Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 мая 2025
Крестная сила Руси

Крестная сила Руси

Размышления о прошедших Четвертых Всероссийских Годеновских чтениях
Андрей Самохин
28.04.2025
Крестная сила Руси

Зачем образованные русские люди, не будучи монахами, собираются сегодня в монастырях и обсуждают животрепещущие вопросы прошлого, настоящего и будущего России? Не предметы текущей политики и «повестки дня», а глубокие корневые темы самого бытия и предназначения нашей страны как хранительницы Православия в ойкумене до скончания времен?


А затем, что христианское исследование нашей истории, правильные выводы из выученных и не выученных Уроков Господних дают верный взгляд на сегодняшний день и надежду на день завтрашний. А обсуждать такие вещи ныне духовно-плодотворно именно в монастырях или при них. Там, где возносится в небеса ежедневная молитва, там где ум не в разладе с верой, а знание – с надеждой и любовью. Именно такими были задуманы четыре года назад Годеновские чтения в Никольской женской обители Переславля- Залесского. И четвертый год они подтверждают свою интеллектуально-духовную значимость для «глубинной России».

Вообще «церковные» и шире- православно- государственнические чтения и конференции стали в последние годы знамением времени. Начавшись со старейших Рождественских чтений, выросших под эгидой Московской Патриархии в 1993 году из конференции православных педагогов Москвы и сильно «разветвившихся» впоследствии. За ними последовали: «Оптинский форум» с богатым святоотеческим наследием, кочующий по разным городам и весям; «Вааламские образовательные чтения», привязанные к «Северному Афону». А также: тематические конференции на Соловках и в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном монастыре, «Ново-Иерусалимские чтения», посвященные конкретным святым и событиям, Международные конференции «Москва – Третий Рим» в Спасо-Елеазаровском монастыре, «Гурьевские чтения» в Таврической духовной семинарии. Одни из старейших (с 1998 г. ) – ежегодные «Иринарховские чтения» связанные с именем великого подвижника Руси св. Иринарха-затворника и опирающиеся на Борисо-Глебский мужской монастырь, стали многотемными в интеллектуально-богословском и краеведческом ключе. При этом со своим оригинальным историко- публицистическим лицом выступают ежегодные «Калязинские чтения», не привязанные к какой-то обители, организуемые Международной общественной организацией «Русское Собрание» при содействии Администрации Калязинского муниципального округа Тверской области.

Список этот можно множить.

Что это – мода, пиар? Да, нет – настоятельная потребность публичного обсуждения самого насущного для русского народа и России в зеркале вечности. Того о чем совсем или почти совсем не услышишь на обычных научных конференциях и с экранов ТВ, не прочтешь в центральных СМИ. 

Всероссийские Годеновские чтения, несмотря на свою молодость, заняли уникальную «нишу» – православного осознания русской истории. «Эти чтения начинались как небольшой живой журчащий ручеек, исток речки – говорит игумения Евстолия – а сегодня мы уже стоим у полноводной и глубокой реки – со своим особым характером, как бы осознавшей уже свою силу». 

Продолжая метафору настоятельницы Переславского Никольского монастыря, по чьей инициативе Годеновские чтения и начались накануне 600-летия явления Животворящего Креста Господня, можно сказать, что река эта – историософская по проложенному руслу и духовная – по глубинному своему течению.

Вокруг Годеновских Чтений, сложился определенный интеллектуальный круг участников – священнослужителей, богословов, историков, писателей, педагогов. Он каждый год пополняется новыми фигурами, не повторяясь в докладах при задаваемой общей теме Чтений.

В этом году такой темой стали слова из светилена Крестовоздвижения: «Крест – царей держава» с уточняющим подзаголовком «Крест в державном строительстве Святой Руси». Созидаясь в единое государство под Крестом православной веры, полученной от греков, Русь-Россия получила от Господа особую, славную и в то же время тяжкую миссию – нести до скончания времен Крест сохранения и защиты Правой веры – во свидетельство всем народам. Понятно, что для этого она должна сама – в лице своих государей-правителей и народа (хотя бы части его) сохранять в сердцах и делах Заповеди Христа.

Было ли так всегда в нашей истории? Увы, нет. Но миссия, то есть задача Господня неотменима – позорно и страшно оказаться перед лицом Вечности нерадивыми ее исполнителями! Другие аспекты этой темы: религиозно-нравственные задачи русской державной власти, правильное разделение ее полномочий с Церковью, правильное понимание «имперскости».

Эти и иные вопросы-размышления затрагивались на Четвертых Годеновских чтениях, начиная с приветствия их участникам правящего архиерея Переславской епархии епископа Феоктиста (Игумнова). «Принять мысль о Кресте Христовом, жить ей, – чрезвычайно сложно, – отметил архипастырь – Если же мы начинаем размышлять о теме наших Чтений – о роли Креста Христова в деле державного строительства Руси – то здесь сложность лишь усиливается: нам приходится думать о том, как соотносятся друг с другом задачи государственного строительства и спасения души». С одной стороны, мы знаем, что именно христианство с его непрестанным памятованием о Кресте Христовом стало фундаментом строительства нашего Отчества. С другой же стороны, мы не можем не помнить, что среди тех, кого Господь ставил во главу нашей державы, прославленных Церковью святых совсем немного, и это очень важное церковное свидетельство, о котором не стоит забывать тогда, когда мы пытаемся реконструировать духовные устремления российских правителей».

В свою очередь, игумения Евстолия очень остро сформулировала главную мысль и задачу Чтений. «… Однозначно, наше время можно назвать временем «Последнего выбора» – с Богом мы или нет! Время, когда нельзя молчать, когда невидимая брань, которую ведет внутри себя каждый христианин, слилась с видимой. Идет сражение за Русь Святую...»

Соорганизатор Годеновских Чтений и ведущий конференции, клирик храма Ильи Пророка села Ивановское Переславской епархии, секретарь Союза писателей России иерей Владимир Мартышин, развил этот посыл, напомнив о фотографии, обошедшей весь Рунет: наши десантники воздвигают в освобожденной Судже обрушенный поклонный крест. Это и есть настоящий, глубинный символ не только нынешней войны, но и главная сегодняшняя сакральная задача- проблема России.

Обращение ко Кресту Христову стало доминантой всех Чтений, что было задано и общей темой конференции, и тем, что она прошла на Крестопоклонной седмице. Разумеется – с поклонением участников Чтений Годеновскому Кресту. 

В проповеди после Божественной Литургии настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино, директор мемориальной квартиры-музея св. Иоанна Кронштадтского в Кронштадте протоиерей Геннадий Беловолов назвал Годеновский Крест «Царь-Крестом» и «точкой опоры России». 

Многие проблемы и темы подняли за два дня в своих докладах участники этих Чтений. От истоков и подоплеки появления знаменитого Миланского эдикта императора Константина Великого – до истории явления во время Первой мировой войны последней «имперской» русской иконы Божией Матери «Августовская победа». От традиции ношения русскими государями царских Наперсных Крестов, закончившейся на Петре I – до анализа причин распада русского монархического движения к 1917 году. От символики икон Христа «Ангел Великого Совета» и Спас Благое Молчание» и связи их появления на Руси и с ее державным строительством – до антиномии историософем «Москва-Третий Рим» и «Русь – Новый Израиль».

Известный писатель, историк, телеведущий Феликс Разумовский в своем докладе «Русская земля как икона Святой Руси» подчеркнул, что «мы забыли давно и прочно о таком фундаментальном понятии Русского мира, как Русская земля». Докладчик развил тему особого способа русского Богопознания через восприятие земной красоты Божьего мира и духовного его переложения в иконах, храмах, поклонных Крестах – «духовных маяках, освящавших всю Русскую землю». 

Разумовский сетовал о том, что «русская обиходная культура, передававшаяся от человека к человеку, от поколения к поколению вместе с порядком и строем русской жизни – самое сокровенное, самое важное и дорогое» ныне практически утрачена. «Русская трагедия ХХ века лишила русскую культуру дара Умного Зрения», – констатировал писатель. И этот дар нужно возрождать, чтобы вновь стать русскими людьми на Русской земле. 

Доктор филологических наук, профессор НовГУ им. Ярослава Мудрого Александр Моторин в фундаментальном докладе «Символика Креста в русской державной историософии» постарался обосновать тезис о том, что Крест Господень в государственном строительстве Руси изначально воспринимался как триединство Святой Софии, «Третьего Рима» и «Нового Иерусалима». Профессор напомнил, что первый деревянный храм, посвященный Софии – Премудрости Божией был построен в Новгороде. Также само понятия Рим (Roma – крепость по латыни), что по-русски, означает «град» было с сакральным смыслом «ограды для верных» заложено в имени Нова Града – Новгорода.

Интересным и неожиданным во многих деталях оказался доклад «Наследственное самодержавие Третьего Рима в формировании отечественной государственности» доктора юридических наук и кандидата исторических наук Георгия Шайряна. Он акцентировал внимание слушателей на том, что преподавание истории до сих пор опирается на такие фантомы, как «абсолютизм» или «Новгородская республика». Поэтому в массовом сознании понимание прошлого России хаотизировано и ситуация эта продолжает воспроизводиться уже несколько поколений. Ученый также доказывает, что Государь- Страстотерпец Николай Александрович не мог отречься от Престола, поскольку это не было предусмотрено законами Российской Империи. По мнению Шайряна, наследование Престола после Цареубийства и убийства Великого князя Михаила Александровича перешло к потомкам сестры Николая II – Великой княгини Ксении Александровны, которые сегодня живы.

Доктор исторических наук профессор кафедры истории России Российского университета дружбы народов Сергей Реснянский в своем выступлении рассмотрел Миссию России как Катехона. Докладчик считает, что уже в первые века русской истории сложился идеал Святой Руси, сочетавший служение Третьего Рима с уникальными славянскими чертами государства и отношений между людьми.

Поэтому, по мнению Реснянского, нам следует пересмотреть само понятие «государство», которое у нас чаще всего используется в западной трактовке внешней силы («стейт»), в отличие от русского теоцентрического понимания его как «Удерживающего» – призванного охранять истинную веру, вести людей к Преображению и Обожению. Эта «неотмирность» России и вызывает к ней стойкую ненависть и одновременно боязнь Запада.

В свою очередь доктор философских наук Владимир Большаков, рассуждая о государственном праве, напомнил, что Святой император Константин смог наполнить римское право христианским содержанием, которое развил св.Юстиниан. 

Русь по-иному, чем Запад восприняла принцип единовластия. Особенностью русской самодержавной власти было то, что царю его поданные подчинялись не как «законному правителю», а как крестоносителю – человеку на которого в государстве возложен самый большой Крест Христов. 

Докладчик отметил, что Бог попустил крах Российской Империи, поскольку тогдашнее российское общество в целом отказалось от крестонесения – то есть предало Христа. В своем докладе ученый обосновал «грядущее самодержавие» как синергию «завета Юстиниана, подвига новомучеников и Преображения России».

Эту же тему развивал в своем докладе «Крестонесение – право на власть» председатель Совета по прозе Союза писателей России писатель, драматург, поэт и публицист Василий Дворцов. В основе русского права на власть, убежден писатель, лежит любовь к Богу и к ближнему своему, побуждающая государя взять свой крест и нести его. Вне этого контекста нельзя понять, почему народ многое прощал своим Царям, но не мог простить никогда нелюбви к себе. «Не любить царю своего народа – это противуевангельски, антихристово», – замечает Дворцов. Он ставит ребром вопрос, сам же отвечая на него: «А каков же вневременной, вне-политический и вне-идеологический критерий государевой любви к своему народу? Справедливость! Ибо справедливость – однокоренное, для русского сознания односмысловое с Правдой и Праведностью». Писатель выводит лаконичную «русскую формулу власти»: «Право на власть в России – это любление Христа более других».

«В иерархии святости Крест, безусловно, стоит выше сотен и сотен икон», – постулирует Соорганизатор Годеновских Чтений, священник, писатель и педагог Владимир Мартышин. В своем докладе он подверг аргументированной критике нынешние тексты тропаря, эксапостилария, песен канона службы на Воздвижение Креста Господня. «Идею Креста, его явления, присутствия перед Лицом Божьим извратить невозможно, равно, как и перелицевать, подменить. Однако возможна подмена самой этой высоты святости...». Что, по мнению докладчика, часто сегодня и происходит.

Кандидат культурологии, историк Владимир Ларионов на Чтениях представил свои соображения о подлинности «Мономаховых регалий» и главной из них – Царского Наперсного Креста, подаренного византийским императором Константином Мономахом своему внуку Великому князю Владимиру Всеволодовичу.

Доктор исторических наук, писатель, радиоведущий Дмитрий Володихин рассказал о сакральном смысле взятия Иваном Грозным в свой поход на Литву в 1562-1563 гг знаменитого креста-реликвария святой Евфросинии Полоцкой.

Клирик Гатчинской епархии монах Вениамин (Семенов) поведал об истории передачи Николаю II креста св. царя Лазаря» и о нынешнем строительстве монастырского «царского» комплекса в Ямбурге (Кингисеппе), символизирующего единство судьбы двух братских народов – русских и сербов.

Священник же Переславского Никольского женского монастыря протоиерей Александр Смирнов в богословско-поэтическом докладе развил тему символики Креста Христова, как «портала в Небесный Иерусалим». «Крест – это великая тайна, смысл которой в полноте будет раскрыт в будущем веке», – уверен отец Александр.

На Чтениях, проходивших сперва в зале собраний Переславской православной гимназии им. св. блгв. князя Александра Невского, а затем в нижнем храме св. царственных страстотерпцев строящегося собора Святой Софии, прозвучало немало интересных исторических фактов и нетривиальных мнений. Иных – достаточно спорных. 

Но настоящим украшением Четвертых Годеновских чтений стало выступление живой легенды русской науки – д.и.н. Андрея Николаевича Зелинского – 92-летнего сына великого русского химика, академика Николая Дмитриевича Зелинского. Его доклад «Украденная победа» был посвящен трагической судьбе Российской Империи и личности последнего нашего Государя-мученика Николая II, с которым отец докладчика общался лично. 

Ученый рассказал про обстоятельства изобретения его отцом угольного противогаза и внедрения этого спасительного изобретения в русской армии во время Первой мировой войны. Докладчик изложил свою версию «Брусиловского прорыва», а также высказал убежденность в том, что в февральском свержении Императора Николая II решающую роль сыграла Британия и ее агенты в высшем правящем слое России. Произошло это после того, как Государь незадолго до этого отказался выполнить ультиматум союзников по изменению политического строя Российской империи.

В заключение своего выступления А.Н. Зелинский прочел собственное пронзительное стихотворение об убийстве Царской семьи, которое зал выслушал стоя. При этом многие не скрывали слез.

По завершению Чтений известная православная журналистка, блогер и режиссер Елена Козенкова, кратко рассказала о своих фильмах, снятых на освобожденных территориях Новороссии – в частности, о фильме «Крест над Азовсталью». Она представила своих соратников из Благотворительного Фонда «РусПомощь», с которыми они вместе занимались установкой поклонного Креста в Мариуполе. Было развернуто боевое знамя нынешнего русского православного воинства с нерукотворным ликом Христа с одной стороны и святого царя Николая с другой.

Годеновские чтения завершились экскурсией по строящемуся комплексу Софийского собора в Годеново, которую провела для участников Чтений лично игумения Евстолия, рассказавшая о ходе работ.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
16.05.2025
Андрей Офицеров
Президент Франции Макрон угрожает России ядерным оружием
К Дню Победы (1941-1945)
20.05.2025
Станислав Минаков
Великая Отечественная — в партизанских рукописях из семейных архивов
Фоторепортаж
16.05.2025
Подготовила Мария Максимова
В Зарядье открылась масштабная экспозиция Студии военных художников имени М.Б. Грекова




* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.