Русская Антарктида

Материк не принадлежит ни одному государству, это единственное место на планете, где нет постоянного населения и государственных границ. В юго-восточной районе среднегодовая температура −60 °C, а в целом редко достигает плюсовой. Антарктида единственный материк, чья высота нал уровнем моря составляет в среднем четыре километра. Если ехать до станций, располагающихся внутри континента, на санном поезде, то можно успеть приспособиться к перепадам высот, если же лететь самолётом – организм может и не справиться.
Гипотезу о существовании «Неведомой Южной земли» выдвигали еще географы древнего мира. Её поиски вели мореплаватели на излёте средневековья. Османский адмирал Пири имел карты с нанесённой на неё частью Антарктиды ещё в XVI веке. Слепая вера знаменитому Джеймсу Куку, заявившему после кругосветки 1772–1775 гг., что он «неоспоримо отверг возможность существования здесь материка», на десятилетия отбила у мореплавателей охоту ходить в этот район. Однако наши моряки рискнули опровергнуть Кука – и опровергли..
Знаменитый немецкий географ А. Петерман писал про Беллинсгаузена: «...Важнее всего то, что он бесстрашно пошел против вышеуказанного решения Кука, царившего во всей силе в продолжение 50 лет и успевшего уже прочно укорениться. За эту заслугу имя Беллинсгаузена можно прямо поставить наряду с именами Колумба, Магеллана...»
Плавание российских кораблей протяженностью почти 100 тыс. км продолжалось 751 день – это две кругосветки!
Когда Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев отправлялись в опасное путешествие, они думали, прежде всего, не о своей личной славе, а о величии России.
В начале 1819 года русские моряки обратились к правительству с подробным планом экспедиции. Император Александр I идею одобрил. В министерской инструкции Ф. Беллинсгаузену предписывалось не просто отправиться в непознанное, но фиксировать все наблюдения: «Старайтесь записывать все, дабы сообщить сие будущим читателям путешествия вашего».
В 1803-1806 годах Беллинсгаузен участвовал в первом кругосветном плавании русских судов на шлюпе «Надежда» под командованием знаменитого мореплавателя Ивана Крузенштерна. Иван Фёдорович писал царю по поводу путешествия на суровый юг:
«Славу таковаго предприятия не должны мы допускать отнять другим у нас: она в продолжении краткаго времени достанется непременно в удел англичанам или французам. По сим-то причинам почитаю я сие предприятие одним из важнейших».
Крузенштерн собирался возложить эту миссию на Василия Головнина, но в период подготовки экспедиции Головнин находился в кругосветном путешествии.
Правительство предложило Макара Ивановича Ратманова – известного храбреца, опытного капитана, но Ратманов потерпел кораблекрушение, возвращаясь на родину из Испании, и ему пришлось задержаться в датском госпитале. Так во главе экспедиции встал Беллинсгаузен.
Приказом морского министерства в экспедицию назначили достраивавшийся в Кронштадте шлюп и только что построенный на верфи в Лодейном поле транспорт «Ладога». Кронштадтский шлюп нарекли «Востоком», а транспорт «Ладога» перевели в ранг шлюпов и переименовали в «Мирный».
В период подготовки к «дальнему вояжу» обнаружилось, что корпус шлюпа построен из сырого дерева. В Кронштадте под руководством корабельного мастера И. Амосова подводную часть обшили медными листами, проконопатили пазы, некоторые сосновые детали заменили на дубовые. Тем не менее полностью избежать технических проблем в походе не удалось. «Доказательством, из какого дурного материала был построен шлюп “Восток”, служит то, что в первое же плавание в Южном океане открылась сильная течь, и когда во время бури во льдах должны были осмотреть деревянный румпель, то половина конца его от гнилости осталась в гнезде руля, а при втором плавании в Южный океан течь уже дошла до того, что слышно было журчание воды, просачиваювшейся в корабль около носовой части», – писал биограф и современник Ф. Ф. Беллинсгаузена.
На кораблях отмечали все церковные праздники. Адмирал пишет: «Я почитал обязанностью на обоих шлюпах исполнять всё, относящееся до обрядов веры и обычаев наших соотечественников... Доставляя таким образом удовольствие, я отвращал уныние и скуку, [которые] рождают леность и неопрятность, а от сего происходит цинготная болезнь».
Стоит отметить проницательность адмирала, который понял, что в тяжёлых условиях именно праздничные традиции служат целебным снадобьем для личного состава его подразделения...
Кроме того, Беллинсгаузен запретил на «Востоке» порку как принятую в те времена меру наказания.
«За все два года кругосветного путешествия ни один матрос не был наказан телесно, это в ту-то эпоху беспощадного дранья! Постоянное попечение о здоровье экипажа, увенчавшееся полным успехом, мирные и даже идиллические отношения к дикарям – все это придает путешествию отпечаток особенно симпатичный», – пишет историк С.А. Венгеров.
В экспедиции на одного человека полагалось: тюфяк, подушка, суконное одеяло и 4 простыни; 4 мундира, 2 пары рубах и 6 пар льняных кальсон, 4 комплекта непромокаемой одежды (штаны и куртка), шинель, 1 меховая шапка и 2 фуражки, 1 морская шляпа, три пары сапог (1 – с фланелевой подкладкой), 8 пар шерстяных носков, 11 льняных и 7 фланелевых комплектов белья. Съестные припасы (тогда с цингой боролись квашеной капустой), научные приборы и даже заготовленные для обмена с «дикими» барабан, два бубна, бусы и ножи.
Плавание было не из лёгких. Уже 11 декабря (в южном полушарии это разгар лета) команде выдана зимняя форма – фланелевое бельё и суконные мундиры. Вахтенным приходилось беспрерывно сметать снег с палубы.
Новый, 1820-й, год офицеры отпраздновали… в шесть утра. Матросам устроили праздник – утреннее построение было в мундирах, за завтраком выдали ром к чаю, после обеда, на который поданы были щи из кислой капусты со свининой, полагался также стакан горячего пунша, а за ужином рисовая каша и грог. Это был праздничный стол. В обычные дни питались солониной и пингвинами, мясо которых вымачивали в уксусе.
16 января Беллинсгаузен описывал свои наблюдения так: «Льды, которые представились нам сквозь шедший тогда снег в виде белых облаков». Лазарев писал: «Встретили матёрый лёд чрезвычайной высоты… простирался оный так далеко, как могло только достигнуть зрение». Именно это и было их первым наблюдением шельфовых ледников Антарктиды.
Выдающийся океанограф Н. Н. Зубов отметил: «В первый раз люди видели эти берега, но подойти к ним было невозможно, льды преграждали путь. Русские моряки добросовестно отметили все признаки земли, но ничего больше не стали утверждать. Ведь даже человек, который прошел бы пешком по этому берегу, и тот мог усомниться – земля ли это или льды, ее окружающие. Так скромно в летопись великих открытий вошла новая дата 16 января – день, когда русские открыли Антарктиду – шестой материк земного шара».
Не одни русские плавали в тех морях.
30 января британская экспедиция Эдуарда Брэнсфилда также видела Антарктиду. Затем в ноябре к континенту подходил американский китобойный корабль капитана Натаниэла Палмера. Но первыми были наши моряки.
14 февраля был сильный туман и шторм, шлюпы попали в ледяные поля ( обширные площади плавучего льда, границы которых нельзя определить с корабля), паруса и снасти обледенели. Это представляло большую опасность. 26 февраля вследствие штормов и ледяных полей сильно ослабело рулевое устройство на «Востоке»; попытка ремонта оказалась неудачной. К тому времени сильно истрепались снасти и паруса.
Состояние экипажа тоже внушало опасения: 21 февраля на «Мирном» от тифа скончался матрос Фёдор Истомин.
Жизнь моряка вообще была далека от романтики. Вплоть до 70-х годов XVIII века потеря 30-40% личного состава за одну кампанию считалась нормальным явлением. Древняя пословица о том, что все люди делятся на живых, мертвых и плавающих в море, как нельзя лучше отражала реалии морской службы того времени.
Но природная красота компенсировала тяжёлые условия службы. 3 марта участники экспедиции впервые наблюдали полярное сияние: «На юге представилось нам сначала два столба бело-синеватого цвета, подобно фосфорическому огню... Матросы "Мирного" даже утверждали, что "небо горит"».
Во время шторма 9–10 марта «Восток» получил сильные повреждения и чудом миновал разрушающийся айсберг. Погода была такова, что и 11 марта было невозможно управлять судном, и его несло по ветру, а мокрый снег делал невозможными наружные работы.
Бортовая и килевая качка усилилась 21 марта; Беллинсгаузен определял её как «ужасную». «В 5 часов вдруг порвало грот-марса шкот, грот-стаксель и бизань-стаксель-шкоты; положение шлюпа нашего могут себе представить только те, которые подобное испытали... Ветр ревел; волны поднимались до высоты необыкновенной; море с воздухом как будто смешалось, треск частей шлюпа заглушал все. Мы остались совершенно без парусов, на произвол свирепствующей бури; я велел растянуть на бизань-вантах несколько матросских коек, дабы удержать шлюп ближе к ветру. Мы утешались только тем, что не встречали льдов в сию ужасную бурю. Наконец в 8 часов с баку закричали: льдины впереди; сие извещение поразило всех ужасом, и я видел, что нас несло на одну из льдин; тотчас подняли фок-стаксель и положили руль на ветр на борт; но как все сие не произвело желаемого действия и льдина была уже весьма близко, то мы только смотрели, как нас к оной приближало. Одну льдину пронесло под кормою, а другая находилась прямо против средины борта, и мы ожидали удара, которому надлежало последовать; по счастию, огромная волна, вышедшая из-под шлюпа, отодвинула льдину на несколько сажен и пронесла у самого подветренного штульца. Льдина сия могла проломить борт или отломить руслень и свалить мачты»...
По образному выражению писателя, в те времена корабли были деревянными, а люди железными...
30 января 1821 года корабли покинули воды Антарктики. 27 февраля «Восток» и «Мирный» прибыли в Рио-де-Жанейро. После двухмесячного пребывания в Бразилии они вышли в обратный путь и, зайдя по пути в Лиссабон и Копенгаген, успешно закончили кругосветное плавание, прибыв в Кронштадт.
Для торжественной встречи героев в Кронштадт прибыл сам император Александр I. Двадцать девять неизвестных ранее островов были нанесены ими на карту, а также сделаны превосходные зарисовки, собраны богатые научные коллекции.
Пробираясь сквозь весь этот ледовый ужас, капитаны Беллинсгаузен и Лазарев показали все своё мастерство судоводителей. Будь они хотя бы чуть менее опытными моряками, вряд ли получилось бы у них провести корабли сквозь воды, которые посчитал непроходимыми для судов сам великий Кук. Да и матросы в экипажах подобрались не робкого десятка, и в самый разгар шторма они проворно лазили по обледенелым вантам, убирая паруса.
Только с середины XX века началось изучение Антарктиды на промышленной основе. На континенте разными странами создаются многочисленные постоянные базы, круглый год ведущие метеорологические, гляциологические и геологические исследования.
В рамках проведения международного геофизического года представители 11 государств построили более 60 баз и станций, среди них немало русских. В 1956 году были основаны первые советские антарктические станции «Мирный» (названная так в честь парусника, на котором Михаил Лазарев открыл Антарктиду) и «Пионерская». Эти станции расположены на Земле королевы Мэри, которая также имеет название Берег Правды.
Третья советская антарктическая экспедиция, возглавляемая Евгением Толстиковым, 14 декабря 1958 года достигла Южного полюса недоступности и основала там временную станцию «Полюс недоступности». За год до этого был осуществлён санно-тракторный поход к Геомагнитному полюсу, а год спустя советские учёные добрались и до Южного полюса.
Анализируя материалы международного геофизического года, советские учёные А. П. Капица и И. А. Зотиков на рубеже 1950-х и 1960-х гг. предсказывали открытие под толщей антарктических льдов озёр пресной воды и предлагали программу бурения льдов к этим «затерянным мирам». Открытие такого озера под станцией Восток может считаться последним «великим географическим открытием» в истории человечества. В 2013 во время изучения ледника Росса на глубине 700 метров подводное озеро было обнаружено. Под целым слоем льда находился настоящий заповедник микроорганизмов, ранее не известных науке!
В 1824 году Фаддей Беллинсгаузен закончил свой капитальный труд «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света на шлюпах „Восток“ и „Мирный“…». Но издания его пришлось ждать семь лет. Книгу потом перевели на несколько языков, она вызывала восхищение специалистов, не раз переиздавалась и в наше время. Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен закончит службу в чине адмирала, на должности военного генерал-губернатора Кронштадта. Михаил Петрович Лазарев тоже дослужится до адмиральского звания, станет командующим Черноморским флотом, воспитает плеяду выдающихся флотоводцев: Нахимова, Корнилова, Путятина.
Морская опись всех изученных районов, а также исправление контура берегов земель, уже нанесенных на карту, были настолько точными, что карта Южных Шетландских островов, составленная Беллинсгаузеном и Лазаревым, использовалась как основа английскими картографами вплоть до середины XX века.
1 декабря 1959 года представители 12 стран–участниц исследования Антарктики объявили Антарктиду первой на Земле зоной Мира. Здесь запрещены атомные взрывы любого назначения. Признано желательным научное содружество. Оно и поныне пронизано духом взаимопомощи, как это обычно случается с людьми, работающими в тяжёлых условиях.
Антарктида имеет огромный потенциал – как для развития, так и помощи другим континентам. На материке площадью почти 14 миллионов квадратных километров (немного меньше России) сконцентрировано баснословное количество того же льда – 87% всей планеты. Эта пресная вода могла бы решить проблемы засушливых областей Земли – опыт транспортировки айсбергов уже есть.
А ещё ученые точно знают, что на материке раньше были зеленые леса – в Антарктиде найдены останки динозавров. По словам исследователей, они жили там всего около 200 миллионов лет назад. А если это так, то кто знает, может быть, учитывая миграцию материков, следующие поколения будут уже осваивать новый зелёный континент Антарктиду, который открыли русские мореплаватели.