Как в России до Петра I налоги собирали
Государство не может существовать без налогов. Поэтому историки хорошо знают — один из важнейших признаков того, что у народа оформилось государство — появление налоговой системы. Появилась она и на Руси, вскоре после того, как туда пришел варяжский князь Рюрик, а затем, его преемник князь Олег объединил разрозненные русские княжества в единую державу.
В то далекое время, больше тысячи лет назад, не существовало социальных обязательств государства, или больших инфраструктурных проектов. Поэтому налоги тратились на княжеский двор, то есть систему государственного управления и княжеское войско, то есть военную силу. Князь должен был содержать находившихся у него на службе дворовых людей и дружинников.
Тогда считалось, что платить налоги — это удел побеждённых, поэтому дань (а именно так назывался первый налог) взимался только с тех славянских племен, которые были завоеваны. Когда князь Олег захватил Киев и перенес туда столицу, он стал взимать налог с покорённых древлян, вятичей, северян, радимичей, кривичей... Интересный факт: если вначале Рюрик и Олег правили в Новгороде, в землях ильменских словен, то с переносом столицы на юг, в Киев, словене также были обложены налогом. Киевские же поляне, как жители столичной, княжеской земли, налоги не платили.
Размер налога был очень скоромным, летописи особо отмечали, что поборы были легкими. Существовал вариант, когда славянское племя Древней Руси, которое ранее платило дань иноземцам, переходило под покровительство Киевского князя и начинало платить ему. Вот что говорит об этом «Повесть временных лет»: «В год 885. Послал Олег к радимичам, спрашивая: "Кому даете дань?" Они же ответили: "Хазарам". И сказал им Олег: "Не давайте хазарам, а мне давайте". И дали Олегу по шелягу, как и хазарам давали».
Шеляг — это европейская монета шиллинг, одна двадцатая доля фунта серебра. В то время она ходила по всей Европе, как и ее арабский аналог — серебряный дирхем. Впрочем, славянским племенам было совсем не обязательно платить серебром, которого у простых земледельцев могло не быть вовсе. Одна монета — это аналог стоимости взимаемой дани, которая на деле могла платиться любым ходовым товаром, от провизии до мехов.
Процесс сбора дани назывался полюдье. Каждый год князь вместе с дружиной объезжал свои владения. Прибывая в новое место, князь вершил там суд, разбирался со сложными вопросами управления и собирал налоги.
Византийский император Константин Багрянородный подробно описал, как происходило полюдье. В ноябре отряд воинов, во главе с князем, выезжал из Киева и направлялся сначала на северо-запад, в землю древлян, живших к югу от Припяти, затем сборщики дани двигались на север, в землю дреговичей, оттуда — на восток, к кривичам. В районе Смоленска «полюдье» поворачивало на юг и по Десне через землю северян возвращалось в Киев ранней весной.
Таким образом, примерно половину года князь проводил в разъездах по собственным землям. Это не только позволяло эффективно собирать налоги (попробуй не заплатить князю, когда он здесь, перед тобой), но и укрепляло государственность. Ведь все жители Руси ощущали власть князя, видели его правосудие.
Обычай требовал, чтобы один раз установленные налоги не менялись. Поэтому, когда князь Игорь решил второй раз обложить поборами племя древлян, он был жестоко убит. А древляне восстали против власти киевских князей. После того, как вдова Игоря — княгиня Ольга снова завоевала древлянскую землю и сожгла их столицу Искоростень, она задумалась над упорядочиванием налоговой системы. В этом деле требовалось исключить произвол.
Ольга установила новые правила. Теперь размер налога был известен заранее, причем в случае неурожая он уменьшался, а вместо полюдья, дань собирали на погостах — специальных местах, где жили княжеские наместники. Погосты быстро превращались в княжеские крепости, становились основой для образования крупных сел и городов. Там находился наместник, часто боярин, во главе с собственной небольшой дружиной.
По мере роста и усложнения древнерусского государства, его налоговая система совершенствуется. Появляются чрезвычайные налоги, например на случай войны. Так Ярослав Мудрый собрал со всех жителей Новгорода по 4 куны с свободного человека и по 18 гривен с боярина, чтобы на эти деньги нанять войско для борьбы со Святополком Окаянным.
По мере того, как Русь разделяется на уделы, местные князья начинают искать дополнительный источник дохода. Его находят в виде сборов с торговли. Их называли пошлинами. Всякий купец, обязан был уплатить князю за право содержать в его городе лавку. Поборы взимались и просто аз право провести груз через земли княжества. В обмен князья заботились о безопасности купцов, ловили разбойников, строили мосты, ремонтировали дороги.
Когда Русь была крещена, десятая доля собираемых налогов, стала поступать в пользу храмов. Обычай церковной десятины был общим для всего христианского мира.
Следующий этап в развитии налоговой системы Руси настал после нашествия хана Батыя. Русские княжества были завоеваны и подчинены Орде. Монголы использовали иной метод налогообложения, заимствованный ими в Китае. Теперь вместо налога с домохозяйства отдавать десятую долю своего имущества приходилось каждому свободному мужчине.
Для этого требовалось провести полную перепись населения Руси и описать имущество подлежащее налогообложению.
Разумеется, новый налог лег на русских очень тяжким бременем. Против ордынских налоговых чиновников регулярно поднимались восстания, их убивали, народ всячески сопротивлялся описям. Русские летописи эпохи ордынского ига постоянно жалуются на бесчинства, творимые баскаками, на жестокое подавление любых попыток протестовать против налогового гнета. Огромные суммы денег регулярно вывозились в Орду — государство-паразит, живущее за счет покоренных народов. Это тормозило развитие внутреннего рынка на Руси, уменьшало спрос на товары и услуги. В 1382 году князь Дмитрий Донской приказал брать по 50 копеек с каждого крестьянского двора. В то время корова стоила рубль – очевидно, что размер дани был очень велик.
Восстания против налогов стали стихать лишь после того, как Орда передоверила сбор дани князьям, главным из которых стал князь Московский. А в последнее столетие ордынского ига, князья старались пореже платить Орде. Выплаты дани задерживались под самыми разными предлогами: неурожай, расходы на войну и т.д. В 1480 году государь всея Руси Иван III сверг власть ханов, а русские земли вернули себе независимость.
Налоговая система русского государства осталась в целом прежней. Но поскольку расходы сильно возросли, пришлось к традиционному налогообложению с каждого двора добавить повинности на строительство дорог, мостов и крепостей, на заготовку леса, изготовление тканей. За них можно было или расплатиться деньгами, или отработать на государство положенное время.
С XIV века появляется постоянная ямская подать, которую взимали на содержание системы казенных почтовых станций. При Иване III появилась должность главного государева финансиста и налоговика – казначея. О ее важности свидетельствует тот факт, что занимающий ее чиновник получал высокое звание боярина.
Заметную долю в налогах составляли сборы на «кормление» княжеских, а затем царских чиновников. Государство не платило им жалование, а содержание чиновника ложилось на жителей того города, куда он был назначен. При царе Иване IV упорядочивается торговля крепким алкоголем. Казна вводит винную монополию, водка теперь продается только в государевых кабаках. Монополия позволила назначать цены исходя из потребностей государства, оплачивая расходы казны за счет любителей выпить. В период от Ивана III до Ивана IV упорядочивается взимание торговых пошлин, которые вместе с доходами от кабаков давали до 90% поступлений всех налогов.
При этом вплоть до Ивана IV существовали старинные, часто многовековые порядки, согласно которым некоторые поселения или знатные фамилии освобождались от различных налогов и сборов. Оказал какой-то боярин в XIII веке большую услугу князю — тот выдал ему грамоту, освобождавшую от налога или повинности «на вечные времена». Такие бумаги назывались тарханные грамоты. Но в 1550 году первый царь приказал: «Тарханных вперед не давать никому; а старые тарханные грамоты поимати у всех». Впрочем, эта политика соблюдалась плохо и налоговые привилегии окончательно отменили уже только после Грозного, в 1584 году.
В период опричнины распространилась очень жестокая практика взимания налоговых недоимок. Ее называли правёж. Отряд опричников приезжал в волость и любыми способами, буквально выбивал из местных жителей долги. Для этого допускались и угрозы, и грабежи частных домов, и пытки.
Многие крестьяне и горожане бежали от террора на окраины страны. Существовала круговая порука, когда вся община отвечала за долги своих членов. Поэтому оставшиеся общинники были вынуждены платить и за себя, и за беглецов.
При Иване Грозном появляется особый налоговый орган — приказ Большой казны, взимавший большую часть налогов. Хотя русская налоговая система до Петра I была довольно запутанной и часть налогов находилась в ведении иных служб. Например, кроме московских земель существовали Новгородская, Владимирская, Рязанская и Казанская четверти. Они подчинялись особым приказам, которые самостоятельно взимали налоги с этих владений. А с недавно подчиненных России земель далекой Сибири, налоги взимались Посольским приказом.
В XVI-XVII веках государственными учреждениями тщательно ведутся писцовые книги, в которые заносятся все сведения о населении России и налогообложении. Время от времени эти книги обновлялись, чтобы иметь актуальную информацию: ведь какие-то регионы могли заметно вырасти в части экономики, а некоторые, напротив, захиреть.
Правительство даже специально издавало писцовые наказы, где определялся порядок таких описаний. Благодаря писцовым книгам современные историки имеют подробную информацию об экономике русского государства в допетровский период.
В XVI столетии появляется множество новых налогов. «Пищальные деньги» (от названия старинных ружей — пищалей) расходовались на содержание постоянного войска. «Полоняничные деньги» шли на выкуп русских пленных, которых постоянно захватывали татары. «Засечная подать» расходовалась на строительство укреплений по южной границе, защищавшей Россию от татарских набегов. Особая повинность обязывала население заготавливать и передавать в казну селитру — важный компонент в производстве пороха. В целом, в течение второй половины XVI века налоговая нагрузка на население увеличилась примерно в 6 раз. Такова была плата за создание единого государства, его успехи и провалы.
В XVII веке ситуация с налогами изменилась мало. Но после Смуты произошло некоторое снижение налогового бремени. Ведь населению России приходилось восстанавливать страну после того, как она была разорена, а все государственные механизмы были полностью разрушены.
Теперь для утверждения новых налогов созывались Земские соборы, на которые депутаты от всех сословий русского государства решали важнейшие политические и экономические вопросы. Так в 1637 году Россия была вынуждена отказаться от присоединения земель в устье Дона, с крепостью Азов, захваченной казаками. Делегаты собора просто решили, что у казны нет денег на войну с Турцией, которая неизбежно началась бы, присоедини Россия Азов. А вот в 1653 году Земский собор решил, что воевать с Польшей за Украину стоит, какие бы расходы не понесла казна.
В 1646 году правительство царя Алексея решило реформировать налоговую систему страны. Вместо множества косвенных сборов (стрелецкого, ямского и др.) был установлен единый налог на соль. Такой налог было куда проще собирать, а избежать его было крайне сложно, ведь соль была важнейшим продуктом, требующимся каждому хозяйству.
В условиях отсутствия холодильников, продукты консервировали преимущественно методом соления. От огурцов до рыбы и мяса все требовало соли, которую теперь приходилось покупать за большие деньги.
Цены на соль взлетели в несколько раз. Казна получила огромную прибыль. Но население оказалось крайне недовольно реформой. Беднякам соль оказалась не по карману, а это неизбежно приводило к голоду. На следующий год неудачную реформу отменили, но чтобы компенсировать потери казны, было приказано собрать все недоимки по налогам, отмененным в 1646 году.
Простой народ посчитал такие действия крайне несправедливыми. В 1648 году против взыскания недоимок восстали Москва, Воронеж, Курск, Псков, Новгород, Томск, Устюг и ряд других городов. Мятежники не только требовали отменить долги по налогам, но и обвиняли правительство в коррупции при проведении соляной реформы. Были разгромлены десятки дворов бояр и царских чиновников, убито множество людей. Царь пошел на уступки: отменил взимание недоимок и приказал созвать Земский собор, на котором приняли новый свод законов русского государства — «Соборное уложение».
В 1667 году состоялась последняя крупная налоговая реформа. Был принят Новый торговый устав. В России вводились заградительные торговые пошлины, с иностранных товаров платили большие сборы, чем с отечественных. Повышались также пошлины на провоз товара по территории страны.
Если местные купцы платили налоги около 5%, то иностранцы 13%. Но настоящие таможенные тарифы, с различием ставок для разных товаров появятся у нас лишь при Петре I.
Так на протяжении почти восьмисот лет развивалась и менялась налоговая система русского государства. Она оказалась удивительно стабильной и достаточно эффективной для того, чтобы казна всегда имела достаточно средств. Во многом именно эффективной денежной политике государства мы обязаны тому, что Россия превратилась в Великую державу.
Фото Дзен


