Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 сентября 2020
Стратегия развития

Стратегия развития

Россия начинает масштабное строительство железных дорог
Игорь Валентинов
09.04.2020
Стратегия развития

Утвержденная недавно правительством РФ транспортная стратегия до 2035 года предусматривает устранение межрегиональных диспропорций в развитии транспортной сети, расширение сети высокоcкоростных дорог и повышение пропускной способности магистралей, примыкающих к морским портам страны. Решающая роль в реализации этих задач отводится железнодорожному транспорту.

Такой акцент оправдан уже потому, что в протяженности железнодорожной сети примерно 40% территории РФ — Европейский регион страны и Урал — располагают почти 70% данной сети. А 60% российской территории — Сибирь и Дальний Восток располагают лишь третью всей протяженности стальных магистралей страны. При этом не меньше 40% совокупного объема грузовых перевозок в стране приходится на железнодорожный транспорт.

Устранение этой диспропорции позволит минимум вдвое увеличить объемы железнодорожных грузоперевозок между европейским (включая Урал) и азиатским регионами страны; не менее чем на треть повысить совокупный ВВП регионов Урала, Сибири и Дальнего Востока; на 25—39% поднять уровень занятости трудоспособного населения в этих регионах.

А также на 20 —25% увеличить загрузку предприятий более чем 25 отраслей европейского региона РФ благодаря их более широкому взаимодействию с отраслями-партнерами в азиатской части страны. Что обусловлено развитием межрегиональной железнодорожной и всей транспортной сети.

Реализация столь масштабных планов потребует более активного развития транспортного машиностроения и смежных с ним промышленных секторов. При этом до половины всех инвестиционных затрат в рамках стратегии предусмотрены за счет госбюджета, а 50—60% составят коммерческие и смешанные (государство+бизнес) инвестиции.

Скажем, проект развития железных дорог Восточного полигона предусматривает суммарное увеличение к середине 2030-х провозной способности БАМа и Транссиба в направлении морских портов/пограничных железнодорожных переходов Дальнего Востока почти на 70 млн тонн в год к уровню 2012 года (до 130 млн тонн/год). Одновременно будут достроены ответвления от этих стержневых артерий почти во все восточносибирские и дальневосточные субъекты Федерации, что позволит реализовать свыше 40 проектов в промышленности, АПК, энергетике.

Наряду с этим планами важнейшим проектом стратегии остаётся «Заполярный Транссиб», то есть Северный широтный ход (СШХ, Северный Урал — Север Западной Сибири) протяженностью более 750 км. Его реализацию намечается завершить к концу 2020-х.

Глава ЯНАО Дмитрий Артюхов на днях уточнил, что в «ближайшие годы на Ямале будут реализованы крупные инфраструктурные проекты, прежде всего СШХ. Проект технически сложный и не имеет аналогов. Мы продолжим оказывать ОАО «РЖД» необходимое содействие для реализации столь экономически и политически значимого проекта». В свою очередь, начальник Свердловской железной дороги Иван Колесников поясняет, что в 2020 году инвестиции РЖД в сооружение этой магистрали увеличатся на 18% — до 2 млрд рублей.

Напомним, что «Заполярный Транссиб» обеспечит минимум на 30% сокращение протяженности маршрутов между обширными северными районами Урала и Западной Сибири, включая западносибирские порты, до портов Балтийского, Белого, Баренцева морей, балтийско-атлантических проливов, что повысит также конкурентоспособность транспортной системы РФ в освоении международных грузопотоков.

Стратегия предусматривает также дальнейшее развитие высокоскоростного и скоростного железнодорожного сообщения, причем почти по всей стране.

Запланированы модернизация (создание) 4,3 тыс. км высокоскоростных и свыше 7,5 тыс. км скоростных линий. Основными линиями высокоскоростных магистралей (ВСМ) должны стать направления Москва — Санкт-Петербург (659 км), Москва — Казань — Екатеринбург (1532 км), Москва – Ростов — на-Дону — Сочи — Адлер — граница с Абхазией (1550 км). В планах с 2035-го продление ВСМ и/или скоростных линий к каспийскому побережью РФ, в Скандинавию, Восточную Европу через Белоруссию, в Азербайджан, Казахстан и в Восточную Сибирь со стыковкой с линиями КНР.

Этим проектам способствует, в том числе, наличие с 2010-х в России необходимых производств от рельсов и подвижного состава до комплексного инфраструктурного обслуживания железнодорожных артерий. Тем более что уровень импортозамещения в этой сфере к настоящему времени превышает 60% и к концу 2020-х достигнет минимум 75%.

Эти и другие планы имеют, конечно, стратегическое значение для страны. Но в условиях пандемии они приобретают еще и глубоко символичный смысл.

Государство, таким образом, демонстрирует свою нацеленность на решение стратегически значимых задач комплексного экономического развития страны. И еще, что не менее важно, политическую волю власти и наличие достаточных сил и средств.


Специально для «Столетия»


Материалы по теме:

Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 13 найденных.
Александр
08.07.2020 12:23
Планы планами, а сопли пожевать наше всё! Один из крупнейших портовых районов страны - Финский залив - висит практически на одной ж.д. линии и фактически не имеет грузового железнодорожного сообщения с самыми крупными регионами - Москвой и МО. Для фур даже специально построили М11, а ВСМ Москва - Питер всё обсуждают: строить новую, а грузы вернуть на существующую, или строить грузовую магистраль а существующую полностью перестраивать на высокоскоростную.
кирипов китд
30.06.2020 22:45
в стратегию надо включить строительство скоростной железной дороги Астрахань-Элиста-Ростов как часть международного коридора Китай-Европа
Mist
14.04.2020 14:55
Ох эти сказочки. Ох эти сказочники. ВСМ в России? И куда ездить, в Китай? Вспоминается котлован вырытый за несколько миллиардов баксов у Московского вокзала в Питере. Вот это и есть ВСМ.
Питерский
14.04.2020 13:19
Хмурый (10.04.2020 6:50): /"Мосты - это Вексельберг"/.
Может, всё-таки, Ротенберг? Опять путаем: "Бабеля с Бебелем, Бебеля с Гегелем, а Гегеля - с Гоголем"?
злой
11.04.2020 15:11
БАМ строила вся страна.....Кто сейчас будет все это возводить! Сколько триллионов! Где столько набрать кадров.Снова гастеров!
суржик
10.04.2020 15:45
Да, всё вроде правильно. Только бы эти хотелки не вылетели в паровозный свисток. Я за эти 30 лет столько прожектов начитался, что можно наверное издать их в полном собрании сочинений, ну скажем в десятитомнике.
Хмурый
10.04.2020 6:50
Между строк. Дороги, особенно в Сибири, это мосты. Мосты - это Вексельберг.
Николай П.Т.
10.04.2020 2:56
Мечтать не вредно.
--------------------------------------------------------------------
Игорь
10.04.2020 0:53
ОЧЕНЬ верное раскрытие вопроса. Главное, чтобы ЭТО сопровождалось мерами по стимулированию СПРОСА. Чтобы новые артерии не были "изолированными" от реальной производственной экономики и от потребностей населения.
Константин2
09.04.2020 21:24
Что-то уж слишком долго думали, над столь очевидным шагом. И не факт, что это воплотят в жизнь. Сколько раз было - вроде бы, принимают правильное решение, а когда начинают делать, понимаешь, лучше было бы ничего не делали... Чтобы что-то делать, надо просто знать, как это делается, а для этого нужны специалисты. Но у нынешней России всегда свой путь и приводит он к одному и тому же - хотели как лучше...
Отображены комментарии с 1 по 10 из 13 найденных.

Эксклюзив
24.09.2020
Анатолий Булавко
Почему ветеран Великой Отечественной написала письмо Путину
Фоторепортаж
28.09.2020
Подготовила Мария Максимова
В Музее военной формы открылась выставка военно-исторической миниатюры.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».