Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
17 мая 2025
Феликс Разумовский: «России нужна новая интеллигенция, укорененная в русских основах»

Феликс Разумовский: «России нужна новая интеллигенция, укорененная в русских основах»

Беседа с писателем, историком и телеведущим о взаимоотношениях власти, Церкви и общества
16.05.2025
Феликс Разумовский: «России нужна новая интеллигенция, укорененная в русских основах»

Четвертые Всероссийские Годеновские чтения, прошедшие недавно в Свято-Никольском женском монастыре г. Переславля-Залесского и на его подворье в с. Годеново, поставили много вопросов о будущем России, выстраивании непротиворечивой и непрерывной линии ее истории, о понимании, в каком направлении и как нашему Отечеству двигаться дальше: на что опираться, к чему стремиться, какие ошибки прошлого учитывать в этом движении. Своими мыслями об этом делится один из докладчиков Чтений.


– Феликс Вельевич, Вы впервые приняли участие в Годеновских чтениях, какое впечатление они на вас произвели? 

– У меня остались очень хорошие впечатления. Встретились люди образованные и верующие, которых искренно волнует интерпретация нашей истории и дальнейшая судьба России. И пусть не все из них совпадают в отдельных мнениях и трактовках, главное – правильное восприятие и отношение к разномыслию. Это не перебранка в соцсетях, где уровень агрессии и невежества давно уже зашкаливает.

Конечно, есть ключевой вопрос: а зачем вообще такие чтения нужны?

Тут вот какая штука. Для нормальной национальной жизни необходима активная, зрелая церковная интеллигенция. Я в этом больше чем уверен. Хотя для многих моих коллег это звучит почти как оксюморон. Поскольку русская интеллигенция в традиционном понимании была нецерковна, а порой и антицерковна, Более того, в прошлом она натворила много худого, и вообще говоря, повинна в том, что, по крайней мере, два раза за последнее столетие, Россия оказалась у разбитого корыта. И, тем не менее, зная и понимая все это, можно констатировать: нам не возродить свою страну, если не появится принципиально другая интеллигенция – укорененная в русской традиции. Ее особая роль заключается в том, чтобы между Церковью и обществом не возникало опасного противостояния. Поэтому ее историософские, богословские, историко-культурные взгляды должны быть здоровыми, а значит – русскими и православными. 

– Но ведь в России уже был, пусть и ограниченный, опыт формирования православной интеллигенции – конкретно вокруг Оптинской обители с середины XIX века, начиная с Гоголя, братьев Киреевских… 

– В том-то и дело, что «ограниченный». Оптинский «кружок» писателей и философов первой величины – таких как Гоголь и Достоевский – увы, не стал определяющим. Основная масса интеллигенции шла в совершенно другую сторону. И последствия этого, как мы знаем, были разрушительными и трагическими. Если мы не решим проблему формирования национальной, православной интеллигенции в реалиях теперь уже XXI века, то мы опять придем к конфронтации Церкви и общества, власти и общества. Говоря откровенно и прямо, нынешнее положение вызывает большие опасения. Дурная традиция возрождается, здесь мы уже балансируем на грани. Характерна в этом смысле история с релокантами: когда началась СВО, значительная часть образованного класса вместо того, чтобы поступить твёрдо и мужественно, а главное – патриотично, просто покинула страну, бросились как зайцы врассыпную…. 

– Не поздно ли уже пытаться формировать национальную интеллигенцию?

  У нас на самом деле уже почти все поезда ушли. Многие тяжелейшие проблемы, стоящие перед русским обществом, перед Россией, нужно было решать вчера, а лучше – позавчера. Но надо подходить к этому делу с верой и надеждой – то есть делать, то, что должно, – и всё! Ведь пока у нас, слава Богу, всё ещё развязаны руки. А это немаловажно. В прошлом веке, в эпоху жесточайших гонений безбожной власти ситуация была иной. Но даже тогда в Русской церкви появлялись свои интеллигенты. Вспомним замечательного человека Сергея Фуделя – богослова, философа, духовного писателя, литературоведа. Он был мирянином, глубоко православным человеком и в то же время – человеком культуры. Такие люди России сегодня очень нужны! В наше постсоветское время таким был, как мне кажется, отец Димитрий Смирнов. Мне с ним посчастливилось близко общаться – он был необыкновенно образованным и культурным человеком, помимо того, что замечательный пастырь и проповедник. И все это у него сочеталось с твердым историческим сознанием, с интеллектуальной зрелостью. 

– Могут ли, на Ваш взгляд, наши монастыри стать сегодня, как когда-то, центрами духовного, исторического и в какой-то степени даже культурного просвещения нашего «образованного класса»? 

– А других площадок для решения этой задачи сегодня я просто и не вижу. Наша историческая школа вроде как давно уже вышла из тисков советской цензуры и от прежнего истмата в ней уже мало что осталось. Но от материализма ушла недалеко, задержавшись в лоне обычного европейского позитивизма – с антицерковным, и во многом даже антирусским мировоззрением. На больших светских конференциях по истории эта парадигма продолжает довлеть. И хотя занимать откровенно непатриотическую позицию ныне как-то не комильфо, однако хорошо зная эту среду, могу констатировать, что она в целом интеллектуально неблагополучна. Тогда как в монастырях естественней и легче создать иную атмосферу: духовную, мировоззренческую, культурную…

В теме взаимоотношения Церкви и Государства (которая была основной на этих чтениях), было бы полезно сочетать историософское и богословское осмысление с реальным историко-культурным анализом… 

– Вам не хватило в докладах публицистичности? 

– Нет-нет, я совсем не это имею в виду. Публицистичности у нас в жизни и в интернете хватает. Даже с избытком. Я говорю о слабости нашего исторического сознания. О необходимости более тесной и живой связи нашей истории с нашей жизнью, с сегодняшним днем. Но без критического взгляда на историю сие невозможно. В прошлом теории и замыслы бывали прекрасны, а их воплощение… Либо слабым, либо даже ошибочным. Размышляя об этом, мы сможем воспользоваться нашим реальным историческим опытом. Сможем понять, где и на чём мы как народ и как нация споткнулись. А то и согрешили, бывало и такое. Только тогда мы узнаем, что следует изменить в нашем сознании и в нашей жизни. 

Как вам показалось высказывание «хозяйки чтений» – настоятельницы Переславского Никольского монастыря матушки Евстолии, обращенное к участникам Чтений: «Мы собрались здесь, чтобы повернуть историю вспять!»? 

– Матушка игуменья вообще произвела на меня сильное впечатление. Если сказать кратко – то это такое сокровище наше! Совершенно очевидно, что она обладает какой-то очень тонкой и правильной интуицией во многих вещах. Разумеется, историю нельзя повернуть вспять – дважды не войти в одну реку. Но я понимаю это так, что необходимо привнести в современную жизнь то, что было когда-то нами утрачено. И с этим я совершенно согласен. Она точно и ярко определила сегодняшнюю нашу немочь. Есть области, в которых мы сегодня совсем беспомощны. Первая область – интеллектуальная: большую часть прошлого века мы были практически полностью отрезаны от мировой мысли, в том числе от интеллектуального наследия русской эмиграции. А вторая область – это обиходная русская культура, которую мы утеряли. Если совсем по-простому – мы разучились жить по-русски. Мы никак не можем избавиться от примет разрухи, неприбранности, каких-то даже уродств. Прекрасный, древний Переславль-Залесский не избежал общей участи. И тут рядом с замечательными восстановленными храмами, монастырями – немало безобразного. Все это сосуществует у нас вместе, рядом. Эта даже чисто зрительная неустроенность – признак неустроенности жизненной, беспорядка в головах и душах. Сюда же относятся и потеря навыков глубокого общения, какой-то общей созидательной работы, взаимопомощи, даже просто – быта. Того, чем всегда отличался нормальный русский мир. Отдельные локальные, «точечные» проявления этого мира еще, слава Богу, встречаются… 

– А что вы вкладываете в понятие Русский мир? 

– Его можно определить как форму общественной консолидации. Это совсем не то, что существовало и существует на Западе: прослойка интеллектуалов, или некая страта воспитанных людей, умеющих пользоваться носовым платком (шутка!). Нет, у нас это форма русской консолидации. И если думающие люди собираются на подобные чтения, то их, этих людей, в первую очередь объединяет общее дело. Другой вопрос, что это дело может быть полезным, а может быть никчемным и даже гибельным (подобных примеров в нашей истории достаточно). Впрочем, увиденное и услышанное мною на Годеновских чтениях вселяет надежду на добрые плоды. И добрые перемены в разных сферах русской жизни.

Отметим, дело это без преувеличения дерзновенное, трудное. Не будем забывать, что ещё совсем недавно, в очередной русской смуте, в мясорубке девяностых-нулевых годов, были перемолоты все формы общественной консолидации. Они были слабые, болезненные, выморочные советской системой, но они были. После «великой криминальной революции» не осталось и этого. Исчезла, в том числе, и советская интеллигенция. За пределами церковной ограды начиналась пустыня.

Ныне речь идет о формировании совершенно новой интеллигенции – православной, национальной, почвенной, не противопоставляющей себя русской традиции и истории. Нужно только работать над этим с умом, верой и надеждой. К чему такие чтения и призваны.


Беседу вел Андрей Самохин

Специально для «Столетия»


Материалы по теме:

Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Е. Д.
17.05.2025 12:22
В школах нужно ввести уроки каллиграфии и этикета. В старших классах - обязательное изучение латыни.
АлександрС.
17.05.2025 10:35
Образованный слой, как его ни назови России нужен. Другой вопрос, каковая будет гуманитарная составляющая в головах этих образованных людей. Ибо, человек может быть прекрасным биологом, физиком, математиком, строителем, но если у него в голове гуманитарный компот, то это может перерасти в проблему. Поэтому биться нужно прежде всего именно в этой области. При этом нужно понимать, что гуманитарный компот это не прерогатива именно образованных. То же самое можно наблюдать и у людей с проблемным образованием, то бишь у образованцев. Но гуманитарной составляющей порядочность человека не ограничивается, ибо в основе всё-равно как ни крути лежит тот самый пресловутый нравственный выбор. То есть человек может быть прекрасным специалистом в своей области иметь великолепное гуманитарное образование и при этом быть конченным мерзавцем и торговать документами. Либо, просто отстаивать точку зрения врагов своего государства. Поэтому эта проблема не имеет линейного решения. ........... Но Феликс Разумовский вскользь затронул ещё одну проблему. Проблему взаимоотношений интеллигенции и государства. А как мы понимаем чиновники это тоже люди и среди них тоже попадаются люди не очень умные, а изредка встречаются люди которым находиться во власти просто противопоказано. И возникает проблема, которая дважды в 20-м веке переросла в ещё большие проблемы. А таких проблемных вопросов с российским чиновничеством очень много. И самый яркий тому пример это конфликт академика Чучалина и именитых российских чиновников, по поводу ковида. Они послушали, покивали, сказали, что мы вас услышали (это у них любимая фраза, которая как они считают подчеркивает их демократичность) и всё-равно всё сделали по своему. Другой пример это реформы в армии, которые проводил Сердюков. Сколько ему умные, грамотные генералы и офицеры говорили, что так делать нельзя. Нет, сделал всё по-своему. Они оказались правы. А сейчас на ходу переделывают. А сколько грамотных офицеров поуходило из армии.
Станислав Зотов
16.05.2025 22:06
Интеллигенция ведь разная бывает. Есть научная интеллигенция, которая вывела Россию в передовые страны мира - инженеры,медики, учителя. Есть творческая интеллигенция, которая тоже не мало делала для России - писатели, художники, кинорежиссёры и великие артисты. Всё это было и всё это во-многом сожрал рынок, фетиш денег, где умеющий грабить и наживать и объявляется самым умным, самым нужным человеком! ведь без рынка не проживёшь, тоже понятно. Только тут и встаёт вопрос: а для чего живёт человек? Для жратвы и комфорта? Нет, жизнь для жратвы и комфорта оборачивается войной всех против всех за жизненные блага для себя, упадком культуры, одичанием. И никакого комфорта, только взаимная ненависть и уничтожение. Вот тут и должна интеллигенция сказать своё слово.
Иван
16.05.2025 20:31
А позвольте вас спросить, уважаемые господа, зачем России нужна интеллигенция? Какой от нее прок России? Народу? Что за лозунгом о сеянии разумного, доброго, вечного? Ни-че-го. Никакие передвижники не уберегли страну от великих потрясений. И потрясала именно интеллигенция. И главное: сути своей интеллигенция не изменит, природа ее такова. Так возродим своего могильщика! А?
А-1
16.05.2025 18:11
Зачем стране нужны люди желающие ее гибели. Если бы горбачев опирался не на "интеллигенцию", а на самые "темные" глубинные народные массы, как в свое время русский царь искал опору в черной сотне, то возможно эти люди из еще сельских людей, даже тогда в конце 80-х смогли не дрогнуть и разогнать столичные сборища "голубых" жаждущих запад интеллигентов в августе 91 года и страна бы была спасена, так как и Китай, там это получилось. Спасение России в погружении в саму себя, чем она более будет верна себе, своему началу, ни какая внешняя гниль и зараза ее не поразит, ни какие сверхновые западные "учения" ее не завалят опять в бесчеловечный холод могильной смуты. Огонь вечного лучший лекарь от сырой гнили западных колдунов.
Алексей Михайлович
16.05.2025 15:18
Как показывает российская история, отечественная, интеллигенция, была источником либеральной заразы и революционных настроений в, обществе. Вопрос: зачем она нужна России на нынешнем этапе развития? Лучше уж попробовать воссоздать военно-служивое сословие, например - казачество, а не тратить время и силы на заведомо либеральную плесень.
АлександрС.
16.05.2025 14:09
На деле, если схематично рассуждать то русская интеллигенция 19-го века, это плод тогдашнего университетского образования. А откуда к нам пришли университеты? Они пришли к нам из Европы. Пришли вместе с программами и системой обучения. Они тогда уже несли в себе зерна философии позитивизма. Ибо, позитивизм это плод эпохи Возрождения. Кто-то может сказать, что тогда не было альтернативы, но это не так. Был свт. Филарет Московский. Образованейший человек. По уровню своего гуманитарного образования он на голову превосходил многих образованейших людей России. И возникает вопрос: а где он получал образование? И как только мы ответим на этот вопрос, мы увидим альтернативу. Кто-то может сказать, что семинарии, духовные академии дают очень специфическое гуманитарное образование. Да это так, но помимо специфического гуманитарного образования они формируют у человека систему мышления, отличную от той, что формируется гуманитарным образованием в основе которого лежит философия позитивизма. По сути, это два разных типа мышления. Те кто регулярно читает Библию и в особенности Псалтырь понимают о чем я говорю. Так вот, если мы действительно хотим сдвинуться, нам нужно в системе гуманитарного образования уходить в эту сторону. При этом, нужно понимать, что сам по себе позитивизм это "обрезанная" система взглядов антибожественной направленности, имеющую в своих истоках такую же систему мышления, как и религиозная, но с сатанинской направленностью. Отсюда все эти "череп и кости", ложь и обман, как инструментарий взаимодействия с миром. ....... А наше гуманитарное бессилие проистекает из нашего материализма, уходящего своими корнями в позитивизм. Мы не понимаем ни кто перед нами, ни что нас окружает. Мы все рисуем каких-то розовых пони.
Станислав Зотов
16.05.2025 12:38
Русская православная интеллигенция всегда и была, и существовала, и работала даже в самые страшные времена антиправославных гонений. Разве не было у нас отца Павла Флоренского, погибшего в лагерях НКВД, разве не было у нас великого учёного-генетика Вавилова, умевшего сказать своим гонителям: "На костёр пойдём, гореть будем, а от правды своей не отступим". Разве не было у нас святого Луки Войно-Ясенецкого, перед силой мысли и стойкости которого отступила система репрессий и он был даже удостоен Сталинской премии за свои научные труды. Разве не было у нас художников Нестерова и Пластова. Да примеров можно привести множество! Но гораздо более тяжёлым испытанием для нашей патриотической интеллигенции явились годы лукавой "перестройки", когда всякого, кто выступал за величие России объявляли приспешником партократов, что мешают нам идти на лучезарный Запад и подстраиваться под его "ценности". Вот этим и был нанесён страшный удар по нашей национальной культуре, русская тема ушла из искусства, сохранившись только в православии. Но православная религиозная среда - это особая среда, она не всякого пускает к себе, она не может диктовать условия нашей мирской жизни, а в нашей мирской жизни царит хаос и разноголосица. Война немного придала импульс нашим патриотическим настроениям, но война же может всё и разрушить, если она не закончится Победой!

Эксклюзив
16.05.2025
Андрей Офицеров
Президент Франции Макрон угрожает России ядерным оружием
К Дню Победы (1941-1945)
12.05.2025
Андрей Селиверстов
Он освободил от фашистов Вену, Белград, Будапешт, Бухарест и Софию
Фоторепортаж
16.05.2025
Подготовила Мария Максимова
В Зарядье открылась масштабная экспозиция Студии военных художников имени М.Б. Грекова




* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.