Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
4 ноября 2024
Война с ветряными мельницами

Война с ветряными мельницами

Общественность США вступила в битву с «нетолерантными» кроссовками
Святослав Князев
12.07.2019
Война с ветряными мельницами

Американский производитель спортивной одежды Nike отозвал из продажи модель кроссовок под названием Air Max 1 Quick Strike, реализация которых должна была начаться ко дню независимости США 4 июля. Такое решение было принято после того, как известный калифорнийский футболист Колин Каперник лицо бренда, обратил внимание на тот факт, что на кроссовках изображена одна из ранних версий американского флага, известная как «Бетси Росс». Он заявил, что фирма Nike  не должна использовать символику, кажущуюся ему «оскорбительной».

Каперник помимо своих достижений в американском футболе, известен эпатажными общественно-политическими акциями и заявлениями. В 2016 году он отказался вставать во время исполнения национального гимна США, чтобы подчеркнуть несогласие с политикой угнетения темнокожего и цветного населения в стране. Это было связано с тем, что значительное количество темнокожих ежегодно гибнут в США от пуль полиции. Позже, правда, он изменил свою позицию и начал во время исполнения гимна опускаться на колено – в знак уважения к бывшим и действующим военнослужащим американских вооруженных сил.

Поведение Каперника не нравилось значительному количеству болельщиков, которые стали отказываться посещать игры с его участием.

В 2017 году между Каперником и его работодателями разгорелся конфликт, закончившийся увольнением футболиста. Сначала он хотел судиться, но позже пошел на мировое соглашение. В 2018-ом компания Nike сделала Каперника своим официальным лицом.

Флаг «Бетси Росс» содержит красно-белые полосы и 13 выстроенных в круг звезд на синем поле. Он призван был демонстрировать единство тринадцати североамериканских колоний, образовавших Соединенные Штаты Америки. Женщина по имени Бетси Росс была известной швеей, вдовой видного участника пенсильванского ополчения времен Войны за независимость США. По легенде, именно к Бетси обратились Джордж Вашингтон и дядя ее покойного мужа Джордж Росс (подписант декларации о независимости США от Пенсильвании) с просьбой помочь изготовить первый флаг Соединенных Штатов. И именно Бетси якобы предложила поместить на знамя пятиконечные звезды. В качестве главного национального символа эскиз, который связывают с именем Бетси Росс, не прижился. Однако его используют многие государственные и муниципальные структуры, а также – общественно-политические организации правого толка. Либерально-демократические активисты считают данный флаг напоминанием об эпохе рабства.

Почему именно его – толком объяснить никто не может. Ведь рабство в США благополучно существовало почти сто лет как раз при «звездно-полосатом» флаге. При нем же принимались и печально известные Законы Джима Кроу, закрепившие вплоть до 60-х годов ХХ века политику сегрегации и ограничения прав цветного населения.

Под ним же на территории США происходило тотальное уничтожение индейцев, захват половины территории Мексики, аннексия Гавайских островов, кровавые военные вторжения практически во все страны Латинской Америки и в значительную часть азиатских государств. Но борьба с официальным национальным символом могла, наверное, оказаться слишком затратной.

И вот теперь, Каперник одержал победу в войне с флагом «Бетси Росс» на кроссовках. Дошло даже до того, что Nike начал выкупать поставленную в магазины обувь обратно. Кроссовки быстро превратились в редкость. Их стоимость на онлайн-платформе StockX достигла уже 2 тыс. долларов за пару.

Позицию спортивного гиганта горячо поддержали либералы. Однако она вызвала настоящий гнев у правого крыла республиканцев.

Губернатор Аризоны Дуг Дьюси, как сообщает BBC, распорядился отобрать у Nike грант в размере миллиона долларов, выделенный на строительство новой фабрики в городе Гудьир. Сенатор от штата Техас Тед Круз обвинил корпорацию в отсутствии патриотизма. Консервативная Wall Street Journal назвала действия Nike «политическим безумием». Многие пользователи стали призывать в соцсетях к полному бойкоту продукции компании.

Позиция Nike, возможно, выглядела бы искренне, если бы не некоторые НО. Фирма является гигантской транснациональной корпорацией, крупнейшим в мире производителем спортивной обуви и одежды. Ее годовая выручка превышает ВВП большинства государств на Земном шаре. При этом вот уже половину столетия Nike регулярно обвиняют в средствах массовой информации в использовании так называемых Sweatshop или «потогонных фабрик» – предприятий в странах «третьего мира» с ужасными условиями труда. Рабочие на заводах, производящих продукцию Nike в Юго-Восточной Азии, получают за смену всего 1,25 доллара США.

В 1990-2000-е годы неоднократно всплывали факты противоправного использования на фабриках Nike детского труда. Об этом открыто пишет англоязычная версия Википедии. В 2014 году  на фабрике Yue Yuen Industrial Holdings в Дунгуане (Китай), производящей продукцию Nike, произошла забастовка из-за многолетних недоплат заработной платы.

На этом фоне попытки защищать чувства темнокожего населения от флага «Бетси Росс» выглядят, прямо скажем, лицемерно. Пока на территории подконтрольных США латиноамериканских государств эскадроны смерти убивают демократических активистов, в Прибалтике и на Украине Белый дом поддерживает режимы, реабилитирующие нацизм, американские ВВС наносят ракетно-бомбовые удары по гражданскому населению Ближнего Востока, а транснациональные корпорации за бесценок вывозят ресурсы из стран Третьего мира, национальная дискуссия по поводу флага на кроссовках вызывает ощущение откровенного очковтирательства.

Если бы правительство США не оказывало поддержку политикам, обирающим население Аргентины при помощи непопулярных реформ для того, чтобы выплачивать долги Штатам, вырубающим леса Амазонии ради интересов аграрных корпораций или объявляющих героями офицеров СС, всему миру было бы все равно, какие флаги наносит фирма Nike на кроссовки.

Следует отметить, что маркетологи корпорации, прежде чем ввязываться в скандальную историю, похоже, все хорошо просчитали.

ВВС приводит слова консультанта маркетинговой фирмы NPD Мэтта Пауэлла, утверждающего, что, несмотря на протесты националистической общественности, Nike не понесет никаких особых потерь: «Я считаю, что важно понимать демографию клиентуры фирмы Nike. Это в основном подростки, а судя по комментариям в социальных сетях, они не слишком настроены на осуждение решения своей любимой компании». В общем, и волки сыты, и овцы целы. Активная сублимация борьбы за демократические ценности позволяет американцам чувствовать, что их общество – самое открытое и прогрессивное. А такие «мелочи» как бомбардировки, ограбление стран Третьего мира и поддержка одиозных режимов уже больше никого не интересуют...

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
31.10.2024
Беседа с бывшим командиром штурмового подразделения «Z» Сергеем «Черным»
К Дню Победы (1941-1945)
30.10.2024
Святослав Князев
В городе Ровно снесен последний монумент, связанный с Великой Отечественной войной
Фоторепортаж
01.11.2024
Подготовила Мария Максимова
В петербургском Манеже открылась экспозиция, посвящённая выдающимся российским учёным и инженерам

fiip_youtube.jpg





* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.