«Поедем в Царское Село!»
Один из самых величественных дворцово-парковых ансамблей императорской России – музей-заповедник «Царское Село», демонстрирует уникальное собрание исторических ценностей и произведений искусства мирового уровня.
В экспозиции — более пятисот предметов. Это драгоценности из Янтарной комнаты, редкие изделия из фарфора и стекла, личные вещи цариц, живопись и многое другое.
В рамках масштабного выставочного проекта представлены не только предметы из постоянной дворцовой экспозиции, но и коллекций, которые хранятся в запасниках музея. Здесь уникальная авторская мебель, украшенная драгоценными камнями, металлами и редчайшими сортами дерева; коллекции фарфора и стекла — произведения, созданные на русских императорских заводах и привезенные из-за рубежа, среди которых работы знаменитого Э. Галле, а также часть знаменитого ювелирного Нарышкинского клада, что обнаружили случайно при ремонте особняка Нарышкиных-Трубецких в тайнике между перекрытиями второго и третьего этажей.
Коллекция, являющаяся символом Царского Села, объединила произведения, выполненные из янтаря XVII–начала XVIII в.: шкатулки, доски для игры в шашки, шахматы и трик-трак, предметы личного обихода. Возникновение этих раритетов связано с приобретением Петром I панелей Янтарного кабинета, изготовленных немецкими мастерами для прусского короля. Оригинальная Янтарная комната, как известно, утрачена в годы Великой Отечественной войны и воссоздана в 1979–2003 гг. Но уникальная коллекция небольших по размеру предметов из янтаря из резиденции была вывезена в эвакуацию и сохранилась. Некоторые из предметов имеют особенную историческую ценность. Так, при реставрации янтарного ларца с фигурами Венеры и Амура на крышке обнаружили дату (1705 год) и подпись мастера Готфрида Турау, одного из создателей Янтарной комнаты.
На выставке посетители получат редкую возможность увидеть шедевры этого собрания, которые обычно находятся в фондах музея.
Значительная часть выставки демонстрирует личные вещи русских императоров и императриц (костюмы, аксессуары, оружие, предметы ежедневного и парадного обихода), портретную живопись и произведения знаменитых мастеров из художественной коллекции «Царского Села».
Один из разделов выставки показывает произведения ювелирного искусства XVIII–начала ХХ в., в том числе, созданные фирмой Фаберже, в мастерских П. Овчинникова и И. Хлебникова.
Коллекция фарфора русской и европейской работы представлена парадными декоративными вазами, декоративной пластикой и сервизами. Один из них, названный «Рафаэлевским», был создан по персональному заказу Александра III специально для Царского Села (1883 г.). В основе его художественного решения лежит переработка знаменитых росписей Лоджий Рафаэля Ватиканского дворца, осуществленных великим Рафаэлем Санти и его учениками.
Особое место среди исторических коллекций Царского Села занимает собрание восточного искусства — лаки, шелка, изделия из камня, расписной китайский и японский фарфор XVII–XIX вв.
Одна из крупнейших в России коллекций придворных экипажей находится в «Царском Селе». Впервые в Москву для участия в выставке отправлены детские коляска и беговые сани, а также сани для взрослых, украшенные золочением и обитые парчой.
Специальный раздел выставки посвящен русским военным мундирам, представленным в музейном собрании во всем многообразии. Наряду с мундирами императоров и великих князей в коллекции хранятся детские мундиры царственных наследников и дамские мундирные платья императриц и великих княжон.
Выставку украшают полотна работы знаменитого Карла Брюллова. Одно из них, «Святая царица Александра, возносящаяся на небо» является иконой – портрет великой княгини Александры Николаевны, рано ушедшей любимой дочери императора Николая I. Другое — «Дафнис и Хлоя», демонстрирует малоизвестную грань творчества К.П. Брюллова и представляет собой произведение в мифологическом жанре на сюжет древнегреческого пасторального романа. Это произведение впервые демонстрируется в Москве.
Внимание посетителей, несомненно, привлечет и большое полотно «Царскосельская карусель» французского художника О. Верне, запечатлевшего знаменитый праздник, состоявшийся в резиденции в связи с 25-летием бракосочетания императора Николая I и императрицы Александры Фёдоровны.
Несколько полотен, представленных на выставке, объединены авторами итальянского происхождения, создававшими произведения на библейские сюжеты. Среди них «Мадонна, читающая книгу» рубежа XVI–XVII вв. Ф. Барроччи, выдающегося рисовальщика и колориста эпохи позднего маньеризма, опыт которого был воспринят великим П. Рубенсом.
Выставку также украсили «золотые» доспехи Радостного и «черные» Печального рыцарей — персонажей траурных императорских процессий, только недавно покинувшие реставрационные мастерские.
«Мы привезли в Москву 526 предметов — это можно назвать сердцем царскосельской коллекции... Эти вещи многое могут поведать о блистательной императорской резиденции и жизни ее венценосных владельцев. Так что в ближайшее пять месяцев, следуя знаменитому поэтическому призыву «Поедем в Царское Село!», можно смело направляться в Исторический музей», — отметила Ольга Таратынова, директор музея-заповедника «Царское Село».
Выставка открыта до 13 апреля 2026 года.
Фото предоставлено ГИМ


