнить о намеченной в начале 1950-х промышленной программе, но никто ни словом не обмолвился о том, что небезызвестное «антииндустриальное» постановление правительства от 21 марта 1953 года оказалось ошибочным или подлежит отмене.

А некоторые из тех планов реализуются еще и сегодня: это, к примеру, «Заполярный Транссиб»; создание порта Мезень и железной дороги Архангельск-Мезень; Кировский химический завод; в Ленинградской, Калининградской, Мурманской области - строительство железных и автодорог на побережье Финского залива, Балтийского и Баренцева морей. Об актуальности отмененной в 1953-м промышленной программы говорили автору губернаторы Новгородской и Кировской областей – Сергей Митин и Никита Белых. 

Характерно, что в других союзных республиках были «заморожены» или отменены лишь некоторые, буквально считанные проекты. В итоге, скажем, в сфере транспорта из-за отмены или длительной консервации проектов многих портов и сухопутных артерий Советский Союз в 1960-х – 1980-х годах (и по этой же причине современная Россия) понес большой ущерб в сфере морских перевозок, развития портов и, в целом, - в конкурентоспособности отечественной транспортной системы. СССР приходилось тратить крупные денежные средства на транзит своих грузов через соседние страны.

Россия сегодня тоже вынуждена пользоваться транзитными услугами стран Балтии, Финляндии, Польши, Турции, Китая, Северной Кореи, Ирана и Украины, что в совокупности обходится, по экспертным оценкам, в 400 млн долл. ежегодно. Не говоря уже о сохраняющихся поныне диспропорциях в межрегиональных транспортно-экономических связях, о проблемах индустриального и комплексного развития многих регионов как в бывшей РСФСР, так и в современной России. Поэтому, например, обширные дальневосточные, северные, восточносибирские территории до сих пор лишены современных транспортных артерий и портов.

А Камчатка, Магаданская область, многие территории Красноярского, Пермского краёв, Северного Урала и Архангельской области и почти все приарктические порты России до сих пор не соединены ни друг с другом, ни с другими регионами страны.

Подчеркнем еще одно стратегическое обстоятельство: после 5 марта 1953 г. (смерти И. Сталина) ни один похожий советский проект не был отменен ни в одной стране Восточной Европы. Не были отменены «сталинские» проекты и в других «братских» соцстранах.

По имеющимся данным, посольства и торгпредства этих стран в начале-середине апреля 1953 г. запросили советское правительство о том, не подвергнутся ли ревизии планы финансово-экономической и научно-технической помощи СССР, включающие промышленные, транспортные, энергетические проекты. И уже в конце апреля 1953-го Кремль ответил в том смысле, что постановление от 21 марта не будет «повторено» в отношении этих государств. В результате темпы экономического роста во всех странах социализма с середины 1950-х до начала 1980-х были, минимум на треть, выше, чем в СССР. И, подчеркну, - наполовину, а то и вдвое больше, чем в РСФСР.

Приведенные факты и факторы объясняют также, почему темпы именно промышленного роста в РСФСР уже с середины 1950-х повышались «символически», а в большинстве других союзных республик, да и соцстран, эти темпы были действительно высокими. Если же еще учесть методы организации и последствия т.н. целинной кампании, да и схожих хрущевских мероприятий после «целины» или ее сопровождающих, можно вполне обоснованно предположить: а не было ли сверхзадачей постсталинской политики  превращение РСФСР (России!) в одну из наименее индустриально развитых республик СССР?

Специально для Столетия



Комментарии


Гусев Сергей
21.03.2013 14:33


РСФСР была самой индустриально развитой республикой СССР.
Все наукоемкие и высокотехнологичные производства были расположены и сейчас (что осталось) находятся в России.

лесник
21.03.2013 14:38

        Что, странное постановление?
      Очень даже закономерное.

ися
21.03.2013 15:50

И сейчас продолжается!

И.Якут
21.03.2013 16:19

Статья фундаментальна, ибо решения были действительно "революционными". Тем не менее, после Хрущева попытки исправить ситуацию были, но этих решений не хватило для сохранения СССР.

Евгений
21.03.2013 18:56

Не говоря уже о сохраняющихся поныне диспропорциях в межрегиональных транспортно-экономических связях, о проблемах индустриального и комплексного развития многих регионов как в бывшей РСФСР, так и в современной России. Поэтому, например, обширные дальневосточные, северные, восточносибирские территории до сих пор лишены современных транспортных артерий и портов.
А сейчас в современной России развалена почти вся промышленность,сельское хозяйство и тд тп .

Артем Алекссев
21.03.2013 19:01

- Абсолютно прав И.Якут (о чём упомянуто и в публикации). Но речь может идти о "послехрущевских" решениях только до середины 1980-х. Что и как было после - известно...
А, если иметь в виду социально- и экономико-географический  фактор, индустриальными в РСФСР были (и остаются) только около трети ее территории. В отличие от большинства других союзных республик (особенно в отличие от Грузии, Армении, Азербайджана, Прибалтики, Западной Украины). Остальные же регионы - дотационные/сырьевые. Но индустриальное "поднятие" в основном этих регионов РСФСР и планировалось промышл. программой 1952-1955 годов...

Айвенго
21.03.2013 19:43

Сталина убрали и с целью убить дух в народе, после его смерти под нож пошли и планы по строительству авиации, флота и война в Корее закончилась сразу. А ощущать себя какой-то потребительской массой в тюрьме народов, от которой еще желают избавить как лишнего рта, да и унижаться перед торгашами и ворами и видеть как терзают твою землю что более для мужского может быть худшим. Оккупанты после 91 г превратили русские города в крематории по сути. Да цель - истребить русский народ и понятно полностью уничтожить все национальное хозяйство, убить в нем все мужское, материнское, воинское, чувство долга, верности, любви, развратить и исказить, опустошить, уничтожить понятие семьи, здорового труда, обезличить, оторвать от своей земли - убить в нем желание жить и продолжать себя. Создать такую систему, чтобы самому русскому человеку жизни на своей земле не было, это изменит только готовность вновь умирать за свое святое, тогда его и перестанут считать пустым местом и вытирать ноги об него.

Александр
21.03.2013 21:24

Уважаемый Алексей! К сожалению вы не совсем разобрались  в контексте происходящих на тот момент событий. Большинство из перечисленных объектов не имели вообще никакого смысла. А их реализация выливалась в непосильные расходы. Не нужно заниматься скрытой реабилитацией Сталина, сравнивая между собой несопоставимые процессы.

Тимофей
21.03.2013 21:36

Не хочется верить, что нас давно переигрывают, но факты....

алая заря
21.03.2013 23:30

Айвенго
21.03.2013 19:43   это изменит только готовность вновь умирать за свое святое, тогда его и перестанут считать пустым местом и вытирать ноги об него.                                  Сталин - Чкалову : «Простите меня за грубое выражение, умереть всякий дурак способен. Умереть, конечно, тяжко, но не так трудно… Я пью за людей, которые хотят жить! Жить, жить как можно дольше, а не умереть».

Петрович
22.03.2013 0:25

А чего ж вы хотели от "кукурузника". Для него главное было- власть. Сталина охаял, а сам, как говорили мои родители:" не культ, но культище"!

св
22.03.2013 6:22

А Вы,Александр 21.03.2013 21:24,уверены, что "совсем разобрались"?
Насчёт предстоящих расходов - на тот момент с плановой и финансовой дисциплиной порядок в Союзе был на нужном уровне.Ресурсы требовались для выполнения пятилетнего плана немалые,это так.Но они были в стране,а кукурузник пустил их в распыл - на неподготовленное "освоение" целины.Но самое страшное-туда же ушли немалая доля энтузиазма и трудового напряжения самой энергичной части того общества.

лесник
22.03.2013 11:18

     Александр! Вы написали:"Большинство из перечисленных объектов не имело смысла".
   Доказать это может независимая компетентная экспертиза.
   Данных экспертизы Вы не приводите.
   Но, обращаю внимание на дату постановления - 21 марта 1953 года.
   Можно ли за две недели провести экспертизу многих объектов и принять правильное(полезное) решение?
   Постановление готовилось заранее.

student
22.03.2013 12:26

Александр
21.03.2013 21:24
"Большинство из перечисленных объектов не имели вообще никакого смысла.."

НАПРИМЕР ?
И КУДА ПОШЛИ ДЕНЬГИ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ ?
ПОТРАЧЕНЫ СО СМЫСЛОМ ?
С КАКИМ КОНКРЕТНО ?
------------------------------
"Не нужно заниматься скрытой реабилитацией Сталина"

КОМУ КОНКРЕТНО НЕ НУЖНО ?
ДЛЯ ЧЪЕЙ ПОЛЬЗЫ НЕ НУЖНО ?
А РАЗВЕ СТАЛИНА ОСУДИЛ КАКОЙ-ТО СУД ?
ИМЕЛСЯ ЛИ РАВНОПРАВНЫЙ ДИАЛОГ ЗАЩИТЫ И ОБВИНЕНИЯ ?
-----------------------------

Сейчас полно народа, который свято верит современным СМИ. Хотя прекрасно знают, с кем имеют дело.
Но не верит данным СМИ советского периода.
Причины веры и неверия- тайна человеческой души.
НО, думаю- истоки в сердце.
Современная грязь, похабщина, мерзость- близка сердцу нашего народа.
Втайне- радует его. Недаром матерятся через каждое слово. ЧТО КАВКАЗЦУ МЕРЗОСТЬ-ТО РУССКОМУ СЛАДКО.
Как говорил Салтыков- Щедрин:"главное русскому человеку, чтоб было занятно.."
А ныне времена ОЧЕНЬ занятные !  
И вранья очень занятного- масса.

Завьялов
22.03.2013 16:29

Александр, Вы претендуете на некую объективность, но у Вас не получается, и вряд ли  получится.
   "Не имело смысла" в СССР очень многое, и сегодня, но - с какой стороны и с каким багажом знаний смотреть.
    То, что др. республики, например, "напичканы" дорогами, причем хорошими, а РСФСР-РФ?
   Оспаривать, что "ставка" после 1953-го была сделана в основном на экспорт сырья и на "оборонку" (успехи в которой оборачивались... налогами на каждый куст смородины, на каждую домашнюю утку, на каждого поросёнка, и психушками для недовольных..., и т.п.) - это глупо...    

Александр
22.03.2013 16:37

Александр
21.03.2013 21:24
"Большинство из перечисленных объектов не имели вообще никакого смысла.."


Интересное утверждение, граничащее с поразительной твердолобостью...
В статье указано, что современные некоторые руководители отмечают актуальность недостроенных объектов...
Да и железную дорогу Салехард-Игарка - ПУтин решил-таки достроить... Тоже не нужно?
По примерной оценке в регионе имеются запасы полезных ископаемых на 6 трлн долларов сша.42466

Рядовой
22.03.2013 16:42

20 марта 1953 года председателем правительства СССР (совета министров) был Маленков Георгий Максимилианович. А Хрущёв Никита Сергеевич в правительство тогда не входил. Он бы первым секретарём МК и МГК КПСС и секретарь ЦК КПСС (первым он стал только в сентябре 1953 года).
Правительство тогдашнее - Берия, Молотов, Булганин, Каганович, Микоян и т.д.

iDesperado
22.03.2013 19:00

вот ведь нехороший этот хрущев, отменил сталинскую политику голод каждые 10 лет. в 1963 начались крупномасштабные закупки буржуйского зерна, поглядел бы я на масштабы голода, если бы ресурсы ушли на заводы, а не поднятие целины ...
вобщем верно товарищ мыслит, не барское это дело в земле ковыряться. ковырятся в земле удел России, что бы СЭВ промышленное производство у себя развивало.

Александр
22.03.2013 20:58

Уважаемые форумчане - св, лесник и student - постараюсь ответить сразу всем, как смогу. Объекты эти строились, в основном, заключенными - вручную, тачками и лопатами. Производительность труда ничтожная а смертность ужасающая. Практически все эти стройки зижделись в буквальном смысле на костях. Умерших хоронили прямо в полотне строящейся дороги.
Как известно строительство БАМа в 1930-х стоило почти два миллиона жизней погибших заключенных. Когда БАМ вновь начали строить в 1970-х, то шли в том числе и по старому полотну,к тому времени уже заросшему тайгой. Так вот во многих местах при вскрытии полотна обнаруживались массовые захоронения. Это были скелеты первых строителей - заключенных.Прекращение этих строек спасло тысячи жизней.
Что касается знаменитой "мертвой дороги" Лабытнанги - Игарка, то она задумывалась как сухопутный дублер Северного морского пути. Но возить по ней во-первых было просто нечего, а во-вторых построить в этих краях железную дорогу даже сегодня необычайно сложно. Мне приходилось лет двадцать назад бывать почти в тех краях.Места для обитания человека, можно сказать, совсем непригодные.
Сейчас в России идет массированная идеологическая реабилитация Сталина. Цель ее проста - создать почву для идеологического обоснования ужесточения режима. А сам Сталин, по-моему, просто воплощение некого абсолютного зла, человек причинивший нашему народу зла больше чем все изверги прошлого вместе взятые.
Любовь к Сталину части наших соотечественников имеет очевидно довольно простую природу. Это некий вариант "хельсинкского синдрома" - привязанность жертвы к своему палачу. Ну вот, наверно, и все.
С уважением и признательностью за интерес к нашей трагической истории.  
  

лесник
23.03.2013 12:03

    "Цель её проста - создать почву для идеологического обоснования ужесточения режима.", - написал Александр.
    А нам, оказывается, надо умягчиться, расслабиться...Всё хорошо, прекрасная маркиза...
    Этому синдрому уже есть название - ПИВОВАРОВЩИНА.
   Ну так мы свой народ любим, ну так скорбим о безвинно замученных кровопийцей Сталиным, что тихо, спокойно, будем добивать оставшийся народ под призывы к высокоцивилизованной европейской любви к каждому человеку. Зверино ненавидя народ в его русской целости.

Комментарии 1 - 20 из 34
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец

Добавить комментарий

Ваше имя *
Комментарий *
CAPTCHA
Введите слово
с картинки *




ПОИСК

Выстрелы на Рублевке

Убит лидер харьковского «Оплота» Евгений Жилин.

Армия-2016

В парке «Патриот» в Кубинке проходит Международный военно-технический форум.

НАШИ ПАРТНЕРЫ
Новый сайт Фонда исторической перспективы
Институт демократии и сотрудничества
Другая Европа






Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

Научное Общество Кавказоведов Всемирный Русский Народный Собор Аналитический портал о Балтийском регионе Официальный сайт журнала 'Международная жизнь'
Столетие
Зарегистрировано в Роскомнадзоре.
Cвидетельство о регистрации средства массовой
информации Эл № ФС77-42440 от 21 октября 2010 года.

Адрес: Москва, ул. Долгоруковская, д. 33, кор. 2.
Copyright © Stoletie.RU

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведённого Фондом ИСЭПИ.

При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на Столетие.RU обязательна
электронная почта: post@stoletie.ru.

Редакция | Контакты | Карта сайта