Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 сентября 2020
Вопреки санкциям

Вопреки санкциям

Россия и скандинавские страны планируют новые масштабные транспортные проекты
Игорь Шипилов
26.06.2020
Вопреки санкциям

Скандинавские страны всё чаще подают сигналы о своей заинтересованности в экономическом сотрудничестве с Россией. При этом не выходят из коллективных санкций Запада против РФ с 2014 года. Похоже, санкционный режим всё сильнее мешает долговременным экономическим интересам скандинавов, но политическое влияние США и их основных военно-политических союзников в Европе не позволяет им официально выйти из антироссийских санкций. И тем не менее...

Транспортные ведомства и компании РФ, Финляндии и Норвегии на днях согласовали взаимовыгодные, притом масштабные железнодорожные проекты, которые предусматривают прямое сообщение по кратчайшему маршруту между российским Северо-Западным федеральным округом, северной Финляндией и североатлантическими портами Норвегии. Совместная реализация этих проектов намечена до 2030 года включительно.

Характерно, что даже в условиях сохранении санкций их не оспорили ни НАТО, ни Евросоюз. Видимо, Хельсинки с Осло удалось совместно отстоять приоритет экономических интересов Скандинавии, имеющей с РФ сухопутные и морские границы протяженностью более чем 1600 км.

По данным Минтранса РФ и ОАО «РЖД», представители России, Финляндии и Норвегии в конце мая с.г. согласовали в рамках трехстороннего коммюнике обновлённый в апреле 2020 г. проект Совместного транспортного плана региона Баренцева моря.

Новые железнодорожные маршруты «соединят Север и Северо-Запад РФ с соседними государствами Баренцевой/Евроарктической транспортной зоны (англ. ВЕАТА)». Точнее, появятся три железнодорожных трансрегиональных маршрута: Петрозаводск — Мурманск — Никель (РФ) — порт Киркенес (самый северный порт Норвегии); Воркута — Котлас — Сыктывкар — Архангельск (РФ) — Вартиус (граница с Финляндией) — порт Оулу (северо-запад Финляндии) и Петрозаводск (РФ) — Каяни (граница с Суоми) — эта линия станет кратчайшим выходом к портам западной Финляндии.

Планируется построить участки Никель — Киркенес (около 40 км) и Архангельск — Вартиус (около 200 км), для повышения пропускной способности действующие участки вышеупомянутых артерий будут модернизированы. Эта программа будет финансироваться на трехсторонней основе. Пропорции финансирования планируется доуточнить не позже осени текущего года. А к 2022 году намечено согласовать единые транзитные тарифы.

По данным исполнительного директора международного Баренцева секретариата (англ. СВЕАR)* Романа Гоккоева, согласование и утверждение проектов проходило в онлайн-режиме, поскольку до осени непосредственные контакты отменены. А конкретные вопросы по реализации тех же проектов решаются в рабочем порядке. При этом в Норвегии, Финляндии и на севере Швеции, по словам Р. Гоккоева, уже идут работы по подготовке к сооружению упомянутых путей и по их стыковке с общескандинавской железнодорожной сетью.

Примечательно, что Совместный транспортный план региона Баренцева моря был разработан ещё в 2015 году с участием Швеции и Исландии, отметим, вопреки уже действовавшим санкциям против РФ. А в апреле 2020-го в план внесли обновления, которые теперь окончательно утверждены. Как уточняет Р. Гоккоев, «обновлённый план подготовлен экспертной группой, созданной руководящим комитетом BЕАТА в составе специалистов России, Финляндии и Швеции».

Выгоды здесь, можно сказать, перекрестные. Для РФ — это кратчайшие выходы к арктическим портам Северной Атлантики в Норвегии и северобалтийским в Финляндии. Для Норвегии с Финляндией — это кратчайшие транзитные коридоры, во-первых, к Транссибу через соединительные линии в Республике Коми и на Урале, во-вторых, в Казахстан и в целом в Центральную Азию.

По ряду экспертных оценок, дополнительные транзитные доходы России от использования Скандинавией железных дорог, обозначенных в Совместном транспортном плане региона Баренцева моря, и примыкающих к ним артерий в РФ, составят 120-150 млн долл. в год.

Параллельно прогнозируется рост на 20-25% внешнеторговых перевозок России в Скандинавию и через её североатлантические/приарктические порты.

Плюс к этому создание вышеупомянутых магистралей будет способствовать росту скандинавских инвестиций в РФ. Инвесторы из Скандинавии в отличие от их коллег из Северной Америки и большинства стран ЕС продолжают участвовать более чем в 40 производственных, инфраструктурных и экологических проектах в Северо-Западном федеральном округе РФ. Игнорируя антироссийские санкции. Таким образом, инициирование Скандинавией строительства вышеупомянутых стальных магистралей связано с действующими и перспективными инвестпроектами на Северо-Западе РФ.

О долговременной заинтересованности скандинавов в развитии экономических связей с Россией и взаимодействии в Баренцево-Арктическом регионе свидетельствуют, например, договоренности между МИД РФ и Швеции 27 мая с.г. Как сообщал тогда российский МИД, «по инициативе шведской стороны состоялись телефонные переговоры министра иностранных дел РФ С. Лаврова с министром иностранных дел Королевства Швеция А. Линде. Обстоятельно обсуждены вопросы российско-шведских двусторонних отношений с акцентом на продвижение практического сотрудничества в торгово-экономической, инвестиционной и культурно-гуманитарной сферах». А также «прорабатывается организация видеоконференции межправительственного российско-шведского наблюдательного комитета по торговле и экономическому сотрудничеству». Кроме того обе страны «и далее будут результативно взаимодействовать в многосторонних региональных форматах на севере Европы и в Арктике, в том числе с учетом предстоящего в 2021-2023 гг. председательства России в международном Арктическом совете»**.

В этой связи показательно также заявление главы МИД Норвегии Ине Эриксен Серейде на 14-й международной конференции «Арктические рубежи», состоявшейся 27 29 января в северонорвежском г. Тромсе: «Арктический совет и Совет Баренцева/Евроарктического региона главная арена для развития повестки Арктики, экономических взаимосвязей, строительства доверия, решения сложных трансграничных вопросов». Особенно, подчеркнул министр, теперь, когда в богатейшей природными ресурсами Арктике «порулить» хотели бы все. Эксперт из Австралии (даже из Австралии!) предлагает укрепить Арктический совет «дополнительной надстройкой». Это излишне, считают в Норвегии, Финляндии, России: справимся сами.

Исходя из сказанного выше, резонно предположить, что антироссийские санкционные предписания Вашингтона и Брюсселя всё в меньшей степени влияют на политику скандинавских стран, по крайней мере, экономическую, в отношении России.

Заметим, что Швеция с Финляндией пока не втянуты в НАТО, а Швеция остается еще и вне зоны евро, как и Норвегия, не участвующая в ЕС.


* Совет Баренцева/Евроарктического региона (СВЕАR) образован в 1993 г. для экономического, в т.ч. транспортного и инвестиционного, экологического и культурного сотрудничества регионов сопредельных стран. В него входят на правах постоянных членов Дания, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Финляндия и Швеция, а также Комиссия Европейских сообществ. Девять государств — Великобритания, Германия, Италия, Канада, Нидерланды, Польша, Франция, США, Япония — имеют статус наблюдателей.

** Арктический совет созданная в 1996 г. международная организация, представляющая восемь арктических государств (Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США) и Европейский парламент. Она призвана содействовать сотрудничеству в области охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития приполярных районов.


Специально для «Столетия»


Материалы по теме:

Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Стас
30.06.2020 18:23
Оценка скандинавской линии правильная. Но давление ЕС-НАТО усиливается, особенно с 1991 года. Неоднократно, напр., обсуждался проект паромного сообщения датского Борнхольма и шведского Готланда с Петроградом или Калининградом (и в советское время), но Запад "предотвращает".
Но именно в Дании и Норвегии - официальное и общественное НЕИЗМЕННОЕ уважение к Памяти (и памятникам) советских воинов, погибших за освобождение этих стран от нац. оккупации.
Валерий.
28.06.2020 22:51
Странно присутствие Польши даже в качестве наблюдателя.Кроме пакостей от нее ждать не приходится
Бекетов А., канд. географ. наук, Пе
28.06.2020 22:40
Самой географией предначертано, то что скандинавы и РФ наконец-то утвердили, к взаимной выгоде.
Вероятно, следующим шагом будет совместная реализация примыкающего к упомянутым артериям БЕЛКОМУРа (ж.д. Архангельск-Коми-Приуралье/Cр. Азия-Транссиб), об интересе к которому скандинавы заявляли еще в 70-х, да и позже.
Алексей Алексеевич
28.06.2020 12:23
Скандинавия всегда проводила СВОЮ линию в отношении СССР после 1945-го. ЭТО нужно всячески стимулировать ответными шагами - тому подтверждение уже согласованные проекты, многие из которых совместно разработаны- еще в 50-х, 70-х гг. Геполитич. это очень важно для РФ, как и ранее для СССР.
У.Пальме, У.Кекконен не единожды предлагали Москве в 60-х - середине 80-х тесную политико-экономич. интеграцию (об это сообщало и "Столетие") , а советская Москва соглашалась, но не решалась...
Николос
26.06.2020 19:04
Удовлетворён весьма
Алексей
26.06.2020 18:01
Пока ещё не приступили, дорабатывается ряд вопросов, но договоренности весьма важные. Сей ФАКТ - первый такого рода - с 2014 года. Главное, чтобы "основной" Запад НЕ воспрепятствовал: надо системно, аккуратно работать со скандинавами. И чтобы НЕ было "прозападного" противодействия в росс. ведомствах: это не исключается...
ус
26.06.2020 15:14
Сотрудничество это всегда хорошо,отлично что приступили к реализации взаимовыгодных проектов.Ьог вам в помощь.А тем временем Бумеранг расправится с пиндостаником и он усохнёт

Эксклюзив
14.09.2020
Владимир Малышев
Странные произведения выставляются нынче в государственных музеях России.
Фоторепортаж
15.09.2020
Подготовила Мария Максимова
В Российской Академии художеств проходит выставка живописца Григория Чайникова.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».