Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
13 июля 2025
Великая сила России

Великая сила России

Настаёт время выбора
Александр Афанасьев
27.06.2025
Великая сила России

Три с половиной года назад, 20 ноября 2021 года, в самый канун начала СВО, в «Актуальных комментариях» была опубликована статья Владислава Суркова под заглавием «Куда делся хаос? Распаковка стабильности». Многие аналитики пытались её разгрызть и выплюнуть. Разгрызть, чтобы доказать несостоятельность автора, и выплюнуть из-за остроты привкуса. Но, ни того, ни другого не получилось, и поднятая в статье проблематика так и осталась открытой, а, следовательно, весьма актуальной.


Злободневность статьи не только не была снята горячими событиями СВО, но, наоборот, тугой смысловой узел конфликта придал ей дополнительный, более углубленный подтекст. Ибо СВО, тактически направленная на отрезвление неонацистского режима, восторжествовавшего на Украине, в стратегическом плане пробудила подспудные реваншистские амбиции Европы и нанесла удар по самолюбию помешанного на идее господства руководства США. В конечном счёте, мир в целом пришёл в беспорядочное «броуновское движение» с явной тенденцией к хаосу.

В своей статье публицист Владислав Сурков, касаясь российских политических реалий, приходит к выводу, что упорядочение жизненных процессов и достигнутая стабильность в России вовсе не сняли наваждение хаоса, в который была ввергнута страна в «святые девяностые». Смуту в умах и душах людей удалось лишь загнать вглубь, сделав её пристанищем «молчаливого большинства». В итоге именно оно, это социальное болото, превратилось, по мнению автора, в носителя и хранителя хаоса, готового выплеснуться наружу в любой критический момент.

С учётом того, что бывший помощник президента ранее утверждал, что сила Владимира Путина заключается в том, что он опирается на «глубинный народ», логично предположить, что нынешнее «молчаливое большинство» и есть этот самый «глубинный народ». Отсюда логично вытекает вывод, что в нашей стране, с точки зрения Суркова, установилась система управляемого хаоса, которая держится исключительно на доверии народа Путину и на ответном уважительном отношении российского лидера к простым людям.

Выстроенные лукавым «царедворцем» логические цепочки и закамуфлированные пессимистично-оптимистические выводы вроде бы подтверждаются разновекторной политической, экономической и социальной ситуацией в стране. Ибо у нас сейчас странным образом мирно уживаются централизованные государственные структуры и соперничающий с ними местечковый «олигархат», полярно настроенные патриотическая и либеральная элиты, «правящая» и «оппозиционные» парламентские партии, пророссийская (традиционалистская) и прозападная (по сути, антироссийская) общественности, миротворческие и радикальные религиозные течения.

При этом, судя по опросам ВЦИОМ, рейтинг доверия российского народа нашему национальному лидеру стабильно держится на немыслимо высоком для стран Запада уровне – порядка 80 процентов. Этот факт тоже можно счесть подтверждением мысли Владислава Суркова об уникальности Владимира Путина как главы российской державы, мастерски снимающего возникающие противоречия и добивающегося необходимых политических результатов мирными средствами в рамках конституционно провозглашённой либерально-демократической системы.

Но, при всех претензиях Владислава Суркова на собственную авторитетность и глубокомыслие, нельзя не признать внутреннюю заданность статьи и злоупотребление автора логическими софизмами. Начну с тезиса о «хаосе» массы. Если речь идёт о государствообразующем русском народе, то такой «массы»-размазни в России нет и никогда не было. Все смуты в нашей стране случались не по инициативе народа, а, наоборот, против его воли. Затевали их, как правило, элиты, а народ в эти моменты просто отказывал в поддержке властям, не оправдавшим его доверия.

По своей внутренней организации наш народ представляет собой уникальное явление, принципиально отличное от европейского и азиатского социумов. И дело здесь не только в «общинном» сознании, на которое делали упор российские народники, социал-революционеры и большевики-коммунисты.

Феномен нашего народа в другом, а именно в упёртом, кондовом и непреодолимом традиционалистском консерватизме. Благодаря веками выработанным философским, нравственным и житейским принципам, литературно сформулированным в русском фольклоре, он являет собой живой, мобильный и самоуправляемый социальный организм, учитывающий веяния времени, но сохраняющий свою самобытность.

В этих условиях разговор о некоем «хаосе», скрывающемся в пучинах народной «массы», является не только недостоверным, но и оскорбительным для людей, честно исполняющих свой долг. Если же речь идёт об идейном разброде среди праздных элит, то он не имеет никакого отношения к народным массам, которые живут своей, отдельной от верхушки жизнью. Распри среди элит – это претензии не к народу, а к властям предержащим, задачей которых как раз является надзор за лояльным поведением «слуг народных», зачастую мнящих себя «господами».

Что касается так называемого «путинского режима» (по украинской и западной терминологии), то он ничего сверхъестественного или сугубо личного сам по себе не представляет. Все российские правители, даже такие крутые «самодержцы» и «автократы», как Иван Грозный, Пётр Первый и Иосиф Сталин, были исключительно реалистами и делали всё не на показ, а ради того, чтобы быть на уровне стоявших перед Россией задач на соответствующем этапе её развития. Одним это удавалось лучше, другим – хуже, но это в принципе дела не меняло.

Владимир Путин буквально с первых шагов делал то же самое – стремился соответствовать существующим в стране и мире реалиям. Поначалу, в духе набравшего силу при Борисе Ельцине прозападного либерал-демократизма, он прилагал максимум усилий для того, чтобы уйти в тень и закамуфлировать свою руководящую роль в трансформации российской государственности. Но вскоре понял, что даже при таком раскладе российский традиционализм не освобождает его от ответственности за всё происходящее в стране. И он прекратил играть в поддавки и начал действовать адекватно, не выпячивая свой «империал», но и не умаляя достоинства «первого лица» и власти в целом.

Восхвалять или, того хуже, порицать Владимира Путина за конкретные практические шаги не имеет никакого смысла. Ибо российский государь, выполняющий божественную миссию (других в России не бывает!), обязан решать вопросы совокупно, исходя, прежде всего, из интересов страны и народа. Кроме того, любой стиль правления (а он у нашего лидера, безусловно, есть) имеет свои плюсы и минусы, и эти минусы зачастую являются оборотной стороной плюсов. Но даже не сиюминутный рейтинг, а 25-летний «стаж» непрерывного руководства страной, вне всякого сомнения, доказывают, что и стиль, и методы нашего президента вполне соответствуют смутному характеру и жёсткому динамизму современной эпохи.

СВО на Украине многое выявила не только в наших отношениях с Западом и миром в целом, но и немалое раскрыла в раскладе политических и иных сил внутри России. В том числе духовного и смыслового порядка. Мне сегодня много лет (87!), и в моей жизни была масса всего хорошего и плохого. При решении зачастую весьма сумбурных жизненных коллизий мне казалось, что я являюсь пленником внешних обстоятельств, соткавших, вопреки моей воле, мою личностную судьбу. Но оглядываясь назад и пробуя «на зуб» каждый поступок, я с удивлением обнаруживаю их общую взаимосвязанность и подчинённость неведомой силе, которая направляла меня, испытуя и оберегая, причём оберегая зачастую от меня самого.

Вот и в жизни нашей страны обнаруживается сегодня много сходного. На рубеже 1980-1990-х годов события в СССР и России понеслись с бешенной скоростью, сметая все преграды со своего пути и погружая страну и народ в пучину предательства и измены человека самому себе и особенно Богу. А происходило всё от того, что отторгнутый от Бога и замкнутый на себе советский человек, в конечном счёте, изуверился и в своих кумирах, и в самом себе. Оказавшись у разбитого корыта, он, словно утопающий за соломинку, ухватился за ложные ценности, внушённые Западу Дьяволом – махровый эгоизм, ненависть человека к человеку и неутолимая алчность.

Однако вопреки задумкам Запада «Всемогущего», российский народ, погружённый с головой в стыд и смрад, с Божьей помощью не задохнулся и не утонул в зловонии, а в начале миллениума рывком вынырнул из трясины и начал трудное восхождение к своему духовному очищению и воскрешению в Боге. Именно в этот переломный момент и случилась СВО.

Если отбросить всю внешнюю накрученность словесной и событийной мишуры перед началом СВО и в её ходе, то со всей очевидностью обнаруживается её сакральная значимость не только для России, но и для мира в целом. Её громовой раскат прозвучал мощно и докатился до самых дальних уголков земли, а её молниевые всполохи, зигзагом прочертив небосклон, высветили мир в его реальном естестве.

Не вторгаясь в сферу других религий, я хотел бы высказать лично своё мнение по вопросам исповедания православной веры в пределах моего ближнего окружения на примере собственного жизненного опыта. Моя мать, неграмотная русская женщина, была глубоко и истинно верующим человеком. По сравнению с ней отец и мы, трое её детей, в силе и качестве веры намного уступали ей, хотя она для всех нас была живым примером и ориентиром. Среди близких мне людей, с которыми меня сводила жизненная стезя, равных ей по вере людей в мирской среде я не встречал. Многие из них, нося Бога в душе, сторонились храмов. Другие, наоборот, бывали завсегдатаями церквей, но забывали о Боге, выходя за порог храма.

СВО стала одновременно мистическим собором под открытым небом и великим испытанием человека в истинности его веры. В СВО в специфических полевых условиях многие православные священники осуществляют церковные службы, укрепляя дух бойцов и наставляя их в вопросах веры. Это важно, но не это главное. Ежедневно подвергая свою жизнь риску смерти, каждый воин, по сути, входит в прямой контакт с Всевышним, и его вера в Бога, подкреплённая духом самопожертвования, приобретает ореол апостольской силы и чистоты. Кончится война, бойцы вернутся к мирной жизни, и проблемы добывания хлеба насущного вновь выйдут на первый план. Но Бог в душе останется и будет оберегать человека от сделок с совестью.

Что касается верности Отечеству, то, с одной стороны, она тесно связана с верой в Бога (истинно верующий человек никогда не станет предателем!), а с другой стороны, имеет в России свою собственную, особую сакральность. Владимир Даль толкует «отечество» бытийно и двояко: как «родительство» или «бытность отцом» и как «землю народа», близкую к понятию Родины. Но мне кажется, есть в Отечестве и третий смысл, вытекающий из первых двух и аккумулирующийся в понятии Родина Отцов.  Именно Отцов, мужественных воинов, из века в век хранящих и оберегающих родную землю, превращённую тем самым в священный алтарь сыновней жертвенности.

Именно этим и стала украинско-русская земля – земля русского народа, вышедшего из Киевской Руси, пережившего княжеские усобицы и ордынское иго, восстановившего своё кровное и державное единство, но в новейшее время впавшего в гражданскую войну по наущению врагов. Расколотое большое, единое и нерушимое Отечество ныне превратилось в два очага непримиримой вражды, в которой меньший брат пошёл войной на большего брата, доказывая своё первородство и настаивая на своём праве «главенства». Самое же трагичное состояло в том, что этот брат-завистник решил привлечь к кровной распре иноземного вора-разбойника, который поработил его страну, а его самого превратил в наёмного убийцу.

Рано или поздно война на Украине обязательно закончится. Истинно верующие в Бога и подлинно верные Отечеству его доблестные защитники вернутся к мирной жизни. Они будут совсем другими, совершенно не похожими на тех, что уходили на войну. Они будут повзрослевшими, возмужавшими и отдающими себе отчёт в настоящей цене жизни и смерти.

Они придут и увидят, что в тылу, в родных краях, по сути, почти ничего не изменилось. Всё те же лица, всё те же застарелые проблемы, всё те же моральные ценности, основанные, с одной стороны, на проблеме добывания хлеба насущного, а с другой – на утопании в роскоши.

И перед ветеранами-воинами ребром встанет вопрос судьбоносного выбора – самоотверженно продолжить верную службу Богу и Отечеству на мирном поприще или предательски переметнуться на сторону Дьявола, обещающего сытую жизнь и греховные удовольствия. Думаю, что большинство бойцов останутся верными своему долгу и нравственному завету Отцов. Но, несомненно, будут и другие, слабые духом, нищие верой и обделённые жизненной стойкостью, которые без помощи государства могут поддаться искушению, предав воинскую присягу и заветы воинского братства.

Во что это может вылиться? Потенциально – в постафганский синдром с его гибельными криминальными разборками или того хуже – в нечто подобное тому, что творится сейчас в Соединённых Штатах Америки и что у нас вполне может обернуться уже внутренней гражданской войной. Чтобы не допустить этого, сила у России есть, и она испокон веков заключалась именно в реальной вере в Бога Всемогущего и в жертвенном служении родному Отечеству. Это великая сила – могучая и неодолимая, способная не только горы свернуть, но и повести всё человечество по истинному пути.

Но есть у России и слабость. Она опять-таки испокон веков таилась в раскормленном, торжествующем и самодовольном ханжеском безбожии и в предательском, уклончивом и тянущем в пропасть русском «авось пронесёт». На сей раз не пронесёт, ибо настаёт сакральное время выбора между Добром и Злом, между Жизнью и Смертью, между Богом и Дьяволом.

И от этого выбора, всех вместе и каждого в отдельности, нам уже не отвертеться, ибо промедление, действительно, будет смерти подобно.  



Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

АлександрС.
01.07.2025 9:06
Дракона убить нельзя, но это не значит, что его нужно взращивать и с ним не нужно бороться. Дракона можно просто ограничить, не дав ему захватить себя. И борьба с ним это и есть его ограничение. А убит дракон все-таки будет, но в последние времена и не нами. Но в чем Евгений Шварц точно прав, так это в том, что новый дракон "рождается" в человеке в тот самый момент когда человек считает, что он убил старого дракона. Хотя на самом деле, это никакой не новый дракон. Это старый дракон, изменивший свое обличье.
Экзегет
30.06.2025 14:57
"И так было в русской истории неоднократно. Исчезнет ли это семя с приходом фронтовиков? Нет не исчезнет. Ибо, проблема тли коренится внутри самого человека. И решается эта проблема только одним способом: обращением к Богу и покаянием."
АлександрС. 30.06.2025 9:27
____________
У Евгения Шварца есть пьеса под названием "Дракон".
Мораль:
Главный вывод: недостаточно убить дракона, надо ещё сделать так, чтобы никто не занял его место. Ведь после смерти Дракона для горожан практически ничего не изменилось, а стало только хуже. Убить дракона можно, но следует заметить - у "прочих" есть собственный дракон. И "прочие" при определенных обстоятельствах могут такое драконье царство устроить, что не дай Господь.
Вот пожалуй и всё, что я хотел сказать.Благодарю за внимание.
АлександрС.
30.06.2025 9:27
Есть в одной из молитв слова "ибо семя тли во мне есть". В российском обществе тоже, как и в каждом человеке есть "семя тли". И оно, это семя всегда было. Было оно и при князьях, и при царях, и при советах и есть оно сейчас при демократах. Просто это семя, временами жирнело, тучнело и как только оно переходило все мыслимые пределы, оно развращая народ губило страну. И так было в русской истории неоднократно. Исчезнет ли это семя с приходом фронтовиков? Нет не исчезнет. Ибо, проблема тли коренится внутри самого человека. И решается эта проблема только одним способом: обращением к Богу и покаянием. И других вариантов тут нет. Что это значит на практике в государственном строительстве? А это означает, что как минимум должны быть пересмотрены и установлены фильтры отбора и критерии подбора чиновников. Законодательство должно быть приведено в соответствие с декларируемыми консервативными, а на самом деле Христианскими ценностями, которые мы отчего-то стыдливо именуем консервативными. Мы должны будем поменять Конституцию, ибо декларирование приверженности к традиционным ценностям есть ничто иное как определенная идеология, которая в нашей Конституции запрещена. У нас же в Конституции, как в песне у Высоцкого "а у психов жизнь так бы жил любой, хочешь спать ложись, хочешь песни пой". Так и у нас, какую хочешь идеологию ту и исповедуй. Хочешь в Трампа верь, хочешь в Будду, а хочешь верь в телевизор. ......... а на самом деле, позднесоветская тля переродилась в демократическую тлю и стала ещё жирнее. И это и есть угроза историческому бытию русского народа.
P.S. О тли при князьях. Есть в русской истории явление, именуемое по имени как сейчас сказали бы западника и ярого поклонника Магдебургского права. Такие люди ранее именовались Гостомыслами.
P.S. 2. Наши беды происходят не от того, что у нас не как на Западе, в чем нас веками пытаются убедить доморощенные гостомыслы. Наши беды происходят от безверия. Ибо оно разрушает, задавая вектор деструктивным процессам.
Экзегет
29.06.2025 22:48
Информация для ort, Хмурый и других.
Парадоксальная ситуация — я ортодоксальный православный священник РПЦ МП, выступающий против Ленинизма и Сталининизма, прошу вас поддержать Кобу, вашего собрата по идеологии.
Тема ушла в архив, ссылка внизу ↴
https://www.stoletie.ru/tekuschiiy_moment/pautina_dla_tegerana_472.htm#comment
***
29.06.2025 17:08
Как помнят наши старшие поколения, ставшие свидетелями, окончание войны не ознаменовало собой завершение социально-экономических потрясений. В послевоенный период, начиная с 1945 года, были такие процессы, которые характеризовались как продолжение войны, но в иной форме. Массовое переселение людей с ограниченными возможностями за пределы городских территорий, что получило название «вывоза за 101 км». И как подобное решение называлось? Вредное визуальное воздействие на облик города и так называемые "самовары", люди, утратившие конечности в результате боевых действий, должны отправиться куда-то в глухомань. А что дети этих лидеров? Занимали привилегированное положение и имели доступ к значительным материальным ресурсам. Проявление двойных стандартов во всем. Снижение цен, для которых это все КАКА, и ситуация, где власть и богатство концентрировались в руках ограниченного круга лиц, а основная масса населения продолжала сталкиваться с трудностями и лишениями. И что далее? Незначительные снижения цен, о которых можно говорить в контексте послевоенного периода, не позволяли значительной части населения приобретать необходимые товары. И незачем кричать об этом. Потому что выживание людей во многом зависело от сезонных изменений. От появления весенней зелени, такой как лебеда, которая служила важным источником питания. Подобная политика в послевоенный период была характерна для авторитарных режимов. Такие, как Сталин и его преемники, придерживались схожих стратегий, направленных на укрепление своей власти и контроль над обществом. Проявлялось не только в экономических мерах, но и в социальной политике, часто носившей репрессивный характер. Стоит вспомнить хотя бы Новочеркасск и дальнейшие "подвиги" доблестной партии и что с теми стало, кто поднял вопрос об удорожании мясопродуктов.
Коба
27.06.2025 21:35
Спасибо Экзегет.
Экзегет
27.06.2025 18:41
"но не обладали одним - уважительным отношением к своим согражданам" —
27.06.2025 12:10
____________
Когда я был ещё совсем молодым, вспоминаю как мои бабушка и тётки говорили как ждали очередного понижения цен и улучшения жизни, жили очень бедно, после окончания страшной войны. Диктор по радио в связи с наступлением Нового года или большевицких праздников, торжественно оповещал о снижении цен.
---
Окончание войны в 1945 году потребовало наведение порядка во всем, в том числе и с ценами. Но кроме наведения порядка, государство пошло на беспрецедентное снижение цен, которое произошло одновременно с отменой карточек и денежной реформой 1947 года. Для сравнения Россия после начала чудовищного капиталистического эксперимента, проведенного на живых людях, до сих пор не может вернуться ко многим социально-экономическим показателям конца 80-х годов. Хоть и прошло более 35 лет. И уже не вернется, судя по всему.
____________
А теперь все "белые и пушистые" можете бросать в меня всё что вам угодно и называть меня сталинистом. Несмотря на то, что я с 2017 года неоднократно выступал против Ленина - Сталина. Все остальные и близко по количеству такого рода коментариев рядом не стоят. Вы видите только зло, только чёрное. Я вижу одновременно всё и зло и добро, и чёрное и белое, такова жизнь.
Mist
27.06.2025 17:45
Всё это красиво и пафосно, что автор предлагает конкретно??? Как там: " ты Василий Иванович за какой интернационал???" "А Ленин за какой ???", "А за пятнадцатый", "ну и я тады за пятнадцатый". Так что ли??
ус
27.06.2025 15:29
много спорного,но Верность Отечеству связана с верой в Бога( Павел Корчагин плачет в сторонке) какого Яхве,Иегова,Аллах Акбар или просто чушки у сатан фаш игрушки.Хватит пудрить мозги согражданам,обучайте их новым компетенциям как этого требует Крепыш иначе Россию разкромсают сатан фаш подонки и их шавки.С Ираном у них не получилось похоже взялись за Россию.Отсюда и активность всяких ресурсиков
Станислав Зотов
27.06.2025 12:10
"...система управляемого хаоса, которая держится исключительно на доверии народа Путину и на ответном уважительном отношении российского лидера к простым людям". - Это очень точно подмечено насчёт уважительного отношения президента к простым людям. Бывшие в истории России "сильные" вожди, такие, как Иван Грозный, Пётр Великий, или Иосиф Сталин обладали многими достойными качествами лидера, но не обладали одним - уважительным отношением к своим согражданам. Часто были жестоки и подозрительны, ломали традиционное российское общество и людей, что называется, через колено. Путин не таков, он достаточно осмотрителен и лоялен к согражданам, но твёрдо проводит свой курс. Хотя иным кажется, что слишком медленно. Но он не строит из себя великого вождя, не воздвигает себе при жизни грандиозных монументов, в чём, надо признать, слаб был "товарищ" Сталин. Лесть его окружающих не производят на него никакого впечатления. Он не создал себе культ личности, допускает критику в свой адрес, но не терпит неуважительной критики в адрес России, как великого государства. Он остаётся не "богоизбранным" вождём, а, скорее, умелым менеджером, управляющим большой страной. Но управляющим достаточно твёрдой рукой. Всё это видит народ и в большинстве своём поддерживает Путина в его политических шагах. Насколько долго будет длиться эта поддержка зависит от реального течения дел.

Эксклюзив
24.06.2025
Беседа с исполнительным директором благотворительного фонда «Вклад в будущее»
К Дню Победы (1941-1945)
20.06.2025
Владимир Кршлянин
Выступление посла Сербии на торжественном собрании по случаю 80-летия Победы над фашизмом
Фоторепортаж
26.06.2025
Подготовила Мария Максимова
В Музее на Поклонной горе открылась выставка, посвященная легендарным парадам




* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.