Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 октября 2021
Размороженные проекты

Размороженные проекты

В Хабаровском крае могут реализовать экономические проекты конца 1940 — первой половины 1950 гг
Алексей Чичкин
01.10.2013
Размороженные проекты

Нынешний губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт, будучи еще в статусе и. о. губернатора, на пресс-конференции в РИА «Новости» заявил об актуальности многих региональных проектов 50 - 60-летней давности, не реализованных по многим причинам. В. Шпорт пояснил автору этих строк, что эти проекты «позволят развивать экономику Дальнего Востока на качественно новом уровне, а также укрепят экономико-политические позиции России в Тихоокеанском регионе в целом».

Напомним, что в 1949 г. Совмином СССР были утверждены проекты развития энергетики, транспортной сети и перерабатывающих отраслей дальневосточного региона. Их реализация началась в конце того же года, но... с весны 1953-го они, в большинстве своем, были заморожены. Хрущевское руководство посчитало эти проекты «амбициями Сталина» и, стало быть, не отвечающими экономическим потребностям СССР.

Многие эксперты считают, что реализация этих проектов, как и намечалось в 50-е годы прошлого века, привела бы к комплексной индустриализации советского Дальнего Востока, тем самым избавив его от роли сырьевого придатка.

Вдобавок - региона, «трудоустраивающего» население соседних стран. Так что неспроста многие из тех начинаний либо уже осуществляются, либо готовятся к реализации, причем они сегодня — на контроле российского правительства.

Так, по словам В. Шпорта, правительство РФ недавно поручило проработать все технико-экономические вопросы строительства железнодорожного моста («коридора») примерно в 7 км через пролив Невельского - между островом Сахалин и Хабаровским краем. Мост станет составной частью 580-километровой стальной магистрали между Хабаровским краем и Сахалином (этот проект тоже курирует правительство страны).

Предварительное обоснование проекта, отметил В. Шпорт, готово, реализация его возможна в ближайшие 5—7 лет. Требуемые капиталовложения сегодня оцениваются в 400 млрд рублей. Этот проект «предоставит России новый выход в Тихоокеанский регион — через незамерзающие сахалинские порты, которые, следовательно, можно использовать круглый год». По экспертным оценкам, благодаря железнодорожной стыковке Сахалина с Хабаровским краем общий объем перевозок через сахалинские порты, в сравнении с уровнем 2011-2012 гг., может увеличиться почти вдвое. Рост внешнеторговых перевозок РФ через те же порты тоже прогнозируется более чем в два раза. Эти факторы, в свою очередь, позволят увеличить загрузку Транссибирской магистрали БАМа, что важно для большей конкурентоспособности транспортной сети РФ в грузовых перевозках между Европой и Азией.

При этом Вячеслав Шпорт в разговоре со мной уточнил, что «данный проект готовится по поручению премьер-министра Дмитрия Медведева. Причем железнодорожное сообщение Сахалина с материком планировалось еще на первую половину 50-х годов — в рамках тоннельного варианта. Строительные и другие работы здесь начались примерно 60 лет тому назад, но вскоре были остановлены. Соединение Сахалина с Хабаровским краем, весьма значимое как для Дальнего Востока, так и для России, оказалось «законсервировано» на долгие годы».

Между тем, осенью 1948 года с идеей «соединения Сахалина с материком железной дорогой» выступил сам И. Сталин. На одном из заседаний союзного Совмина он отметил, в частности, что «такое решение повысит роль наших сахалинских портов, позволит развивать экономику Сахалина. И приведет к расширению дальневосточной сети советских железных дорог, что важно и политически».

Ту же идею Сталин повторил вскоре после подписания советско-китайского Договора о дружбе и взаимопомощи в Москве 14 февраля 1950 г.

Уже к маю 1950-го проектировщики завершили проработку вариантов моста, парома и тоннеля (чуть южнее — через северный сектор Татарского пролива).

Тогда наиболее целесообразным был признан тоннельный вариант, то есть под дном пролива, ввиду меньших строительных затрат. А 5 мая 1950 г. вышло постановление Совета министров СССР о сооружении тоннеля и резервного - запасного морского парома. Строительство тоннельного перехода было поручено МВД СССР (железнодорожные ветки) и МПС СССР (тоннельные работы, станции). Примечательны в этой связи оценки «соседских» японских СМИ, согласно которым «Карафуто (Сахалин), благодаря проекту тоннеля с материком, будет в большей мере включён в экономическую систему СССР и в его внешнеторговую политику».

Ввести в действие эту артерию с примыкающей железной дорогой планировалось в 1954-1955 гг. Строительные работы начались в 1951 г., но уже к концу марта 1953-го проект, повторим, был «заморожен». Но - не просто приостановлен, а вообще прекращен. Хотя сотни, если не тысячи рабочих и инженеров, участвовавших в этом проекте, сообщали много позже СМИ, «никуда не уезжали, надеясь, всё же, на возобновление строительства». Они «об этом писали в Москву - просили и умоляли. Считая прекращение реализации столь важного проекта какой-то дикой, нелепой ошибкой. Ведь в тоннель были вложены миллиарды рублей народных денег, годы отчаянного труда».

Между тем, в 1970-х и начале 1980-х в связи с внутри- и внешнеэкономическими потребностями Дальнего Востока и в целом СССР в МПС предлагали вернуться к этому проекту в рамках мостового варианта. Что поддерживал Б. Бещев, министр путей сообщения СССР в 1948-1977 гг. Но «наверху» под разными предлогами переносили обсуждение вопроса… Однако востребованность в том проекте оставалась, и с аналогичными предложениями уже после распада СССР - в 1992 году выступил начальник Сахалинской железной дороги А. Васильев. А в 1999-м проект поддержал министр путей сообщения РФ Н. Аксененко. Но опять-таки должной поддержки «наверху» получено не было. Похоже, отношение властей к данному проекту изменилось, судя, повторим, по соответствующим распоряжениям правительства РФ и премьер-министра Дмитрия Медведева.

А Вячеслав Шпорт напомнил мне еще об одном замороженном проекте начала-середины 1950-х по созданию порта Аян на Охотском побережье Хабаровского края. Ведь в пределах края нет крупного порта.

Но «в связи с развитием экономических связей нашего края и всего Дальнего Востока с другими регионами страны, а также с соседними странами, проект порта Аян тоже будет востребован». Причем, этот порт может иметь межрегиональное значение. По мнению В. Шпорта, «современные транспортные проекты, связанные с освоением природных богатств в соседней Южной Якутии, могут выходить и на район Аяна. Благодаря чему Аянский порт не будет изолированным от региональных и межрегиональных железных дорог».  

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Александр
13.10.2013 10:08
Петр Петрович вы не совсем правы в оценке Хрущова как мелкого огородного вредителя(ХРУЩА) ВЫ НАЗВАЛИ ПШИК- ЭТО БЫЛА БОРЬБА МЕЖДУ ПРЕВРАЩЕНИЕМ России в сильное государство на основе гениальных идей величайшей личности Иосифа Сталина и представителем либерастов с запада, представителем которых был Хрущов, с целью разрушения нашей страны и уничтожение всей славянской цивилизации.
Самиздат
06.10.2013 16:51
Кстати, была "противопаводковая" программа развития малых и средних ГЭС (и др. гидрообъектов) в регионе в начале 50-х. С 1956 г. ее "забросили", зато на днях правительству поручено обновить ту же программу!
   Так насколько были прозорливы в начале 1950-х годов?..
Гость
05.10.2013 0:44
После паводка все отстроили, всех устроили? Можно и за Мегапроекты браться?
Главпром
03.10.2013 19:26
А сколько таких проектов было в других регионах РСФСР? О них бы - тоже актуально.
Петр Петрович - Петроград-1
01.10.2013 23:44
Там Китай под боком, так что ориентация будет на него, и оттуда же товары, а с ростом инфраструктуры и услуги подешевеют.
Рыбак
01.10.2013 23:23
ЭТО всё необходимо - хотя бы, на фоне индустриально и транспортно развитой соседней Маньжчурии (КНР) (?!)
Петроград-1 - Петру Петровичу
01.10.2013 18:21
"Бонусы" предусмотрены, но их реальное финансовое измерение, по имеющимся данным, едва ли привлекательно. Тем более если учесть жутко-высокие транспортные тарифы на сообщение с остальной Россией и, в целом, более высокие цены на товары и услуги в этом  регионе. Так что вопрос, скорее, в общегосударственной ценовой и экономической в целом  политике в стране...
Бахметов, г.Омск
01.10.2013 16:51
В конце 70-х-начале 80-х в этом регионе активно велось промышленное строительство. Правда, новые ГЭС и жел. дороги были считанными (если не считать БАМа). Потому что с 85-го комплексное развитие региона (не только его...) фактически прекратилось, в связи с "гласностью".
   Впрочем, фрагментарность, непоследовательность развития региона была связана и с тем, что в Москве не исключали в 60-х - начале 80-х прямого военного конфликта с Китаем. Потому и не хотели ставить под удар промышленные (прежние и новые) центры региона.
  Но долгосрочные тенденции экономического спроса в регионе были правильно определены в начале 50-х, потому и возникли соотв. проекты. К тому же, в тот период основной рабочей силой там были... ссыльные и осуждённые, чего греха таить.
   В любом случае, комплексное развитие экономики Дальнего Востока - потребность, не ограниченная какими-либо сроками.    
Петр Петрович
01.10.2013 14:32
Сталин - гений,
Хрущев - мелкий пшик.
Хорошо, что в правительстве возобладала здравая точка зрения. Теперь стал ясен смысл недавней инициативы Медведева об отпускании в вольное плавание безработицы, трудовой миграции, освоении новых специальностей. Стройкам века будут нужны трудовые мозолистые руки и не только руки гастарбайтеров. Хватит уже россиянам беспечно давить клавиши клавиатуры и забавляться пивасиком. Российский народ наконец получил долгожданный шанс "сделать сказку былью".

"Остап скинул свою летнюю фуражку и, помахав ею в воздухе, спросил:
— Есть у меня седые волосы?
Балаганов подобрал живот, раздвинул носки на ширину ружейного приклада и голосом правофлангового ответил:
— Никак нет!
— Значит, будут. Нам предстоят великие бои. Вы тоже поседеете, Балаганов."
(Ильф и Петров. Золотой теленок)

Кстати, я так понял, что агитации по освоению Сибири и Дальнего востока не будет в виду того, что передовой отряд молодежи комсомол попросту отсутствует. Будет экономическое принуждение населения к перемене мест и смене профессии. Интересно также узнать, будут ли для простых тружеников какие-либо бонусы в дальнейшем? Смогут ли они связать свою дальнейшую жизнь с осваиваемым краем? Жилище, работа, семья? Думается мне, что должен существовать комплексный план освоения восточных территорий России. Почему бы правительству его не опубликовать и не обсудить с народом?

Эксклюзив
15.10.2021
Валерий Панов
Чем вызвана необходимость амнистии гастарбайтеров-нарушителей?
Фоторепортаж
19.10.2021
Подготовила Мария Максимова
Сегодня трудно поверить, что эти картины когда-то были опальными и гонимыми...


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.