Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
2 июля 2025
Неудавшееся покушение на Каддафи?

Неудавшееся покушение на Каддафи?

Официально причины гибели итальянского авиалайнера так и «не установлены», однако…
Владимир Малышев
30.06.2025
Неудавшееся покушение на Каддафи?

Прокуратура Рима выпустила постановление о прекращении расследования причин гибели 45 лет назад самолета итальянской компании Itavia, который упал в Тирренское море недалеко от острова Устика. Однако эта трагедия до сих пор продолжает будоражить общественное мнение Италии. Окончательное решение суд должен принять в следующем году.

Версии о том, что пассажирский лайнер был сбит ракетой с самолетов стран НАТО, которые не хотят в этом признаваться, появились давно. Причиной атаки считают предпринятую тогда французами неудачную попытку убить ливийского лидера Муамара Каддафи, но вместо его самолета был случайно сбит итальянский пассажирский авиалайнер.

Катастрофа произошла 27 июня 1980 года. Авиалайнер McDonnell Douglas DC-9-15 авиакомпании Itavia выполнял внутренний рейс IH870 по маршруту Болонья — Палермо, но через 51 минуту после взлёта рухнул в Тирренское море в 25 километрах от острова Устика, развалившись на две части. Погибли все находившиеся на его борту 81 человек — 77 пассажиров и 4 члена экипажа. 

Почти сразу же после катастрофы в Италии была создана комиссия по расследованию, которая рассматривала четыре версии причин трагедии: техническая неисправность, столкновение с другим самолётом, поражение ракетой «воздух-воздух», взрыв бомбы. 

Техническая неисправность и столкновение были почти сразу отброшены. Но следователи не могли разобраться, что именно произошло: попадание в самолёт ракеты или взрыв бомбы. В результате первая комиссия выпустила отчёт, в котором говорилось, что падение рейса 870 произошло из-за взрыва неустановленного происхождения. Но в это мало кто поверил, и родственникам погибших удалось добиться проведения второго расследования.

В мае 1987 года нашли черный ящик рейса 870. В самом конце записи следователи услышали, как один из пилотов прокричал: «Смотри!». Следователи решили, что командир увидел ракету и хотел сообщить об этом второму пилоту. Также был найден обломок, края которого были вогнуты внутрь (свидетельствующий о явном попадании ракеты). В 1989 году вторая комиссия выпустила отчёт, в котором говорилось, что взрыв был вызван ракетой, выпущенной с неизвестного самолёта. Но в 1991 году дело рассыпалось, когда два итальянских следователя отозвали свои утверждения насчет такой версии.

В результате было начато третье расследование. Следователи обнаружили, что в хвостовой части самолёта есть дыра, которая выглядела как от взрыва бомбы, в результате чего самолёт рухнул в Тирренское море.

Одновременно в СМИ получила распространение версия о том, что рейс 870 стал жертвой ракеты, выпущенной самолетом одной из стран НАТО.

Были обнародованы данные радиолокационного слежения, свидетельствующие о том, что во время катастрофы в том же районе находились натовские истребители, преследовавшие ливийский истребитель МиГ, который, пытаясь уклониться от радиолокационного контроля, пролетел рядом с рейсом Aerolinee-Itavia-870.

А в 2008 году бывший президент и председатель Совета министров Италии Франческо Коссига заявил, что авиалайнер был сбит ракетой, запущенной с французского истребителя. 

В 2023 году Джулиано Амато, бывший премьер-министр Италии, в интервью газете Repubblica подтвердил, что в 1980 году французская ракета случайно сбила пассажирский самолёт над Средиземным морем в ходе неудавшейся попытки убить тогдашнего ливийского лидера Муаммара Каддафи. 

Амато обратился к президенту Франции Эммануэлю Макрону с просьбой либо опровергнуть, либо подтвердить его заявление о причине авиакатастрофы 27 июня 1980 года, в которой погибли 81 человек на борту итальянского внутреннего рейса. Признавая, что у него нет веских доказательств, Амато также утверждал, что Италия предупредила Каддафи, и поэтому ливиец, направлявшийся в Триполи после встречи в Югославии, не сел на ливийский военный самолёт. Однако после окончания третьего расследования правительство Италии отказалось публиковать отчёт. А теперь после решения прокуратуры Рима дело об этой трагедии собираются вообще сдать в архив. 

Как отмечает в этой связи итальянская газета Fatto Quotadiano, истину не удается установить «из-за лжи итальянских, французских и американских военных». 

Издание напоминает, установлено, что вечером 27 июня 1980 года, как раз в момент пролета лайнера Itavia, в Тирренском море находился французский авианосец «Фош». Доказано также, что в небе велись «учения» с участием французских и американских самолетов. Сообщалось о военной активности на базе ВВС Италии в Граццанизе. Однако, как пишет газета, французы продолжают упорно отрицать все: ни тебе французских авианосцев в море, ни полетов с базы Соленцара на Корсике. Генералы ВВС Италии также упорно твердят, будто в тот день в небе не было военных самолетов.

Однако сторонники версии о том, что самолет был сбит ракетой НАТО, а также родственники погибших не собираются сдаваться. «Мы не должны признавать поражение, — говорит Дарья Бонфетти, президент Ассоциации жертв семей погибших в этой катастрофе. - Ясно, что попытка сдать дело в архив представляет собой негативный шаг, признак капитуляции магистратов». «Но у нас, — считает Бонфетти, — есть полное подтверждение реконструкции, которую судья Приоре дал нам в своем постановлении 1999 года: самолет DС-9 был сбит… Право на истину должно стать битвой всех нас».

«Кто же мог выпустить ракету против гражданского самолета в небе Италии? — вопрошала в свое время итальянская газета Giornale, посвятившая специальный репортаж этой трагедии. — И зачем? Ведь это являлось настоящим актом войны в мирное время. Расследование в 1999 году версию о ракете сочло наиболее вероятной. «DC-9, — говорится в документе, – был сбит, жизнь 81 невинного гражданина была погублена, в результате именно военной акции, войны на самом деле необъявленной… А начатое расследование, несмотря на такое тяжкое заключение закончилось формулировкой об "отсутствии мотива расследования" в связи с невозможностью установить участников преступления».

На протяжении многих лет в СМИ получили широкое распространение версии о том, что рейс 870 стал непреднамеренной жертвой воздушного боя между самолетами НАТО и ВВС Ливии. Согласно данным радара аэропорта Гроссетто, в этот день в районе Устики были замечены четыре истребителя: два летели на север, недалеко от того места, где упал DC-19, два других летели со стороны Корсики и, достигнув места катастрофы, изменили маршрут. Как писала Giornale, ссылаясь на публикацию в еженедельнике Rinascita, два самолета с Корсики были французскими, а другие два, летевшие на север, — ливийскими.

«И все это, — отмечает Giornale, — ведет к заговору против Каддафи: самолет, направлявшийся из Триполи в Варшаву, находился в этом районе 27 июня 1980 года, и истребитель, за штурвалом которого сидел наемник, должен был сбить его. Предупрежденный секретными службами Италии, Каддафи повернул назад, отдав приказ своим истребителям сопровождения обнаружить и уничтожить самолет с наемником на борту. Французы же должны были оказать поддержку самолету, пилотируемому наемником, но прибыли к месту, когда ракета уже ошибочно поразила DC-19». 

Со своей стороны ливийцы в 1989 году обвинили США в заговоре против Каддафи в связи докладом о трагедии у острова Устика. А в 2011 году после падения Триполи стали доступны и ливийские документы. Согласно им, МиГ атаковали два французских истребителя. Франция же по этому поводу до сих пор хранит молчание. 

Но в связи с этой историей, о которой напоминают итальянские СМИ, невольно напрашивается вопрос: а почему после катастрофы итальянского самолета и гибели 81 «невинного пассажира» против Франции не были объявлены международные санкции, хотя свидетельств о том, что именно она виновна в этой трагедии (чего стоит одно заявление Коссиги!), куда больше, чем тех, благодаря которым Запад голословно обвиняет сегодня Россию в связи с гибелью «Боинга» над Донбассом?

А о том, что заговор Запада против Каддафи на самом деле был, подтвердили все последующие, уже спустя много лет после катастрофы над Устикой, события: неугодный США и ЕС ливийский лидер все-таки был зверски убит. Но, похоже, расправиться с ним на «демократическом» Западе пытались давно. И особенно необходимо его устранение было французам.

Как известно, одним из следствий социалистической революции в Ливии стало изгнание в 1970-м году англичан и американцев с военных баз на ее территории. Ответ не заставил себя ждать. В 1979 году США включили Ливию в список стран-спонсоров терроризма, а в 1986 году состоялась первая попытка нападения на Ливию (Операция «Каньон Эльдорадо»). На самого Каддафи было организовано 7 покушений, лидер Ливии дважды был ранен. 

Но особенно неугоден Каддафи оказался французам. Специфику французского неоколониализма в Африке трудно понять, если не принять во внимание существование такой денежной единицы, как франк КФА (CFA, «французские колониальные владения»). 

«Колониальный франк» был введен в 1945 году во Французской Африке и сохранился до сих пор, хотя после провозглашения независимости государств Африки в 1960-х годах аббревиатура CFA стала расшифровываться как «Африканское финансовое сообщество».

Но после начала мирового финансового кризиса в 2008 году Муаммар Каддафи призывал к созданию панафриканской валюты, привязанной к золоту. Ливия к тому времени накопила около 150 тонн золота и, в отличие от многих стран региона, держала его у себя, а не в банках Лондона, Парижа и Нью-Йорка. Казалось, еще немного, и панафриканская валюта получит свой независимый финансовый центр в Триполи, основанный на суверенном золотом запасе. Триполи, став одновременно и центром газового ОПЕК, и новым независимым от стран Запада финансовым центром, выпускающим собственную твердую валюту, стал бы для многих африканских стран альтернативой западной финансовой системе. В 2011 году у врагов Ливии возникла возможность поквитаться с полковником Каддафи. То, что события в Ливии были целиком и полностью инспирированы Западом по лекалам так называемой цветной революции, это бесспорный факт.

Первый авиаудар по Ливии нанес французский «Мираж», обстреляв гражданский автомобиль, показавшийся летчику подозрительным. В первый же день интервенции Париж заявил, что видит в резолюции ООН необходимость борьбы с «войсками Каддафи». То есть, Франция фактически выступила в поддержку одной из сторон конфликта. 10 марта 2011 года Она стала первой страной в мире, признавшей мятежный Национальный переходный совет законным правительством Ливии. После чего Париж оказался во главе всей антиливийской деятельности. 

Как считают аналитики, мотивы Парижа в ливийской интервенции сводились к «стремлению добиться большей доли в ливийской нефтедобыче, нарастить французское влияние в Северной Африке. И самое главное — блокировать планы Каддафи по созданию общеафриканской валюты, которая заменила бы печатавшийся во Франции франк CFA. 

В результате агрессии Франции, США и Великобритании полковник Каддафи был зверски убит, а некогда процветающая Ливия отброшена в развитии на много лет назад. Ну, а трагедия с гибелью пассажирского авиалайнера в Тирренском море, как видно, была одной из попыток уничтожить неугодного Западу ливийского лидера еще 45 лет назад.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
24.06.2025
Беседа с исполнительным директором благотворительного фонда «Вклад в будущее»
К Дню Победы (1941-1945)
20.06.2025
Владимир Кршлянин
Выступление посла Сербии на торжественном собрании по случаю 80-летия Победы над фашизмом
Фоторепортаж
26.06.2025
Подготовила Мария Максимова
В Музее на Поклонной горе открылась выставка, посвященная легендарным парадам




* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.