Фонд исторической перспективы Столетие
Рассылка новостей

e-mail:
 

ИНФОРМАЦИОННО - АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ ФОНДА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ
интернет-газета издаётся с 21 сентября 2004 года

8 декабря 2016

 
ТАКЖЕ В РУБРИКЕ
Новый президент США формирует свою команду.
02.12

Готовы ли миллион человек отправиться обживать Красную планету?
07.10

К 15-ой годовщине сентябрьской атаки на США.
10.09

Президентские выборы в США могут стать прологом к новой мировой войне.
12.08

Не такой уж и большой по мировым меркам южный город в очередной раз напомнил миру о себе.
12.08

Кибердемоны атакуют человечество.
02.08

Два года назад на востоке Украины потерпел катастрофу малайзийский «Боинг 777».
18.07

Brexit как предвестник скорой смены миропорядка.
06.07

К 75-летию со дня начала Великой Отечественной войны.
15.06

О таинственной жизни Эдварда Рыдз-Смиглого в современной Польше не утихают острые дискуссии.
06.05

Персонажи романа М. Булгакова до сих пор остаются загадкой.
20.04

Новая версия о происхождении великого поэта и драматурга.
14.04

Ликвидация адвокатов на Украине становится системной.
11.04

Уже не первый олигарх из России умирает за границей при странных обстоятельствах.
14.03

Новая версия гибели великого русского поэта.
02.01


Версия

Сценарий упадка

60 лет тому назад, 21 марта 1953 года, правительством СССР был принят план «деиндустриализации»
Алексей Чичкин
21.03.2013
Комментарии Версия для печати Добавить в избранное Отправить материал по почте
Сценарий упадка

Госдепартамент США, который очень внимательно отслеживал ситуацию в Советском Союзе (и отслеживает в России), в феврале 1954 года сделал следующий прогноз: «…промышленное развитие СССР и развитие транспортных связей между его регионами может замедлиться ввиду отмены промышленной программы 1953-1954 годов… В стране сделан упор на сельское хозяйство и, в основном, на освоение обширных целинных земель, что продлится, самое меньшее, пять-шесть лет. Это обстоятельство тоже может привести к замедлению индустриального развития СССР…» К сожалению, выводы американцев подтвердились, и, прежде всего, - в отношении РСФСР.

Основы столь пагубной для страны политики были определены постановлением Совета министров СССР от 21 марта 1953 года. Этим документом фактически отменялась сталинская экономическая политика. Приведем только некоторые из основных положений того правительственного решения, негативные последствия которого проявляются по сей день, и еще долго будут давать знать о себе.

«Совершенно секретно

21.03.1953 г., N 149

Учитывая, что строительство ряда гидротехнических сооружений, железных, шоссейных дорог и предприятий, предусмотренное ранее принятыми постановлениями Правительства, не вызывается неотложными нуждами народного хозяйства, Совет Министров СССР постановляет:

1. Прекратить строительство следующих объектов:

а) гидротехнических сооружений — Главный Туркменский канал; самотечный канал Волга—Урал; Волгобалтийский водный путь (вторая нитка); гидроузлы на Нижнем Дону; Усть-Донецкий порт;

б) железных и автомобильных дорог — железная дорога Чум—Салехард—Игарка («Заполярный Транссиб». - А.Ч.), в т.ч. судоремонтные мастерские, порт и поселок в районе Игарки; железная дорога Комсомольск—Победино; тоннельный переход под Татарским проливом; железная дорога Апатиты—Кейва—Поной; железная дорога Варфоломевка—Чугуевка — бухта Ольга; железная дорога Чугуевка—Сергеевка; железная дорога Архангельск—Ручьи—Мезень; железная дорога Красноярск—Енисейск; железная дорога Петропавловск-Камчатский—Усть-Большерецк; автомобильная дорога Усть-Большерецк—Озеровский рыбкомбинат; автомобильные дороги на Кольском полуострове, в Архангельской и Мурманской областях и на побережье Балтийского моря;

в) промышленных предприятий — Кировский химический завод; Черногорский завод искусственного жидкого топлива; Араличевский завод искусственного жидкого топлива; верфь металлического судостроения в Осетрово.

2. Обязать министерства: путей сообщения (т. Бещева), электростанций и электропромышленности (т. Первухина), сельского хозяйства и заготовок СССР (т. Козлова), морского и речного флота (т. Шашкова), металлургической промышленности (т. Тевосяна), нефтяной промышленности (т. Байбакова), химической промышленности (т. Тихомирова):

а) в двухнедельный срок разработать и представить в Совет Министров СССР мероприятия по проведению консервации или ликвидации указанных в п. 1 строительств и сметы расходов на эту цель;

б) принять меры к полной сохранности незаконченных строительных объектов, привести их в годное для консервации состояние и обеспечить использование имеющихся на прекращаемых строительством объектах подсобных предприятий, оборудования и материалов для других хозяйственных целей.

3. Обязать Госплан СССР:

а) внести необходимые изменения, вытекающие из настоящего постановления, в планы соответствующих министерств на 1953 год;

б) снять фонды на металл, топливо, строительные материалы, оборудование и другие фонды, выделенные на 1953 год для объектов, прекращенных строительством.

4. Обязать Министерство обороны СССР (т. Василевского):

а) прекратить комплектование двух дорожно-строительных дивизий, предусмотренных Постановлением Совета Министров СССР от 30 января 1953 года за № 273-126-с, на которые возложено выполнение работ по строительству железной дороги Петропавловск-Камчатский—Усть-Большерецк и автомобильной дороги Усть-Большерецк—Озерковский рыбкомбинат;

б) расформировать дорожные военно-строительные части, сформированные на основании Постановления Совета Министров № 3865-1767сс от 8 октября 1951 года, для выполнения работ по строительству дорог на Кольском полуострове, в Архангельской области и на побережье Балтийского моря.

5. Обязать Министерство финансов СССР внести изменения в балансы доходов и расходов на 1953 год по министерствам в соответствии с настоящим постановлением».

Документ, как видите, очень обстоятельный. Но сегодня мало кто знает, а тем более помнит о том, что еще в начале 1950-х около 20 экономических и транспортных НИИ СССР и до 40 общесоюзных и республиканских министерств экономического профиля представили И.В. Сталину и правительству СССР совместно разработанный прогноз диспропорций в советской экономике.

Отмечалось, что во многих регионах страны требуется развитие промышленных отраслей, энергетических мощностей, в том числе на базе местного сырья, а также транспортных объектов. В противном случае эти регионы будут всё в меньшей степени участвовать в товарообмене с другими регионами. Причем наиболее актуальной эта проблема была для РСФСР. Из документа также следовало, что эти вопросы планировалось решать в 1953-1955 годах.

Однако создается впечатление, что дальнейшая индустриализация России как основы Советского Союза не входила в планы послесталинского руководства.

Правда, отметим, что в 1960-х – начале 1980-х годов до трети тех проектов было реализовано. Пришлось вспомнить о намеченной в начале 1950-х промышленной программе, но никто ни словом не обмолвился о том, что небезызвестное «антииндустриальное» постановление правительства от 21 марта 1953 года оказалось ошибочным или подлежит отмене.

А некоторые из тех планов реализуются еще и сегодня: это, к примеру, «Заполярный Транссиб»; создание порта Мезень и железной дороги Архангельск-Мезень; Кировский химический завод; в Ленинградской, Калининградской, Мурманской области - строительство железных и автодорог на побережье Финского залива, Балтийского и Баренцева морей. Об актуальности отмененной в 1953-м промышленной программы говорили автору губернаторы Новгородской и Кировской областей – Сергей Митин и Никита Белых. 

Характерно, что в других союзных республиках были «заморожены» или отменены лишь некоторые, буквально считанные проекты. В итоге, скажем, в сфере транспорта из-за отмены или длительной консервации проектов многих портов и сухопутных артерий Советский Союз в 1960-х – 1980-х годах (и по этой же причине современная Россия) понес большой ущерб в сфере морских перевозок, развития портов и, в целом, - в конкурентоспособности отечественной транспортной системы. СССР приходилось тратить крупные денежные средства на транзит своих грузов через соседние страны.

Россия сегодня тоже вынуждена пользоваться транзитными услугами стран Балтии, Финляндии, Польши, Турции, Китая, Северной Кореи, Ирана и Украины, что в совокупности обходится, по экспертным оценкам, в 400 млн долл. ежегодно. Не говоря уже о сохраняющихся поныне диспропорциях в межрегиональных транспортно-экономических связях, о проблемах индустриального и комплексного развития многих регионов как в бывшей РСФСР, так и в современной России. Поэтому, например, обширные дальневосточные, северные, восточносибирские территории до сих пор лишены современных транспортных артерий и портов.

А Камчатка, Магаданская область, многие территории Красноярского, Пермского краёв, Северного Урала и Архангельской области и почти все приарктические порты России до сих пор не соединены ни друг с другом, ни с другими регионами страны.

Подчеркнем еще одно стратегическое обстоятельство: после 5 марта 1953 г. (смерти И. Сталина) ни один похожий советский проект не был отменен ни в одной стране Восточной Европы. Не были отменены «сталинские» проекты и в других «братских» соцстранах.

По имеющимся данным, посольства и торгпредства этих стран в начале-середине апреля 1953 г. запросили советское правительство о том, не подвергнутся ли ревизии планы финансово-экономической и научно-технической помощи СССР, включающие промышленные, транспортные, энергетические проекты. И уже в конце апреля 1953-го Кремль ответил в том смысле, что постановление от 21 марта не будет «повторено» в отношении этих государств. В результате темпы экономического роста во всех странах социализма с середины 1950-х до начала 1980-х были, минимум на треть, выше, чем в СССР. И, подчеркну, - наполовину, а то и вдвое больше, чем в РСФСР.

Приведенные факты и факторы объясняют также, почему темпы именно промышленного роста в РСФСР уже с середины 1950-х повышались «символически», а в большинстве других союзных республик, да и соцстран, эти темпы были действительно высокими. Если же еще учесть методы организации и последствия т.н. целинной кампании, да и схожих хрущевских мероприятий после «целины» или ее сопровождающих, можно вполне обоснованно предположить: а не было ли сверхзадачей постсталинской политики  превращение РСФСР (России!) в одну из наименее индустриально развитых республик СССР?

Специально для Столетия



Комментарии


Верняк
19.07.2013 21:07

подводя итог всей полемике выше - могу сказать одно -
основная проблема в России - это не способность общества управлять собой самостоятельно и\или критично влиять на принятие решений.
Раньше это было затруднительно по разным причинам, возможно сказывалась "размазанность" населения по территории России и слабые коммуникации между населением сгустков.
Теперь технологии позволяют организовывать "сетевые сообщества" реальных ячеек гражданской активности на местах, для решения реальных управленческих и хозяйственных вопросов. А при должном информировании активом остальных сограждан - то и возможность реального влияния на принятие решений.
Пора взрослеть и брать ответственность за свою страну и себя самих - на себя.

VA
11.05.2013 0:44

лесник писал
"
лесник
23.03.2013 12:03
    А нам, оказывается, надо умягчиться, расслабиться...Всё хорошо, прекрасная маркиза...
    Этому синдрому уже есть название - ПИВОВАРОВЩИНА.
   Ну так мы свой народ любим, ну так скорбим о безвинно замученных кровопийцей Сталиным, что тихо, спокойно, будем добивать оставшийся народ под призывы к высокоцивилизованной европейской любви к каждому человеку. Зверино ненавидя народ в его русской целости."
- Публикация таких крикливых обвинений типична для вассерманов с латыповыми. Они очень стараются криком, истериками, манипуляцией, страхом, заставить людей принять ИХ деление оппозиции на две части: кто за сталина - в одну сторону, кто против сталина - в другую.
И при этом уводят читателя в сторону от самого главного вопроса: мы за капитализм или против?
Вассерманы с пеной у рта навязывают людям выбор между двумя искусственными КРАЙНОСТЯМИ, придуманными ими самими.
Чего они этим добиваются? - раскола русских людей на враждующие лагери. Это обычная колониальная политика "разделяй и властвуй". А пропаганда Сталина очень даже нравится власти, - ей ведь рано или поздно по команде МВФ придется сажать во власть Пиночета. Так везде было. Так что пусть народ заранее будет обманут речами нового "освободителя". Пусть простой народ воображает, что пришел его Спаситель. Когда народ поймёт, кого диктатор спасает - будет поздно.
Лет на 50 будет поздно. А на большее эта власть и не рассчитывает.


VA
11.05.2013 0:28


===========================
Хрущёв остановил гигантоманию Сталина (например, в жилищном строительстве, возводившем единичные дворцы вместо необходимых сотен жилищ) - и за то страна ему должна быть благодарна. Он ликвидировал безумную программу строительства флота линкоров.
Но, ликвидировав сталинские перегибы в одном, Хрущёв создал новые перегибы - в другом. В частности, в авральной и ненужной ликвидации вооружений (например, Миги 15, УТИ). Консервация была нужна, строгий учёт, использование накопленного, а не повальная ликвидация.
Одновременно и в сельском хозяйстве дров наломал. Молодежь на одном энтузиазме должна была поднимать целину. Слишком был несдержан и не аккуратен в обещаниях. Слишком уповал на эйфорию строительства новой жизни. Слишком был приучен к командованию. Занесло. Его ли самого занесло или советники у него такие были (типа Аджубея) - бог весть.  
Но это и не важно. Тогда ведь очень многие партруководители такими были.
Это врожденная болезнь большевиков.

Eva
01.05.2013 0:45

KВЕ, спасибо за комментарий. Думаю, люди изучают прошлое, чтобы понять настоящее и маленько предупредить будущее. Но разве не все нам ясно? Демократизация страны пошла во вред стране и нашему народу. Как могло случиться подобное? Ведь Россия не взяла ничего хорошего от Запада после того, как открылись границы. Культура обслуживания, чистота улиц, доброжелательность как норма человеческого общения, укрепление семейных ценностей, самоуважение, огромная очередь на усыновление детей; женщин отговаривают от абортов любыми средствами, а люди, покупающие пиво, маскируют его пакетиками или платят штраф. все здоровое мимо, а вот все больное, вся грязь, все пороки опутали  Россию плотной паутиной. Это не является чистой случайностью. Народ тупеет, дичает, деградирует. Но ведь не все потеряно.

Те, кто в Кремле, должны нести ответственность, а не только пожинать плоды власти. И возможно ли избавиться от наиболее одиозных фигур типа Чубайса, Кириенко демократическим путем (собрать подписи, выйти на улицы), минуя болотную подставную "оппозицию" фарс. Как еще показать, что пир во время чумы закончен?


Хмурый
12.04.2013 10:07

Все нормально. После смерти Сталина Хрущев пытался избавиться от всего, что было связано с именем умершего и не важно, к чему это могло привести. Вспомните недвнюю историю, когда Ельцин и Чубайс делали все от них зависящее, чтобы избавиться от всего созданного в СССР. Доизбавлялись.

Владимир
27.03.2013 15:19

Солидарен с комментарием Александра!

Упадок России связан не с отменой непосильных для обнищавшей, обезлюдевшей после войны и сталинщины страны. Как раз сама построенная Сталиным система управления - античеловечная, неэффективная по-сравнению с западной - и привела к деградации.

лесник
26.03.2013 12:07

   Спасибо за точку, уважаемый КБЕ.
   Но после точки должно быть следущее предложение. Повествование(история) не закончено.

КВЕ
25.03.2013 19:03

Уважаемый Лесник. Ваш вопрос - имеет ли нынешняя власть подобный план? - потому и риторический, что не можно одновременно иметь во власти фигур одиозных, типа Чубайса или Кириенко, не можно при этом благосклонно относиться к преступникам, приведшим к развалу страну и даже награждать их, создавать под них липовые банки, фонды и "институты по анализу чего-нибудь" и одновременно возрождать порушенное. Как говаривал небезызвестный Шмелев, нельзя быть немножко беременным... А, судя по трепетному отношению к судьбе Кипра, судьба страны их интересует в значительно меньшей степени, чем свое, кровное!

лесник
25.03.2013 13:18

     "Теряем время!",-вполне обоснованно обеспокоен КБЕ.
    Но что и как надо делать, чтобы не упустить время окончательно?
    Идея статьи в том, что существовал план по разрушению России.
    А разве сегодня этот план закрыт?
    К сожалению, воплощение плана продолжается.
    Чтобы не терять время надо, используя все возможности изучать этот план, чтобы эффективно препятствовать его осуществлению и, взаимосвязано, иметь свой план восстановления России.
     Ключевой вопрос - имеет ли нынешняя власть подобный план?
     Вопрос, конечно, риторический.

читатель
24.03.2013 17:26

А вот мне один человек, входивший в высшую элиту СССР, рассказывал, что Горбачев, когда Союз уже трещал по швам, буквально выламывал руки правительству, заставляя вбухивать миллиарды долларов (не рублей!) в индустриальное развитие Прибалтики, Закавказья и Средней Азии. Там разворачивалось очень дорогое производство комплектующих для систем стратегического назначения, расположенных или собираемых на территории РСФСР. Ну и когда рухнул Союз, рухнули все окраинные производства. И каково сейчас состояние стратегических сил Россиянии? Объективных экспертиз не проводилось. А то, что индустриализация РСФСР шла по остаточному принципу, а все сливки отдавались "братьям меньшим", это давно общеизвестный факт. Распахали казахстанскую целину, пустив в прямом смысле по ветру сотни миллиардов золотых рублей. А русская деревня, презрительно названная нечерноземьем (да еще с большой буквы писать это словечко затавляли), тихо вымирала и спивалась от полной нищеты и безысходности. Тех же председателей колхозов, что делали невозможное, превращая убыточное хозяйство в колхозы-миллионеры, почти всегда закрывали в тюрьмах, а построенное с огромным трудом разоряли. Кто про это знает? Кто пишет? Кто за это ответит? Сегодня, наверное, уже никто... Разве что перед Богом.  

iDesperado
24.03.2013 14:50

2Советский Союз

после Революции в гражданскую тоже много погибло, в сумме побольше чем в 90х. падение нравов 20х тоже дадут фору девяностым.
все, что ясно, что на сломе эпох огромные жертвы ...

КВЕ
24.03.2013 13:44

Неуклюжая попытка свести все к планомерному распаду страны. Все-таки не надо растекаться по древу истории в поисках козлов отпущения при наличии конкретных живых преступников: Горбачев, Шеварнадзе, Чубайс, Кох, Бурбулис, Авен, Филатов, Шахрай,Ваня Рыбкин, Шумейко, Кириенко и пр., и пр. Мертвых народ уже давно осудил и проклял, правда, им от этого ни жарко, ни холодно и детишки у них все пристроены!Что судить Хруща или ЕБНа - дело пустое и малопоучительное, когда в шоколаде и при регалиях реальные разрушители великой страны, в том числе и из новейшей истории... Теряем время!!!

Советский Союз
24.03.2013 0:12

Прав Лесник в своем ехидстве,сколько людей за эти прекрасные постперестроечные годы погибли от бандитов ,в автомобильных катастрофах,от некачественного алкоголя,ужасной медицины,террактов,региональных конфликтов и прочих прелестей нового бытия? Сколько детей погибает, скитаясь в беспризорниках,сколько мужчин после ликвидации предприятий  военно-промышленного комплекса и не только его,спились,превратились в бомжей и просто умерли от страшного качества жизни.Теперь приплюсуйте чеченские события,где погибли молодые мужчины,могущие дать потомство,развращение молодежи и падение нравов женщин....Отсюда и снижение рождаемости.Сколь не родилось,а Вы все считаете и прибавляете,начиная с нобелевского лауреата Александра Исаевича,жертвы сталинских репрессий.....Куда более будет людской убыток, от эксперимента,начатого Горбачевым под управлением Запада.Считай,не считай итак все ясно!

Гусев Сергей
23.03.2013 19:56

1.Как и все антисталинисты и либерасты фигурирующий здесь под кличкой "Александр" писатель еще и невежда.
Психологи говорят о "стокгольмском синдроме"."Хельсинкский синдром"-это изобретение неуча.
2."человек причинивший нашему народу зла больше чем все изверги прошлого вместе взятые".
Если речь идет о"малых народах", безусловно. И за это Сталина тоже  уважают многие.
3.Статья Чичкина ошибочна в своей основе.
Во-первых,он утверждает,без  всяких на то оснований,что существовала какая то  целенаправленная политика превращения РСФСР в наименее развитую в индустриальном плане республику.
Во-вторых,вообще странно выглядит утверждение о "символическом росте" промышленности в РСФСР,что при Хрущеве,что после него.

Достаточно,взглянуть на карту СССР.Где были построены КАМАЗ,ВАЗ,Ижевский автозавод,БАМ,Новосибирский академгородок,Ульяновский авиазавод (ныне "Авиастар") и т.д. и т.п?  


лесник
23.03.2013 12:03

    "Цель её проста - создать почву для идеологического обоснования ужесточения режима.", - написал Александр.
    А нам, оказывается, надо умягчиться, расслабиться...Всё хорошо, прекрасная маркиза...
    Этому синдрому уже есть название - ПИВОВАРОВЩИНА.
   Ну так мы свой народ любим, ну так скорбим о безвинно замученных кровопийцей Сталиным, что тихо, спокойно, будем добивать оставшийся народ под призывы к высокоцивилизованной европейской любви к каждому человеку. Зверино ненавидя народ в его русской целости.

Александр
22.03.2013 20:58

Уважаемые форумчане - св, лесник и student - постараюсь ответить сразу всем, как смогу. Объекты эти строились, в основном, заключенными - вручную, тачками и лопатами. Производительность труда ничтожная а смертность ужасающая. Практически все эти стройки зижделись в буквальном смысле на костях. Умерших хоронили прямо в полотне строящейся дороги.
Как известно строительство БАМа в 1930-х стоило почти два миллиона жизней погибших заключенных. Когда БАМ вновь начали строить в 1970-х, то шли в том числе и по старому полотну,к тому времени уже заросшему тайгой. Так вот во многих местах при вскрытии полотна обнаруживались массовые захоронения. Это были скелеты первых строителей - заключенных.Прекращение этих строек спасло тысячи жизней.
Что касается знаменитой "мертвой дороги" Лабытнанги - Игарка, то она задумывалась как сухопутный дублер Северного морского пути. Но возить по ней во-первых было просто нечего, а во-вторых построить в этих краях железную дорогу даже сегодня необычайно сложно. Мне приходилось лет двадцать назад бывать почти в тех краях.Места для обитания человека, можно сказать, совсем непригодные.
Сейчас в России идет массированная идеологическая реабилитация Сталина. Цель ее проста - создать почву для идеологического обоснования ужесточения режима. А сам Сталин, по-моему, просто воплощение некого абсолютного зла, человек причинивший нашему народу зла больше чем все изверги прошлого вместе взятые.
Любовь к Сталину части наших соотечественников имеет очевидно довольно простую природу. Это некий вариант "хельсинкского синдрома" - привязанность жертвы к своему палачу. Ну вот, наверно, и все.
С уважением и признательностью за интерес к нашей трагической истории.  
  

iDesperado
22.03.2013 19:00

вот ведь нехороший этот хрущев, отменил сталинскую политику голод каждые 10 лет. в 1963 начались крупномасштабные закупки буржуйского зерна, поглядел бы я на масштабы голода, если бы ресурсы ушли на заводы, а не поднятие целины ...
вобщем верно товарищ мыслит, не барское это дело в земле ковыряться. ковырятся в земле удел России, что бы СЭВ промышленное производство у себя развивало.

Рядовой
22.03.2013 16:42

20 марта 1953 года председателем правительства СССР (совета министров) был Маленков Георгий Максимилианович. А Хрущёв Никита Сергеевич в правительство тогда не входил. Он бы первым секретарём МК и МГК КПСС и секретарь ЦК КПСС (первым он стал только в сентябре 1953 года).
Правительство тогдашнее - Берия, Молотов, Булганин, Каганович, Микоян и т.д.

Александр
22.03.2013 16:37

Александр
21.03.2013 21:24
"Большинство из перечисленных объектов не имели вообще никакого смысла.."


Интересное утверждение, граничащее с поразительной твердолобостью...
В статье указано, что современные некоторые руководители отмечают актуальность недостроенных объектов...
Да и железную дорогу Салехард-Игарка - ПУтин решил-таки достроить... Тоже не нужно?
По примерной оценке в регионе имеются запасы полезных ископаемых на 6 трлн долларов сша.42466

Завьялов
22.03.2013 16:29

Александр, Вы претендуете на некую объективность, но у Вас не получается, и вряд ли  получится.
   "Не имело смысла" в СССР очень многое, и сегодня, но - с какой стороны и с каким багажом знаний смотреть.
    То, что др. республики, например, "напичканы" дорогами, причем хорошими, а РСФСР-РФ?
   Оспаривать, что "ставка" после 1953-го была сделана в основном на экспорт сырья и на "оборонку" (успехи в которой оборачивались... налогами на каждый куст смородины, на каждую домашнюю утку, на каждого поросёнка, и психушками для недовольных..., и т.п.) - это глупо...    

Комментарии 1 - 20 из 34
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец

Добавить комментарий

Ваше имя *
Комментарий *
CAPTCHA
Введите слово
с картинки *




ПОИСК

Символ покаяния

С чего началось возрождение храма Христа Спасителя, разрушенного ровно 85 лет назад.

В Стрелковку, к Жукову

На малой родине маршала Победы, в деревне Стрелковка Калужской области, открыт дом-музей.

НАШИ ПАРТНЕРЫ
Новый сайт Фонда исторической перспективы
Институт демократии и сотрудничества
Другая Европа






Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

Всемирный Русский Народный Собор Аналитический портал о Балтийском регионе Научное Общество Кавказоведов Официальный сайт журнала 'Международная жизнь'
Столетие
Зарегистрировано в Роскомнадзоре.
Cвидетельство о регистрации средства массовой
информации Эл № ФС77-42440 от 21 октября 2010 года.

Адрес: Москва, ул. Долгоруковская, д. 33, кор. 2.
Copyright © Stoletie.RU

При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на Столетие.RU обязательна
электронная почта: post@stoletie.ru.

Редакция | Контакты | Карта сайта