Феликс Разумовский: «России нужна новая интеллигенция, укорененная в русских основах»

Четвертые Всероссийские Годеновские чтения, прошедшие недавно в Свято-Никольском женском монастыре г. Переславля-Залесского и на его подворье в с. Годеново, поставили много вопросов о будущем России, выстраивании непротиворечивой и непрерывной линии ее истории, о понимании, в каком направлении и как нашему Отечеству двигаться дальше: на что опираться, к чему стремиться, какие ошибки прошлого учитывать в этом движении. Своими мыслями об этом делится один из докладчиков Чтений.
– Феликс Вельевич, Вы впервые приняли участие в Годеновских чтениях, какое впечатление они на вас произвели?
– У меня остались очень хорошие впечатления. Встретились люди образованные и верующие, которых искренно волнует интерпретация нашей истории и дальнейшая судьба России. И пусть не все из них совпадают в отдельных мнениях и трактовках, главное – правильное восприятие и отношение к разномыслию. Это не перебранка в соцсетях, где уровень агрессии и невежества давно уже зашкаливает.
Конечно, есть ключевой вопрос: а зачем вообще такие чтения нужны?
Тут вот какая штука. Для нормальной национальной жизни необходима активная, зрелая церковная интеллигенция. Я в этом больше чем уверен. Хотя для многих моих коллег это звучит почти как оксюморон. Поскольку русская интеллигенция в традиционном понимании была нецерковна, а порой и антицерковна, Более того, в прошлом она натворила много худого, и вообще говоря, повинна в том, что, по крайней мере, два раза за последнее столетие, Россия оказалась у разбитого корыта. И, тем не менее, зная и понимая все это, можно констатировать: нам не возродить свою страну, если не появится принципиально другая интеллигенция – укорененная в русской традиции. Ее особая роль заключается в том, чтобы между Церковью и обществом не возникало опасного противостояния. Поэтому ее историософские, богословские, историко-культурные взгляды должны быть здоровыми, а значит – русскими и православными.
– Но ведь в России уже был, пусть и ограниченный, опыт формирования православной интеллигенции – конкретно вокруг Оптинской обители с середины XIX века, начиная с Гоголя, братьев Киреевских…
– В том-то и дело, что «ограниченный». Оптинский «кружок» писателей и философов первой величины – таких как Гоголь и Достоевский – увы, не стал определяющим. Основная масса интеллигенции шла в совершенно другую сторону. И последствия этого, как мы знаем, были разрушительными и трагическими. Если мы не решим проблему формирования национальной, православной интеллигенции в реалиях теперь уже XXI века, то мы опять придем к конфронтации Церкви и общества, власти и общества. Говоря откровенно и прямо, нынешнее положение вызывает большие опасения. Дурная традиция возрождается, здесь мы уже балансируем на грани. Характерна в этом смысле история с релокантами: когда началась СВО, значительная часть образованного класса вместо того, чтобы поступить твёрдо и мужественно, а главное – патриотично, просто покинула страну, бросились как зайцы врассыпную….
– Не поздно ли уже пытаться формировать национальную интеллигенцию?
– У нас на самом деле уже почти все поезда ушли. Многие тяжелейшие проблемы, стоящие перед русским обществом, перед Россией, нужно было решать вчера, а лучше – позавчера. Но надо подходить к этому делу с верой и надеждой – то есть делать, то, что должно, – и всё! Ведь пока у нас, слава Богу, всё ещё развязаны руки. А это немаловажно. В прошлом веке, в эпоху жесточайших гонений безбожной власти ситуация была иной. Но даже тогда в Русской церкви появлялись свои интеллигенты. Вспомним замечательного человека Сергея Фуделя – богослова, философа, духовного писателя, литературоведа. Он был мирянином, глубоко православным человеком и в то же время – человеком культуры. Такие люди России сегодня очень нужны! В наше постсоветское время таким был, как мне кажется, отец Димитрий Смирнов. Мне с ним посчастливилось близко общаться – он был необыкновенно образованным и культурным человеком, помимо того, что замечательный пастырь и проповедник. И все это у него сочеталось с твердым историческим сознанием, с интеллектуальной зрелостью.
– Могут ли, на Ваш взгляд, наши монастыри стать сегодня, как когда-то, центрами духовного, исторического и в какой-то степени даже культурного просвещения нашего «образованного класса»?
– А других площадок для решения этой задачи сегодня я просто и не вижу. Наша историческая школа вроде как давно уже вышла из тисков советской цензуры и от прежнего истмата в ней уже мало что осталось. Но от материализма ушла недалеко, задержавшись в лоне обычного европейского позитивизма – с антицерковным, и во многом даже антирусским мировоззрением. На больших светских конференциях по истории эта парадигма продолжает довлеть. И хотя занимать откровенно непатриотическую позицию ныне как-то не комильфо, однако хорошо зная эту среду, могу констатировать, что она в целом интеллектуально неблагополучна. Тогда как в монастырях естественней и легче создать иную атмосферу: духовную, мировоззренческую, культурную…
В теме взаимоотношения Церкви и Государства (которая была основной на этих чтениях), было бы полезно сочетать историософское и богословское осмысление с реальным историко-культурным анализом…
– Вам не хватило в докладах публицистичности?
– Нет-нет, я совсем не это имею в виду. Публицистичности у нас в жизни и в интернете хватает. Даже с избытком. Я говорю о слабости нашего исторического сознания. О необходимости более тесной и живой связи нашей истории с нашей жизнью, с сегодняшним днем. Но без критического взгляда на историю сие невозможно. В прошлом теории и замыслы бывали прекрасны, а их воплощение… Либо слабым, либо даже ошибочным. Размышляя об этом, мы сможем воспользоваться нашим реальным историческим опытом. Сможем понять, где и на чём мы как народ и как нация споткнулись. А то и согрешили, бывало и такое. Только тогда мы узнаем, что следует изменить в нашем сознании и в нашей жизни.
– Как вам показалось высказывание «хозяйки чтений» – настоятельницы Переславского Никольского монастыря матушки Евстолии, обращенное к участникам Чтений: «Мы собрались здесь, чтобы повернуть историю вспять!»?
– Матушка игуменья вообще произвела на меня сильное впечатление. Если сказать кратко – то это такое сокровище наше! Совершенно очевидно, что она обладает какой-то очень тонкой и правильной интуицией во многих вещах. Разумеется, историю нельзя повернуть вспять – дважды не войти в одну реку. Но я понимаю это так, что необходимо привнести в современную жизнь то, что было когда-то нами утрачено. И с этим я совершенно согласен. Она точно и ярко определила сегодняшнюю нашу немочь. Есть области, в которых мы сегодня совсем беспомощны. Первая область – интеллектуальная: большую часть прошлого века мы были практически полностью отрезаны от мировой мысли, в том числе от интеллектуального наследия русской эмиграции. А вторая область – это обиходная русская культура, которую мы утеряли. Если совсем по-простому – мы разучились жить по-русски. Мы никак не можем избавиться от примет разрухи, неприбранности, каких-то даже уродств. Прекрасный, древний Переславль-Залесский не избежал общей участи. И тут рядом с замечательными восстановленными храмами, монастырями – немало безобразного. Все это сосуществует у нас вместе, рядом. Эта даже чисто зрительная неустроенность – признак неустроенности жизненной, беспорядка в головах и душах. Сюда же относятся и потеря навыков глубокого общения, какой-то общей созидательной работы, взаимопомощи, даже просто – быта. Того, чем всегда отличался нормальный русский мир. Отдельные локальные, «точечные» проявления этого мира еще, слава Богу, встречаются…
– А что вы вкладываете в понятие Русский мир?
– Его можно определить как форму общественной консолидации. Это совсем не то, что существовало и существует на Западе: прослойка интеллектуалов, или некая страта воспитанных людей, умеющих пользоваться носовым платком (шутка!). Нет, у нас это форма русской консолидации. И если думающие люди собираются на подобные чтения, то их, этих людей, в первую очередь объединяет общее дело. Другой вопрос, что это дело может быть полезным, а может быть никчемным и даже гибельным (подобных примеров в нашей истории достаточно). Впрочем, увиденное и услышанное мною на Годеновских чтениях вселяет надежду на добрые плоды. И добрые перемены в разных сферах русской жизни.
Отметим, дело это без преувеличения дерзновенное, трудное. Не будем забывать, что ещё совсем недавно, в очередной русской смуте, в мясорубке девяностых-нулевых годов, были перемолоты все формы общественной консолидации. Они были слабые, болезненные, выморочные советской системой, но они были. После «великой криминальной революции» не осталось и этого. Исчезла, в том числе, и советская интеллигенция. За пределами церковной ограды начиналась пустыня.
Ныне речь идет о формировании совершенно новой интеллигенции – православной, национальной, почвенной, не противопоставляющей себя русской традиции и истории. Нужно только работать над этим с умом, верой и надеждой. К чему такие чтения и призваны.
Беседу вел Андрей Самохин
Материалы по теме:
Изменилась расстановка сил в Европе. В Германии к власти пришли фашисты. 22 июня 1941г. Германия напала на СССР. Ослабленная репрессиями, неся огромные потери, Красная Армия остановила врага под Москвой и перешла в наступление...
День 9 Мая стал самым дорогим праздником, Днем Победы.
Но уже в 1946г. было положено начало холодной войне. Москва опустила "железный занавес". Атомную бомбу Москва испытала в 1949г., водородную - в 1953.
Одновременно внутри страны Сталин "укреплял" социализм (на самом деле режим своей власти) новыми репрессиями вплоть до своей смерти в 1953г. Борьба за власть в партийной верхушке вывела в лидеры Хрущева.
"Культ личности" только Сталина и его подручных был разоблачен, чтобы уберечь от критики режим...
ИСТОРИЯ РОССИИ
М.:Изд.Школа Шаталова, 2009:
СССР
Через два года после создания СССР (1924) была принята Конституция СССР. Куратором национальных вопросов в партии был И.Сталин. После смерти Ленина он сосредоточил в своих руках всю полноту власти. Началось сращивание гос. и партийного аппарата.
Царская власть сменилась властью вождей. Советские монархи стали называться генеральными секретарями партии. Власть передавалась не по наследству, в результате борьбы высших чиновников. Внешнюю законность ей придавали голосования на съездах партии.
Страна диктатуры пролетариата оставалась ослабленной многолетней войной. Для ликвидации отсталости был взят курс на индустриализацию. Высокие темпы производства были обеспечены масштабными полит. репрессиями, давшими дешевую рабочую силу. В ГУЛАГе на стройках социализма работали миллионы.
Одновременно был взят курск на коллективизацию с/х. Отъем зерна, истребление скота, дезорганизация привели к небывалому голоду (1932-33). К 1935г. положение несколько улучшилось, но вторичное закрепощение крестьянства состоялось (колхозникам не давались паспорта и т.п.).
Вы хотите реанимировать дискуссию в этом направлении ?
Упреки в адрес комментирующих? Неправильно отвечают. Оба злодеи, отбросили страну на столетие назад. Кто там государственник? Ск. территорий в 90-е с русским населением потеряны? Ни одно поколение так и не успело пожить нормально и без казусов. Интернет заполонен дифирамбами горцу со всякой белибердой. Без того, лежащего на площади, не было бы и его. Не ругают лишь одного, который стоял за ними. Он содержал партию большевиков Ленина в Лондоне, так же был связующим звеном у обоих. Счастливо жил, причем, безнаказанно, после переезда в СССР при горце. Как так получилось, что ругают либералы и совки Ленина и Сталина, но никоим образом не трогают того, кто их сделал? Создателя, хозяина, отца сего производства, главаря сей компашки. Имя ему Ротштейн. Чтобы петь дифирамбы горцу, поройтесь в истории. Соха, малограмотность и др. отошли на задний план? А пришли немалограмотные (мигранты) — технологии появились? Художники увековечили технологический «труд».
История большевистской партии показывает, что только такая партия могла родить и выковать таких великих вождей, как В. И. Ленин и И. В. Сталин.
Тов. Сталин блестяще справился со своей задачей, - справился непреклонной борьбой с пережитками великодержавного шовинизма и настойчивой работой в среде представителей угнетавшихся в старой России национальностей над созданием доверия и дружеских отношений между всеми народами СССР.
В вожде большевизма, в вожде народов СССР рабочие всех стран видят, естественно, и вождя мирового коммунизма. И в этом тов. Сталин - достойный продолжатель Ленина.
Ленин был вождем большевистской партии, социалистической революции, Советского Союза. Тов. Сталин - достойный продолжатель великих дел В. И. Ленина.
В. МОЛОТОВ, СТАЛИН, КАК ПРОДОЛЖАТЕЛЬ ДЕЛА ЛЕНИНА
Что хотелось бы добавить и закрыть эту дверь.
На других форумах, блогах и сайтах, мой вопрос (утверждение) вызвал интерес и дискуссия перешла в правильное русло, где обсуждался не столько Сталинизм, а именно отношение либерально - демократического народа (малого) к личности Ленина. Здесь же, к сожалению, как по басне И.А.Крылова «Лебедь, Щука и Рак», каждый о своём, кто о XXll съезде КПСС, а кто и поучает — "Ну что Вы повторяете говорок специальных чиновников". А речь то ведь шла о другом. К тому же, я ждал ответа или отзыва по существу вопроса, но получил нечто другое. Впрочем ладно, благодарю что почтили вниманием.
Вы ничего не поняли - мой ответ Сандре Новиковой, чья цитата приведена вами.
_____________
Вы ничего не поняли, моё сообщение состояло из вопроса — "Почему либералы ненавидят Сталина и лояльно относятся к Ленину?" Представляя ответную реакцию, я предупредил, что — "Я ни в коем случае не принадлежу к стороникам Сталина."
Мало того, предоставил мнение журналиста, где ответом на мой вопрос звучат такие слова — "разрушители Ленин и Троцкий для либеральной публики «свои» (ведь троцкизм это, по сути, левое крыло либерализма), а Сталин – «чужой». Вот поэтому он и вызывает такие приступы падучей и истерики." Далее —Хрущёвский XXII съезд КПСС 1961 года (Е.Д.). Не приемлю тех, кто в начале получает ордена, награды, Сталинские премии, а в случае изменения политического направления предаёт. Осуждаешь времена Сталина, хорошо - это твой выбор, но если ты сам соучаствовал во всех этих делах, лучше помолчи, так будет честнее.
P.S. Я так понимаю, вы мне про Сталинизм что-то новое для меня хотите сказать, не старайтесь, напрасный труд.
Видимо вследствии плохой памяти вы забыли, сколько здесь на страницах сайта "Столетие" я писал о сталинских репрессиях и других преступлениях богоборческого режима. За что и получал ответку от необольшевиков.
О том времени я знаю больше вас. Я старый священник и по причине своего возраста, я застал ещё в живых священнослужителей и мирян прошедших земной ад - сталинские лагеря. Меня и самого неоднократно вызывали в отдел КГБ, где-то что-то я не так сказал или на проповеди в церкви призывал к изменению образа жизни или говорил, что Закон Божий превыше земных законов.
P.P.S. Вот пожалуй и всё.
Предоставляю вашему виманию книгу
"Отец Арсений". Свидетельствую, это не выдуманная история, это быль.
https://azbyka.ru/fiction/otec-arsenij/?full_text=1
Леонид Петрович Решетников напомнил, что в октябре 1961 года, на XXll съезде КПСС, на котором присутствовали 99 Героев Советского Союза, маршалы Рокоссовский, Малиновский, Тимошенко, космонавты Юрий Гагарин и Герман Титов, единогласно было принято решение ЗАПРЕТИТЬ прославление Сталина, виновника гибели миллионов советских людей (как перед войной, так и в первые годы Великой Отечественной войны).