Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
8 мая 2024
Духовное перекрестье

Духовное перекрестье

Чудесным образом совпали два события в жизни Белгорода
Станислав Минаков
26.09.2017
Духовное перекрестье

Нынешний сентябрь радует жителей Белгородчины не только удивительной погодой, но и стечением двух событий, которые непременно следует рассматривать в едином узле, в котором сошлись и даты, и территория, и, если угодно, «послания»…

14-го и 15-го числа состоялся III фестиваль (биеннале) памяти заслуженного художника России С. С. Косенкова. 15-го же открылась большая ежегодная православная выставка «Ангел Святого Белогорья» в Белэкспоцентре, уже седьмая, а 16-го и 17-го прошли торжества, посвященные 106-й годовщине прославления святителя Иоасафа Белгородского.

Это «перекрестье» — культурно-эстетическое и горнее, освящено двумя именами, значимыми для белгородцев. Памятник Станиславу Косенкову (1941–1993) стоит поблизости от кафедрального Преображенского собора на улице гвардии старшего лейтенанта А. Попова, молодого танкиста, погибшего на этой улице при первом освобождении Белгорода в 1943 г. В этом храме покоятся в деревянной раке мощи святителя Иоасафа, епископа Белгородского. А памятник святому покровителю Белгородчины установлен на Свято-Троицком бульваре, практически у входа в Марфо-Мариинский монастырь. Тут тоже следует указать на связь: бульвар этот носил с 1905 г. по 1917-й имя Императора Николая, и мы помним, что последний Государь был инициатором прославления епископа Иоасафа в лике святых, что и произошло 4 (17) сентября 1911 г.

Сразу три значимых художественных экспозиции открылись в связи с Белгородским косенковским фестивалем. 12 сентября прошел вернисаж экспозиции «Мир Достоевского в произведениях С.С. Косенкова и белгородских художников», посвященной 195-летию со дня рождения писателя. Публике представлены — впервые столь совокупно и мощно — четыре десятка иллюстраций художника к четырем романам писателя — «Преступление и наказание», «Игрок», «Бедные люди», «Двойник», а также портреты Ф.М. Достоевского, выполненные графиком в различных техниках в разные годы жизни.

Косенков писал в своем дневнике 5 января 1978 г.: «Господи! Достоевский! Какое он наслаждение мне доставляет каждой своей фразой, словом, буквой даже! Он мой, или я его — до мозга костей, и в этом все. Как страшно иногда вдруг увидеть себя, так же страшно погружаться в Достоевского».

Именно с Достоевского и начался Косенков как художник, поскольку первые работы (шесть листов и шесть заставок) к роману «Преступление и наказание» он сделал в 1969 году, 28-летним выпускником Харьковского художественно-промышленного института, тогда уже — преподавателем худграфа Орловского пединститута. Имело место то удивительное, глубинное «попадание», которое спровоцировало незаурядную духовно-художническую работу — возможно, ставшую вровень самому источнику.

За иллюстрации к роману Достоевского «Преступление и наказание» график был удостоен золотых медалей на международных выставках в Лейпциге (1971) и Брно (1976).

Достоевский остался в творческой судьбе Косенкова наиболее близким, а потому — одним из наиболее определяющих, сущностных художественных миров. Следующее активное «включение в Достоевского» состоялось у Косенкова в начале 1980-х годов, по предложению того же издательства. Художник вырезал два цикла черно-белых линогравюр — к «Бедным людям» и к «Игроку», хотя о «Бедных людях» мыслил и раньше.

С конца 1970-х в течение деятилетия Косенков сделал еще три «плывущих, зыбких» офорта (особым образом раскрашенных) — к «Двойнику» (сентябрь 1979), и до десятка портретов писателя (некоторые были созданы для книг И. Волгина, обратившегося к Косенкову с такой просьбой). В нескольких портретных листах писатель помещен в одно пространство с персонажами, а в фоновом ряду каждого портрета — проступает образ «главной» книги, над которой прозаик работал в то время. Портреты так и названы: «Достоевский. Братья Карамазовы», «Достоевский. Преступление и наказание», «Дневник писателя. Обзор sol casino - отзывы и рекомендации экспертов. Кроткая». Есть еще портрет Федора Михайловича на фоне Дрездена — для оборота авантитула к «Игроку», есть не обнародованные портреты Достоевского, выполненные углем и сангиной.

Станислав Косенков, уроженец села Рождественка Яковлевского района Белгородской области, является знаковой фигурой Белгородчины. Его художественный язык и мировоззрение повлияли на развитие белгородской и российской графики в последнее советское двадцатилетие.

В 1995 г. в Белгороде открыт Музей-мастерская заслуженного художника России Станислава Косенкова.

Косенков приветствовал неведомые доселе и поражающие воображение информационные и коммуникативные возможности современных технологий и техник, но это никогда не теснило, не ущемляло и не отменяло в нем русское национальное, малую родину, деревню, культ родной земли, материнства, которым он служил всеми силами своего дарования.

Русскость Косенкова заключается еще и в «серьезе», в той самой глубине, с которой он вглядывался духовным взором в окружающий и внутренний, сакральный мир. В метафизических же просторах ему отзывалась собственная душа, православной основой которой является «уход из мира, во зле лежащего, аскеза, готовность к жертве и перенесению мученичества» (Н. Бердяев). Косенков был и остался хранителем национальных святынь и традиций, кажется, что именно о нем тот же мыслитель сказал: «Очень сильна в русском характере религия земли, это заложено в очень глубоком слое русской души».

Непреходящая новизна Косенкова заключена в его духовно-эстетическом посыле. Найдя уникальный пластический язык, Косенков и в безбожное время сумел воплотить художественный тезис давних мастеров: искусство должно славить Господа, служить спасению душ. Косенков был титаном искусства. Следует принципиально отрефлексировать один очень важный момент русского бытия, поскольку он и сегодня является камнем преткновенным, поводом для раздора.

Я стою на той позиции, что советский период русской истории был провиденциальным, необходимым для русского вразумления попущением Божиим, и в советской эпохе, несмотря на морок, наличествуют — хоть далеко не всегда прямо выраженные — следы присутствия Духа Святого.

Итак: и в страшном русском ХХ веке были носители сакрального знания (подчас интуитивного, неназванного, безотчетного), деятельность, творчество которых позволили нам сохранить фундаментальные русские ценности даже в тех условиях, которые были направлены на разрушение и уничтожение всего русского. Белгородец Станислав Косенков, как и его курские земляки писатели Евгений Носов и Константин Воробьев, скульптор Вячеслав Клыков, композитор Георгий Свиридов, сумел выполнить поручение Божией красоты, гармонии, страдания и сострадания, которые, как мы понимаем, и были частью дара этого мастера.

* * *

Белгородский государственный художественный музей и выставочный зал «Родина» отдали свои пространства под конкурсные работы «косенковского фестиваля», который стартовал в этот раз 14 сентября (учрежден постановлением Правительства Белгородской области и впервые состоялся к 70-летию заслуженного художника РФ С. Косенкова в 2011 году).

На следующий день прошли научно-практическая конференция «Актуальные вопросы развития отечественного изобразительного искусства в провинции», встречи с художниками, мастер-классы, лекции. Более 500 разножанровых работ двухсот мастеров Брянска, Воронежа, Курска, Липецка, Орла, Тамбова Московской областей, а также из Крыма и Киева не оставили равнодушными зрителей.

Во время открытия фестиваля были названы и награждены дипломами победители в разных номинациях.

* * *

А на выставке «Ангел Святого Белогорья» (так здесь называют святителя Иоасафа) посетители могли приложиться к иконе с частицами мощей священномученика Киприана и мученицы Иустинии и ковчежцам с частицами мощей святителя Иоасафа, священномученика Никодима, епископа Белгородского, святителя Луки Крымского.

Экспозицию составили картины и фотографии, рассказывающие об истории восстановления и реставрации храмов и монастырей, а также храмовое убранство, церковная утварь, предметы церковного обихода, православные ювелирные украшения, изделия народных художественных промыслов и ремесленничества, сувениры. В эти дни в «Белэкспоцентре» продавали продукцию монастырей, мед, литературу, аудио- и видеопродукцию православного содержания. Среди 110 участников выставки — экспонаты из 26 регионов России, в том числе Московской и Владимирской областей, из Северной Осетии и Крыма, а также восьми областей Украины, из Греции, Молдовы, Черногории, Сербии и Израиля. 19 сентября на выставке представил публике свою новую книгу «Небо нашей жизни» митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн.

Напомню, что почил святитель Иоасаф в возрасте 49 лет, инициативу о прославлении белгородские доброхоты выдвинули еще в 1815 году, а 310-летие со дня рождения святителя Иоасафа Белгородского отмечалось в 2015-м. Это именно ему, некогда служившему и в Киево-Печерской, и Троице-Сергиевой лаврах, и в Лубенско-Мгарском Преображенском монастыре, явилась в г. Изюме в 1754 г. на Харьковщине (на куче угля в притворе церкви Вознесения в Замостье) чудотворная икона Богородицы «Песчанская», ставшая защитительной святыней Слобожанщины и всей России — от иноверных вторжений. Тогда свт. Иоасаф уже возглавлял Белгородскую епархию (с 1748 года). Именно об этом образе святитель сказал: «В этой иконе преизобилует особая благодать Божия; в ней Пресвятая Владычица являет особое знамение Своего заступничества для веси сей и страны в целом».

Второе обретение мощей святителя Иоасафа, хранившихся в запасниках музея религии и атеизма в Казанском соборе Ленинграда и чудом там уцелевших, состоялось в 1991 г., одновременно с мощами преподобного Серафима Саровского, к канонизации которого в 1903 г. также причастен Император Николай II.

Мощи были возвращены Церкви.

16 сентября с.г. из Николо-Иоасафовского храма, что на старом городском кладбище, были пронесены по улицам города — ул. Попова (и мимо памятника Косенкову), пл. Соборная, Свято-Троицкий бульвар — крестным ходом гроб с мощами святителя; там святые мощи находились с праздника Преображения Господня. Это по соседству, в трех кварталах от Преображенского собора, но процессия от храма к храму шла по одной из основных транспортных магистралей города, улице Попова, и волей-неволей город здесь замер, остановив свой суетный бег хоть на краткое время этого торжественного шествия к храму-часовне у пещерки святителя. Этот путь сопровождался шествовавшими и стоявшими на тротуарах молящимися, певшими и плакавшими, праздно и непраздно любопытствующими, причастными и сторонними. По пути следования ларя улицы были усыпаны дорожкой из осенних цветов и хвои. Многие затем поднимали эти памятные цветы с земли и уносили с собой.

Напомним историю с честными мощами свт. Иоасафа и его «пещеркой». Из житийной литературы известно, что перед поездкой на родину святитель, предвидя приближение кончины, приказал устроить у стены Свято-Троицкого собора одноименного белгородского монастыря склеп для погребения. Что и было исполнено в юго-западной части придела храма.

По кончине 10 декабря в 1754 г. епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа, почившего в Грайвороне после тяжелой двухмесячной болезни, тело два месяца пребывало без тления во гробе, доставленном в Белгород, что и изумляло притекавших прихожан, и, в каком-то смысле, соответствовало их представлениям о святости жизни почившего. В устроенной в подвальном помещении «пещерке» рака святителя простояла 156 лет! (с 1755 по 1911 г.), где св. мощам поклонялись не только простые верующие всей Российской Империи, во множестве сюда притекавшие, священство, но и российские монархи Екатерина II, Александр I, Николай I и Николай II. Посещение Белгорода страстотерпцем императором Николаем II с августейшим семейством состоялось в 1904 и 1911 гг. На самих торжествах по канонизации святого присутствовали 4 сентября (17-е по нов ст.) 1911 г. святая преподобномученица Великая княгиня Елизавета Феодоровна и Великий князь Константин Романов.

К слову, и в марте 1908 г. Вел. княгиня Елизавета молилась в пещерке Свято-Троицкого собора перед гробницей епископа Иоасафа, тогда еще не прославленного в лике святых.

Безбожная власть извлекла св. мощи свт. Иоасафа в 1920 г. для атеистической пропаганды, монастырь был разобран, а на этом месте впоследствии выстроен жилой квартал. Место первоначального погребения святителя — склеп, получивший в народе название «пещерка», в 1930–1950-е был засыпан.

В результате исторических исследований, с помощью электроразведки, проведенной специалистами белгородского горного НИИ ВИОГЕМ, после археологических раскопок, пещерка была обнаружена — в мае 2009 г. Затем рядом с пещеркой была построена часовня, а над самой пещеркой установлен стеклянный купол, увенчанный статуей ангела с крестом.

На этом самом месте 16 сентября 2011 г., когда отмечалось 100-летие канонизации святого, Патриарх Кирилл обратился к пастве, отметив: «Обретение нетленных мощей святителя Иоасафа, сам факт которого является дивным явлением Божественной благодати, — событие огромного духовного значения в жизни современной России, в жизни Русской Православной Церкви. И как замечательно, что сегодня, когда мы вспоминаем столетие со дня прославления святителя, его мощи среди нас — в таком прекрасном месте, как открытая и отреставрированная пещерка, созданная по воле святителя, ставшая местом его упокоения, здесь — в Святом Белогорье».

Акафист на площади у здания Белгородской митрополии, которая располагается у пещерки святителя, и в которой молились русские монархи и многие святые и священноисповедники, 16 сентября с.г. был прочитан сонмом иереев, ведомых митрополитом Белгородским и Старооскольским Иоанном в сослужении епископа Губкинского и Грайворонского Софрония, благочинных Белгородской епархии,

Стоя на акафисте среди молящихся, я всегда вспоминаю, что в 1911 г., при первом обретении св. мощей и прославлении свт. Иоасафа, на церемонии среди 200 тысяч граждан Российской империи стояла и моя белгородская (жительница окраины, называемой и сейчас Старым Городом) прабабушка по отцовской лини, Ульяна Афанасьевна Дроздова, до последних лет жизни с волнением вспоминавшая о прибытии на церемонию членов царской фамилии.

Литургия в этом году, как повелось в новейшее время, служилась в пещерке в полночь на 17 сентября, в день памяти обретения мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца, а в Преображенском соборе были совершены Божественные литургии в 3 и 6 часов утра; также впервые за 90 лет (!) на площади у здания митрополии, рядом с пещеркой святителя, была отслужена литургия.


Фото Бориса Ечина и автора

Специально для «Столетия»


Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».

№ 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».



Материалы по теме:

Эксклюзив
06.05.2024
Николай Петров
Никто не вправе диктовать России, как нам жить в собственной стране
Фоторепортаж
02.05.2024
Подготовила Мария Максимова
В Парке Победы на Поклонной горе проходит демонстрация трофейной западной техники


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.