Михаил Задорнов: «Мы должны вернуться к ощущению силы»
Михаил Задорнов основательно углубился в историю. Писатель-сатирик выпустил свою самую серьёзную книгу, она называется «Князь Рюрик. Откуда пошла земля Русская». Первый тираж разлетелся мгновенно, не прошло и месяца, а в продаже – уже исправленное и дополненное издание… И мы видим, что это не причуды знаменитости, что перед нами – действительно пытливый исследователь.
– Михаил Николаевич, в год 1150-летия русской государственности ваши труды получили государственную поддержку?
– Никакой помощи от государства не было, да я и не ждал. Зато мы получили нечто более важное – поддержку тысяч людей, без которых не сумели бы снять фильм о Рюрике. Сегодня у нас на телевидении можно увидеть немало познавательных документальных фильмов, но почти все они – зарубежного производства. Мы снова получаем историю глазами американцев. Там много вранья, но великолепное качество съёмок и монтажа. А для наших студий и телеканалов снять серьёзный исследовательский документальный фильм дорого… Наш фильм обошёлся в четыре с половиной миллиона. Три миллиона собрали всем миром, остальное добавил я. Присылали по сто рублей, по пятьдесят. Я так и говорю: фильм создан при финансовой поддержке народа. Первая часть фильма – стопроцентное доказательство, что Рюрик не был норманном. Вторая часть – рассказ о том, кто он и откуда. Здесь мы ни о чём не можем утверждать со стопроцентной точностью, но факты и предположения на редкость убедительные. Интерес к нашим корням в народе силён. Но людей равнодушных пока больше – и я надеюсь своим фильмом, книгами, выступлениями перетянуть их не на свою сторону, а на сторону истории. И верю, что славянам очень нужен наш фильм «Князь Рюрик. Потерянная быль». Потому что вопросы остаются, а у истории, как это ни банально звучит, можно многому научиться…
Что предшествовало появлению Рюрика на новгородской земле? В те времена нашу страну сотрясал кризис. Первая смута на Руси длилась два года – в это время как раз понаехали византийские купцы, ромеи, стали лоббировать свои интересы – родовые, торговые. Знакомый сюжет? У славян была развитая хозяйственная жизнь – лён, хлеб, гончарное дело, рыба… Было чем поживиться пришлым торговым людям. Их интересовали и невольники, и пушечное мясо – потенциальные охранники. И с византийского влияния началось разложение наших далёких предков – как сегодня славян разлагают заборами от Армани и шлангами от Гуччи. Тогда Гостомысл, выдающийся политик, обратился за помощью к более воинственному славянскому племени – и уже не нанял варягов для временной помощи, а пригласил их укореняться в Новгороде. Так зарождалось великое государство. В нашем фильме есть стопроцентные доказательства (этнографические, археологические), что ни Рюрик, ни варяги не были скандинавами.
После этого фильма готов признаться: ничего лучшего я в жизни не создавал. Теперь я могу уходить на покой, но не хочу. В планах – новые фильмы, новые книги. Я думаю, что рождаемость после моего фильма возрастёт. Те, кто вечером посмотрит этот фильм, наутро захотят зачать ребёнка. На рассвете! Такая у нас заложена волшебинка. А в основе – светлое отношение к нашему прошлому. Мы в истории – не шлак, у нас крепкие, замечательные корни. И я рад, что зрители моего фильма – это в основном молодёжь. Моё поколение убеждено, что Задорнова «глючит».
– Вы избрали для жизнеутверждающего фильма эпизоды зарождения русской государственности…
– И неслучайно! Я сделал акцент на том, как выросло державное дерево! Князь Рюрик – это импульс жизни, силы. Нужно почувствовать свою силу – и объединяться, чтобы выжить, чтобы развиваться. Тот, кто поймёт идею этого фильма, не станет тратить время на распри, на грызню. Ведь фашизм, агрессия – это всё от ощущения слабости. А мы должны вернуться к ощущению силы. Вы наблюдали за собаками? Громко тявкает только мелюзга – особенно из-за забора. Но для того, чтобы уважать другие народы, в первую очередь следует уважать себя, собственную историю. Не нужно комплексовать, мы – древний, могучий народ. Илья Муромец разве когда-нибудь нападал первым? Или Святогор-богатырь?
Должен повиниться: ведь я когда-то сыграл на руку тем, кто внедрял в нас комплекс неполноценности. Как сатирик, я обращал внимание на наши недостатки. Но потом понял: всё, хана всем! Нельзя больше чмырить собственный народ, так можно всё потерять. Нам нужно учиться чтить свою историю, чтить свой национальный характер.
– Сегодня в Европе идеологи отводят народы от истории и, прямо скажем, разлагают. Пожалуй, мы в лучшем положении.
– Возможно. Теперь мне хочется сделать фильм о том, почему у нас не было письменности в том виде, в котором она появлялась у других народов. Ведь письменность, если вдуматься, начинается, когда слова теряют свою первозданную суть и нужно искать уточняющие обороты, многословные выражения. А каждое русское слово – само по себе урок и наставление. Например, слово «грех» означает «горе». А гордость – таскать «горе». И гарь тоже тут, рядом. Выгорать душа будет. А слово «месть» – «меня ест». Будешь мстить – сам себя уничтожишь. Антиголливудская философия в одном слове! Что тут ещё объяснять? Не нужны ни заповеди, ни риторика. Так было изначально. Русские слова сильнее раскрывают суть явлений природы, чем слова любого другого языка. Вот эта история меня притягивает!
Беседу вел Арсений Александров
?>