Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 апреля 2024
Михаил Кошкин и его легендарный Т-34

Михаил Кошкин и его легендарный Т-34

На 125-летие «отца» знаменитого танка
Станислав Минаков
04.12.2023
Михаил Кошкин и его легендарный Т-34

3 декабря с.г. исполнилось 125 лет со дня рождения Михаила Ильича Кошкина, легендарного конструктора, лауреата Государственной премии СССР, Героя Социалистического Труда, попавшего в список личных врагов Адольфа Гитлера и Германии за создание Т-34, лучшего среднего танка Великой Отечественной Войны, как считают аналитики, сыгравшего ключевую роль в нашей победе над немецко-фашистскими захватчиками.


Михаил Кошкин родился 3 декабря 1898 г. в деревне Брынчаги Угличского уезда Ярославской губернии (ныне Переславский район Ярославской области). Семья рабочего Кошкина была многодетной и бедной. В 1905 г. отец, тяжело трудясь на лесоразработческом промысле, надорвался и умер, что вынудило мать заняться батрачеством. Михаил с братом Сергеем учились в церковно-приходской школе и в свободное время пасли свиней, чтоб хоть немного заработать на жизнь.

Дочь М. Кошкина Елизавета Михайловна через много лет рассказывала: «Миша, как старший, чтобы помочь матери, ушел на заработки в Москву, пешком с торбой сухарей за плечами и лаптями наперевес, как тот Ломоносов. Он направлялся к какому-то родственнику матери, она дала ему записку с адресом. Но буквально в первый день, не дойдя до места, он наткнулся на драку, несколько сильных мальчишек избивали одного слабого. Он вмешался, выручил того, кто слабее, но в драке потерял записку. Остался один без денег и знакомых, но тут его подобрал рабочий Московской кондитерской фабрики. Этот мастер и его жена выходили моего отца и устроили на фабрику». На фабрике подросток проявил усердие и склонность к обучению, быстро прошел путь от подсобника до мастера цеха.

В 1917 г., при Керенском, незадолго до Октябрьского переворота, Кошкин был призван на службу в армию. Оттуда — вошел в ряды 58-го пехотного полка Красной армии и был отправлен на Западный фронт, получил ранение, лечился в Москве, где и был демобилизован.

15 апреля 1918 г. Михаил добровольно поступил в Московский железнодорожный отряд Красной армии, в составе которого воевал под Царицыном. В следующем году был переведен в 3-й железнодорожный батальон на должность заместителя командира военного подразделения по политическому руководству, участвовал во взятии Архангельска, в боях против английских интервентов.

По дороге на Польский фронт перенес «все три формы тифа», но выкарабкался. После выздоровления был восстановлен в свой батальон и участвовал в боях на Южном фронте против войск Врангеля.

После окончания Гражданской войны политрук Кошкин был направлен в Коммунистический университет им. Свердлова, где проучился с 1921 по 1924 г. и где ему доводилось слушать лекции лично Ленина, Сталина и Орджоникидзе. В те годы Кошкин сблизился с известным военачальником РККА Михаилом Тухачевским, расстрелянным затем в 1937 г., известно также о его контактах с высопоставленными советскими государственными деятелями Кировым и Орджоникидзе.

Далее Кошкин был направлен в Вятку (ныне Киров) на кондитерскую фабрику, где вскоре вышел в директора, сделав фабрику одним из самых прибыльных и процветающих предприятий в городе. Сохранился фрагмент протокола заседания комитета фабрики, где рассматривается просьба коллектива задержать М. Кошкина на должности директора, дабы он подготовил достойного преемника.

В Вятке Кошкин повстречался со своей будущей женой. Дочь Елизавета о том периоде рассказывала: «Я родилась в Вятке, в келье Трифонового монастыря, где мы и жили. Там же отец организовал курсы ликбеза, учился сам и учил других. Он окончил всего лишь два класса церковно-приходской школы и всю жизнь писал с ошибками, но был при этом человеком знания. Кстати, на эти же курсы он отправил мою няньку, а потом способствовал ее поступлению в медицинский институт. Он всегда заботился о людях. Еще один яркий пример: будучи начальником фабрики в день выдачи зарплаты он собирал у себя в кабинете жен своих сотрудников с детьми. Детей угощал конфетами, а зарплату выдавал на руки женам, чтобы вятские мужики не пропили все деньги».

С 1925 по 1929 г. Кошкин поднялся и по партийной карьерной лестнице — от должности заведующего агитационно-пропагандистским отделом райкома до губернского комитета. В 1929 г. Кошкина, по требованию Кирова, в счет «партийной тысячи» направили учиться в Ленинградский политехнический институт на кафедру «Автомобили и тракторы».

Эта кафедра выпустила много квалифицированных специалистов для будущего танкостроения: помимо М. И. Кошкина, конструктора Т-34, были выпущены С. П. Изотов, конструктор газотурбинного двигателя танка Т-80, а также Н. Ф. Шашмурин, создатель танков ИС-2, ИС-7, Пт-76, БТР-50 п.

Практика М. Кошкина проходила на известном Горьковском автозаводе, а во время преддипломной подготовки его направили в конструкторский отдел Ленинградского завода № 185, где впервые доверили заниматься проектировкой экспериментальных танковых образцов. В документальной повести «Сотворение брони» Я. Резник писал: «Не раз, указывая на Кошкина, Сергей Миронович (Киров — С.М.) советовал: нагружайте его хорошенько, не бойтесь поручать сложную работу. Удивительно башковитый и цельный мужик. Этому по плечу большие дела, этот себя покажет». На этом заводе Кошкин остался и после окончания института в 1934 г., заняв должность заместителя начальника конструкторского бюро. Под его началом были созданы танки Т-46-5 и Т-29.

В 1936 г. Михаил был назначен начальником конструкторского бюро завода № 183 в Харькове. В момент прибытия нового начальника КБ на заводе в производстве уже были танки БТ-5 и БТ-7 и имелись собственные разработки танков Т-12 и Т-24. Кошкин влился в коллектив, быстро заслужив уважение трудолюбием и принципиальностью.

За год работы М. Кошкин, вместе с помощниками Н. Кучеренко и А. Морозовым, осуществили модернизацию танка БТ-7, установив на нем двигатель В-2, тем самым создав первый в мире танк с дизельным двигателем.

В сентябре 1937 г. Автобронетанковое управление РККА поставило задачу разработать новый маневренный колесно-гусеничный танк. В кратчайшие сроки под руководством Кошкина КБ разработало новый танк А-20. В процессе долгих конструкторских дискуссий от колесного хода, который плохо проявил себя в бою, полностью отказались, сделав боевую машину чисто гусеничной. Так появился новый танк, получивший индекс А-32.

На рассмотрение И. Сталину тогда было представлено два проекта. Глава государства незамедлительно велел изготовить оба и сравнить их по результатам испытаний. В 1939 г. экспериментальные образцы танков А-20 и А-32 были готовы и для испытаний предоставлены.

«Когда он работал над своей “тридцатьчетверкой”, то дневал и ночевал на заводе — все его силы, мысли, время были поглощены новым танком, — писала Е. Кошкина. — Мы, дочери, редко видели его дома. Просыпаемся — папы уже нет, засыпаем — он еще не пришел. А когда выдавался свободный вечерок и отец принимался лепить пельмени, он непременно брал меня в помощницы. А маме, пытавшейся нам помочь, говорил: “Не надо, Верочка, мы уж с Лизой сами как-нибудь. Все будет в полном порядке”. Исключительно нетребовательный в быту, в отношении к собственным нуждам, он был напорист, принципиален и требователен в работе. Не терпел разгильдяйства, халатности. Это был человек одержимый. Он ничего не делал вполсердца, вполсилы».

За короткие сроки, с учетом требования комитета, были изготовлены два экземпляра танка на базе А-32, с броней 45 мм и пушкой 76 мм. Эта модель, успешно проявившая себе в испытаниях, и получила название Т-34.

17 марта 1940 г. танки были показаны руководству страны и получили одобрение. Сталин назвал Т-34 «новой ласточкой».

В апреле, возвращаясь в Харьков своим ходом, один из танков упал в воду. Кошкин участвовал в спасении машины и сильно простудился. Однако, невзирая на болезнь и госпитализацию, лично руководил окончательной доработкой конструкций и налаживанием серийного производства.

Недуг стремительно прогрессировал, пришлось удалить отказавшее легкое. Усилия врачей оказались тщетными — 26 сентября 1940 г. М. И. Кошкин скончался.

Существует легенда, что из ненависти к танку Т-34, Гитлер назначил вознаграждение за голову конструктора, однако, узнав, что тот мертв, приказал разбомбить кладбище, на котором Кошкин был похоронен. Могила инженера не сохранилась.

Вспомним величайшее в истории танковое сражение, в котором ключевую роль сыграли «тридцатьчетверки». Оно состоялось в ходе Курской битвы, 12 июля 1943 г., близ села Прелестное, у поселка Прохоровка. В нем участвовало до 1200 танков и самоходных установок с обеих сторон. К исходу дня немецкая танковая группировка, состоявшая из лучших дивизий вермахта «Великая Германия», «Адольф Гитлер», «Райх», «Мертвая голова», были разбиты и отступили. На поле остались догорать 400 машин. Курская битва длилась 50 дней, завершившись освобождением Харькова. В ней, помимо тяжелых людских потерь, враг потерял около 1500 танков и штурмовых орудий. Повернуть ход войны в свою пользу ему не удалось. Но и наши атакующие потери, в частности, в бронетанковой технике были велики. Они составили более 6 тысяч танков и СУ.

Мы помним, что еще несколько лет назад, ежегодно, 10 мая и 12 июля, в день славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, в Прохоровку Белгородской области из многих регионов бывшего СССР прибывали делегации, чтобы отметить годовщину крупнейшего танкового сражения в мировой истории, которое стало кульминацией Курской битвы. Из Харькова в Прохоровку ездил «поезд Памяти». В вагонах электропоезда повышенной комфортности через украино-российскую границу приезжала делегация Союза советских офицеров, включавшая ветеранов Великой Отечественной, воинской службы, а также «рабочего, советского сопротивления, участников холодной войны». Что отрадно, и молодежь Харькова тогда активно присоединялась к ветеранам. Прямо на привокзальной площади Прохоровки проходил митинг, на котором выступали харьковские участники Курской битвы, а также внучка Михаила Ильича Кошкина.

Сами сотрудники КБ Танкового отдела Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ), где разрабатывался в течение трех предвоенных лет новый танк, шутили так: «Броня толста, как шматок украинского сала». 

По мнению немецкого генерал-майора Б. Мюллера-Гиллебранда, появление танка Т-34 ознаменовало зарождение так называемой танкобоязни у немецких войск на Восточном фронте. Справочники сообщают, что по рейтингу «Top Ten Tanks», составленному телеканалом Military Channel в 2007 г. на основе результатов опросов британских и американских военнослужащих и экспертов, лучшим танком XX века стал советский Т-34. Он получил близкие к предельным оценки за огневую мощь, защищённость, подвижность, высшую оценку за освоение промышленностью.

А.А. Морозов, один из создателей Т-34, преемник М. И. Кошкина на посту главного конструктора в своих воспоминаниях размышлял: «В чем же сила танка Т-34? Как убедительно показала практика боевого применения, эта машина наиболее удачно сочетала в себе основные параметры, определяющие достоинства танка: огонь, бронирование и маневренность… Конечно, были и у противника, и у союзных армий танки с достаточно толстой броней, либо с хорошей пушкой, либо обладавшие высокой маневренностью. Однако танк лишь только тогда хорош, когда в нем соединяются эти качества. Удачно же сочетать в одной машине мощное вооружение и бронирование с хорошей маневренностью до нас никому не удавалось». 

С 1940 по 1944 гг. семью советскими заводами (сначала в Харькове, до оккупации, затем в Сталинграде, до 1942-го, а также в Горьком, Нижнем Тагиле, Челябинске и Свердловске) было выпущено 35 467 танков Т-34. Абсолютным рекордсменом в производстве «тридцатьчетверок» стал Нижний Тагил — 15 013 машин.

На фото из Пермского края мы видим «тридцатьчетверку», установленную в Кунгуре, где в 1943 г. на территории Уральского округа был сформирован 30-й Уральский добровольческий танковый корпус в составе трех танковых бригад. 

Наследие великого конструктора сложно недооценить — Т-34 стал одним из символов Победы. Е. Кошкина рассказывала в одном из интервью: «Танков Т-34 на пьедесталах стоит сто сорок два — это где-то написано. В России, США, в Израиле… А потом я еще встречала цифру, что их сейчас более четырехсот. Мне больше всего нравится в Париже, у входа в Дом инвалидов — там музей всех времен и народов. Т-34 поставлен по просьбе Жака Ширака… Нет, еще де Голля! И когда привезли эту машину, там выстроились по одну сторону наши солдаты, по другую французские, и как ты думаешь, когда танк шел к зданию, чтобы войти на пьедестал, что играли? Ну, сначала «Марсельезу», конечно, а потом «Утро красит нежным светом стены древнего Кремля»! Я в этот музей, в Париж все собираюсь поехать, ни за что не помру, пока не съезжу!»

Памятник танку Т-34, а фактически М.И. Кошкину, установлен на Ярославском шоссе недалеко от г. Переславль-Залесский, у поворота на село Брынчаги, где родился выдающийся конструктор.

***

P.S. В 2014 г. несколько танков Т-34 «сошли» со своих каменных постаментов в Донбассе, чтобы защитить русских людей от кровавого киевского режима.

В новейшее время ярко и стойко проявил себя достойный наследник создателей «тридцатьчетверки» ведущий конструктор КБ им. А. А. Морозова Юрий Апухтин — автор многих публикаций и книг, изобретений в области систем управления танками, кандидат технических наук, депутат Харьковского облсовета с 1995 г., убежденный сторонник единства России, Украины и Белоруссии. После начала киевских событий «евромайдана» Юрий Михайлович приложил большие усилия, чтобы объединить разрозненные антимайданные организации Харькова, и запомнился как лидер возникшего на основе Гражданского форума общественного движения «Юго-Восток», а также объединения «Великая Русь». В марте и апреле 2014 г. каждые субботу и воскресенье Апухтин, оснащенный мощной звуковой аппаратурой и грузовиком, проводил протестные митинги на пл. Дзержинского («майдан Свободы»). И нас, участников митингов, откровенно, в лицо снимали видеокамерами «волонтеры СБУ», в частности, одна из сотрудниц литмузея. 1 мая Ю. Апухтин был задержан сотрудниками СБУ по подозрению в организации массовых беспорядков. В сообщении спецслужбы говорилось, что Апухтин якобы принимал участие в подготовке теракта в День Победы. Три с половиной года борец с бандеровским произволом провел в застенках в ожидании суда. 20 декабря 2017 года Апелляционный суд Харьковской обл. признал Юрия Апухтина невиновным. Дело развалилось ввиду отсутствия состава преступления и доказательств. В силе осталось обвинение в массовых беспорядках. Через неделю Ю. Апухтин был обменен СБУ на украинских военнопленных. Русского харьковца приютила Российская Федерация.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

И.Якут
07.12.2023 12:55
1. Надо заметить, что лучшим танком Второй Мировой Т-34 стал только после серьезных доработок 1943 г., выполненных в США, число которых превысило 1500! Так что и союзников есть за что благодарить. Самым большим минусом была совершенно ненадежная трансмиссия.
2. Что до Юрия Апухтина: здесь ссылка на его публикацию 2014 г., по существу, за которую его упекли в тюрьму. http://www.km.ru/world/2014/10/08/protivostoyanie-na-ukraine-2013-14/749346-stsenarii-budushchego-razdela-ukrainy. Любопытно сравнить с представлениями 9-летний давности и нынешними реалиями.
Слава Богу, жив остался, и дай Бог ему здоровья. Ныне же - пик украинского террора.
И. Е.
05.12.2023 23:04
Низкий поклон автору за подробное изложение биографии русского гения-«технаря» и в особенности за сердечный тон: ничего подобного мне не приходилось читать ранее. В художественных фильмах о М.И. Кошкине — «Главный конструктор» (к сожалению, не помню ФИО режиссера) и «Танки» Кима Дружинина представлен уже зрелый, акме этап биографии героя.
Спасибо также и за напоминание о харьковчанине-герое Ю. Апухтине. В 2014-м, "майданном» году о нем писали немало, а потом как будто позабыли. Слава Богу, что он уже в России - в родном городе его жизнь была бы под большим вопросом...
ус
04.12.2023 15:51
Кошкин это народный гений,а Гений всегда создаёт уникальные вещи.В то же время в годы войны не малую роль сыграл танк Иосиф Сталин.Название танка обеспечило ему и конструктору забвение в годы хрюща,да и Ильич не напрягался,считая себя главным победителем войны.Ну а либрики тем более по приказу пиндос фашистов боялись и до сих пор боятся произнести имя Верховного.Но танк то при чём.Танк громил врага везде и всюду и спасибо конструкторам за созданное ими мощное оружие
И.
04.12.2023 12:07
Такие рассказы должны стать частью школьных учебников истории!
Ирина
04.12.2023 11:54
Спасибо за память!
История современности.
Очевидец
04.12.2023 10:55
Кошкин, Морозов, Апухтин... Какие замечательные русские харьковские фамилии! Какие люди!

Эксклюзив
27.04.2024
Владимир Малышев
Жесткая правда войны от бойца подразделения «Шторм Z», ставшего писателем
Фоторепортаж
27.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Историческом музее открылась выставка, посвященная 200-летию Сергея Уварова


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.