Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
12 июля 2020
Как бы рыбку съесть?

Как бы рыбку съесть?

Почему буксует рыбное импортозамещение
Алексей Леонов
24.09.2019
Как бы рыбку съесть?

К концу сентября  розничные  цены на рыбную продукцию в большинстве субъектов Федерации резко поползли вверх. По сравнению со вторым кварталом текущего года они выросли почти на треть. Причем свежая красная рыба — подорожала еще больше. Соответственно, пошли в дальнейший рост и цены на продукты рыбопереработки. Ввиду их дороговизны, по социологическим опросам (август-сентябрь с.г.), россияне сократили потребление рыбы и рыбопродуктов. Зато растет «рыбоимпорт»...

Словом, очередной парадокс: страна, занимающая одно из лидирующих мест в мире по объемам рыборесурсов, устанавливает на них у себя запредельные цены в рознице и импортирует не меньше трети  ежегодного «рыбопотребления». Что происходит?

Одно из объяснений — растут тарифы на железнодорожные перевозки рыбопродукции из приморских регионов РФ в другие регионы  страны. К примеру, железнодорожная их доставка с российского Севера или из Хабаровского края в Поволжье и ЦФО —  на том же тарифно-ценовом уровне, что и доставка туда же рыбопродукции из весьма отдалённых от России датских автономий, Южной Кореи, КНР, Тайваня, Исландии. А ведь поставки не только железнодорожные по территории РФ, — это еще и сотни миль морского фрахта до российских портов, где рыбу перегружают на железную дорогу. 

Вот и получается, что с учетом экспортной цены рыбы в стране-экспортере, её последующей морской и железнодорожной перевозки в центральные регионы РФ, конечная цена у нас оказывается такой же. Так или иначе, но из-за перевозочной дороговизны, как пояснил директор Центра системы мониторинга рыболовства Александр Савельев, транспортировка «в центральные регионы страны тихоокеанских лососей стала более острой  проблемой. При общем их вылове на 21 августа 404,93 тыс. тонн, в регионы из Владивостока отправлено лишь 10,96 тыс. тонн».   

В результате, минимум две трети  спроса на лососевые рыбы в ЦФО, Поволжье и Уральском регионе ныне  обеспечивают поставки из дальнего зарубежья, прежде  всего,  с датских Фарерских островов и Гренландии, а также реэкспорт из Белоруссии норвежских, датских, шведских лососевых. 

Павел Иванкин, генеральный директор Института исследования проблем железнодорожного транспорта,  уточняет  в этой  связи,  что тарифы на перевозку рыбы останутся «высокими, поскольку, по данным ОАО «РЖД»,  до 2025 года не произойдет серьезных тарифных изменений в части этих перевозок». При этом «ОАО «Рефсервис», осуществляющая доставку скоропортящихся грузов, уже не принадлежит ОАО «РЖД», а значит, РЖД  не имеет рычагов влияния на качество и сохранность продукта, перевозимого «Рефсервисом». Вот и получается, что высокие расценки на перевозку продовольствия вдобавок еще и не гарантируют качества самой перевозки, т.е. сохранности продукта.

Впрочем, в рекордном удорожании рыбы виновны не только железнодорожные тарифы. В «Росрыболовстве» ссылаются и на снижение вылова в текущем году, особенно лососевых, в российских акваториях. Это связано  с двумя обстоятельствами. Во-первых, эксперты  того  же «Росрыболовства» оценивают долю браконьерского, т.е. нелегального промысла минимум в 25% от общего вылова, не меньше 80% которого направляется на экспорт за инвалюту. Официальная же статистика не учитывает контрабандный улов в итоговых цифрах рыбопромысла. 

А во-вторых, низкий вылов связан и с тем, что, по оценкам того же ведомства, прибрежная рыбопереработка в РФ уже которое десятилетие пробуксовывает. Ее  реальные  мощности едва достигают трети от внутрироссийской потребности. Как  следствие, значительная  часть  и легального улова тоже экспортируется. Высокие же транспортные тарифы на перевозку рыбы во «внутренние» регионы страны приводят к тому, что, по данным директора Рыбного союза РФ Сергея Гудкова, «российской рыбопереработке, особенно в отдалённых от морских акваторий регионах,  хронически не хватает  сырья, ибо 2/3 улова продаётся  за рубеж, в том числе 90% этого объема — в необработанном виде».

Получается заколдованный круг. Сырье уходит за рубеж и  потому, что разгрузка российских промысловых судов в наших портах обходится зачастую чуть ли не вполовину дороже, чем в портах соседнего и даже  отдалённого зарубежья. В результате на внутреннем рынке образуется нехватка продукции, восполняемая либо импортом, либо повышением цен. Но чаще всего дефицит любой продукции на рынке компенсируется и тем, и другим.

Словом, совокупность факторов и повлияли на резкое подорожание рыбной продукции в стране. Переломить же  эту тенденцию, как показывает опыт многих стран, похоже, способно лишь государственное регулирование, как транспортных тарифов, так и развития рыбоперерабатывающих мощностей.


Специально для «Столетия»


Материалы по теме:

Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Феона
02.10.2019 13:20
Рука рынка лишила россиян дешевой рыбы-выгоднее продать в Японию за доллары чем своим за рубли. Качественная рыба-дороже мяса...???
И.Якут
01.10.2019 14:56
Надо смотреть шире на проблему - импортозамещение буксует везде. Если принять эту точку зрения, то выводы напрашиваются несколько другие, сугубо более жесткие.
Марина_
25.09.2019 15:57
Людмила
24.09.2019 13:30 "..Пора бы спросить с руководства и исполнителей вредительского проекта.."

А кто должен спросить так, чтобы последовал ответ? Народ-то спрашивает, спрашивает..., но, увы - нет ответов, одни приветы и оптимизации и так до бесконечности.
Игорь
25.09.2019 14:23
экономика страны - в кривом зеркале гримас и паранойи. Уже сколько десятилетий. Зато "пкудрят" мозги с импортозамещением ежечасно. Правда, в последнее время с этим что-то поутихли. НЕСПРОСТА. Точные оценки по рыбной ситуации, если б только с рыбной...
Людмила
24.09.2019 13:30
СССР занимал первое место в мире по объему вылова рыбы. При этом прибрежная рыбопереработка и рефрижераторы выполняли планы по объему потребления рыбной продукции. Цифры статистики в рыбной отрасли советского периода не сопоставимы с нынешними. При этом рыбная отрасль была целенаправленно разрушена в 90-е годы. Пора бы спросить с руководства и исполнителей вредительского проекта - от Д. Медведева, А. Дворковича до руководства Госкомрыболовства и др. Также торговая мафия действует не только в икорном бизнесе. При этом повышение Ж/Д тарифов - личный вклад Г. Якунина в процесс деструкции.
Senator
24.09.2019 13:06
К концу сентября розничные цены на рыбную продукцию в большинстве субъектов Федерации резко поползли вверх.. по причине удорожания услуг чиновников, отделегироваших себе, от избирателей право избирателей голосовать за законы.
Мальбин
24.09.2019 13:00
Вот именно. Схожая ситуация в других "массовых" отраслях. Что учитывает Запад, усиливая санкции против РФ. У нас и бензин с соляркой и ГСМ дороже, чем в странах-импортерах нефти,хотя по ее запасам - у РФ страны тоже лидерство.
!!!
24.09.2019 12:21
Без комментариев.
Ибо сам автор резюмировал происходящее с дефицитом и удорожанием рыбы на наших прилавках.
Да здравствует наше любимое правительство, так заботливо относящееся к народам РФ!

Эксклюзив
07.07.2020
Николай Савченко
Новые факты о «памятнике неизвестному фашисту» в Россоши.
Фоторепортаж
10.07.2020
Елена Безбородова
Прогулка в окрестностях знаменитой усадьбы.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».