В небе Смоленщины

В этом году исполняется 80 лет с момента формирования одного из самых известных истребительных авиационных полков (иап) ВВС Красной Армии – 5-го гвардейского (первоначальный номер 129-й истребительный). Полк вступил в бой с врагом в первые часы Великой Отечественной войны, и в числе первых 6 декабря 1941 года был преобразован в гвардейский. В боях в небе Белоруссии и Смоленска, Калинина и Ржева, Донбасса и Харьковщины, Запорожья и Бессарабии, Западной Украины, Польши и Германии покрыл себя неувядаемой славой и стал самым результативным истребительным авиаполком.
В эти дни хочется ещё раз вспомнить подвиг воинов этого полка, а именно его бои в тяжёлом 1941 году в небе Смоленщины. Повод есть: 20 августа исполняется 84 года одному из самых удачных и результативных боевых дней в истории 129-го иап/5-го гиап. По итогам нескольких боёв счёт полка увеличился сразу на девять побед.
В середине августа лётчики 47-й смешанной авиационной дивизии (сад), в состав которой входил 129-й иап, отражали попытку контрудара немецкой 7-й танковой дивизии по нашей 19-й армии, наступающей на Духовщину. Их боевой работе посвящена статья М.В. Тимина. К сожалению, в этой, в целом хорошей, статье есть ряд неточностей.
Обратимся к документам 47-й сад, 129-го иап и штаба ВВС Западного фронта. Всего 20 августа 129-й иап выполнил 17 боевых вылетов.
Рано утром (вылет в 4.45 – 6.40) старший лейтенант Городничев Николай Павлович и младший лейтенант Кононенко Андрей Захарович осуществляли прикрытие войск в районе Сергеево – Присельское – Потелицы. В 6 часов 02 минуты над деревней Лосево Городничев заметил пару Ю-88 и атаковал их в хвост, немцы с большим снижением ушли на запад, в сторону Капыревщины (в документах название приведено искажённо – Копыровщина). Затем наша пара завязала бой с появившейся парой Ме-110, и Городничев одного из них зажёг, другой «сто десятый» ретировался. В ходе боя Андрей Кононенко оторвался от ведущего и на высоте двух километров обнаружил два Ю-88 (возможно, это были те самые «юнкерсы», которых они пытались сбить ранее) и атаковал их. После его атаки у одного «юнкерса» задымились моторы, и он перешёл в беспорядочное падение. В этот момент Кононенко заметил взлёт шести Ме-109, три из которых поспешили к району боя. Не имея боекомплекта, Кононенко ушёл на свой аэродром. Домой наши лётчики прилетели хоть и порознь, но благополучно.
По итогам вылета было засчитано две победы: местом падения сбитого Николаем Городничевым Ме-110 указывалась Капыревщина, а сбитого Андреем Кононенко Ю-88 – Симухино. В «Журнале боевых действий» полка было отмечено, что Городничев в бою «проявил героизм и отвагу» 1. Следующий результативный вылет состоялся в 8.05 – 9.15. В ходе него удачный бой (в 8.30 – 8.50) против четырёх Ме-109 провела тройка командира эскадрильи старшего лейтенанта Коваца Петра Семёновича. Отличились сам Ковац и старший лейтенант Онуфриенко Григорий Денисович, сбившие по Ме-109. Ковац атаковал своего противника на вираже, по сбитому им «мессу» две очереди выпустил также младший лейтенант Суханов Борис Романович, заметивший падение неприятеля. А из «мессера», сбитого Григорием Онуфриенко, лётчик выбросился с парашютом, самолёт сгорел в районе Симухино 2.
Согласно спискам потерь 2-го Воздушного флота немцев, в тот день был потерян Ме-109ф-2 № 12973, он был полностью уничтожен, а его лётчик вынужден спасаться с парашютом 3. Этим сбитым оказался кавалер Рыцарского Креста командир 9-го отряда 51-й истребительной эскадры 9/JG51) обер-лейтенант Карл-Гейнц Шнелль (Karl-Heinz Shnell), имевший на тот момент уже 36 побед. К сожалению, он приземлился в расположении своих войск и, хотя был ранен, но в сентябре вновь включился в боевую работу. Итоговый счёт Шнелля составил 72 победы, ему посчастливилось пережить войну. Хотя бит он и бывал, в том числе лётчиками 129-го иап.
Но самым результативным оказался полуденный вылет. По его итогам нашим лётчикам засчитали сразу четыре сбитых вражеских самолёта. В отношении этого боя необходимо внести ясность.
Дело в том, что в сборниках, посвящённых боевым счетам советских асов, их составитель М.Ю. Быков решил, что три из этих побед – групповые и одержаны они младшими лейтенантами Кононенко и Романовым Николаем Егоровичем4. То же самое повторил в своей статье М.В. Тимин5. Судя по всему, такой вывод они сделали на основании боевых эпизодов за 16 – 24 августа, включённых в «Историю» 5-го гиап. Там после записей о предыдущих победах того дня, действительно записано, что бой против 27 самолётов противника (Ю-87, Ме-109 и Ме-110) вела наша пятёрка, далее указано, что Кононенко сбил Ю-87, Романов – «ФВ-198», а ещё три самолёта были сбиты группой6. Однако это записи относятся не к одному, а к двум разным боям. Тем более, что «Фокке-Вульфы» в этом бою не участвовали.
На самом деле всё было по-другому, групповые победы в итоге были засчитаны как индивидуальные, а Николай Романов в бою вообще не участвовал.
Вот как этот бой описан в оперативных сводках.
В 11 часов 25 минут старший лейтенант Ковац поднял пять МиГ-3 на прикрытие наземных войск в районе Лосево – Плющево – Воротышино – Скачково. Через двадцать минут появилось девять Ю-87, направлявшихся к нашим переправам, и двенадцать Ме-109, следовавших на 100 – 200 метров выше бомбардировщиков и в их порядках.
Над Воротышино Ковац звеном завязал бой с «лаптёжниками», огонь наша группа открыла с 300 – 400 метров, с целью сорвать бомбёжку. Немцы беспорядочно сбросили бомбы, их строй рассыпался. Истребители прикрытия сверху поодиночно и попарно атаковали всю нашу пятёрку, завязался общий бой на виражах. Затем к месту боя подошло ещё 18 Ю-87 и столько же Ме-110, принявшихся бомбить цели в районе Сущёво, отметки 179, совхоза Зайцево и Попово. Наши истребители атаковали вторую девятку «лаптёжников» и смогли её рассеять, помешать другой они уже не могли, слишком неравны были силы. Истребители противника парами пытались атаковать «миги» сверху заходом в хвост, но огонь открывали с больших дистанций – вероятно, тоже пытаясь отсечь наших от своих подопечных.
При выходе из боя младший лейтенант Кононенко двумя очередями расстрелял Ю-87, «юнкерс» стал отвесно падать к земле, на высоте тысячи – тысячи двухсот метров наш лётчик потерял его из вида. Эту победу в сводках отметили сразу же, вероятно, падающий самолёт видели другие пилоты. В оперативных сводках и в «Истории» полка отмечалось, что помимо этого «юнкерса» лётчики видели ещё три горящих на земле самолёта в районе Крестовки – Худяково. Кто их сбил, не уточнялось7. После боя четыре «мига» благополучно вернулись на свой аэродром и в 12.30 совершили посадку. Расход боеприпасов на них составил 670 патронов к пулемётам БС и 470 к пулемётам ШКАС.
МиГ-3 Кононенко получил три пулевые пробоины в крыло и две в капоты, а снарядом был пробит стабилизатор. Но это не помешало ему благополучно прилететь на аэродром.
А вот старший лейтенант Ерошенко Прокофий Илларионович из боя не вернулся. Он был сбит истребителями прикрытия, и в районе деревни Приселье (что северо-восточнее Ярцева) покинул самолёт с парашютом. Будучи раненым (в лицо), он убыл на лечение в Москву и в полк больше не вернулся.
А что же немцы? Они заявили сразу три победы. Один «И-18» (так в немецких документах. – А.М.) засчитали унтер-офицеру Гельмуту Хёрдту (Helmut Hördt) из 12-го отряда 51-й эскадры (12/JG51). И ещё два таких же самолёта занесли на счёт его сослуживца фельдфебеля Герберта Фрибеля (Herbert Friebel). Кто из них сбил самолёт Ерошенко, сказать трудно. Ну, а «миг» Кононенко, получив несколько попаданий (из них от «мессершмитта» достоверно лишь одно – пушечного снаряда) продолжил вести бой и потом вернулся на аэродром.
Для начала определим, кто же летел в группе Коваца. Помимо него самого это были Андрей Кононенко и Прокофий Ерошенко, фамилии которых упоминались в сводках. Четвёртым оказался младший лейтенант Кошелев Александр Иванович. В наградном листе на орден Красной Звезды, подписанном командиром 129-го иап майором Ю.М. Беркалем и военным комиссаром полка, батальонным комиссаром В.П. Рулиным 5 сентября 1941 года, отмечены две победы лётчика (личная и в составе звена) с указанием дат и типов сбитых самолётов. И говорилось об ещё одном результативном бое, в котором он принимал участие – том самом, 20 августа, в котором пятёрка наших истребителей сбила четыре неприятельских самолёта. Важно подчеркнуть, что сам Кошелев в числе одержавших победы указан не был8.
А вот пятым был не Романов, как считают Быков и Тимин, а Николай Городничев. Об этом рассказал он сам в беседе с сотрудниками Комиссии по истории Великой Отечественной войны9. Об этом свидетельствуют документы, из которых следует, что в тот день лётчик одержал сразу две победы, попал этот выдающийся для тех дней эпизод в прессу. О том, что Городничев был одним из лётчиков этой пятёрки, говорилось и в его представлении от 5 сентября к ордену Ленина10.
В Сборниках тип этого самолёта указан как «Ме-109», хотя в сводках он обозначен не был. Такую версию можно объяснить тем, что в «Историю» полка отмечены обе его победы того дня: над Ме-110 (в районе Капыревщины) и над Ме-109 (в районе Симухино). Казалось бы, вся ясно. Однако запись о сбитом «сто девятом» помещена вместе с записью о таком же самолёте, сбитом Ковацем – в том самом бою, когда наша тройка разметала четвёрку «мессеров»11. И это явная ошибка, так как в том бою участвовал и отличился не Городничев, а Онуфриенко. А значит, эта запись относится именно последнему.
Не упоминал о своём участии в бою против четырёх «мессов» и сам Николай Павлович. Зато он рассказал, что дрался в большом бою против бомбардировщиков и истребителей противника. Мог он сбить Ме-109? Мог. Но подтверждений этому нет. А вот сам он вспоминал, что атаковал вторую группу, состоявшую из «лаптёжников» и «сто десятых», и победу одержал именно в этой схватке. А ещё прямо сказал, что в тот день сбил два Ме-110. А значит, в полдень он сбил именно такой самолёт. Подтверждением тому служит список сбитых им самолётов от 1942 года. Среди них присутствуют три Ме-110 и четыре Ме-109, тогда как если бы в этом бою он сбил не «сто десятого», а «худого», их было бы, соответственно, два и пять. Наконец, можно привести наградные листы Кошелева и Кононенко, в которых тоже сказано, что в этом бою было сбито четыре самолёта: «юнкерсы» (указаны как Ю-88) и Ме-11012.
Итак, все пятеро участников боя известны, и Романова среди них не было. В связи с этим странным выглядит следующий пассаж из статьи М. Тимина. «Кононенко, совместно с младшим лейтенантом Н.Е. Романовым атаковали ещё одну группу бомбардировщиков, после нескольких атак они наблюдали три могучих взрыва на земле»13. Очевидно, автор решил, что раз «мессершмитты» до этого сбили самолёт Ерошенко, то и атаки по новой группе противника продолжили выполнять только двое лётчиков. Куда в таком случае подевались Ковац и Кошелев (об участии в вылете Городничева он не знает), автор не говорит. В оперсводках ничего не говорится о том, что атаку по новой группе производили только двое пилотов, тем более, не упоминались фамилии. Как и о том, что сбитый «юнкерс» и горящие костры наблюдали только Кононенко с Романовым (в вылете не участвовавшем). Атаковали и наблюдали горящие самолёты противника все.
Но кто именно одержал победы? Как уже говорилось, Кононенко сразу засчитали сбитый Ю-87. Остаются ещё три самолёта, которые группа видела горящими. Один из них – это Ме-110, которого сбил Городничев.
Другим оказался Ю-87, он был засчитан Ерошенко. Это следует из «Справки» об одержанных этим лётчиком победах14. М. Тимин назвал эту запись «забавной», очевидно, посчитав, что пилоту «приписали» ещё какой-то «юнкерс» (помимо «групповых» и засчитанного Кононенко). На самом деле ничего забавного в этой записи нет, и никакую «лишнюю» победу Ерошенко не приписывали. Просто-напросто один из этих трёх самолётов, пожар которых увидели на земле, засчитали ему как личную победу, уточнив и тип сбитого. Как обстояло дело, и от чьих очередей загорелись самолёты, уже никто не скажет. Но с самого начала войны в полку сложилась традиция: записывать сбитый самолёт как чей-то личный счёт (групповые победы являются редким исключением). Поэтому нет оснований подвергать сомнению решение командования полка расписать победы каждому.
С тремя победами всё ясно. Остаётся четвёртая. Тип сбитого не указан, это мог быть Ю-87 или Ме-109. Но в документах говорилось, что из четырёх сбитых самолётов три были бомбардировщиками. А значит, это «юнкерс».
Кононенко и Ерошенко лично сбить его не могли, так как на их счетах после боя появилось лишь по одной победе. Городничев – тоже. Что касается Кошелева, то в наградном листе упоминалось лишь об его участии в бою, но не о каких-то его победах, пусть даже групповых. Остаётся Ковац, либо же победа носила групповой характер. Однако в ней не могли принять участие ни Городничев, ни Кошелев, ни Ерошенко (иначе об этом было бы сказано). Да и Кононенко засчитали лишь один самолёт. Так что можно предположить, что четвёртый сбитый самолёт, Ю-87, был засчитан Петру Ковацу как его индивидуальная победа.
А что говорит противник? Из трёх засчитанных нашим лётчикам Ю-87 немцы признали потерю двух.
Правда, они не упали возле Худяково и Крестовки, а дотянули до района аэродрома Шаталово (в немецком списке потерь фигурирует как «Шаталовка»). И если один из них, Ю-87 B-1 № 5324 из 3-й группы 1-й эскадры пикирующих бомбардировщиков (III/StG1) получил хоть и ощутимые, но не фатальные 25% повреждений, а его экипаж не пострадал, то второму повезло меньше. Этот Ю-87 R-4 из той же группы № 6283 (номер вписан от руки, изначально был напечатан № 5263) получил куда более серьёзные повреждения, оценённые в 65%, и с высокой долей вероятности мог быть пущен на запчасти. А его экипаж – пилот лейтенант Эрнст Хонне (Ernst Honne) и стрелок-радист ефрейтор Георг Бюхнер (Georg Büchner) – получил ранения15.
Также в тот день немцы лишились Ме-110 C-5 № 2447 из разведывательного отряда 2.(F)/33 (бортовой номер в документе трудночитаем, последняя буква – «К», в ряде публикаций указан как «8M+CK»), пропавший по неизвестной для немцев причине на маршруте Духовщина – Вязьма – Холм (100% потеря). Его экипаж в составе пилота фельдфебеля Августа Фольхардта (August Vollhardt), наблюдателя лейтенанта Вальтера Ройнке (Walter Roinke) и стрелка-радиста унтер-офицера Матиаса Мюгебира (Matthias Mügebeer) пропал без вести16. Судя по всему, сбит он был именно Городничевым, но, очевидно, не в этом, а в утреннем бою. Справедливости ради отметим, что ещё один Ме-110 был засчитан лейтенанту П.И. Волкову из 180-го иап (46-й сад), он его сбил возле деревни Паличино, что южнее станции Паникля17.
А что же Николай Романов? Он тоже отличился в тот день, только в другом вылете. В 15.45 – 17.00 ведомые Григорием Онуфриенко шесть МиГ-3 сопровождали шестёрку Ил-2 в район Крестовка – Воротышино. Две машины через десять минут из-за неисправности вернулись на аэродром, остальные продолжили выполнение задачи. В 16.05 – 16.10 Романовым был сбит, как отмечалось в оперативной сводке штаба дивизии, «двухмоторный, 2-х фюзеляжный самолёт». В «Истории» полка неприятель был обозначен как «ФВ-198», а в «Журнале боевых действий» – вовсе как «Фокке-Вульф-200». Романов атаковал встреченный вражеский самолёт и после двух атак зажёг ему левую фюзеляжную балку и левую плоскость. Он преследовал неприятеля до высоты 50 метров, после чего был отсечён огнём зенитных пулемётов. «Миги» помогали «илам» штурмовать противника, подавляя зенитные точки и атакуя автотранспорт, и без потерь вернулись домой18.
Среди имеющихся в распоряжении списков потерь противника ФВ-189 не значатся. Однако «фокке-вульф» противник на том направлении всё же потерял. На аэродроме Шаталово (или в его районе) совершил вынужденную посадку ФВ-58 № 3655 из отряда Verb.St 52, его повреждения оценивались в 40%19. На «двухфюзеляжный двухмоторный» самолёт он не был похож (как и на ФВ-200), и наверное, не он был атакован Романовым. Хотя под расплывчатый «ФВ-198» подойти бы мог.
Стоит отметить, что 20 августа среди прочего немцы потеряли Хе-111 H-6 № 4174 из 2/KGr 100, повреждённый огнём противника и совершивший вынужденную посадку или упавший в районе Витебска, его повреждения оценивались в 50%, а двое членов экипажа были ранены20. Ясность в вопрос, что привело к этой потере, и мог ли к ней иметь отношение Кононенко, дали бы дополнительные материалы противника.
Вот так завершился боевой день 20 августа. Стоит отметить, что в ряде других документов отмечено, что в тот день было сбито ещё два ФВ-189: в «Выписке из личной Лётной книжки» И.П. Лавейкина говорится, что он сбил «раму» юго-восточнее Смоленска21, а в упоминавшейся «Справке» отмечено, что такой же самолёт сбил в группе Ерошенко. Но, думается, здесь имела место ошибка в датировке побед.
Лётчики 129-го иап не позволили противнику помешать действиям нашей ударной авиации и обеспечили прикрытие своих наземных войск, что в итоге позволило сорвать вражеский контрудар.
При этом счёт полка пополнили девять побед:
|
5.45 – 6.40 |
Ме-110 |
Городничев |
Капыревщина |
|
-//- |
Ю-88 |
Кононенко |
Симухино |
|
8.05 – 9.15 |
Ме-109 |
Онуфриенко |
Симухино |
|
-//- |
Ме-109 |
Ковац |
Симухино |
|
11.25 – 12.30 |
Ю-87 |
Кононенко |
Сущёво |
|
-//- |
Ю-87 |
Ерошенко |
Крестовка – Худяково |
|
-//- |
Ю-87 |
Ковац |
Крестовка – Худяково |
|
-//- |
Ме-110 |
Городничев |
Крестовка – Худяково |
|
15.45 –16.45 |
ФВ-189 («ФВ-200») |
Романов |
Сущёво |
Отличились шестеро лётчиков, а трое – Пётр Ковац, Николай Городничев и Андрей Кононенко пополнили свои счета сразу на две победы. Свои потери составили: один самолёт, один лётчик получил ранения.
Противник признал потерю (соотносимую с действиями лётчиков 129-го иап) не менее четырёх самолётов (а может и больше), из которых трёх – безвозвратно: Ме-109, Ме-110 и двух Ю-87. Погибло трое и получило ранения ещё трое вражеских авиаторов.
Это было несомненным успехом. Вечером в полку состоялся концерт художественной самодеятельности. Три революционных матросских песни исполнил комиссар эскадрильи старший политрук Соколов Анатолий Михайлович. Городничев исполнял советские лирические песни. А художественным руководителем концерта был Ковац22. Но фронтовая судьба переменчива. Пётр Семёнович погиб уже на следующий день...
Вечером 21 августа (вылет в 18.35 – 19.40) девятка «мигов» Коваца сопровождала восемь Ил-2 61-го шап, ведомых старшим лейтенантом В.Г. Болотовым. Группа вышла к населённому пункту Потелица, где обрушилась на врага (всё ту же 7-ю ТД). Зенитки противника открыли огонь, а в воздухе появились «мессершмитты»: пять Ме-109, находились выше нашей группы, и три – ниже. Летевший в звене Коваца Городничев заметил верхнюю группу, вышел вперёд, покачиванием крыльев просигналил остальным и развернулся влево. Ковац сначала пошёл за ним, но потом развернулся вправо, и Городничев потерял его из вида. Сам он в это время снизу сзади атаковал «мессера», после чего разворотом вернулся к группе. Второй лётчик из звена Коваца – Кошелев после вылета рассказал, что в момент разворота влево их звено сзади атаковал и обстрелял Ме-109. Ковац это заметил и сделал переворот, после чего Кошелев потерял его из вида.
В ходе завязавшегося боя младший лейтенант Романов атаковал «мессера», тот попытался уйти пикированием, но, когда на высоте 50 метров стал выходить из пике, висевший у него на хвосте Романов дал очередь и зажёг его, после чего вернулся к своей группе. Старший политрук Соколов подловил другого «худого», который направился к горевшему напарнику, и дал ему очередь по кабине. «Мессершмитт» закувыркался через мотор и хвост и в таком положении падал до самой земли, упав восточнее Сущёво23. В оперсводках говорится о двух сбитых «мессершмиттах». Но в наградных документах Кошелева указано, что личную победу над Ме-109 он одержал именно 21 августа, отмечена эта победа и в статистических материалах полка24. Противник признал потерю Ме-109 ф-2 № 9680 из 1/JG51, который был полностью разбит (100%) при вынужденной посадке или падении в районе Ярцева25.
Справедливости ради надо сказать, что ещё три Ме-109 в тот день засчитали лётчикам 46-й сад. В 18.05 звено «мигов» 180-го иап в районе Духовщины провело бой против четырёх Ме-109, по итогам которого капитан А.Ф. Семёнов и младшие лейтенанты С.Ф. Долгушин и Е.А. Воронин сбили по «мессершмитту»26.
Но радость побед была омрачена гибелью Петра Коваца, который из вылета не вернулся. В приказе штаба ВВС Западного фронта № 031 от 26 августа 1941 года говорилось, что Ковац, прикрывая штурмовики, принял на себя удар двух Ме-110 и погиб 27.
Касаясь вопроса о причинах его гибели, М. Тимин приводит три версии. Первая – «случайная пуля» (что могло иметь место), таран (хотя упоминаний о нём в документах нет, и об этом пишет он сам). Но склоняется к тому, что Ковац мог быть сбит командиром 1/JG51 гауптманом Германом-Фридрихом Йоппиеном (Hermann-Friedrich Joppien)28. Тому была засчитана победа над «И-61», но состоялась она в 13 часов 11 минут, что не совпадает с временем данного боя29. Автор предположил, что в запись могла закрасться ошибка, и тогда правильным временем было бы 18.11. Такое, конечно, могло произойти, но в этом случае любую немецкую заявку на победу можно трактовать расширительно.
А можно предложить и ещё одну версию: Ковац мог быть сбит зенитным огнём. Немецкие зенитчики заявили сбитыми целых два «И-61» (в 18 часов те, по их данным, упали и взорвались возле батареи 84-го дивизиона) и ещё три повреждёнными, об этом пишет сам же Тиpмин. «Илы» безвозвратных потерь в том вылете не понесли, хотя два штурмовика получили серьёзные повреждения, а Василий Гаврилович Болотов был тяжело ранен в голову, шею и спину, но смог посадить израненную машину на аэродром и убыл в госпиталь (на следующий день он был представлен к званию Героя Советского Союза)30. А вот МиГ-3 Коваца вполне мог быть сбит вражескими зенитками, пусь даже в ходе воздушного боя. И эта версия его гибели кажется наиболее правдоподобной.
Уже на следующий день Пётр Семёнович Ковац был представлен к званию Героя Советского Союза, и 12 апреля 1942 года был этого звания удостоен31, став первым Героем в истории полка.
Скажем и о судьбе других героев дня. До Победы из них долетели только двое: Григорий Онуфриенко и Прокофий Ерошенко
Онуфриенко стал Героем Советского Союза, его боевой счёт составил 17 личным и 12 групповых побед, закончил войну он в звании подполковника, командуя 31-м иап. Прокофий Ерошенко после выздоровления оставался в Действующей армии, дослужился до главного штурмана 2-го истребительного авиакорпуса, но побед больше не одерживал (его счёт равен 4+1). Закончил войну майором, штурманом Черниговской Военной авиационной школы пилотов.
Остальные погибли Андрей Кононенко увеличил боевой счёт до 5+2, но 17 октября 1941 года не вернулся из вылета. Николай Городничев был удостоен звания Героя Советского Союза, одержал 15 побед, из которых не менее 10 личных, в апреле 1942 года убыл из полка в Военную Академию командного и штурманского состава ВВС. 1 марта 1943 года погиб в авиакатастрофе под Чкаловом (Оренбургом), летя пассажиром на Ли-2. Николай Романов провоевал в полку дольше всех, стал его штурманом, майором, довёл счёт до 11+3. Осенью 1944 года убыл на должность штурмана 295-й иад, но из-за нелепого и трагического обстоятельства 7 ноября застрелился... Александр Кошелев вскоре убыл в 180-й иап, а потом воевал в 434-м иап/32-м гиап, довёл свой счёт мести врагу до 8+5. Погиб в воздушном бою 6 января 1943 года. Победа далась нелегко.
Результат, достигнутый лётчиками полка 20 августа, продержался как лучший почти год.
Впереди было несколько ярких боёв, в которых пилоты 129-го иап/5-го гиап одерживали по пять – шесть побед. Но планку в девять побед за один день они преодолели только 2 августа 1942 года, в ходе боёв за Ржев.
Да и вообще за войну одерживали по девять и более побед за день лишь одиннадцать раз. И один из них – в тяжёлом и горьком 1941 году, что сделало этот успех значимым вдвойне.
Будем же помнить их подвиг! Вечная слава воинам, сражавшимся за Родину!
Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (далее – ЦАМО РФ). Ф. 47 сад. Оп. 1. Д. 6. Л. 433 – 433 об.; Ф. 5 гиап. Оп. 143445. Д. 2. Л. 83.
2 Там же. Ф. 47 сад. Оп. 1. Д. 6. Л. 429, 430.
3 Flugzeugunfälle und Verluste bei den Verbänden (далее – F.V.V/). 21 August 1941. P. 2 // Архив автора.
4 Быков М.Ю. Все асы Сталина. 1936 – 1953. М., 2014. С. 577, 1012.
5 Тимин М. «Чёрная смерть» против «Дивизии призрака» // «Чёрная смерть» против «Дивизии-призрака» - Warspot - Медиаплатформа МирТесен.
6 ЦАМО РФ. Ф. 5 гиап. Оп. 143445. Д. 2. Л. 83.
7 Там же. Ф. 47 сад. Оп. 1. Д. 6. Л. 436, 436 об., 440, 444 об. – 445 об., 452.
8 ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 682524. Д. 228. Л. 125 – 125 об.
9 Научный архив Института российской истории РАН. Ф. 2. Р. IV. Оп. 1. Д. Н.П. Городничева.
10 ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 682524. Д. 228. Л. 13 – 13 об.
11 Там же. Ф. 5 гиап. Оп. 143445. Д. 2. Л. 83.
12 Там же. Ф. 33. Оп. 682524. Д. 228. Л. 53 об., 125 – 125 об.
13 Тимин М. Указ. соч.
14 ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 682524. Д. 143. Л. 25.
15 F.V.V., 23 August 1941. P. 7.
16 Там же. 23 August 1941. P. 2.
17 ЦАМО РФ. Ф. 46 сад. Оп. 1. Д. 4. Л. 178, 180.
18 Там же. Ф. 47 сад. Оп. 1. Д. 6. Л. 443 – 444; Ф. 5 гиап. Оп. 143445. Д. 1. Л. 16 об. – 17; Д. 2. Л. 83.
19 F.V.V., 23 August 1941. P. 7.
20 Там же. 24 August 1941. P. 2.
21 Лавейкин А.И. В небе и над Землёй. М., 2019. С. 62.
22 ЦАМО РФ. Ф. 5 гиап. Оп. 143445. Д. 2. Л. 83.
23 Там же. Ф. 47 сад. Оп. 1. Д. 6. Л. 448 – 449.
24 Там же. Ф. 5 гиап. Оп. 143445. Д. 2. Л. 180.
25 F.V.V. 26 August 1941. P. 1.
26 ЦАМО РФ. Ф. 46 сад. Оп. 1. Д. 4. Л. 181; Оп. 2. Д. 2. Л. 37.
27 Там же. Ф. Зап.Фр. Оп. 2589. Д. 367пр. Л. 132.
28 Тимин М. Указ. соч.
29 JG51 Aviation Art at Battleships-Cruisers.co.uk
30 ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 793756. Д. 6. Л. 169 – 169 об.
31 Там же. Д. 21 Л. 374 – 374 об.
Марчуков Андрей Владиславович – кандидат исторических наук, Институт Российской истории РАН
Фото с сайта «Память народа» и из личного архива автора.