Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Регулировать цены — себе дороже?

Регулировать цены — себе дороже?

Почему правительство не может повлиять на цены
Алексей Балиев
29.03.2021
 Регулировать цены — себе дороже?

«Правительство РФ не рассматривает вопрос о подписании соглашений о регулировании цен на другие продукты питания, помимо сахара и подсолнечного масла», — заявил на днях глава Минпромторга РФ Денис Мантуров. — «Такое решение не принято, и даже не обсуждалось».

Ничего удивительного. Во-первых, растительное масло и сахар — не в первой шеренге продуктов первой необходимости, и не столь весомо «охвачены» крупными корпорациями, как производство-сбыт других продуктов. Так что регулирование цены на сахар и растительное масло пока не вызывает сильного бизнес-сопротивления.

Во-вторых, практически все отрасли пищепрома и сельхозпроизводства — в собственности весьма крупных российских корпораций (по крайней мере, российских по месту регистрации). Так что не приходится говорить об их «подчинённости» решениям правительства о регулировании их же ценовой политики.

К тому же, ряд правительственных чиновников опосредовано — через «третьих» юр- или физлиц — участвуют в капитале продовольственных и других корпораций.* Так что рост цен и тарифов, по сути, в интересах тех же чиновников.

Ну, и в-третьих, — о каком РЕАЛЬНОМ госрегулировании цен можно всерьёз говорить, когда практически все производственные отрасли и банковский сектор — в частных руках? Поэтому именно корпорации определяют ценовую политику в стране, а правительственные «озабоченности» ростом цен — не более чем озабоченности.

Между тем быстро дорожают абсолютно все продукты питания и другие товары массового спроса. По информации профильных центральных и региональных СМИ, за истекшее полугодие (октябрь 2020 - март 2021 гг.), средневзвешенные розничные цены на продукты во всех субъектах Федерации выросли на 17-20%. И этот процесс продолжается.

Надлежащим же образом регулировать цены возможно только при кардинально иной финансово-экономической системе, когда государственные инстанции могут РЕАЛЬНО влиять на ценовую политику производителей и торговой сферы. Но такой системы пока что не предвидится. Г-н Мантуров не скрывает, что регулирования цен не будет, и это даже не обсуждается...

Впрочем, всё новые витки цен связаны и с тем, что цены и тарифы в стране издавна привязаны к курсу доллара США. И чем больше требуется рублей для покупки доллара — тем, разумеется, выше рублевые расценки на всё и вся.

Российский же бизнес, запасаясь инвалютой, должен окупать расходы на пополнение своих инвалютных заначек. А окупаются эти расходы, ввиду рублевого удорожания доллара и всех других инвалют — путем повышения рублевых цен и тарифов. Независимо от уровня спроса на товары и услуги.

Бизнес же, наращивая свои рублевые резервы за счет роста цен, конвертирует эти резервы в доллары (и другие инвалюты). Застраховываясь тем самым от падения своих рублевых доходов.

Очевидно, что такая политика способствует постоянному рублевому удорожанию товаров и услуг. И всё большей востребованности инвалют на российском финансовом рынке. Что, в совокупности, усиливает и без того высокую зависимость не только цен, но и всей российской экономики от курса доллара и других инвалют.

В аналогичной ситуации оказывается и само государство, ввиду привязки рубля к курсу доллара. Хотя бы потому, что, по данным Минфина и ЦБ РФ, российский госбюджет с начала 90-х формируется, в основном, на базе мировых цен на нефть, а котируются они почти исключительно в долларах США.

Почему на нефть? Потому что «нефтедоллары», точнее нефтегазовые доходы (мировые цены на нефть и газ взаимосвязаны, а РФ — среди крупнейших и газоэкспортеров), по тем же данным, издавна превышают 50% в наполнении российского госбюджета.**

Следовательно, и государство едва ли заинтересовано в снижении рублевых цен на товары и услуги. Потому дорожают не только сахар с растительным маслом.

Впрочем, такая ситуация, в том числе ценовая, характерна для любой страны, где национальные деньги привязаны к инвалютам. И к инвалютным ценам на сырье.


*подробнее см., например, «Ведомости», М., 24.12.2020; «Росбизнесконсалитинг», 24.12.2020; «Би-Би-Си», 13.04.2018.

**включая экспорт продукта не высокотехнологичной, а первичной нефтепереработки — мазута: РФ среди мировых лидеров по экспорту мазута


Специально для «Столетия»


Материалы по теме:

Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..