Кто поедет в Куршавель...
Теплыми январскими днями имиджу нашей страны нанесли тяжелый удар два события: малопонятный большинству населения торг с Белоруссией, которая вроде бы как союзное государство, и нарушенный французской полицией отдых крупных отечественных бизнесменов в Куршавеле с российскими же девушками. С братским государством, мы надеемся, все вопросы будут решены, но зачем понадобилось французским блюстителям порядка проводить рейды по борьбе с проституцией и отлавливать "наших", никто сказать не может...
В советские времена существовало так называемое иновещание: в здании на Пятницкой улице сидело множество редакций, готовивших комментарии чуть ли не на всех языках мира. Послушать их можно было на коротких волнах радиоприемников, в диапазонах, ныне совершенно не привлекающих аудиторию. Соответственно после развала СССР распался и этот механизм, сохранившийся рудимент – "Радио России".
С иновещанием было все ясно: множество газетных журналистов поствляли туда материалы. Две с половиной страницы – 25 советских рублей, потому что полностью заполнять эфир собственными комментариями штатным сотрудникам не дозволялось. Сам был автором – журналистской славы не приносило, деньги давало.
Агентство печати "Новости" публиковало на множестве языков и наречий глянцевые журналы о нашей прекрасной жизни, корреспонденты, аккредитованные за рубежом, распространяли их среди жаждавших узнать правду.
В советские годы – по нынешним критериям - нам гордиться было просто нечем. Первый спутник Земли, первый человек в космосе, новые атомные и электростанции, целина, бесплатное всеобщее образование – всего-то ничего. Материальный образ всего советского ассоциировался с водкой "Столичная", икрой и матрешками. Негусто.
Затем мы проснулись в новой демократической России, чей имидж за рубежом ассоциировался – как и сейчас… - с убийствами бизнесменов и банкиров, переделом собственности, возможностью за десять минут разбогатеть и за минуту оказаться нищим…
Имидж нам так же необходим, как банка прохладительного напитка из рекламного ролика про жажду. Давайте купим: имидж и патриотизм, два в одном, одним махом, разумеется, с причитающейся скидкой. Еще в ноябре 2004 года замдиректора департамента информации и печати МИД РФ Михаил Троянский заявил, что, по оценкам экспертов, на формирование позитивного образа нашей страны за рубежом потребуется от трех до двадцати лет и от одного до полутора миллиардов долларов ежегодно. По его мнению, в связи с нехваткой средств Россия должна активнее использовать инновационные подходы, сочетающие современные средства маркетинга и создания нового брэнда.
В феврале 2005-го помощник президента России Сергей Ястржембский в дипломатичной форме напомнил: "У нас нет осознания на уровне власти того, что у страны должна существовать общенациональная программа развития имиджа России. Отсутствие долгосрочной программы по формированию имиджа страны мешает экономическому развитию России и ее инвестиционной привлекательности". Но для этого, пояснил он, необходимы большие финансовые средства.
А ведь все гениальное – просто, надо всего лишь заставить себя уважать. Председатель Государственной думы Борис Грызлов еще два года назад был вынужден выступить со статьей, в которой доходчиво объяснил, что живем мы хорошо, только вот нам этого не показывают и об этом не пишут. "Страна оценивается по телевизионной картинке, а в телевизионных репортажах почти никогда не увидишь благополучных людей, - уверен спикер Госдумы. - Будучи запрограммированным на негатив, сознание людей отказывается замечать что-либо положительное, в результате чего социальное напряжение остается опасно высоким". По его мнению, "наша привычка обращать внимание в первую очередь на изъяны и недостатки мешает нам оценить свои достижения".
Немногим раньше на нежелание журналистов сообщать об успехах посетовал премьер-министр Михаил Фрадков. Навязываемый негатив захлестывает телевидение и печатные издания, заявил он, "позитива мало, а негатива навязываемого – много".
Мы станем жить счастливой жизнью, если нам перестанут показывать голодовки людей, требующих выплаты зарплаты, митинги пенсионеров, очередные террористические акты. И будут демонстрировать довольных своим заработком крупных бизнесменов, олигархов на отдыхе и вездесущую рекламу дорогих иномарок. Только тогда можно будет предметно говорить о "позитивном имидже" России.
И, конечно, следует запретить выезжающим за границу гражданам России близко общаться с вывезенными туда милыми соотечественницами. Пусть и те, и другие тратят деньги в пределах любимой Родины, а не на благо процветания неведомого 99 процентам сограждан Куршавеля.
Обеспокоенность рейтингом России в глазах мировых политиков и бизнесменов, бытовавшая на уровне высокопоставленных чиновников, давно дошла до самого верха. Президент Владимир Путин официально признал: у нас есть проблемы с имиджем. Помощник президента Игорь Шувалов пояснил, что имиджу России за рубежом повредило "дело ЮКОСа". Теперь "мы должны тяжело поработать, чтобы отрицательные последствия, нанесенные "делом ЮКОСа" России, нивелировать и восстановить и укрепить имидж Российской Федерации". Один из наших высокопоставленных политиков заявил, что покушение на Анатолия Чубайса может нанести большой вред имиджу страны за рубежом.
На всякий случай, сверив свое мнение с мнением московских коллег, я окончательно уверился: нет, не нанесет. Джордж Крил, первый руководитель официальной американской пропаганды – еще во время Первой мировой войны – пришел к глубокому убеждению: никакая пропаганда не может быть эффективной, если она не соответствует действительности. Вы не можете превратить плохую ситуацию в хорошую, называя ее хорошей. Это может получиться один раз, но в следующий раз, если вы поступите так же, многие вам не поверят.
Давайте договоримся о терминах. Власть волнует прежде всего имидж: восприятие России за рубежом. Нас беспокоит в первую голову образ: то, что каждодневно происходит на ее суверенной территории.
Крупный зарубежный пропагандистский проект запустила "Российская газета", которая будет издавать вкладкой в несколько ведущих мировых газет приложение "Российские тренды", стали издавать журнал "Russia Profile". Полным ходом работает англоязычный телеканал "Russia Today", а его главный редактор Маргарита Симоньян признает: прежде всего приходится бороться с такими стереотипами, как медведи, водка и мафия, к тому же из-за границы постоянно звучат обвинения в коррупции и авторитарности правительства.
Все не так. Россия – гигантский супермаркет. Вот этот бесхитростный образ – может, кого-то обидит мое сравнение – станет главной идеей наших пропагандистских усилий. Магазин природных ресурсов, на которые приходится 80 процентов российского экспорта. Только доходы от экспорта нефти и природного газа дают до 20 процентов ВВП, пересчеты по международной методике увеличивают этот показатель еще на пять процентов. Он, Запад, во многом зависит от нас по десяти позициям: мы продаем туда сырую нефть, нефтепродукты, природный газ, драгоценные камни и драгметаллы, необработанный алюминий, полуфабрикаты из железа и нелегированной стали, необработанный никель, необработанные лесоматериалы, плоский прокат из железа или нелегированной стали, каменный уголь.
Есть в ассортименте и другие товары, но – заведомо неконкурентоспособные на мировом рынке. Покупателям не требуются наша машиностроительная продукция, а отдел продажи военной техники работает по спецзаказам. Ну и, разумеется, обслуживающий супермаркет персонал воспитан в лучших демократических традициях.
Этот идиллический рекламный ролик не будет снят столь примитивно, в конце концов я не претендую на лавры сценариста. Но в сухом остатке будет именно эта идея: гостеприимной, доброй и спокойной страны.
Понятно, что красивого экспортного варианта не получится, пока мы не создадим образ России для внутреннего потребления. Либо продолжим вбухивать средства в создание "имиджа на экспорт", либо потратим эти нелишние для страны деньги, чтобы данному имиджу соответствовать.
Наша жизнь постоянно возвращает меня к старому анекдоту советских времен. После визита делегации иностранных журналистов в передовое хозяйство председатель райкома звонит директору этого самого колхоза. И спрашивает, видели ли корреспонденты рухнувший коровник. Сломанные трактора, брошенные на полях. Пьяных комбайнеров, уже с утра лежащих поперек дороги. На все вопросы получает утвердительные ответы. После чего обреченно восклицает: "Ну и пусть клевещут!". Прошу меня извинить, потому что новых анекдотов на эту тему не слышал. И, судя по всему, не услышу: сегодня шутки кончились.