Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 января 2020
Сергей Михеев: «Имидж России: быть как все, России не к лицу»

Сергей Михеев: «Имидж России: быть как все, России не к лицу»

Об имидже нашей страны в беседе с корреспондентом «Столетия» размышляет вице-президент Центра политических технологий
09.04.2010
Сергей Михеев: «Имидж России: быть как все, России не к лицу»

Все наши сегодняшние попытки создать так называемый «положительный образ» России на экспорт сводятся к ущербному стремлению доказать Западу, что мы такие же, как они, – считает наш собеседник.

- Сергей Александрович, вне зависимости от того, как относиться к прошлому, согласитесь, у Советского Союза было собственное цивилизационное альтернативное предложение, причем на определенном этапе – достаточно привлекательное. Иначе СССР никогда не смог бы стать одной из двух сверхдержав. Сегодня же мы так озабочены созданием своего положительного имиджа, а ничего не получается…

- К сожалению, сегодня мы во всем – вторичны. Разрушив Советский Союз, мы отказались от возможности сформулировать свое новое цивилизационное предложение, и в этом – одна из наших самых больших проблем. Мы, совершенно добровольно, признали единственно легитимным центром цивилизации Запад, евроатлантическую модель развития. А его нынешнее политическое устройство – окончательным в политической истории, единственной целью, к которой можно стремиться. Тем самым обрекли себя на вторичность – и в программах политического развития государства, и в экономике, и в культуре, да, собственно говоря, во всем.

Одновременно мы добровольно ограничили собственную свободу маневра, свободу творчества, если хотите. Так что, говоря сегодня об имидже России, мы лишь пытаемся убедить Запад, что мы такие же, как они, что мы «одной крови» с ними. Такой подход, в принципе, абсолютно ущербен.

Да и нам никогда не удастся убедить Запад в том, что «мы такие же, как они». Во-первых, это не так. Во-вторых, на самом деле там убеждены: центр мира, а также пуп Земли – это они. Они считают себя элитой и, кстати, мы это их мнение прямо или косвенно поддерживаем. Даже рассматривать попытки, скажем, индийцев, китайцев или русских «влиться в их семью» они не станут. Заниматься этим совершенно бессмысленно, и мне кажется, одна из очень серьезных российских проблем – продолжающиеся попытки найти нашу идентичность в стремлении «стать, как они». Путь, по которому мы идем - бессмысленный и тупиковый.

Интересны могут быть только самобытность и оригинальность. В конце концов, стремление все время быть на кого-то похожим - проявление провинциализма и признак комплекса неполноценности. В нашем прошлом было множество периодов, когда мы этим комплексом не страдали. Именно тогда нам действительно что-то удавалось.

- Что же сегодня мы видим, глядя на себя в зеркало?

- Полную неразбериху внутри страны, постоянные шараханья в поисках новой самоидентификации, попытку руководствоваться собственными традициями и при этом выглядеть некими ковбоями с подмосковной овощной базы. И еще удивляемся, что на экспорт не тот имидж идет – бесформенный и «серо-буро-малиновый».

Мы старательно заимствуем «оттуда» все приметы общества потребления, которые нам охотно скармливают. Фаст-фуд – пожалуйста! «Настоящие американские сигареты» - да сколько угодно! Иномарки – извольте! Зато «не замечаем» такие вещи, как система социальной защищенности, существующая на том же Западе, уровень их зарплат и пенсий, пособий ветеранам военных действий, прогрессивный подоходный налог на богатых, существующий во множестве стран. Чем, кстати, нам постоянно пеняют. Точно так же «бьют» за склонность скороспелых российских богатеев к «экстравагантным выходкам» в Европе, частенько вступающим в конфликт с местным законодательством. Эти не бандитские даже разборки, а «купеческие загулы», нежелание понимать, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят, стали притчей во языцех во всем мире. Вот из чего и складывают имидж России западные политики и журналисты. Что, конечно, бесит нас, и мы принимаемся оправдываться, что, мол «я не такая», не следует судить по отдельно взятым… И так далее. Но кто слушает этот лепет? Глупо убеждать внешний мир, будто мы от него ничем не отличаемся, что мы, де, такие же хорошие и пушистые, когда сами такое чудим.

Я не представляю себе логики тех, кто сегодня носится с идеей представлять Россию привлекательной для внешнего мира страной, создавать эдакий «экспортный вариант» имиджа. С точки же зрения маркетологии, мы сегодня наблюдаем просто непрофессиональный подход к делу – «торгуем» тем, чего нет. На самом деле, нынешний имидж складывается пока что из осколков русско-советского образа, который формировался долгие десятилетия, потому что «быть, как они» - это не имидж.

- То есть, хотите сказать, что сегодня у нас нет возможностей серьезно повлиять на западное общественное мнение? Это при том, что у нас вещает спутниковое телевидение, рассказывающее о жизни в России, работают общественные организации…

- Этого мало. В советское время создание позитивного образа для Запада также представляло проблему, однако существовала хоть какая-то система его формирования. Сегодня она отсутствует.

Вот недавно появились сообщения, что Александр Лебедев завершает сделку по покупке двух английских газет, осталось лишь подождать и посмотреть, станут ли они «работать на Россию»...

Однако говорить о пиар-усилиях по продвижению имиджа России в отсутствие реальных рычагов – трудно. Хотя, конечно, дело это благородное - продвигать то, что у нас есть хорошего, несмотря ни на что.

- Тем более, что на Западе о нас только и пишут исключительно плохое. Не так давно вся Франция возмущалась: в Марселе убит наш «вор в законе», в перестрелке пострадала юная француженка. Не удивительно, что выражение «русская мафия» прижилось на страницах западных СМИ. Нам это очень не нравится, но что делать?

- А что они хотели? Почему российские и постсоветские бандиты оказались в Европе? В том числе, и потому, что из новой России их стали выдавливать, не давали развернуться. Как только открыли границы, так они и хлынули на Запад. Нам долго пеняли существованием «железного занавеса». Сегодня его не стало. Наивно было рассчитывать, что к ним сразу попросятся на постоянное местожительство ансамбль Игоря Моисеева или труппа Большого театра в полном составе. Точно так же с Запада к нам понаехали авантюристы, в том числе, владеющие технологиями махинаций и манипуляций. Наиболее мобильными, как обычно бывает, оказались люди, которые либо не в ладах с законом, либо готовые его нарушить.

Ну а то, что в Европе именуется «русской мафией» и соотносится с имиджем России, как известно, не вполне таковой является. Это выходцы из республик, периода, предшествовавшего распаду Советского Союза. Западная Европа и Соединенные Штаты в свое время создали подобной категории людей достаточно комфортные условия для въезда и ассимиляции, многие воспользовались свободой передвижения по «политическим статьям». Тот же Марсель известен своей непрекращающейся войной чеченской мафии с марокканскими группировками: битва идет за рынок сбыта наркотиков. Чеченцы крайне жестоки в своих «деловых» отношениях с единоверцами, а во Франции они оказались в статусе политических беженцев. После того, как в Чечне началась военная кампания, Западная Европа широко открыла ворота для «страдальцев» и «беглецов от русской тирании». Теперь чеченские организованные преступные группы демонстрируют свою силу практически во всех странах Евросоюза. Бороться с постсоветской мафией на территории других государств нам достаточно сложно, хотя наше МВД и достаточно активно сотрудничает с Интерполом.

- Конечно, мы, в принципе, могли бы и махнуть рукой на все, что о нас - справедливо или несправедливо – пишут за рубежом. Если бы не одно обстоятельство. Станем хорошо выглядеть в глазах мира, говорят нам, Россию завалят инвестициями. Вы верите в это?

- Что касается привлечения иностранных инвестиций в Россию, на этот счет существует перестроечный миф. Мол, стоит нам только подать сигнал, и все деньги мира потекут к нам рекой. Практика показала, что иностранный бизнес интересует только российское сырье. И – ничего более. Ни идеальный имидж России, ни райские условия ведения дел у нас в стране, уверен, не изменят этого подхода. Мы так долго стремились интегрироваться в мировой рынок, наконец, сделали это. После чего обнаружили, что нам отвели сырьевую нишу, за пределы которой выходить не дозволено: шаг влево, шаг вправо – попытка к бегству и суровое наказание. Например, на постсоветском пространстве, в Казахстане и на Украине, иностранный бизнес быстро скупил несколько промышленных предприятий – чтобы их навсегда закрыть. Западу не нужны конкуренты, и он их будет беспощадно давить. Когда же мы, наконец, придем в себя, избавимся от иллюзий, что «заграница нам поможет», прилетит иностранный бизнесмен и поставит на ноги нашу тяжелую промышленность? Если мы дали мировому рынку возможность определять нашу роль, то она уже «утверждена» и никогда не изменится. Изменить ее можем только мы сами. Но для этого, как раз, надо выходить за рамки, отведенные нам «мировым рынком», ломать их, устанавливать свои, бороться за самостоятельность, а не подыгрывать чужим правилам.

Еще одна проблема - условия работы в России. Конкретно она именуется коррупцией. Наверное, даже в этих, ограниченных «сырьевой нишей» условиях, объем иностранных инвестиций был бы куда больше, если бы у нас ее не было. К сожалению, став в девяностые годы главенствующим фактором всей жизни в России, коррупция и по сей день не только сохраняет свое приоритетное значение, но и определяет все и вся. Если в советское время мы переживали, что многое приходилось «доставать» или устраиваться куда-то по блату, то сегодня об этом смешно говорить: данная практика стала нормой жизни. Разве что изменилась формулировка, теперь она звучит: «Блат плюс деньги». Просто так не делается ничего.

Платить нас принуждают чаще всего за выполнение должностными лицами своих обязанностей. Поэтому, пока эти проблемы не решим, – ожидать большого притока иностранных денег в реальную экономику России не приходится.

- То есть, предметов для гордости у нас пока что нет?

– Горько, но это так. Гордиться особо сегодня нечем. Мы по сей день проходим стадию выживания.

Чем мы все-таки можем гордиться, так это нашей историей и достижениями наших предков, гордиться прошлым. Мы создали огромную страну с собственной культурой, я имею в виду прежде всего Российскую империю, потому что Советский Союз просуществовал, по историческим меркам, не так уж и долго. Достижений у нас много, мы о них знаем, главное – чтобы сограждане поверили в себя и в свою страну, а не мучились вечными комплексами подражания.

Имидж России - в ее великой истории.

Беседу вел Виктор Грибачев.

Лучшие публикации:

Сергей Михеев: «Россия и Белоруссия: услышим ли друг друга...»

Наталия Нарочницкая: «Россия защищает Европу от исламиcтского взрыва»

Россия и Китай: о чём сигнализирует нам Пекин?

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Инна
10.04.2011 22:20
Я считаю, что "деньги на имидж" – это не пустая трата. Это весьма важно. Посмотрите, сколько денег тратит на захват информационного пространства Америка.

И есть разные направления этой работы по формированию имиджа России. Одно, весьма важное – сохранение авторитета России в бывших республиках. Для этого нужно культурное присутствие, совместные культурные проекты. И в этом направлении как раз самое ценное – напомнить о том, что общее, например,  у России  и Украины. Сейчас для сохранения единого духовного пространства много значат русские фильмы и книги. Интересно, что на Украине, когда выбирают, например, диски с фильмами, то нередко спрашивают: наш фильм или иностранный? Причём в понятие "наш" входят именно русские фильмы (украинских всё равно  мало).

А для Запада мы чужие, и лучше демонстрировать именно свою непохожесть. Подчёркивая своеобразие, непохожесть, можно вызвать интерес и уважение. Но пока Россия стремится быть Европой и запускает к себе "общечеловеческие ценности" типа толерантности к сексуальным извращениям и ювенальной юстиции.

Китай или Япония интересуют Запад не потому, что они "как все", то есть как европейцы, а именно тем, что они не такие.

Вообще для России подражание Западу было нетипично до Петра І. На эту тему я слышала забавный діалог. "Пётр прорубил окно в Европу. – А дверь прорубил? – Нет. – Что, так в окно и лазят?" С тех пор в России не прекращается спор западников и славянофилов.

О различии наших цивилизаций писал руський философ Флоренский сто пятдесят лет назад.  Он писал – тогда, 1870 году – о догмате "общечеловеческих ценностей" . То есть это уже тогла присутствовало и служило каменем преткновения. Флоренский писал,  что мы ошибочно принимаем за "общечеловеческие ценности" то, что всего лишь является устоями романо-германской цивилизации.
Лапочка
08.04.2009 9:08
    Интервью с вице-президентом Центра политических технологий Сергеем Михеевым об имидже России заставляет задуматься. А что же все мы, простые россияне, задумывающиеся о будущем своих детей, можем сделать в сложившейся непростой ситуации? И это не праздный вопрос. Кто-то скажет, что имидж России - это пустой звук для человека, который не общается с иностранцами в повседневной жизни, а если и выбирается за границу, то в Турцию на отдых. Но невозможно жить в вакууме. Россия великая страна, как по территориальному признаку, так и возможному и имеющемуся пока не очень значительному влиянию на мировую политику и сосуществование с другими странами.

    Какие критерии имиджа России назвал Сергей Михеев? Это подражание западной модели развития, копирование ценностей общества потребления, отсутствие системного подхода при создании имиджа России, коррупция и бандитизм. Из положительного имиджа России отмечено только историческое наследие и богатая духовная культура. Так, может, опираясь на эти немаловажные для любого социума критерии имиджа России, необходимо сначала создать, а потом и развивать систему привлекательности России, как страны с обширным историческим наследием, культурными традициями, опытом мирного сосуществования многонационального населения.

    Нельзя забывать, что Россия в силу своего географического положения является связующим звеном между такими различными культурами, как Восток (Азия) и Запад (Европа). И основной задачей правительства и руководящей партии "Единая Россия" для создания имиджа России должны стать систематизированные усилия по закреплению России именно на этом фронте геополитических преобразований. Россия способна создать мост дружбы, став залогом мирного сосуществования столь различных общественных систем.

    Но без стремления России к завоеванию лидирующих позиций в различных отраслях промышленности и экономики не может идти и речи об изменении имиджа Росии  в привлекательном для нас направлении. И тут, кстати, необходимо именно проявление "твердой руки власти". Слабые попытки что-то изменить в этом направлении, вроде переименования милиции в полицию или создание наноцентра в Сколково, в целях создания имиджа России явно недостаточно. А вот беспощадная, пока ничем не подтвержденная на практике, борьба с коррупцией, изменение налогового законодательства, поднятие престижа чиновнической и судебной власти как минимум в глазах простых россиян, могут привести к тому, что Россия наконец-то "вспрянет ото сна" и заставит относиться к себе как к грозному, но справедливому оппоненту.

    Нельзя забывать, что имидж России основан на величайшем историческом наследии и опыте прошлых столетий, что не может не напомнить беспечным потомкам о необходимости укрепления и поддержки мощи страны, ее авторитета и имиджа России.  

    По мнению Сергея Михеева, в настоящее время стремление к повышению имиджа России для других мировых государств заключается лишь в невнятных попытках убедить их, что Россия ничем не отличается от западных стран. Это убогая политика по созданию имиджа России. Россия достаточно самодостаточна, гармонична и культурна, чтобы идти своим путем, не рядясь в чужие тряпки.

    Потеря имиджа сверхдержавы, достигнутой Советским Союзом, обусловленного его распадом и не желанием властей России девяностых годов, занятых переделом собственности и набиванием собственных карманов, привела к тому, что имидж России в настоящее время - это имидж страны третьего мира, развивающейся страны с дикими законами и сырьевым придатком к развитым странам. В последнее время попытки президентов Путина и Медведева по созданию имиджа России  ведут к тому, что Россию начинают узнавать и признавать во всем мире, но это именно попытки, а не системная политика. Поэтому результатов пока слишком мало.

    Можно скопировать западную модель развития для имиджа России, но копировать нужно только ее лучшую часть, например, социальную направленность западного бизнеса, а не культ «золотого тельца», культ общества потребления, когда прибыль становится во главу всех прочих ценностей. Это порочное восприятие мира для имиджа России, и тех, кто этим грешит, а таких в России большинство крупных бизнесменов, главное желание которых лишь нахапать, пока можно, ничего не отдавая взамен, нужно окорачивать.  
    Имидж России должен формироваться на основе цельной системы создания положительного образа. Что поможет создать такую систему? Исторический опыт, культурное наследие, сильная, но справедливая власть, которой народ доверяет и поддерживает, строгий, но действенный закон, искоренение коррупции, заразившей все слои российского общества, сильная, развитая экономика и, конечно, военная мощь.

    Использование западной модели развития лишь показывает нашу недалекость, ущербность, если хотите, вторичность. Ничего нового и оригинального. Своеобразие имиджа России заключается в том, что наша страна является мостиком между Азией и Европой. И именно эта наша своеобразность должна стать краеугольным камнем в создании системы повышения имиджа России для всех стран мира.
Тимоха
09.04.2010 18:05
Модератору:

Интервью с вице-президентом Центра политических технологий Сергеем Михеевым заставляет задуматься. А что же все мы, простые россияне, не полностью пропившие свои мозги и задумывающиеся о будущем своих детей, можем сделать в сложившейся непростой ситуации? И это не праздный вопрос. Кто-то скажет, что имидж России - это пустой звук для человека, который не общается с иностранцами в повседневной жизни, а если и выбирается за границу, то в Турцию на отдых.  

    Но невозможно жить в вакууме. Россия великая страна, как по территориальному признаку, так и возможному и имеющемуся пока не очень значительному влиянию на мировую политику и сосуществование с другими странами.

    Какие критерии имиджа России назвал Сергей Михеев? Это подражание западной модели развития, копирование ценностей общества потребления, отсутствие системного подхода при создании привлекательного образа российского сообщества, коррупция и бандитизм. Из положительного отмечено только историческое наследие и богатая духовная культура. Так, может, опираясь на эти немаловажные для любого социума критерии, необходимо сначала создать, а потом и развивать систему привлекательности России, как страны с обширным историческим наследием, культурными традициями, опытом мирного сосуществования многонационального населения.

    Нельзя забывать, что Россия в силу своего географического положения является связующим звеном между такими различными культурами, как Восток (Азия) и Запад (Европа). И основной задачей правительства и руководящей партии "Единая Россия" должны стать систематизированные усилия по закреплению России именно на этом фронте геополитических преобразований. Россия способна создать мост дружбы, став залогом мирного сосуществования столь различных общественных систем.

    Но без стремления России к завоеванию лидирующих позиций в различных отраслях промышленности и экономики не может идти и речи об изменении имиджа Росии  в привлекательном для нас направлении. И тут, кстати, необходимо именно проявление "твердой руки власти". Слабые попытки что-то изменить в этом направлении, вроде переименования милиции в полицию или создание наноцентра в Сколково, могут только насмешить мировое сообщество. А вот беспощадная, пока ничем не подтвержденная на практике, борьба с коррупцией, изменение налогового законодательства, поднятие престижа чиновнической и судебной власти как минимум в глазах простых россиян, могут привести к тому, что Россия наконец-то "воспрянет ото сна" и заставит относится к себе как к грозному, но справедливому оппоненту.
гражданин
09.04.2010 18:07
Да, мы, действительно, «совершенно добровольно, признали единственно легитимным центром цивилизации Запад, евроатлантическую модель развития». Но, важно заметить, что сделали мы это - не на референдуме и, даже, не сидя на кухне (как во времена застоя «обсасывая» персональный состав Политбюро ЦК КПСС). Это «случилось» через деньги и ноги, когда мы покупали (и покупаем!) только импортные: автомобили, товары длительного пользования и прочее лейбовое барахло и… даже, когда уезжали из страны… бросая Родину, на сентименталистов и поэтов… Видимо средства, которые сегодня выделяются из Бюджета России на зарубежную пропаганду (в 2010 году на «положительный» имидж России - будет потрачено 1,4 млрд. долларов США), всё же лучше отдать в помощь, напимер, российским безработным… С другой стороны – не уверен, что «Александр Лебедев завершает сделку по покупке двух английских газет», не для получения прибыли, а для того, чтобы «подождать и посмотреть, станут ли» эти, английские газеты «работать на Россию»... Ответ: станут – если будут продаваться (а если на английском, то – раздаваться!) в России. Мы, действительно «не такие, как они»… Ведь «подмосковной овощной базы» у них – нет!  

Эксклюзив
17.01.2020
Андрей Соколов
Почему оппозиция так переполошилась после Послания Путина?
Фоторепортаж
16.01.2020
Подготовила Мария Максимова
Дары, которые получали представители нескольких поколений семьи Романовых, сегодня можно видеть на выставке.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».