От агит-плаката до дизайнерского халата

Масштабный проект показывает, как грандиозная программа развития хлопководства в СССР отразилась в живописи, графике, плакате и декоративно-прикладном искусстве страны.
«В истории нашей страны было немало грандиозных народно-хозяйственных проектов. Были великие стройки: Днепрогэс, Магнитка, великие плотины, Целина, но был и Хлопок. И надо сказать, что проект этот зародился достаточно давно, не в советское время, и был он стратегическим, потому что хлопок – это не только одежда, но это еще и порох. Но в советское время он получил совершенно другое звучание, иное измерение, и, как водится, отразился в искусстве, как все великое. Потому что призвание искусства — отражать действительность», — подчеркнул на открытии экспозиции заместитель генерального директора музея Илья Зайцев.
В советский период хлопок стал одним из символов процветания не только таких хлопководческих регионов, как Узбекистан, Таджикистан, Туркмения, Азербайджан, но и всей страны. В этом качестве его образ широко использовался средствами визуальной пропаганды.
«Сложно поверить, но в традиционном орнаменте бывших союзных республик хлопковый узор еще сто лет назад отсутствовал. Однако пропаганда сумела его не просто внедрить. Он очень органично вписался в систему декоративных мотивов при оформлении архитектуры. Более того, коробочки хлопчатника появились на гербах пяти республик: Узбекистана, Таджикистана, Туркмении, Киргизии и Азербайджана», – рассказала куратор выставки Екатерина Ермакова.
На выставке представлено более 120 экспонатов: от старинных предметов и традиционного текстиля до живописных полотен известных мастеров, агитационных плакатов и декоративных панно.
Открывает экспозицию раздел, знакомящий зрителя с историей хлопка в Средней Азии. Здесь можно видеть старинные предметы одежды, образцы традиционного текстиля, деревянные штампы для нанесения узоров на кустарные хлопчатобумажные ткани.
В следующем разделе представлены живописные полотна, созданные известными мастерами советского изобразительного искусства: П. Беньковым. А. Волковым, А. Николаевым, М. Курзиным, О. Соколовой, В. Боборыкиным, С. Бегляровым, Ш. Мангасаровым и др.
Часть выставочного пространства отдана плакатам, выполненным в 1930-1970-е гг. Кроме тиражных печатных листов здесь представлены и авторские эскизы А. Николаева, О. Соколовой, С. Беглярова – выдающихся художников, оставивших след в истории живописи республик Средней Азии.
Отдельный зал демонстрирует, как изображение хлопка, украшая декоративные панно, керамические блюда, вышитые покрывала, национальные головные уборы превращалось в сакральный советский символ.
Большинство экспонатов принадлежат собранию Музея Востока, многие из них не выставлялись на протяжении нескольких десятилетий. Участниками выставки стали также: Фонд Марджани, Государственная Третьяковская галерея, Костромской государственный музей-заповедник, Ивановский государственный историко-краеведческий музей им. Д.Г. Бурылина, Государственный музей-заповедник Царицыно, Музей Российского государственный университета им. А. Н. Косыгина.
Завершает выставку современный взгляд на тему – халаты от ташкентского дизайнера Диляры Каиповой, созданные по традиционным технологиям. Ткань для них выткали мастера Маргилана (центра текстиля в Ферганской долине Узбекистана) в традиционной технике иката по авторским эскизам Каиповой.
Выставка «Белое золото. Хлопок в искусстве советского Востока» будет работать до 30 ноября 2025 года.
По материалам ГМВ
Фото предоставлено Государственным музеем Востока